Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Образ мира в национальном характере

Национальное своеобразие находит отражение в таком понятии, как «образ мира». Образ мира – это видение мироздания, характерное для того или иного народа, это представления членов общества о самих себе и о своих действиях, своей активности в мире. Картина мира отражает взгляд члена культуры на внешний мир.

Тема формирования образа мира стала предметом исследования известного российского ученого Г.Д. Гачева. Его литературные наблюдения многое дают для понимания образа мира.

Русский человек воспринимает Космос как переменчивую стихию. В нем все несет: ветер, вьюга, снега, вихри, буран, метель, – а человек в ней пассивен, вял. Так Иван сиднем сидит тридцать три года, на печи и лишь силой его уносит в даль, в путь-дорогу. В путь он трогается с надеждой, что кривая вывезет. Пространство в восприятии русского человека заселено стихиями: воздух, вода, ветер. В русском понятии пространства заключен момент раздвижения. Русская душа нараспашку. Русскому уму свойственна апелляция не к прошлому, происхождению, причине, но к призванию, предназначению, ожиданию. Русская мысль разрабатывает идею незавершенности бытия, его открытости, радостной неясности будущего.

Напряжение мглы, в томлении ожидающей луча, – основная ситуация английского Психо-Космоса. Космос для англичанина есть Небогеан и в нем остров-корабль. На материке мать-земля. Для того чтоб обрести под ногами твердь человек должен усиливаться, развивая свою волю и энергию. Островно-туманный, вялокровный англосакс» для того, чтобы существовать должен создать искусственно и себя и все вокруг. Поэтому Англия страна опыта и техники. Верная рука основа и опора мысли и суждения.



Для германского миропонимания естественно представлять не Хаос вначале и Космос потом, но сразу Космос. План и целесообразность основа всего. Бесконечность для немца соотносится с жесткой конечностью, которая требует деятельности. Немецкий индивид занят самовыражением, развертыванием своей внутренней сущности и потенций во вне. Немецкий интеллект осознает бытие как мастерскую. В тоже время представление бесконечности рождаете аморфность, что и проявляется в грандиозных медитациях, философствованиях, в рефлексиях, в музыке или просто в сентиментальной мечтательности. Пространство для немца Raum означает пусто, чисто, германское чувство пространства есть «от-странство», «у-странение», а не «распро-странение». Немецкий ум как-бы достраивает пустоту.

Земная жизнь француза среди влаги и тепла, чуткое ощущение кожей и фибрами климата и среды апеллирует к телесно-практическим чувствам. Мировосприятие для француза – это скорее мироощущение. Отсюда французский материализм – сенсуализм. Французский интеллект ощущает бытие как жизнь, а не как мастерскую. Французский мыслитель поражает воображение, рисует яркую картину, призванную удивить. Вселенная у него выглядит грандиозно, великолепно, помпезно. Стройность мира – это результат стихийного развития разнонаправленных сил, которые как-то согласовываются путем слаженности взаимных отношений. Богатство французского индивида в богатстве его общественных связей и отношений. Все что делается и говорится, делается с расчетом на публику. Французский индивид занят присоединением бытия и его вещей к себе: богатство лежит вне его. Активность французского индивида направлена на присоединение мира.

Подобные размышления помогают понять особенности мировосприятия в разных национальных культурах, и на основе этого более грамотно выстраивать систему воспитания.

Глобализация и проблемы национального воспитания

Современный мир охвачен процессом глобализации, который влечет за собой сближение экономической, политической и культурной жизни национальных систем. В результате глобализации мир становится более связанным и открытым. Мир стал иным, но при этом сближение народов не ведет к всемирному обществу. Глобализация влечет за собой вторжение инокультурных воспитательных моделей, что представляет серьезную опасность для национального воспитания.

Глобализация является сильнейшим испытанием для национальной экономики и культуры. Серьезной проблемой в условиях глобализации является обозначение для народа своего места в экономическом и культурном транснациональном пространстве. У тех народов, которые не стали экономическими лидерами, наблюдается снижение уровня жизни и, как следствие, ослабление национального самоуважения. Результатом такого состояния становится формирование у молодых людей космополитического мировоззрения, делающего их, скорее, «гражданами мира», чем собственной страны.

Проблемы глобализации для российского общества заключаются в распространении и некритическом воспроизведении образцов глобальной массовой культуры, падении интереса к национальной культуре, обесцениванию научных и культурных достижений своего народа. Необходимо укреплять патриотические ценности в сознании молодого поколения. Лишь при таком условии образование станет работать на повышение реального международного политического и экономического статуса России.

Изменение роли национального государства, появление транснациональных пространств не лишают людей национальной принадлежности и причастности к локальной культуре. В новых условиях остро встает вопрос воспитания поликультурной личности. Цель поликультурного образования состоит в формировании толерантной личности, способной на основе диалога активно взаимодействовать с представителями других культур. Россия имеет большой опыт плюрализма идентичности, т.к. она всегда рассматривалась как мост между Востоком и Западом, страна, соединяющая в себе европейские и азиатские начала.

Поликультуризм ориентирован на недопустимость дискриминации людей по национальному признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста. Поликультурное воспитание следует отличать от интернационального воспитания тем, что первое делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует. Под поликультурной личностью понимается индивид, ориентированный через свою культуру на другие.

Мультикультурное образование – образование, направленное на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном сообществе, и на передачу этого наследия, а также и инновационных новообразований молодому поколению, а также обеспечивающие равные права и равные возможности для всех этносов и социальных групп.

Поиски модели национального образования привели к разработке теории этнокультурного образования. Этнокультурная направленность образования играет главенствующую роль в социализации и этнизации личности. Развитие этнокультурного компонента в общем среднем и профессиональном содержании образования направлено на сохранение своей уникальной самобытности, культурной идентичности.

Особенности и проблемы семейного воспитания






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2023 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.