Международно-правовые стандарты ответственности несовершеннолетних
Положение ребенка в обществе является одной из самых существенных граней комплексной системы прав и свобод человека, поддерживаемой на международном уровне и развиваемой в направлении установления единых стандартов ее обеспечения.
Ребенок становится предметом внимания международного права еще с давних времен. Но на ХХ век приходится наибольшее количество международных актов, непосредственно посвященных защите его прав. В принятой в 1924 г. Женевской декларации прав ребенка подчеркивалась необходимость специальной охраны ребенка ввиду его физической и умственной незрелости.
20 ноября 1959 г. Декларацию прав ребенка принимает Генеральная Ассамблея ООН, в которой уже с учетом принципов, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г., вновь подчеркивается, что ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь. В Декларации провозглашена необходимость всемерной защиты всех прав ребенка, которые ему принадлежат наряду с правами, предоставленными взрослому человеку
Продолжением линии на всемерную защиту прав ребенка на международном уровне явилась Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., представляющая комплексный подход к охране прав ребенка, в том числе и к защите его от различного воздействия негативного характера, в частности:
от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ;
от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;
от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.
Наряду с провозглашением защиты ребенка от негативного влияния Конвенция обязывает государства принимать все необходимые меры для предотвращения:
склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности;
использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной
обращения с такими детьми без использования судебного разбирательства;
лишение свободы как вид наказания может применяться к детям лишь в крайних случаях и в течение как можно более короткого времени;
Самостоятельное место в Конвенции (ст. 37) занимают положения, регламентирующие отношение к ребенку в тех случаях, когда он становится правонарушителем, в том числе и преступником. При этом подчеркивается, что:
ни один ребенок не должен быть подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;
лицам, совершившим преступления моложе 18 лет, не могут быть назначены ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения.
ни один ребенок не должен быть лишен свободы незаконным или произвольным образом. Арест, задержание или тюремное заключение ребенка осуществляются согласно закону и используются лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода времени.
В случае лишения ребенка свободы он должен:
пользоваться гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей лиц его возраста;
быть отделен от взрослых, если только не считается, что в наилучших интересах ребенка этого делать не следует;
иметь право поддерживать связь со своей семьей путем переписки и свиданий, за исключением особых обстоятельств;
иметь право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи, а также право оспаривать законность лишения его свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия
В указанной Конвенции (ст. 40) также предусмотрены процессуальные гарантии защиты прав ребенка, который считается нарушившим уголовное законодательство. К таким гарантиям относятся, в частности: презумпция невиновности, пока его вина не будет доказана согласно закону; незамедлительное и непосредственное информирование его об обвинениях против него и, в случае необходимости, через его родителей и законных опекунов и получение правовой и другой необходимой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты; безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебным органом в ходе справедливого слушания в соответствии с законом в присутствии адвоката или другого соответствующего лица и целый ряд других
Конвенция ориентирует государства на принятие специальных законов, проведение процедур, создание специальных органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые считаются нарушившими уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении, в том числе на установление минимального возраста, ниже которого дети считаются неспособными нарушить уголовное законодательство, на принятие мер по обращению с такими детьми без использования судебного разбирательства при условии полного соблюдения прав человека и правовых гарантий. Обращено также внимание на необходимость проведения различных мероприятий, альтернативных по своему характеру мероприятиям, осуществляемым в рамках исправительных учреждений. К таким мероприятиям Конвенция относит уход, опеку и надзор, консультативные услуги, назначение испытательного срока, воспитание, обучение и профессиональную подготовку и другие формы, которые бы соответствовали благосостоянию ребенка, его положению и характеру совершенного им преступления.
Анализ указанных положений Конвенции ООН о правах ребенка применительно к вопросам, регулируемым уголовным правом, и, в частности, касающимся его уголовной ответственности, свидетельствует, прежде всего, о следующем:
общепризнанным максимальным возрастом ребенка, нуждающегося в особой правовой защите, является 18 лет;
установление минимального возраста, ниже которого дети считаются неспособными нарушить уголовное законодательство, является прерогативой каждого государства;
в случаях нарушения уголовного законодательства государства должны стремиться к принятию мер обращения с такими детьми без использования судебного разбирательства;
лишение свободы как вид наказания может применяться к детям лишь в крайних случаях и в течение как можно более короткого времени;
в случае применения к ребенку наказания в виде лишения свободы он должен пользоваться гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей его возраста.
Указанные положения получили свое развитие в таком фундаментальном международном документе, как Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятые 29 ноября 1985 г. В них еще более четко отражена идея об обеспечении особенностей в вопросах ответственности несовершеннолетних за совершенные правонарушения. В п. «а» ст. 2.2 указанных Правил отмечено, что несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому.
Большое внимание в Правилах уделено вопросу о возрасте уголовной ответственности. В ст. 4.1, в частности, указывается, что в правовых системах, в которых признается понятие возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних, нижний предел такого возраста не должен устанавливаться на слишком низком возрастном уровне, учитывая аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости.
Из комментария к этой статье вытекают следующие позиции:
минимальные пределы возраста уголовной ответственности различны, поскольку зависят от исторических и культурных особенностей развития государства, общества;
установление минимальных пределов возраста уголовной ответственности базируется на определении способности ребенка осознавать, что его поведение является антиобщественным, и перенести моральное и психологическое воздействие уголовной ответственности;
установление возрастного предела в таких случаях на слишком низком уровне или вообще неустановление такого предела исключает смысл уголовной ответственности, ее понятие становится бессмысленным;
установление возраста уголовной ответственности должно осуществляться во взаимосвязи с установлением возраста, определяющего общий правовой статус ребенка, когда на него уже можно возлагать определенные обязанности (гражданское совершеннолетие);
необходимо стремиться для установления разумного низшего возрастного предела, который мог бы применяться в международном масштабе.
Получили дальнейшее развитие в Пекинских правилах и положения, касающиеся применения мер воздействия на несовершеннолетних в случаях совершения ими преступлений.
С момента совершения преступления несовершеннолетний попадает под воздействие органа, призванного обеспечить расследование по уголовному делу (первоначальный контакт). На этой стадии возможны любые формы обращения с несовершеннолетним, в том числе и его задержание. Предусматривая целый ряд особенностей процессуального характера, Правила обращают внимание на то, что контакты между органами по обеспечению правопорядка и несовершеннолетним должны быть такими, чтобы уважать правовой статус несовершеннолетних, содействовать их благополучию и избегать причинения им ущерба. При этом термин «избегать причинения ущерба» предлагается толковать широко: как причинение прежде всего наименьшего ущерба, а также любого дополнительного или излишнего ущерба, что особенно важно именно при первоначальном контакте, от которого зависит успех любого дальнейшего вмешательства в судьбу несовершеннолетнего. Подчеркивается также важность сострадания и мягкого, но вместе с тем требовательного подхода.
В рамках первоначального контакта важное значение имеет рекомендация, содержащаяся в ст. 11 Пекинских правил, о стремлении не доводить дело о преступлении, совершенном несовершеннолетним, до официального разбирательства (например, судом), а стараться по возможности его прекратить с передачей в соответствующие службы, как правило, общественные, занимающиеся несовершеннолетними. Такая практика призвана ограничить негативные последствия процедуры отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. При этом в комментариях к указанным положениям отмечается, что прекращение дела не должно ограничиваться лишь мелкими делами, и поэтому оно может быть важным средством. Обращается также внимание на необходимость обеспечения надзора за несовершеннолетним, в отношении которого прекращено дело, проведения с ним воспитательной работы.
Для тех случаев, когда уголовное дело в отношении несовершеннолетнего не было прекращено, и встал вопрос о выборе судом соответствующих мер воздействия, Пекинские правила подтверждают закрепленные ранее принципы и подходы. В ст. 17 Правил, посвященной руководящим принципам вынесения судебного решения и выбору мер воздействия, указывается, что:
меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества;
решения об ограничении личной свободы несовершеннолетнего должны приниматься только после тщательного рассмотрения вопроса, а само ограничение должно быть, по возможности, сведено до минимума;
несовершеннолетнего правонарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений, а также в отсутствие другой соответствующей меры воздействия;
при рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о его или ее благополучии должен служить определяющим фактором.
Пекинские правила также нацеливают судебные или иные компетентные органы на применение к несовершеннолетним альтернативных лишению свободы мер воздействия, дальнейшую разработку таких мер, а также на более широкое применение системы пробации путем вынесения условных приговоров, отсрочки их исполнения, постановлений советов и других видов решений.
Указанные международно-правовые стандарты обращения с несовершеннолетними правонарушителями в определенной мере нашли отражение и в УК Республики Беларусь. Особенностям уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, посвящен самостоятельный раздел У Общей части УК. Эти особенности касаются системы и видов наказания, назначения наказания, иных мер уголовной ответственности, применяемых к несовершеннолетним, освобождения их от уголовной ответственности и наказания, а также погашения судимости.
Согласно ст. 108 УК уголовная ответственность лица, совершившего преступление в возрасте до восемнадцати лет, наступает в соответствии с положениями УК, но с учетом правил, предусмотренных в разделе У. Это означает, что все нормы УК применяются к несовершеннолетним так же, как и к взрослым, но при решении указанных выше вопросов применяются специальные нормы раздела У, предусматривающие особенности ответственности этой категории лиц.
|