Воспитательная практика в первобытный период СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1. Общие ориентиры воспитания
1.1. История возникновения и развития воспитательной практики
1.1.1. Воспитательная практика в первобытный период
1.1.2. Воспитательная практика в рабовладельческий период
1.1.3. Воспитательная практика в феодальный период
1.1.4. Воспитательная практика в период капитализма
1.1.5. Развитие воспитательной практики в России
Сущность воспитания. Философско-педагогические модели воспитания
1.2.1. Понятие «воспитание»
1.2.2. Модели воспитания
Классические педагогические идеи в области воспитания
1.3.1. Идея гуманизма
1.3.2. Идея духовности
1.3.3. Идея природосообразности
1.3.4. Идея учёта индивидуальных особенностей личности
1.3.5. Идея свободы
1.3.6. Идея культуросообразности
1.3.7. Идея коллективизма
1.3.8. Идея связи воспитания с жизнью
Цели воспитания на современном этапе развития отечественной школы
1.4.1. Субъекты целеполагания
1.4.2. Государственные ориентиры в сфере воспитания личности
Педагогические идеи Я.Корчака по книге «Как любить ребёнка»
Резюме
Вопросы для самопроверки
Глава 2. Методы и приёмы воспитания
Противоречия, закономерности и принципы организации воспитательного процесса
2.1.1. Противоречия воспитательного процесса
2.1.2. Закономерности организации воспитательного процесса
2.1.3. Принципы воспитания
Педагогическое взаимодействие в условиях воспитательного процесса
2.2.1. Сущность педагогического взаимодействия
2.2.2. Особенности педагогического взаимодействия с ребёнком младшего школьного возраста
Методы и приёмы воспитания
2.3.1. Понятие «метод воспитания»
2.3.2. Методы формирования сознания
2.3.3. Методы организации деятельности
2.3.4. Методы стимулирования
2.3.5. Приёмы воспитания
Опыт педагогического взаимодействия с учащимися начальной школы по книге В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям»
Резюме
Вопросы для самопроверки
Глава 3. Среда воспитания
Воспитательно-развивающая среда образовательного учреждения
3.1.1. Понятие «среда образовательного учреждения»
3.1.2. Компоненты воспитательно-развивающей среды
3.1.3. Педагогическое сопровождение личности в среде
Национальное своеобразие воспитания
3.2.1. К.Д. Ушинский о национальном воспитании
3.2.2. Образ мира в национальном характере
3.2.3. Глобализация и проблемы национального воспитания
Особенности и проблемы семейного воспитания
3.3.1. Сущность семейного воспитания
3.3.2. Духовно-нравственные традиции российской семьи
3.3.3. Проблемы современной семьи и семейного воспитания
3.3.4. Педагогическая культура родителей
3.3.5. Формы взаимодействия образовательных учреждений с семьёй
Особенности формирования семейной среды по произведению А.С.Макаренко «Книга для родителей»
Резюме
Вопросы для самопроверки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИКУМ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
Тесты для самоконтроля
Ключи к тестам для самоконтроля
Задания для контрольных работ
Вопросы для подготовки к экзамену
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Сегодня мы имеем новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов, которые знаменательны среди прочего тем, что воспитание в содержании и организации образовательного процесса по своему значению занимает позицию не менее значимую, чем обучение. Можно уверенно констатировать, что от декларирования приоритетности воспитания система образования переходит к реальным шагам в реализации данного принципа в реальной практике образования.
Наиболее знаменательный шаг заключается в том, что в рамках основной образовательной программы в образовательных учреждениях разрабатывается программа духовно-нравственного развития и воспитания (для начального звена), программа воспитания и социализации обучающихся (для ступени основного общего образования).
На данном этапе четко определился ценностный подход к организации процесса воспитания и обозначены базовые национальные ценности, соответствующие традиционным источникам нравственности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Очевидно, что на первый план в воспитании личности выходит приобщение к духовно-нравственным ценностям, которые исторически сформировались в нашем Отечестве.
Современный национальный воспитательный идеал, на который должна ориентироваться школа – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
ГЛАВА 1. Общие ориентиры воспитания
Комплексная цель
знать:
- этапы развития воспитательной практики;
- базовые идеи классической педагогики;
- цели воспитания на современном этапе развития системы образования;
- философско-педагогические модели воспитания;
уметь:
- анализировать цели воспитания, обозначенные в государственных документах;
- вычленять актуальные проблемы воспитания;
- интерпретировать идеи классической педагогики на современную действительность;
владеть:
- базовыми педагогическими понятиями;
- методикой работы с педагогическими текстами.
Рекомендации по самостоятельному изучению главы
Работа над учебником должна сопровождаться знакомством:
- с основными документами: Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» (2012 г.); Приоритетным нацпроектом «Образование»; Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»; Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения;
- базовыми концепциями: «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» (2009 г.);
- классическими педагогическими текстами авторов: Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоции, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Я. Корчака, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко.
История возникновения и развития воспитательной практики
Воспитательная практика в первобытный период
Воспитание – это явление общественной жизни, которое возникло на определенном этапе развития общества. Социальная значимость воспитания обусловлена необходимостью передачи социально-культурного опыта от поколения к поколению. Воспитание в широком смысле слова –процесс усвоения культурного опыта предыдущего поколения. Под культурным опытом следует понимать знания, умения, навыки, а также нравственно-этические ценности.
В первобытный период образ жизни племени определял содержание знаний, умений, навыков, нравственных ценностей, которые необходимо было передать молодому поколению. Воспитание осуществлялось стихийно, в процессе жизнедеятельности племени.
Необходимые знания, умения и навыки усваивались в процессе трудовой деятельности, в которую дети включались по мере взросления. Обряды племени выполняли как обучающую, так и воспитательную функцию. Например: обрядовые зоофагические пляски помогали изучить повадки животного, они сопровождались ряжением под него, своеобразной инсценировкой охоты. Участие детей в «репетиции» охоты способствовало усвоению ими умений и навыков, необходимых для осуществления того или иного рода деятельности.
Наряду со знаниями и умениями передавались обычаи племени. Первобытная община была общиной равных, но в условиях жестокой борьбы за существование равными были лишь полноценные члены производственного коллектива. Поэтому обычаи могли быть достаточно суровыми: право умертвить слабого ребёнка, геронтоцид («добровольная смерть»).
Повсеместно в родоплеменных общинах выделялись группы детей, взрослых мужчин и женщин, различавшиеся предписанными им обязанностями и правами. Общественно значимую воспитательную практику осуществляли старейшины. Они приучали подростков к собиранию плодов, обучали правилам охоты, изготовлению простейших орудий труда, передавали заветы предков, моральные нормы. В воспитании широко использовались такие формы, как заговоры, заклинания, магические действия, ритуальное песнопение.
Большое значение придавалось моменту перехода из категории подростков в категорию взрослых людей. Этот переход сопровождался определенными испытаниями и торжественными тайными обрядами, известными под названием инициаций. Посвятительные обряды должны были определить физическую зрелость юноши и его производственную готовность встать в ранг зрелых мужчин. В разных обществах инициации проходили неодинаково, но по существу они всегда заключались в приобщении подростков – обычно каждого пола в отдельности – к хозяйственной и общественной жизни полноправных членов общины. Иногда процедура инициации была мучительной и сопровождалась голодовками, нанесением ран, прижиганием огнём, выбиванием зубов, вырыванием волос. Не выдержавшего испытание ждал позор.
Девушку, как правило, не подвергали сложным испытаниям. Её лишь заставляли соблюдать некоторые запреты, учили песням и мифам, совершали различные религиозные обряды.
Педагогический опыт закреплялся в пословицах, поговорках, сказках, легендах, в которых содержались те или иные знания, нормы, общественно значимые ценности, которые необходимо было передать молодому поколению.
|