Классические педагогические идеи в области воспитания Идея гуманизма
Классическая педагогика рассматривает воспитание как социально значимое явление, важнейшее условие развития и формирования личности. «Пренебрежение воспитанием есть гибель для людей, семей, государств и всего мира», – писал Я.А. Коменский. Этот тезис стал основополагающим в классической педагогике.
На протяжении столетий в педагогических трудах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. есталоции, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Я. Корчака, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко и др. обозначился ряд идей, которые выдержали испытание временем и служат основой для разработки множества современных воспитательных концепций. Вся классическая педагогика пронизана идеями гуманизма. Гуманизм понимается как признание человека высшей ценностью. Ж.-Ж. Руссо считает самым важным званием звание Человека. Воспитание призвано помочь сохранить и развить то человеческое, что есть в каждом ребёнке, считает И.Г. Песталоции.
Окружающая действительность далеко не всегда создает атмосферу гуманизма. Мы должны формировать человеческие качества в несовершенном мире, где есть война, ненависть, подлость, предательство. Воспитатель, вынужденный выполнять предписанную работу, «втискивает» детей «в душные формы современной жизни», – с горечью писал Я. Корчак. Тем не менее, мы не должны ограждать ребёнка от жизни.
«Подлинная гуманность воспитателя, – писал В.А. Сухомлинский – означает мастерство, искусство, умение пробудить у ребёнка мысль о том, что он ещё не стал таким, каким может и должен быть». Нужно помочь каждому раскрыть свои жизненные силы, воплотить себя в жизни в чём-то социально ценном. В противном случае человек теряет ощущение значимости и полноты жизни.
Чтобы помочь человеку наиболее полно раскрыть свои жизненные силы, воспитание должно ориентироваться на жизнеутверждающие ценности: любовь, семья, здоровье, гармония с природой и др.
Развивая гуманистические идеи Ш.А. Амонашвили сформулировал заповеди воспитателя-гуманиста:
- главный принцип гуманистического воспитания – расположить ребёнка к воспитательному процессу, сделать его нашим помощником в своём же воспитании;
- главный метод гуманистического воспитания – доставить ребёнку радость общения с нами: радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха;
- очень важно, чтобы наша повседневная жизнь, наше общение друг с другом как можно больше соответствовали томуидеалу, который мы стремимся вселить в ребёнка;
- мы обязаны развивать и беречь в ребёнке веру в нас, в своих воспитателей, веру в своих товарищей, веру в людей, веру в самого себя;
- наш воспитательный процесс должен быть пронизан уважением к личности каждого ребёнка, должен формировать у детей чувство заботы о товарищах, близких, о людях вообще;
- человек должен развивать все свои способности и дарования и чувствовать себя счастливым;
- воспитатели обязаны понять ребёнка и строить наши воспитательные планы с учётом движений его души;
- 2оспитатели должны проявлять проницательность, последовательность и терпение во всех конкретных случаях решения воспитательных задач;
- нами, воспитателями, должны руководить чуткость, отзывчивость, доброта души, любовь, нежность, непосредственность, постоянная готовность прийти на помощь, чувство сопереживания. Все это должно сочетаться с требовательностью к самому себе и к ребёнку, с чувством ответственности перед подрастающим поколением, с заботой о будущем Родины;
- мы должны решительно отказаться от противоречащих гуманистическому воспитанию и подавляющих личность ребёнка авторитарности и императивности и таких форм их проявления, как крик, брань, ущемление самолюбия, насмешка, грубость, угроза, принуждение.
Идея духовности
Тема души, духа, духовности, как глубоко философская, находит отражение в трудах, как светских, так и религиозных мыслителей. Дух – это свойство, которое присуще только человеку. Дух – это высшее свойство человека. Тема «духа» ярко звучит в народном эпосе. Все былинные сказания построены на утверждении силы духа человека над силами зла. Недюжинные силы, которые помогают былинным героям справиться с напастями, они черпают не в своей физической форме, а в силе своего духа.
Светские учёные связывают развитие духа с формированием идеалов. В.А.Сухомлинский утверждал, что стремление к идеалу и вера в идеал являются средоточием духовной жизни человека. Идеал как высшее порождение духа интегрирует в себе самое существенное, генеральные моменты самосознания человека. Идеалы побуждают человека к деятельности, к активному преобразованию мира.
Религиозные мыслители связывают дух и духовность человека с божественными силами и смыслами. «Духовная сила в человеке есть изначально не человеческая только, но богочеловеческая. Духовность есть богочеловеческое состояние. Человек в духовной своей глубине соприкасается с божественным и из божественного источника получает поддержку».[1] Человек должен увидеть себя в Боге и Бога в себе: «Высшее достижение человека, смысл его жизни в том, чтобы зажить жизнью божественного Смысла» (И.А. Ильин) [2]. Такое под силу великим святым.
Таким образом, духовность, как в религиозном, так и светском смысле связывается с высокими жизненными целями человека, которые имеют нравственную основу и требуют от человека полной отдачи сил делу, которому ты служишь. Дух проявляется в стремлении и способности человека к саморазвитию, самосозиданию.
Но если религиозные мыслители связывают дух и духовность человека с божественными силами и смыслами, то светская основа духовности – это общественные идеалы и стремления человека. Мы не должны сводить духовность только как приобщение к религии, тем самым существенно обедним нашу педагогическую культуру.
Духовность – это высокие стремления человека, которые согласуются с общественно-значимыми идеалами или божественными смыслами и направляют жизненную энергию человека на преобразование своего внутреннего мира и служение(людям, делу, Богу).Духовное воспитание – это формирование высоких стремлений человека, которые согласуются с общественно-значимыми идеалами и направляют жизненную энергию человека на преобразование своего внутреннего мира и служение людям и обществу.
Идея природосообразности
Классики педагогики оптимистически смотрят на природу человека, утверждая, что «природа человека как бы сама призывает его к тому, что свойственно человеку» (Я.А. Коменский). Следовательно, воспитание должно осуществляться в согласии с природой ребёнка. Я.А. Коменский считает, что педагоги должны «верно и мягко упорядочивать природные инстинкты, когда они сами проявляются». Они должны направлять развитие ребёнка, не разрушая его, не запрещая ребёнку быть самим собой.
Не следует забывать, что бывают ситуации, когда «искусство и усердие» не в состоянии преодолеть ограниченные возможности данные человеку от природы (Д. Локк). Но при этом классики педагогики утверждают, что помощь педагога открывает путь к совершенствованию всем без исключения.
И.Г. Песталоцци пишет: «Если ход природы в развитии человеческих сил предоставлен себе, развитие движется медленно, исходит из чувственно-животного в человеке и этим чувственно-животным тормозится». Поэтому идею элементарного образования он рассматривает как идею «природосообразного развития и формирования сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений».
Классики единодушно выделяют особый период в жизни человека – детство: «Незначительные или почти незаметные впечатления, производимые на нашу нежную организацию в детстве, имеют очень важные и длительные последствия» (Д. Локк).
Итак, воспитание должно осуществляться в согласии с природой ребёнка, помогая каждому продуктивно развивать свои задатки.
|