Обратная связь
|
Методы организации деятельности Приучение – метод воспитания, основанный на постепенном освоении до уровня привычки какого-либо способа действия под контролем и при поддержке воспитателя.
О сформированности привычки свидетельствует сложившийся динамический стереотип поведения, к примеру, чистить зубы по утрам, вовремя садиться выполнять уроки, при встрече здороваться.
Приучение начинается с показа образца того или иного поведения. Приучение основывается на внешнем контроле. Учитель, заходя в первый класс, должен первое время напоминать детям, что приветствовать учителя нужно стоя. Он говорит при этом: «Давайте встанем красиво, это будет означать, что вы мне рады и готовы к работе». Важно создать у детей положительное отношение к новой для них форме поведения. «Мальчики, будьте мужчинами», – говорит Ш.А. Амонашвили своим шестилеткам всякий раз, когда они устремляются к раздевалке, постепенно приучая мальчиков пропускать девочку вперед, подавать ей пальто. Постепенно такой способ поведения становится привычным. Приучение осуществляется, как правило, в сочетании с упражнением, поскольку привычный способ поведения требует закрепления необходимых навыков.
Упражнение – метод воспитания, основанный на организованном повторении определенных действий и поступков с целью формирования умений и навыков.
Если мы хотим воспитать у человека какое-либо качество, мы должны ставить его в условие, где он был бы вынужден это качество проявлять. А.С. Макаренко считал, что нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда он мог проявить мужество, – всё равно в чём: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости.
Наряду с тем, что упражнение предполагает наличие элементов механического повторения, применение данного метода даёт положительный эффект, если человек достаточно чётко представляет результат, которого он должен достигнуть, и сознательно стремится улучшить свои показатели. Овладев определёнными умениями и навыками, человек выходит на новый качественный уровень, что неизбежно скажется на его общении и деятельности.
Поручение – метод воспитания, основанный на передаче персональной ответственности за дело.
Поручение ставит человека в ситуацию, когда он неизбежно становится субъектом деятельности, а это значит, что он должен направить свою активность на достижение результата. Внешний контроль, как правило, идёт за результатом деятельности, процесс должен человек организовать сам: распределить ресурсы, выработать определенный ритм работы, спланировать, осуществлять самоконтроль. Поручения бывают разной степени сложности, но в любом случае, выполняя поручения, человек должен проявлять свою инициативу и ответственность.
Методы стимулирования
Требование – метод воспитания, основанный на предъявлении личности в более или менее категоричной форме определенных норм и правил поведения.
А.С. Макаренко вывел своеобразную теорему применения метода требования и старался в своей практике ей следовать: «Там, где я не уверен, можно ли потребовать чего-либо, правильно или неправильно, я делал вид, что я ничего не вижу. Я ожидал случая, когда и для меня становилось очевидным, и для всякого человека со здравым смыслом становилось ясно, что я прав. В таком случае я предъявлял до конца диктаторские требования, и так как они казались лучше от такой очевидной правды, я действовал смелее, и ребята понимали, что я прав, и легко мне уступали». А.С. Макаренко в своей педагогической деятельности непреклонную требовательность и твердость сочетал с глубоким уважением и доверием к личности воспитанника.
Известны следующие виды требований: а) совет, б) выражение доверия), в) просьба, г) намёк, д) одобрение, е) порицание, ж) условие, з) угроза, и) приказ.
Поощрение – способ поддержки той или иной формы поведения с помощью одобрения или награды.
Человеку вне зависимости от возраста для психологического комфорта совершенно необходимо получать одобрение извне. Формы поощрения могут быть самыми различными: грамота, денежная премия, устная благодарность и др. Поощрять необходимо за действительные успехи, с тем, чтобы не обесценить ситуацию поощрения. Но педагог должен создавать ситуации успеха, поскольку далеко не каждый ребёнок способен самостоятельно выйти на тот уровень, который позволяет его поощрить. Поощряя ребёнка, мы должны воспитывать стремление к самосовершенствованию, а не ожидание поощрения.
Наказание – ограничение произвола личности, мера воздействия, применяемая к личности за какую-либо вину, проступок.
Наказание – это по сути дела ограничение произвола личности. Смысл наказания в том, чтобы внести корректировку в поведение человека, добиться выполнения определенных требований. А.С. Макаренко писал: «Я лично убеждён, что наказание не такое большое благо. Но я убеждён в следующем: там, где нужно наказывать, там педагог не имеет права не наказывать». Наказание должно быть индивидуальным, приспособленным к отдельной личности. Очень осторожно нужно относиться к праву наказывать. А.С. Макаренко считал, что в коллективе должны быть определены правовые механизмы наказания, ребёнок должен быть защищен от произвола личности воспитателя.
Наказание имеет смысл тогда, когда человек осознает справедливость наказания и переживает случившееся. Целью наказания не должно быть причинение страдания. Наказание должно сопровождаться переживанием факта совершения ошибки. Наказание должно разрешить и уничтожить конфликт и не создавать новых конфликтов.
Метод взрыва следует отнести к методам стимулирования. Этот метод является авторским методом А.С. Макаренко. Под взрывом А.С. Макаренко понимает «мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления».
Как он осуществлялся на практике? Временный отряд в течение 2¾3 часов собирал беспризорников по всем укромным уголкам вокзала. Затем в одной из комнат вокзала проходил короткий митинг. К беспризорникам обращались с просьбой помочь в строительстве завода. Им была предоставлена полная свобода выбора, никого не принуждали ехать в коммуну, но предлагали переночевать на вокзале. А на другой день в 12 часов к зданию вокзала подходил отряд колонистов. Растерянных беспризорников встречали со знаменем, оркестром из 60 белых труб, в парадной форме под салютом. Они ещё не успевали отойти от первого потрясения, а уже шествовали в середине колонны. В коммуне их переодевали. Следующим потрясением было торжественное сожжение старой одежды. И с этого момента воспитанники были психологически готовы к восприятию новой жизни.
Приёмы воспитания
Наряду с методами в воспитательной практике широко используются приёмы воспитания. Приём – это педагогически оформленный акт взаимодействия субъектов воспитания, направленный на достижение конкретной воспитательной задачи. Приём – это элемент метода. Приёмы помогают существенно разнообразить методы воспитания. Применяются приёмы как самостоятельно, так и в сочетании с различными методами. Так, к примеру, метод внушения мы можем сопроводить психологическим поглаживаем, дополнить скрытой инструкцией, усилить поучительной историей. Педагогические ситуации открыты для поиска новых вариантов решений, поэтому не представляется возможным перечислить все имеющиеся в педагогическом арсенале приёмы. Остановимся на наиболее распространенных в педагогической практике приёмах.
Активное слушание. Способ взаимодействия, основанный на умении педагога настраиваться на эмоциональную волну ребёнка (слушать и слышать его), стремлении понять его чувства и ненавязчиво предложить помощь. Условием успешного применения данного приёма является стремление воспитателя войти в зону переживаний ребёнка и озвучить его чувства: «Я вижу, что ты расстроен. Я могу тебе помочь?». Недопустимо небрежное отношение к тому, что стало для ребёнка предметом переживаний. К примеру, если ребёнка расстроила ссора с другом, неудачной фразой будет: «Нашёл о чем расстраиваться!». Не стоит навязывать ребёнку свою помощь, если он об этом не просит. Своим невмешательством воспитатель сообщает: «Ты справишься сам!». Следует помнить, что педагог не должен присваивать себе все эмоциональные проблемы ребёнка, иногда воспитанник должен сам найти выход из сложившейся ситуации. Но у ребёнка должно оставаться ощущение, что его не оставят наедине с проблемой и при необходимости окажут помощь.
Великодушное прощение. Способ основан на проявлении милости в отношении определенной вины воспитанника. Если бы ребёнок за каждую свою маленькую и большую вину нес адекватное наказание, жизнь его превратилась бы в сплошной кошмар. Прощая, воспитатель осознает, что воспитанник пока не может вести себя иначе. Но прощение не означает, что и в дальнейшем воспитанник может делать что угодно. Воспитатель должен поднимать планку воспитаннику, обозначая чётко к чему тот должен стремиться.
Договор. Это взаимовыгодное соглашение. Заключая соглашение, важно учитывать интересы двух сторон. Ограничения должны быть предусмотрены также для двух сторон. Например, «Давай договоримся ¾ ты гуляешь с собакой, а я её кормлю». Данный приём будет действовать только в том случае, когда обе стороны добровольно берут на себя те или иные обязательства и выполняют их. Преимущества данного приёма в том, что ребёнку отводится роль равного участника воспитательного процесса.
Естественные последствия. Применение данного приёма даёт ребёнку возможность почувствовать последствия своего поступка. Сломал – почини, загрязнил – постирай, потерял – обходись без нужной вещи и т. д. В этом случае устраняется наказание со стороны воспитателя за содеянное. Наказывает за разрушительное поведение сама ситуация. Ребёнок достаточно легко понимает справедливость последствий, которые он сам должен устранять. Приём достаточно эффективен, но следует помнить, что ребёнок не имеет меры в самом себе, и опыт, который он приобретет, может потребовать от него серьезных лишений.
Замена действия. Очевидно, что дети время от времени осуществляют действия, которые становятся по какой-либо причине нежелательны для окружающих (шумят, хватают, дергают, черкают и т. д.). Бесконечные запреты непродуктивны для развития воспитательных отношений. Педагогически более целесообразно предложить ребёнку привлекательную замену его разрушительным действиям. Например, порисовать новым фломастером на большом листе, вместо того, чтобы черкать на стенах.
Лишение дружеского расположения (любви, ласки). Дети, как правило, дорожат хорошими отношениями с родителями (воспитателями) и испытывают потребность в дружбе со взрослыми. Если воспитательный процесс осуществляется в атмосфере любви и ласки, то дети остро чувствуют, когда по какой-то причине лишаются такого расположения (ребёнку не улыбаются, его не гладят, с ним не обсуждают планы и т. д.). Детям непременно хочется вернуть доброе расположение.
Предложение выбора. Приём основан на мягком преодолении сопротивления воспитательному влиянию. Когда осуществляется жёсткое давление, всегда возникает желание этому воспротивиться. Предоставление выбора оставляет за личностью право на самостоятельное решение. Выбор не должен предполагать отказ от выполнения требований по типу: «хочешь делай – хочешь не делай». Выбор предполагает выполнение требований, но с учётом личных обстоятельств. Важно предложить равноценные варианты: ты будешь мыть посуду или прибирать игрушки?
Просьба. Предполагает обращение к личности, призывающее удовлетворить какие-либо нужды, какое-либо желание просящего. Обращаясь с просьбой, воспитатель рассчитывает на то, что воспитанник будет готов проявить чувствительность. При этом тот, кто высказывает просьбу, изначально должен быть готов к отказу. Полезно в случае отказа использовать позитивную инструментовку (оправдание отказа), что позволит сохранить лицо и просителю, и тому, к кому обращаются с просьбой. Совершенно недопустимо просьбу дополнять приказом.
Прояснение позиций. Приём основан на чётком ясном изложении своего отношения к поступку или поведению. Это может звучать так: «Я никогда не соглашусь с тем, что можно брать и тратить общие деньги по своему усмотрению без согласования». Применение данного приёма исключает дискуссию или спор. Когда возникает какой-то соблазн, воспитанник чётко знает, как к этому отнесется педагог или родитель. У него нет возможности тешить себя иллюзией, что можно оправдать своё поведение. Он понимает, что если поддастся соблазну, то получит в лучшем случае неодобрение.
Психологическое поглаживание. Даёт человеку ощущение комфорта, снимает психологические зажимы и делает открытым для продуктивного взаимодействия. Человеку крайне важно ощущать, что он любим, что его принимают. Психологическое поглаживание может выглядеть так: «Я рада тебя видеть!». «У тебя прекрасно получилось!». Психологическое поглаживание должно сопровождаться позой интереса, доброжелательной улыбкой. Психологическое поглаживание можно использовать и в целях манипуляции.
Разрешение запрещённого. Опутанный большим количеством правил, ребёнок ощущает себя под постоянным контролем. Удержаться в системе запретов крайне тяжело, поэтому, даже если воспитатель последователен в своих воспитательных требованиях, иногда (если этого требует ситуация) можно разрешить то, что находилось под запретом: съесть всю коробку конфет, не спать всю ночь, выругаться и т. д. Такой приём действует как шоковая терапия, поэтому от педагога требуется высокое чувство меры, интуиция, чтобы разрешение запрещённого не выработало новую норму. Смысл данного приёма заключается в том, чтобы, попробовав запрещённое, воспитанник сам сознательно от него отказался.
Разрыв контакта. Прерывая контакт, воспитатель чётко и категорично излагает свою позицию на поведение воспитанника. Воспитанник признается ответственным за содеянное, и разрыв контакта является формой защиты педагога от произвола воспитанника. «С этого момента я не слышу твои просьбы». Эта крайне жёсткая форма приемлема, если более мягкие меры не действуют. Такой приём окажет своё действие, если воспитанник на самом деле стремится к общению и разрыв контакта будет им переживаться как значимое событие.
Скрытая инструкция. В случае, когда воспитанник не может или не хочет найти верное решение, а прямое указание будет воспринято им неодобрительно, данный приём помогает снять внутренний конфликт и направить активность личности на поиск продуктивных вариантов решения. Скрытая инструкция выглядит так: «Я в таких ситуациях обычно … ». «Я слышал, что можно использовать такой приём … ». Скрытая инструкция — это завуалированная помощь ребёнку. Педагог в данном случае не углубляется в убеждения и разъяснения необходимости выполнения того или иного действия, а ненавязчиво подсказывает конкретные шаги, вариант дальнейшего поведения, оставляя при этом окончательный выбор поведения за ребёнком.
Составление схемы проблемы. Приём основывается на типичности многих жизненных ситуаций. Человек, который находится внутри той или иной ситуации, не может объективно её оценить, поскольку подвержен эмоциям. Составление схемы проблемы помогает освободиться от излишних переживаний, что способствует появлению здравого смысла. Это уже является началом поиска продуктивного пути решения проблемы.
Тайм-аут (пауза). Часто бывает так, что в данный момент воспитанник не готов воспринять те требования, которые ему предъявляются, не может оценить адекватно свои действия. Педагог, осознавая справедливость своих требований, может «стучать в закрытую дверь», а может и дать воспитаннику время самому осознать своё поведение. В данном случае подойдет, например, такая фраза: «Мы поговорим об этом завтра». Тем самым педагог чётко выражает своё негативное отношение к поведению воспитанника, даёт понять, что он не намерен сдавать свои позиции, но при этом не желает иного разрешения ситуации. Иногда самому педагогу нужно время, чтобы вернуть самообладание, осмыслить ситуацию, чтобы разговор с воспитанником был продуктивным.
Третейский суд. Основан на признании сложности ситуации и обращении за помощью к авторитетному для обеих сторон лицу. Мнение данного лица должно безоговорочно признаваться каждой стороной. Так дети в ссоре часто обращаются к взрослым. В отношениях между воспитателем и воспитанником функцию третейского судьи может выполнить и другой педагог, и случайный прохожий, и учебная группа. Например: «Давай спросим ребят, что они скажут». От воспитателя зависит то, насколько правильно будет выбран третейский судья. Применяя данный приём, воспитатель должен быть готов принять мнение посредника даже в том случае, если это мнение будет расходиться с его собственной оценкой ситуации.
Угашение. Мы часто ненароком подкрепляем нежелательное поведение, например, излишне эмоционально реагируем на хныканье ребёнка. Угашение основывается на неподкреплении ни положительно, ни отрицательно нежелательного поведения. В каком случае это уместно? Это нормально, если пятилетний ребёнок жалуется воспитателю на других детей, с возрастом это пройдет. Просто не стоит по поводу любой жалобы устраивать подробные разбирательства и тем более хвалить жалобщика за проявленную бдительность.
Устранение соблазнов. Приём основан на освобождении воспитанника от проблемы выбора. Когда, предположим, ребёнок должен соблюдать диету, ему достаточно сложно самому отказаться от вредных вкусных продуктов. Облегчает ситуацию отсутствие в доме таких продуктов. Это снимает тревожность и излишнюю напряженность.
«Я-сообщение». Основывается на том, что воспитатель сообщает воспитаннику о своих чувствах. Важно говорить о себе, о своем переживании, а не о поведении ребёнка: «Я расстроена». «Я очень рада». «Я удивлен». По сути дела мы заменяем привычное «ТЫ-сообщение», которое обычно звучит так: «Ты мне мешаешь!», – на «Я-сообщение»: «Мне сложно объяснять в таком шуме». Преимущества замены «Ты-сообщения» «Я-сообщением» заключается в том, что воспитаник не ощущает себя обвиняемым. «Я-сообщение» позволяет установить более открытые и доверительные отношения. Воспитателю важно помнить о своих интересах: он имеет право на отдых, на личное время, на уважительное отношение.
Для построения продуктивных отношений важно не только уметь пользоваться приёмами, принципиальное значение имеет позиция воспитателя. Педагог должен быть настроен на диалог с воспитанником, стремиться раскрыть его жизненные силы, оказать необходимую помощь и поддержку.
|
|