Обратная связь
|
Закономерности организации воспитательного процесса Под закономерностями воспитания понимаются внутренняя существенная связь явлений воспитания, результат совокупного действия выявленных или пока скрытых законов.
Анализ воспитательного процесса позволяет выделить следующие закономерности:
1) воспитание будет эффективным, если цели и характер организации воспитательного процесса будут согласованы потребностями государства и общества. Воспитание это социально заданный процесс, поэтому при его организации необходимо опираться на те потребности, которые имеют место в данную историческую эпоху, в данном государстве, в данной социальной группе. К.Д. Ушинский неоднократно указывал на то, что если воспитание не будет отвечать потребностям времени, то обществу придется «довоспитывать» поколение, которое окажется неспособно жить в существующей реальности;
2) воспитание будет эффективным, если воспитательный процесс будет протекать в условиях развивающей среды. Воспитание – это многофакторный процесс, который протекает в условиях большого разнообразия социальных контактов. Практически невозможно проследить ту внутреннюю работу, которая осуществляется самой личностью в результате взаимодействия с окружающей средой. Тем не менее, весь исторический опыт показывает, что среда, в которой растёт и развивается личность, формирует ценностные доминанты, направленность, интересы. Важно сформировать такую среду, в которой каждая личность может найти пищу для полноценного развития и самореализации;
3) воспитание будет эффективным, если воспитательный процесс будет опираться на активность личности воспитанника, его интересы и потребности. Воспитанник является активным участником воспитательного процесса (субъектом), поэтому воспитание и обучение основывается не на воздействии, а на взаимодействии воспитателя и воспитанника, учителя и ученика, коллектива и личности. Активность обеспечивает личности возможность по-своему структурировать общение, познание, деятельность. Педагог должен, опираясь на позитивную активность личности, ставить развивающие задачи и работать в «зоне интересов» ребёнка, поскольку именно интересы стимулируют активность личности;
4) воспитание будет эффективным, если воспитательный процесс будет строиться на основе педагогически целесообразных отношений и деятельности. Известно, что взаимодействие осуществляется в двух основных формах: общение и деятельность. Характер той деятельности, в которую включена личность, определяет её направленность, формирует мотивы и потребности. Чтобы грамотно построить воспитательный процесс, необходимо строить его с учётом ведущего вида деятельности, той деятельности, которая определяет возникновение и формирование психологических новообразований человека на данном этапе развития его личности. Деятельность может не только воспитывать социально значимые качества, но и деструктивно действовать на личность. Множество фактов доказывают, что негативные эмоции, которые сопровождают деятельность, разрушительным образом действуют на личность и если учебная или внеучебная деятельность будет сопровождаться страхом, скукой, тревожностью, неуверенностью в себе, то она не позволит ожидать эффективного воспитательного результата. Например, неграмотно выстроенные отношения в процессе обучения могут вызвать дидактогению – негативное психическое состояние учащихся, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя, которое выражается в фрустрации, страхах, подавленном настроении;
5) воспитание будет эффективным, если будет достигнута целостность, неразрывное единство обучения и воспитания, единство целей, содержания и методов воспитания и обучения. Всякая попытка искусственно разорвать процесс обучения и воспитания снижает эффективность воспитательного влияния. «Вы отличаете учителя от воспитателя, – пишет Ж.Ж. Руссо, – новая нелепость! Разве вы отличаете ученика от воспитанника? Одну лишь науку предстоит преподать детям – науку об обязанностях человека». Лучшие воспитательно-образовательные модели основываются на единстве обучения и воспитания. Разделив воспитание и обучение, мы лишаем учебно-воспитательный процесс необходимой целостности, что само по себе снижает эффективность воспитательной деятельности. Целостность и единство воспитательного процесса проявляется в согласованности педагогических влияний – только команда педагогов способна достигать существенных результатов. Безусловно, важно согласование содержания и методов обучения и воспитания с целями;
6) воспитание будет эффективным, если будет сопровождаться личностным и профессиональным ростом педагога. Социальный заказ общества и государства образованию преломляется через личность педагога. Без личного непосредственного влияния на воспитанника «истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно» (К.Д. Ушинский). Поэтому по все времена учёные и практики внимательно относились к требованиям к личности педагога. Для того чтобы педагог соответствовал требованиям времени, необходима постоянная работа в сфере его личностного и профессионального роста.
Принципы воспитания
Принципы воспитания отражают требования общества к способу воспроизводства конкретного типа личности, определяютстратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания. Принципы – это практическое воплощение закономерностей воспитания. Ведущим принципом воспитания современная теория и практика признают принцип гуманизма. Гуманизм является основой всех современных принципов воспитания.
Принцип гуманизма.Гуманизм – это признание человека высшей ценностью. Исходя из принципа гуманистического отношения к личности, педагог должен относиться к ребёнку как к ценности, он должен быть готовым к безусловному принятию ребёнка, позитивному безоценочному вниманию к ребёнку, должен быть ориентирован на взаимодействие, в основе которого взаимное доверие педагога и ребёнка.
Крайне важно воспитать у ребёнка гуманное отношение к окружающему миру. Каждый должен понять, что человек может жить и продуктивно развиваться, найти смысл своей жизни и стать счастливым только в человеческом сообществе. Воспитание должно формировать эталон человеческих отношений, способность общаться с людьми на основе взаимного уважения, принятия, доверия. Иными словами, ребёнок должен принять мир, всё окружающее жизненное пространство как ценность.
В новых образовательных стандартах определены следующие принципы воспитания.
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.
Принцип следования нравственному примеру. Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Положительные примеры позволяют расширить нравственный опыт ребёнка, стимулировать нравственные поступки.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражено создать яркие, эмоционально привлекательные образы людей, ситуации, в которой они себя проявили (персонифицировать идеалы).
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками и взрослыми людьми. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Личность развивается в процессе деятельности. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, должно включать в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся позволяет оказывать целостное влияние на личность, формируя духовно-нравственные ценности.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог
|
|