Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Методы микроэкономического анализа

Методология – это учение о принципах построения, формах и способах научного познания методология зависит от специфики объекта исследования, поэтому различные направления и школы экономической мысли основываются на различных методологиях. От методологии следует отличать методы исследования.

Метод - это путь, способ, прием исследования предмета. Существуют различные методы исследования предмета микроэкономики.

Материалистическая диалектика — учение о наиболее об­щих законах развития природы, общества, человеческого познания. Оно базируется на следующих положениях:

• явления и процессы экономической жизни иссле­дуются во взаимосвязи и взаимообусловленности;

• экономическая жизнь рассматривается в динами­ке, в ходе которой накапливаемые количественные из­менения переходят в качественные;

• движущей силой экономического развития высту­пают единство и борьба противоположностей;

• старые, отжившие в экономических процессах яв­ления отрицаются новыми;

• характер экономических процессов объясняется с позиций категорий материалистической диалектики: не­обходимость и случайность, причина и следствие, сущ­ность и явление и т.д.

В экономических исследованиях важную роль иг­рает также метод научной абстракции; под ним подразу­мевается мышление, которое в наблюдаемых явлениях выделяет существенное и отвлекается от всех несуще­ственных свойств. С помощью этого метода формируются экономические категории выявляется. Экономические категории это логические понятия, которые отражают наиболее общие и существенные стороны экономических явлений и процессов (потребность, спрос, деньги, предложение, капитал и др.). Экономические законы выражают внутренние, наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи в экономических явлениях и процессах (закон возвышения потребностей, закон экономии времени, закон спроса и др.). Изучая эконо­мические явления, мы проходим путь от живого созерца­ния к абстрактному мышлению и от него — к практике. С принципом восхождения от абстрактного к конкретно­му связан и принцип диалектического единства истори­ческого и логического. Историческое — это процесс становления и развития объекта; логическое означает теоретические воспроизведения развивающегося объекта. «С чего начинается история, с того и должен начинаться ход мыслей»[1], — писал Ф.Энгельс.



Таким образом, в основе абстрактного мышления лежит исторический подход к изучаемым явлениям, при­знание того, что в природе и в обществе развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему, движущей силой развития является единство и борьба противополож­ностей, все явления имеют внутреннюю противоречивость.

В экономических исследованиях широко применя­ются методыанализа и синтеза, которые представляют собой единые процессы познания объективной действи­тельности. Как в природе, так и в обществе изучаемый предмет обладает множеством элементов, свойств. Для познания эти элементы, свойства вычленяются из обще­го и изучаются подробно. Это методанализа. Затем, чтобы иметь общее представление о самом предмете, эти элементы соединяются в единое целое, исследуются их взаимодействие и взаимозависимость. Воссоединение расчлененных и проанализированных элементов в еди­ное, внутреннее связанное целое, называетсясинтезом.

Наряду с анализом и синтезом в методе научных исследовании широко практикуется методиндукции и дедукции. Индукция (от лат. inductio — наведение) есть способ рассуждения от частного к общему, от фактов к обобщениям, или — рассуждение, выводящее из некото­рых истин новую подобную истину. Дедукция (от лат. deductio — выведение) представляет собой способ рас­суждения от общего к частному, от общих положений к частным выводам. Например, в «Капитале» К.Маркса, с одной стороны, каждое положение выведено из все­стороннего глубокого анализа массы реальных фактов и явлений (индукция). С другой, на основе общих теоре­тических положений, идей, открытых К.Марксом зако­нов обосновываются отдельные явления и факты эконо­мической действительности (дедукция).

Используются позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализ формирует научное представление об экономическом поведении экономических субъектов. Он изучает то что есть. Нормативный анализ отражает оценочные суждения по вопросу о том как должно быть.

Поскольку экономическим процессам и явлениям присуща и количественная определенность, то в микроэкономике используютсяанализ предельных величин, анализ «затраты — выго­ды», экономико-математическое моделирование.

Последнее по­зволяет в формализованном виде определить причины, закономерности, последствия изменений экономических явлений; делает возможным прогнозирование экономи­ческих процессов. С его помощью создаются экономические модели. Экономическая модель это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования. Модели могут быть словесными, математическими, табличными, графическими. Словесная модель это описание экономических процессов по средствам слов. Математическая модель устанавливает количественные зависимости переменных величин, выраженные в виде уравнения или их системы. Табличная модель показывает количественные зависимости переменных величин в виде конкретных цифровых значений. Графическая модель показывает количественные зависимости переменных величин в виде графического изображения.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа. Функция это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

При изучении экономических процессов в ограниченных пределах возможны экономические экспери­менты. Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического процесса или явления для того, чтобы изучить его в наиболее благоприятных условиях с целью его дальнейшего практического применения.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое производство и какова его роль в жизни человеческого общества?

2. Что такое потребности и какую роль они играют в развитии производства?

3. Что экономическая наука понимает под экономическими ресурсами и в каком смысле можно говорить об их ограниченности?

4. Охарактеризуйте основные факторы производства и покажите их взаимосвязь с экономическими ресурсами. Что такое проблема выбора?

5. Сделайте графические построения кривой производственных возможностей и поясните, что она показывает, почему имеет выпуклый вид.

6. Что показывают точки на кривой производственных возможностей; внутри сектора, за его пределами.

7. Охарактеризуйте основные методы микроэкономического анализа: метод научной абстракции, синтез и анализ, индукцию и дедукцию и др.

 

Тема 2. СОБСТВЕННОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

1. Собственность как экономическая и юридическая категория. Права собственности как «правила игры».

2. Формы и виды собственности в современной экономике.

3. Экономические системы общества

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.