Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Альтернативные издержки появляются, когда мы выбираем один способ использования ограниченных ресурсов и отвергаем другой.

Министерство образования и науки

Российской Федерации Новосибирский государственный университет

Экономики и управления «НИНХ»

 

 

Л.Ю. Руди

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Курс лекций

для студентов очной и заочной форм обучения

по направлению подготовки 080100 «Экономика»,

профилям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

«Мировая экономика», «Налоги и налогообложение»,

«Статистика», «Финансы и кредит», «Экономика

предприятий и организаций»; по направлению

подготовки 080500 «Бизнес- информатика»,

профилю «Электронный бизнес»

 

Новосибирск, 2014

Издается в соответствии с планом учебно-методической работы НГУЭУ

 

ББК

Рецензенты:

Нина Сергеевна Ненашева – к.э.н., доцент кафедры экономической теории

Елена Юрьевна Захарова – к.э.н., доцент кафедры экономической теории

 

 

Руди Л.Ю.

Экономика: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГУЭУ, 2010 г. –

 

ISBN

 

Учебно-методический комплекс предназначен для изучения курса «Экономика» студентами заочной формы обучения НГУЭУ направления – Бакалавр юриспруденции. Дисциплина «Экономика» рассматривает общие закономерности экономической организации общества, механизмы функционирования рыночной экономики и поведение ее различных субъектов, национальную экономику в целом, проблемы ее равновесия и нестабильности, роль и границы вмешательства государства в хозяйственные процессы, значение финансовой и кредитной систем в современной рыночной экономике. Комплекс содержит программу курса, методические указания по выполнению контрольных работ, текст лекций, словарь терминов, список рекомендуемой литературы по темам курса, контрольные вопросы и тесты.



 

 

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА»

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ

1. Предмет микроэкономики.

2. Методы микроэкономического анализа.

 

Предмет микроэкономики

Экономическая деятельность различных субъектов осуществляется на разных уровнях, в том числе на микро- и макроэкономическом. В связи с этим сформировались такие дисциплины, как микро- и макроэкономика, тесно связанные между собою, но отличающиеся по уровням, субъектам и объектам исследования.

Для того чтобы понять, что изучает микроэкономика, то есть что является ее предметом, надо рассмотреть такие экономические понятия, как производство, потребности, экономические ресурсы и факторы производства, альтернативный выбор, альтернативные издержки и др.

Для того чтобы жить, человек должен иметь определенные блага (пищу, жилье, одежду, обувь и т.д.). Но эти блага в большин­стве своем не даются природой в готовом виде. Чтобы их иметь, человек должен их производить. И этот процесс должен быть не прерывным.

Производство представляет собой целесообразную деятельность людей, которая направлена на создание благ в различных формах с целью удовлетворения их потребностей.

Результатом производства таким образом является экономическое благо – средство для удовлетворения потребностей. Оно может иметь вещественную форму (материальное благо) и форму услуги (нематериальное благо). Услуга – это результат деятельности человека, удовлетворяющий какие-либо потребности в виде полезного эффекта. Это транспортные услуги, услуги связи, юридические, жилищно-коммунальные, образовательные и др.

Потребностиможно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности человека и общества в целом. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека осуществлять производственную деятельность.

Потребности людей многообразны, их можно классифицировать по различным признакам. Они подразделяются на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и отложенные, настоящие и будущие. В экономической литературе часто используют такую классификацию: физические (физиологические) потребности – потребности в пище, одежде, жилище и т.д.; социальные – потребность в труде, отдыхе, охране здоровья, получении образования и т.д.; духовные, связанные с духовно-творческой деятельностью человека – повышением культурного уровня, познанием окружающего мира и т.д. Известно также деление потребностей на первичные и вторичные. Потребности классифицируется также на личные, которые удовлетворяются благами потребительского назначения, и производственные – потребности в средствах производства. Потребности могут быть индивидуальными Потребности человека и общества в целом не остаются неизменными. Они развиваются по мере развития человеческого общества.

Очевидно, что производство и удовлетворение потребностей (потребление благ) тесно связаны между собою. Эту связь можно представить так: развитие производства, исходным пунктом которого являются потребности, расширяет и порождает новые. Они в свою очередь способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию производства. В целом для человеческого общества характерна тенденция к росту потребностей, которую отражает закон возвышения потребностей. Рост потребностей идет и по горизонтали – потребности растут количественно, и по вертикали – потребности растут качественно, от низших к высшим.

Следует иметь ввиду, что не все потребности поддаются точному количественному измерению. Но большую часть потребностей в материальных благах можно свести к единому измерению с помощью денег. Их общей мерой является потребительский спрос – выраженная в деньгах платежеспособная потребность.

При осознании потребностей возникает мотивация к труду, и потребности приобретают форму экономического интереса. Последний выражает пользу, экономическую выгоду для какого-либо субъекта. Участие людей в производстве достигается различными способами воздействия на их экономические интересы, различными стимулами. История человеческого общества знает два основных стимула этой деятельности – внеэкономическая и экономическое принуждение к труду. Первое предполагает личную зависимость работника от работодателя, отсутствие у него экономической и другой свободы. внеэкономическая предполагает личную материальную заинтересованность и стремление повысить уровень своего благосостояния. Очевидно, что характер стимулов к трудовой деятельности определяется формами собственности на факторы и результаты производства. Подробнее об этом в теме 3 данного курса.

Создание экономических благ с целью удовлетворения потребностей предполагает наличие экономических ресурсов. В экономической науке под экономическими ресурсамипонимают совокупность различных элементов, которые могут быть использованы непосредственно для производства благ, а также их последующего распределения и потребления. К ним относят:

· природные ресурсы – имеющиеся в распоряжении общества запасы полезных ископаемых и естественные условия жизни;

· материальные ресурсы – это созданные и накопленные материальные средства, они используются в процессе производства и увеличивают результативность деятельности;

· трудовые ресурсы – это люди с их опытом, квалификацией, уровнем образования и предпринимательскими способностями;

· финансовые ресурсы – это денежные средства, которые общество выделяет для производства;

· информационные ресурсы – это данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники.

Экономические ресурсы ограничены. При этом различают:

· абсолютную ограниченность – физическую ограниченность, конечность ресурсов. За небольшим исключением (атмосферный воздух, солнечный свет) все, что окружает человека и чем он пользуется, количественно ограничено. Конечно, ограниченность ресурсов в определенной мере преодолевается, когда возникают новые технологии, позволяющие увеличить производство различных благ, разрабатываются ранее недоступные месторождения полезных ископаемых, создаются информационные системы, расширяющие объем человеческих знаний. Однако, все эти изменения не делают ресурсы безграничными.

· относительную ограниченность - недостаточность ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей общества.

Экономические ресурсы, которые используются для производства благ, выступают в качестве факторов производства. Таким образом, факторы производства - это экономические ресурсы, которые общество использует для производства благ.

К факторам произ­водства относят: землю, труд, капитал, предпринима­тельский талант. Но под капиталом как фактором производства понимают не его денежную форму, а реальный капитал, овеществленный в материальных благах. Это созданные человеком средства производства, т.е. производственные здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и т.д. Выделение в качестве самостоятельного фактора производства предпринимательских способностей, объясняется особой ролью предпринимателя в производственном процессе. Он организует этот процесс, соединяя все экономические ресурсы в единый механизм, принимает основные управленческие решения, выступает как новатор и инициатор разработки и применения наиболее прогрессивных технологий, несет ответственность и берет на себя риски за производственную деятельность.

Проблема ограниченности ресурсов заставляет делать выбор: что производить (какие потребности удовлетворять), для кого производить (чьи потребности удовлетворять), как производить (какие ресурсы использовать для текущего удовлетворения потребностей, а какие – для будущего). Это выбор альтернативных вариантов использования ресурсов.

Альтернативные издержки появляются, когда мы выбираем один способ использования ограниченных ресурсов и отвергаем другой.

Альтернативные издержки выбора представляют собой ценность наилучшей из альтернатив, которая могла бы быть выбрана, но выбор не был сделан.Другими словами альтернативные издержки это наилучший из отвернутых вариантов при выборе.

Для иллюстрации этого положения воспользуемся примером, показывающим выбор фермера между выращиванием апельсин и яблок.

Возможности производства апельсин и яблок за год представлены ниже:

ВОЗМОЖНОСТИ АПЕЛЬСИНЫ (ТОННЫ) ЯБЛОКИ (ТОННЫ)
A 20.0 0.0
B 19.0 10.0
C 16.5 18.0
D 12.5 24.0
E 6.5 28.0
F 0.0 30.0

Графическая интерпретация приведенных данных представлена на рис. 1

Рис. 1. Кривая производственных возможностей

Каждая точка на кривой производственных возможностей характеризует определенную комбинацию ресурсов и соответственно объем производства апельсин и яблок, представляет альтернативный выпуск этих продуктов. Он отражает совокупность апельсин и яблок, которые могли бы быть произведены при имеющихся ресурсах. Двигаясь вниз по кривой, мы видим, что производство яблок возрастает, в то время как производство апельсин снижается. Для того, чтобы произвести 10 тонн яблок фермер не должен производить 1 тонну апельсин (движение из точки A в точку B). Для того чтобы произвести еще 8 тонн яблок (движение из точки B в точку C), фермеру следует отказаться от производства 3.5 тонн апельсин и т.д. Очевидно, что альтернативные издержки на производство дополнительной тонны яблок растут по мере нашего движения вниз по кривой производственных возможностей. Это отражает важный экономический принцип: «Если мы хотим иметь большее количество какого-либо товара, то обычно необходимо уплачивать за него и большую цену, выраженную в других товарах, которыми мы жертвуем. То есть ради каждой получаемой дополнительной единицы требуемого товара, мы должны отказываться от дополнительного количества других товаров» (Самуэльсон П.). Вот почему кривая по форме является выпуклой.

Кривая производственных возможностей иллюстрирует две важных закономерности:

· Ограниченность ресурсов - это граница того количества продукта, который мы можем произвести за данный период времени при имеющихся ресурсах и технологиях. Поэтому данную кривую называют еще границей производственных возможностей.

· Альтернативные издержки: получить дополнительное количество любого желаемого продукта мы можем только при сокращении производства другого.

Кривая производственных возможностей показывает потенциальный объем производства и не отражает реальный выпуск продукции. На каждой точке данной кривой мы получаем максимальный объем производства при имеющихся ресурсах. Таким образом, мы говорим, что все точки на кривой производственных возможностей эффективны.

 

Рис. 2. Кривая производственных возможностей и эффективности

Если фермер работает в поле, расположенном ниже кривой производственных возможностей, значит, некоторые из имеющихся ресурсов не задействованы или используются неэффективно (точка X на рис. 2). В этом случае возможно расширение производства апельсин и яблок за счет имеющихся ресурсов.

Увеличение объема производства при более полном или эффективном использовании имеющихся ресурсов означает переход из точки X в точку Y на рис.2. Если увеличить факторы производства или применить новую технологию, то увеличивается производительность. Рост производительности сместит кривую производственных возможностей вовне и вправо. Это позволит произвести большее количество обоих видов продукции. В нашем случае, это может быть использование минеральных удобрений, генетически модифицированных яблоневых и апельсиновых деревьев, новой фермерской технологии. Сокращение ресурсов сместит кривую вовнутрь и влево. Количество произведенной продукции уменьшится, что свидетельствует о снижении производственных возможностей экономики.

Микроэкономика -это наука, которая изучает поведение людей в процессе производства, распределения и потребления благ и услуг в мире ограниченных ресурсов; изучает проблемы эффективного использования ограниченных экономических ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения потребностей человека. Она изучает экономическое поведение таких экономических единиц, как домашнее хозяйство, фирма. Это – субъекты микроэкономики.

Домашнее хозяйство – экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала; самостоятельно принимает решения; является собственником какого-либо фактора производства; удовлетворяет свои потребности. Его поведение изучается в теме 6 данного курса.

Фирма – экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи; стремится к максимизации прибыли, самостоятельно принимает решения. Ее поведение изучается в темах 7,8,9,10.

В настоящее время деятельность этих субъектов испытывает влияние государства которое представлено правительственными учреждениями, осуществляющими власть для обеспечения контроля над хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Государство это субъект макроэкономики и его деятельность изучается в курсе макроэкономика.

Объектами макроэкономики являются такие проблемы, как потребительский спрос на отдельный товар или услугу, издержки производства отдельного товара, объем продаж отдельной фирмы, эффекты от введения налогов или субсидий на производство тех или иных товаров или на отрасль в целом и так далее.

Микроэкономика выполняет ряд функций: познавательную, методологическую, практическую.

Познавательная функция заключается в том, что она изучает и объясняет экономическую деятельность и экономическое поведение субъектов микроэкономики. Методологическая функция заключается в том, что она выявляет экономические категории, принципы и законы, позволяющие экономическим субъектам принимать наиболее эффективное решение, осуществлять оптимальный выбор. Практическая функция заключается в выработке рекомендаций и методов рационального хозяйствования, прогнозировании развития отраслевого производства, конъюнктуры рынка.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.