Выдающийся текст, в котором закреплены правила поведения всех членов семьи, известный в феодальный период? 1) «Книга Притчей Соломоновых»
2) «Поучение» князя Владимира Мономаха
3) «Домострой»
4) «Дистихи» Катона
5. Организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника, личности и группы, личности и социума, направленное на развитие, совершенствование и самосовершенствование личности, формирование у нее социально значимых качеств:
1) воспитательный процесс
2) воспитательная деятельность
3) система воспитательных мероприятий
4) воспитательная система
6. Книга о воспитании, написанная Я. Корчаком:
1) «Сердце отдаю»
2) «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»
3) «Как любить ребёнка»
4) «Лебединая песня»
7. Классик советского периода:
1) Л.Н. Толстой
2) В.А.Сухомлинский
3) К.Д.Ушинский
4) Н.И.Пирогов
8. Философско-педагогическая модель, ориентированная на особенности личности, ее интересы и потребности, предполагает диалог воспитателя с воспитанником:
1) натуроцентрическая
2) антропоцентрическая
3) природоцентрическая
4) теоцетрическая
9. Социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта социальными институтами называется:
1) воспитанием
2) развитием
3) формированием
4) обучением
10. Комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее социально значимых качеств:
1) социализируемость
2) социализация
3) воспитуемость
4) воспитанность
11. Требования общества к способу воспроизводства конкретного типа личности, определяющие содержание, формы и методы воспитания, стиль взаимодействия субъектов воспитания – это:
1) принципы воспитания
2) методы воспитания
3) формы организации процесса воспитания
4) средства воспитания
12. В воспитании необходимо не только идти вслед за природой ребёнка, учитывая его природные задатки, уровень актуального развития, но и помогать природе ребёнка, создавать условия для продуктивного развития всех его задатков – это общий тезис принципа:
1) свободы (вариативности)
2) природосообразности
3) индивидуализации
4) педагогической поддержки
13. Принципы воспитания обусловлены:
1) закономерностями
2) целями
3) методами
4) средствами
14. Объективные противоречия между потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения являются ______________процесса воспитания:
1) движущими силами
2) условиями
3) ценностями
4) закономерностями
15. Признание человека высшей ценностью выражает принцип:
1) гуманизма
2) эмпатии
3) коллективизма
4) индивидуализации
16. Под _____________ воспитательного процесса понимаются объективно существующие устойчивые, повторяющиеся связи, учет которых позволяет добиваться эффективных результатов в воспитании личности:
1) принципами
2) закономерностями
3) целями
4) подходами
17. Утрата личностью способности отождествлять себя с тем социальным положением, в котором она находится:
1) потеря идентичности
2) негативная самоидентификация
3) социальная леность
4) социальная отчужденность
18. Педагогически целесообразным отношениям можно отнести те отношения, которые:
1) позволяют личности самоутвердиться
2) развивают образовательное учреждение
3) достигают цели воспитания
4) раскрывают жизненные силы участников воспитательного процесса
19. Совокупность материальных и духовных условий существования, формирования и деятельности человека – это:
1) образ жизни
2) уклад
3) среда
4) пространство
20. Педагогическое освоение среды означает:
1) подбор и обучение педагогических кадров
2) включение потенциальных возможностей среды в воспитательные отношения и деятельность
3) постоянное обновление среды
4) аттестация условий, которые предоставлены субъектам
21. Миссия – это:
1) способ выживания в социальной среде
2) основное предназначение, смысл существования
3) концептуальная идея
4) национальная идея
22. Семейные клубы, материнская школа, тренинги относятся к ___________ формам взамиодействии школы и семьи
1) индивидуальным
2) массовым
3) групповым
4) смешанным
23. Разрешаются противоречия воспитательного процесса через:
1) постепенную передачу педагогических функций воспитанникам
2) совершенствование содержания, форм и методов воспитания
3) изменение цели воспитания
4) ликвидацию конфликтов
Признаки системности
1) обучение, воспитание, развитие
2) создание развивающей среды, педагогическое освоение среды, обогащение среды субъектами воспитательного процесса
3) гуманизация отношений, создание ситуации успеха, создание условий для самореализации личности
4) целостность, структурность, иерархичность, самоорганизация
Взаимодействие – это
1) свойство личности приспосабливаться к группе
2) форма деятельности, которая осуществляется в условных ситуациях и направлена на освоение социального опыта
3) момент значимого взаимодействия воспитателя и воспитанника в условиях учебно-воспитательного процесса, который обостряет противоречия воспитательного процесса и требует поиска педагогически целесообразных способов разрешения ситуации
4) связь субъектов, которая проявляется во взаимном влиянии друг на друга в процессе общения и деятельности.
26. Ядром системы воспитания является:
1) цель воспитания личности
2) управление процессом воспитания
3) характер и содержание деятельности
4) средства и методы воспитания
Концепция – это
1) теоретически обоснованная система идей, которая открывает пути достижения цели
2) комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели
3) изложенная в соответствии с целями воспитания перспектива развития образовательно-воспитательного учреждения
4) способ взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на достижение целей воспитания
28. Систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада – это:
1) семейные традиции
2) семейное воспитание
3) проявление педагогической культуры родителей
4) воспитательно-развивающая среда семьи
29. Численность семьи, структура семьи, жизненное пространство на каждого члена семьи, образование родителей, наличие и характер использования свободного времени, информационно-культурное поле – это:
1) семейные традиции
2) семейный уклад
3) формы жизнедеятельности семьи
4) способы взаимодействия членов семьи
30. Гувернер – это:
1) домашний учитель
2) домашний воспитатель
3) попечитель
4) наставник
Ключи к тестам для самоконтроля
№ 1
| № 2
| № 3
| № 4
| № 5
| № 6
| № 7
| № 8
| № 9
| № 10
| № 11
| № 12
| № 13
| № 14
| № 15
| № 16
| № 17
| № 18
| № 19
| № 20
| № 21
| № 22
| № 23
| № 24
| № 25
| № 26
| № 27
| № 28
| № 29
| № 30
|
Задания для контрольных работ
Контрольная работа по курсу «Основы воспитания» пишется на основе художественно-педагогических текстов
Тема контрольных работ:
1. Способы продуктивного педагогического взаимодействия в Школе радости В.А. Сухомлинского (по кн. «Сердце отдаю детям»)
2. Роль наследственности и среды в воспитании (по книге В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям).
3. Роль матери в воспитании личности ребёнка (по книге Я. Корчака «Как любить ребёнка»).
4. Роль отца в воспитании личности ребёнка (по книге А.С.Макаренко «Книга для родителей»).
5. Антропоцентрическая модель воспитания в системе В.А.Сухомлинского (по книге В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям).
6. Приемы продуктивного взаимодействия с учащимися начальной школы (по книге Ш.А.Амонашвили «Здравствуйте, дети!».
7. Теоцентические идеи воспитания личности в системе Ш.А.Амонашвили.
8. Социоцентрическая модель воспитания в системе А.С.Макаренко (по книге «Педагогическая поэма»
9. Цели воспитания: анализ современных документов.
10. Идея гуманизма в произведении в системе Ш.А. Амонашвили (по книге «Здравствуйте, дети!»).
11. Идея духовности в системе В.А. Сухомлинского (по книге «Сердце отдаю детям).
12. Идея природосообразности в системе Я. Корчака (по книге «Как любить ребёнка»)
13. Идея учета индивидуальных особенностей личности в системе Ш.А.Амонашвили (по книге «Здравствуйте, дети!».
14. Идея свободы в системе Я. Корчака (по книге «Как любить ребёнка»)
15. Идея коллективизма в системе А.С.Макаренко (по книге «Педагогическая поэма»)
16. Противоречия воспитательного процесса и способы их разрешения в системе А.С.Макаренко (по книге «Педагогическая поэма»)
17. Принципы воспитания в свете Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
18. Модель духовно-нравственной среды современной школы.
19. Особенности воспитания на современном этапе развития отечественной школы (на основе материалов ФГОС).
20. Развитие идеи природосообразоности в практике отечественной школы.
Требования к оформлению контрольных работ Требования к структуре. Структура контрольной работы должна способствовать раскрытию темы: иметь титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы. Требования к содержанию:
Во введении раскрываетсяактуальность темы, определяются цели, задачи, предмет исследования.
В основной части раскрывается теоретический вопрос со ссылкой на художественно-педагогические тексты, монографии, документы. Ссылки даются с указанием издания и страниц. Допустима иллюстрация содержания работы таблицами, графическим материалом (рисунками, схемами и т.п.)
Заключение должно содержать сделанные автором работы выводы.
Приложенияоформляются на отдельных листах
Объём контрольной работы – 10 страниц формата А 4,
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Новообразования в области воспитательной практики на различных исторических этапах.
2. Особенности воспитательной практики в России.
3. Общая характеристика философско-педагогических моделей воспитания.
4. Сущность и особенности воспитания.
5. Классические педагогические идеи в области воспитания и современная практика.
6. Государственные ориентиры в области воспитания личности на современном этапе развития отечественной школы.
7. Противоречия, закономерности воспитания.
8. Принципы воспитания в контексте новых образовательных стандартов
9. Особенности педагогического взаимодействия с ребёнком младшего школьного возраста.
10. Методы и приемы воспитания младшего школьника.
11. Условия формирования воспитательно-развивающей среды в современной школе.
12. Особенности педагогическое сопровождение личности в среде.
13. Общие подходы к созданию национальной системы воспитания.
14. Глобализация и проблемы национального воспитания.
15. Особенности и проблемы семейного воспитания.
16. Духовно-нравственные традиции российской семьи.
17. Проблемы современной семьи и семейного воспитания.
18. Педагогические идеи Я.Корчака по книге «Как любить ребёнка».
19. Опыт педагогического взаимодействия с учащимися начальной школы по книге В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям».
20. Особенности формирования семейной среды по произведению А.С.Макаренко «Книга для родителей».
ГЛОССАРИЙ
1. Активное слушание – способ взаимодействия, основанный на умении педагога настраиваться на эмоциональную волну ребёнка (слушать и слышать ребёнка), и, обозначив чувство ребёнка, ненавязчиво помочь ему решить проблему.
2. Беседа (от общеслав. седа – сидение) – вопросно-ответный метод взаимодействия, который основан на активизации мыслительной деятельности субъектов общения и ориентирован на совместный поиск истины.
3. Взаимодействие – связь субъектов, которая проявляется во взаимном влиянии друг на друга в процессе общения и деятельности.
4. «Взрыв» – метод воспитания, основанный на мгновенном воздействии, переворачивающем все желания человека, все его стремления. (А.С.Макаренко)
5. Внушение – метод воспитания, который опирается на готовность воспитанника «на веру» принимать идеи и без борьбы мотивов выполнять требования воспитателя.
6. Воспитание (от старославянск. питати – кормить) – процесс передачи социального опыта (в широком смысле); процесс субъект субъектного взаимодействия, направленный на выработку определенных личностных качеств, которые задаются различными институтами общества (в узком смысле).
7. Воспитанность – комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее социально значимых качеств.
8. Воспитательная деятельность – целенаправленное преобразование педагогом всей совокупности воспитательных влияний на воспитанника.
9. Воспитательная система – это совокупность элементов (воспитательных отношений, технологий управления учебно-воспитательным процессом, форм организации деятельности, средств и методов обучения и воспитания), которые в целостном единстве и взаимосвязи создают качественно определенные условия для развития и формирования личности.
10. Воспитательно-развивающая среда - совокупность условий, обеспечивающих возможность продуктивного взаимодействия субъектов воспитательного процесса, через включение в деятельность, соответствующую основным функциям образовательного учреждения.
11. Воспитательный идеал – это особый образ цели воспитания, который содержит в себе представление общества о человеке будущего.
12. Воспитательный процесс – организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника, личности и группы, личности и социума, направленное на развитие, совершенствование и самосовершенствование личности, формирование у нее социально значимых качеств.
13. Гуманизм – признание человека высшей ценностью, уважение его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.
14. Декларация прав ребёнка – международный правовой акт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, где сформулированы права ребёнка, которые должны защищать все присоединившиеся к Декларации государства.
15. Естественные последствия – способ воспитания, основанный на передаче ответственности самому ребёнку за последствия ситуации, которую он создал сам.
16. Идеалы – духовные стремления, побуждающие человека к деятельности, к активному преобразованию мира.
17. Колония им. А.М.Горького – воспитательное учреждение для несовершеннолетних правонарушителей, созданное в 1920 году на территории УССР. Система педагогической деятельности колонии описана А.С.Макаренко в «Педагогической поэме».
18. Коммуна им. Ф.Э.Дзержинского – воспитательное учреждение, организованное А.С.Макаренко при поддержке ГПУ в 1927 году для борьбы с детской беспризорностью. Жизнедеятельность Коммуны описана А.С.Макаренко в произведениях «Марш 30 года», «Флаги на башнях».
19. Концепция воспитания – теоретически обоснованная система педагогических взглядов, идей, которая открывает пути достижения воспитательной цели и обусловливает содержание, формы и методы воспитательной деятельности.
20. Метод воспитания – способ взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на достижение целей воспитания.
21. Наказание (от общеслав. казати – говорить, наставлять) – мера воздействия, применяемая к личности за какую-либо вину, проступок, связанная с ограничением произвола личности.
22. Национальный образ мира – это видение мироздания, характерное для того или иного народа, это представления членов общества о самих себе и о своих действиях, своей активности в мире.
23. Нравственность – форма общественного сознания, которая ориентируется на общечеловеческие ценности и выражается в категории «объективное», «необходимое», «разумное» (по Гегелю).
24. Педагогическая ситуация – момент значимого взаимодействия воспитателя и воспитанника в условиях учебно-воспитательного процесса, который обостряет противоречия воспитательного процесса и требует поиска педагогически целесообразных способов разрешения ситуации.
25. Педагогическое освоение среды – включение потенциальных возможностей среды в воспитательные отношения и деятельность.
26. Передача ответственности – способ взаимодействия, основанный на признании за личностью права на самостоятельное решение в тех ситуациях, где она способна нести ответственность за результат. Этот способ основывается на готовности педагога признать за ребёнком права на ошибку.
27. Поощрение – способ поддержки той или иной формы поведения с помощью одобрения или награды.
28. Порицание – способ демонстрации неодобрительного отношения к той или иной форме поведения человека.
29. Поручение – метод воспитания, основанный на передаче персональной ответственности за дело.
30. Прием – педагогически оформленный акт взаимодействия субъектов воспитания, направленный на достижение конкретной воспитательной задачи.
31. Приучение – метод воспитания, основанный на постепенном, освоении до уровня привычки какого-либо способа действия под контролем и при поддержке воспитателя.
32. Программа воспитания (от греч. pro – впереди, дальше, gramma – написанное) – изложенная в соответствии с целями воспитания перспектива развития образовательно-воспитательного учреждения (направления, этапы, мероприятия, ресурсы, критерии эффективности) на средний и долгосрочный период.
33. Разъяснение – метод воспитания, основанный на растолковании содержания тех или иных норм, требований, правил поведения в той части, которая для воспитанника является не ясной.
34. Рассказ – метод воспитания, основанный на повествовании отдельных фактов, событий, явлений, с целью формирования к ним определенного отношения.
35. Самовоспитание – целенаправленное управление своим развитием, процесс самосовершенствования личности, основанный на ее стремлении к самореализации.
36. Самореализация – это полноценное функционирование личности в обществе, результатом которого является раскрытие ее жизненных сил.
37. Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада.
38. Система воспитательной работы – комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели, подсистема воспитательной системы, ее деятельностный блок.
39. Творчество – высшее проявление духовной деятельности, процесс создания качественно нового.
40. Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость к иному, признание права всех индивидов гражданского общества быть различными в отношении веры, политических взглядов, этнических особенностей.
41. Требование – метод воспитания, основанный на предъявлении личности в более или менее категоричной форме определенных норм и правил поведения.
42. Убеждение примером – метод воспитания, основанный на демонстрации значимыми для воспитанника лицами образца поведения и отношений (к себе, людям, к миру), которые он воспринимает как достойные для подражания.
43. Угашение – прием воспитания, основанный на неподкреплении (ни положительном, ни отрицательном) нежелательного поведения.
44. Упражнение – метод воспитания, основанный на организованном повторении определенных действий и поступков с целью формирования умений и навыков.
45. Уровень воспитанности – степень сформированности у личности в соответствии с возрастными возможностями социально значимых качеств личности.
46. Цель – предвосхищение в мышлении результата деятельности, путей и средств его достижения.
47. «Школа радости» – воспитательное учреждение, созданное В.А.Сухомлинским в 1951 году для шестилетних детей на базе Павлышской средней школы.
48. «Я–сообщение» – способ взаимодействия, основанный на открытости воспитателя, готовности сообщать о своих чувствах, его вере в способность ребёнка найти достойный способ решения проблемы.
|