Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Воспитательная практика в первобытный период

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава 1. Общие ориентиры воспитания

1.1. История возникновения и развития воспитательной практики

1.1.1. Воспитательная практика в первобытный период

1.1.2. Воспитательная практика в рабовладельческий период

1.1.3. Воспитательная практика в феодальный период

1.1.4. Воспитательная практика в период капитализма

1.1.5. Развитие воспитательной практики в России

Сущность воспитания. Философско-педагогические модели воспитания

1.2.1. Понятие «воспитание»

1.2.2. Модели воспитания

Классические педагогические идеи в области воспитания

1.3.1. Идея гуманизма

1.3.2. Идея духовности

1.3.3. Идея природосообразности

1.3.4. Идея учёта индивидуальных особенностей личности

1.3.5. Идея свободы

1.3.6. Идея культуросообразности

1.3.7. Идея коллективизма

1.3.8. Идея связи воспитания с жизнью

Цели воспитания на современном этапе развития отечественной школы

1.4.1. Субъекты целеполагания

1.4.2. Государственные ориентиры в сфере воспитания личности

Педагогические идеи Я.Корчака по книге «Как любить ребёнка»

Резюме

Вопросы для самопроверки

Глава 2. Методы и приёмы воспитания

Противоречия, закономерности и принципы организации воспитательного процесса

2.1.1. Противоречия воспитательного процесса

2.1.2. Закономерности организации воспитательного процесса

2.1.3. Принципы воспитания

Педагогическое взаимодействие в условиях воспитательного процесса

2.2.1. Сущность педагогического взаимодействия

2.2.2. Особенности педагогического взаимодействия с ребёнком младшего школьного возраста

 

Методы и приёмы воспитания



2.3.1. Понятие «метод воспитания»

2.3.2. Методы формирования сознания

2.3.3. Методы организации деятельности

2.3.4. Методы стимулирования

2.3.5. Приёмы воспитания

Опыт педагогического взаимодействия с учащимися начальной школы по книге В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям»

Резюме

Вопросы для самопроверки

Глава 3. Среда воспитания

Воспитательно-развивающая среда образовательного учреждения

3.1.1. Понятие «среда образовательного учреждения»

3.1.2. Компоненты воспитательно-развивающей среды

3.1.3. Педагогическое сопровождение личности в среде

Национальное своеобразие воспитания

3.2.1. К.Д. Ушинский о национальном воспитании

3.2.2. Образ мира в национальном характере

3.2.3. Глобализация и проблемы национального воспитания

Особенности и проблемы семейного воспитания

3.3.1. Сущность семейного воспитания

3.3.2. Духовно-нравственные традиции российской семьи

3.3.3. Проблемы современной семьи и семейного воспитания

3.3.4. Педагогическая культура родителей

3.3.5. Формы взаимодействия образовательных учреждений с семьёй

Особенности формирования семейной среды по произведению А.С.Макаренко «Книга для родителей»

Резюме

Вопросы для самопроверки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРАКТИКУМ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

Тесты для самоконтроля

Ключи к тестам для самоконтроля

Задания для контрольных работ

Вопросы для подготовки к экзамену

ГЛОССАРИЙ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ


ПРЕДИСЛОВИЕ

Сегодня мы имеем новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов, которые знаменательны среди прочего тем, что воспитание в содержании и организации образовательного процесса по своему значению занимает позицию не менее значимую, чем обучение. Можно уверенно констатировать, что от декларирования приоритетности воспитания система образования переходит к реальным шагам в реализации данного принципа в реальной практике образования.

Наиболее знаменательный шаг заключается в том, что в рамках основной образовательной программы в образовательных учреждениях разрабатывается программа духовно-нравственного развития и воспитания (для начального звена), программа воспитания и социализации обучающихся (для ступени основного общего образования).

На данном этапе четко определился ценностный подход к организации процесса воспитания и обозначены базовые национальные ценности, соответствующие традиционным источникам нравственности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Очевидно, что на первый план в воспитании личности выходит приобщение к духовно-нравственным ценностям, которые исторически сформировались в нашем Отечестве.

Современный национальный воспитательный идеал, на который должна ориентироваться школа – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.


ГЛАВА 1. Общие ориентиры воспитания

Комплексная цель

знать:

- этапы развития воспитательной практики;

- базовые идеи классической педагогики;

- цели воспитания на современном этапе развития системы образования;

- философско-педагогические модели воспитания;

уметь:

- анализировать цели воспитания, обозначенные в государственных документах;

- вычленять актуальные проблемы воспитания;

- интерпретировать идеи классической педагогики на современную действительность;

владеть:

- базовыми педагогическими понятиями;

- методикой работы с педагогическими текстами.

Рекомендации по самостоятельному изучению главы

Работа над учебником должна сопровождаться знакомством:

- с основными документами: Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» (2012 г.); Приоритетным нацпроектом «Образование»; Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»; Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения;

- базовыми концепциями: «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» (2009 г.);

- классическими педагогическими текстами авторов: Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоции, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Я. Корчака, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко.

История возникновения и развития воспитательной практики

Воспитательная практика в первобытный период

Воспитание – это явление общественной жизни, которое возникло на определенном этапе развития общества. Социальная значимость воспитания обусловлена необходимостью передачи социально-культурного опыта от поколения к поколению. Воспитание в широком смысле слова процесс усвоения культурного опыта предыдущего поколения. Под культурным опытом следует понимать знания, умения, навыки, а также нравственно-этические ценности.

В первобытный период образ жизни племени определял содержание знаний, умений, навыков, нравственных ценностей, которые необходимо было передать молодому поколению. Воспитание осуществлялось стихийно, в процессе жизнедеятельности племени.

Необходимые знания, умения и навыки усваивались в процессе трудовой деятельности, в которую дети включались по мере взросления. Обряды племени выполняли как обучающую, так и воспитательную функцию. Например: обрядовые зоофагические пляски помогали изучить повадки животного, они сопровождались ряжением под него, своеобразной инсценировкой охоты. Участие детей в «репетиции» охоты способствовало усвоению ими умений и навыков, необходимых для осуществления того или иного рода деятельности.

Наряду со знаниями и умениями передавались обычаи племени. Первобытная община была общиной равных, но в условиях жестокой борьбы за существование равными были лишь полноценные члены производственного коллектива. Поэтому обычаи могли быть достаточно суровыми: право умертвить слабого ребёнка, геронтоцид («добровольная смерть»).

Повсеместно в родоплеменных общинах выделялись группы детей, взрослых мужчин и женщин, различавшиеся предписанными им обязанностями и правами. Общественно значимую воспитательную практику осуществляли старейшины. Они приучали подростков к собиранию плодов, обучали правилам охоты, изготовлению простейших орудий труда, передавали заветы предков, моральные нормы. В воспитании широко использовались такие формы, как заговоры, заклинания, магические действия, ритуальное песнопение.

Большое значение придавалось моменту перехода из категории подростков в категорию взрослых людей. Этот переход сопровождался определенными испытаниями и торжественными тайными обрядами, известными под названием инициаций. Посвятительные обряды должны были определить физическую зрелость юноши и его производственную готовность встать в ранг зрелых мужчин. В разных обществах инициации проходили неодинаково, но по существу они всегда заключались в приобщении подростков – обычно каждого пола в отдельности – к хозяйственной и общественной жизни полноправных членов общины. Иногда процедура инициации была мучительной и сопровождалась голодовками, нанесением ран, прижиганием огнём, выбиванием зубов, вырыванием волос. Не выдержавшего испытание ждал позор.

Девушку, как правило, не подвергали сложным испытаниям. Её лишь заставляли соблюдать некоторые запреты, учили песням и мифам, совершали различные религиозные обряды.

Педагогический опыт закреплялся в пословицах, поговорках, сказках, легендах, в которых содержались те или иные знания, нормы, общественно значимые ценности, которые необходимо было передать молодому поколению.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.