Методы микроэкономического анализа Методология – это учение о принципах построения, формах и способах научного познания методология зависит от специфики объекта исследования, поэтому различные направления и школы экономической мысли основываются на различных методологиях. От методологии следует отличать методы исследования.
Метод - это путь, способ, прием исследования предмета. Существуют различные методы исследования предмета микроэкономики.
Материалистическая диалектика — учение о наиболее общих законах развития природы, общества, человеческого познания. Оно базируется на следующих положениях:
• явления и процессы экономической жизни исследуются во взаимосвязи и взаимообусловленности;
• экономическая жизнь рассматривается в динамике, в ходе которой накапливаемые количественные изменения переходят в качественные;
• движущей силой экономического развития выступают единство и борьба противоположностей;
• старые, отжившие в экономических процессах явления отрицаются новыми;
• характер экономических процессов объясняется с позиций категорий материалистической диалектики: необходимость и случайность, причина и следствие, сущность и явление и т.д.
В экономических исследованиях важную роль играет также метод научной абстракции; под ним подразумевается мышление, которое в наблюдаемых явлениях выделяет существенное и отвлекается от всех несущественных свойств. С помощью этого метода формируются экономические категории выявляется. Экономические категории это логические понятия, которые отражают наиболее общие и существенные стороны экономических явлений и процессов (потребность, спрос, деньги, предложение, капитал и др.). Экономические законы выражают внутренние, наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи в экономических явлениях и процессах (закон возвышения потребностей, закон экономии времени, закон спроса и др.). Изучая экономические явления, мы проходим путь от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него — к практике. С принципом восхождения от абстрактного к конкретному связан и принцип диалектического единства исторического и логического. Историческое — это процесс становления и развития объекта; логическое означает теоретические воспроизведения развивающегося объекта. «С чего начинается история, с того и должен начинаться ход мыслей»[1], — писал Ф.Энгельс.
Таким образом, в основе абстрактного мышления лежит исторический подход к изучаемым явлениям, признание того, что в природе и в обществе развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему, движущей силой развития является единство и борьба противоположностей, все явления имеют внутреннюю противоречивость.
В экономических исследованиях широко применяются методыанализа и синтеза, которые представляют собой единые процессы познания объективной действительности. Как в природе, так и в обществе изучаемый предмет обладает множеством элементов, свойств. Для познания эти элементы, свойства вычленяются из общего и изучаются подробно. Это методанализа. Затем, чтобы иметь общее представление о самом предмете, эти элементы соединяются в единое целое, исследуются их взаимодействие и взаимозависимость. Воссоединение расчлененных и проанализированных элементов в единое, внутреннее связанное целое, называетсясинтезом.
Наряду с анализом и синтезом в методе научных исследовании широко практикуется методиндукции и дедукции. Индукция (от лат. inductio — наведение) есть способ рассуждения от частного к общему, от фактов к обобщениям, или — рассуждение, выводящее из некоторых истин новую подобную истину. Дедукция (от лат. deductio — выведение) представляет собой способ рассуждения от общего к частному, от общих положений к частным выводам. Например, в «Капитале» К.Маркса, с одной стороны, каждое положение выведено из всестороннего глубокого анализа массы реальных фактов и явлений (индукция). С другой, на основе общих теоретических положений, идей, открытых К.Марксом законов обосновываются отдельные явления и факты экономической действительности (дедукция).
Используются позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализ формирует научное представление об экономическом поведении экономических субъектов. Он изучает то что есть. Нормативный анализ отражает оценочные суждения по вопросу о том как должно быть.
Поскольку экономическим процессам и явлениям присуща и количественная определенность, то в микроэкономике используютсяанализ предельных величин, анализ «затраты — выгоды», экономико-математическое моделирование.
Последнее позволяет в формализованном виде определить причины, закономерности, последствия изменений экономических явлений; делает возможным прогнозирование экономических процессов. С его помощью создаются экономические модели. Экономическая модель это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования. Модели могут быть словесными, математическими, табличными, графическими. Словесная модель это описание экономических процессов по средствам слов. Математическая модель устанавливает количественные зависимости переменных величин, выраженные в виде уравнения или их системы. Табличная модель показывает количественные зависимости переменных величин в виде конкретных цифровых значений. Графическая модель показывает количественные зависимости переменных величин в виде графического изображения.
В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа. Функция это переменные величины, зависящие от других переменных величин.
При изучении экономических процессов в ограниченных пределах возможны экономические эксперименты. Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического процесса или явления для того, чтобы изучить его в наиболее благоприятных условиях с целью его дальнейшего практического применения.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое производство и какова его роль в жизни человеческого общества?
2. Что такое потребности и какую роль они играют в развитии производства?
3. Что экономическая наука понимает под экономическими ресурсами и в каком смысле можно говорить об их ограниченности?
4. Охарактеризуйте основные факторы производства и покажите их взаимосвязь с экономическими ресурсами. Что такое проблема выбора?
5. Сделайте графические построения кривой производственных возможностей и поясните, что она показывает, почему имеет выпуклый вид.
6. Что показывают точки на кривой производственных возможностей; внутри сектора, за его пределами.
7. Охарактеризуйте основные методы микроэкономического анализа: метод научной абстракции, синтез и анализ, индукцию и дедукцию и др.
Тема 2. СОБСТВЕННОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
1. Собственность как экономическая и юридическая категория. Права собственности как «правила игры».
2. Формы и виды собственности в современной экономике.
3. Экономические системы общества
|