Обратная связь
|
Особенности формирования семейной среды по произведению А.С. Макаренко «Книга для родителей» А.С.Макаренко долгое время вынашивал идею написания книги для родителей. В основу оригинального педагогического текста были положены жизненные наблюдения великого педагога.
По мнению А.С.Макаренко, на первом месте в воспитании всегда находятся родители, и именно они, несут ответственность за плоды своего воспитания воспитание. Среди уютных ветвей семейного дерева могут вырастать «сочные ядовитые плоды», которые сначала покорно вкушают родители, затем они сдают эти плоды обществу. Гражданский долг родителей заключается в том, чтобы не впадать в малодушие, а при появлении первой неурядицы проводить ревизию своего поведения.
А.С.Макаренко близок образ воспитателя-садовника. Родители должны «осторожно и нежно» вносить корректив, прикасаясь к природе ребёнка: «там подпорка, там разрыхленная земля, там терпеливый зоркий отбор».
Брак в воспитании создается не молниеносно, а «настойчиво и терпеливо», начиная с младенчества при помощи непростительной безответственности и ничтожного состояния чувства долга. Фокусов, с помощью которые можно вдруг воспитать хорошего человека, нет. «Рост и воспитание детей – это большое, серьезное и страшно ответственное дело, и это дело, конечно, трудное. Отделаться здесь легким трюком нельзя».
Следует помнить, что воспитывают ребёнка не специальные педагогические беседы, а среда, в которой ребёнок находится. Материалом для будущего человека не может быть ограниченный набор семейных впечатлений или педагогических поучений отцов, материалом будет жизнь во всех ее многообразных проявлениях. Жизненную среду составляют люди, вещи, явления.
Большое внимание Макаренко А.С. уделяет образу отца. В книге представлены различные образы:
Николай Николаевич Бабич с первых дней нашего знакомства поразил меня добротной хмуростью своей семейной обстановки. В его квартире все опиралось на толстые, малоподвижные ноги; и стол, и стулья, и даже кровати – все было покрыто налетом серьезности и неприветливости. И даже в те моменты, когда хозяин расцветал улыбкой, стены и вещи его квартиры, казалось, еще больше нахмуривали брови и относились с осуждением к самому хозяину. Потому улыбки Николая Николаевича никогда не вызывали оживления у собеседника, да и хозяин об этом не беспокоился. Как только приходилось ему обратиться к сыну или к дочери, его улыбка исчезала удивительно бесследно, как будто она никогда не существовала, а вместо нее появлялось выражение особого сорта усталой, привычной добродетели.
Иван Прокофьевич Пыжов отличался непомерной толщиной, но Иван Прокофьевич имел цветущий вид, был подвижен и неутомим, как юноша. Он редко смеялся, но на его мягкой физиономии столько разложено было радости и хорошего сдержанного юмора, что ему и смеяться было не нужно. У Пыжовых всегда было весело. За двенадцать лет моего знакомства с ними я не помню такого дня, чтобы у них не звучал смех, не искрились шутки. Они все любили подшутить друг над другом, умели стремиться к шутке активно, искать ее, и часто у них бывало такое выражение, как будто каждый из них сидел в засаде и коварно поджидал, какая еще неприятность случится с соседом, чтобы порадоваться вволю. В их семье никогда не было горя и слез, ссор и конфликтов, пониженного тона и упадочных настроений. Пыжовы почти не болели.
Свою семейную жизнь Петр Александрович Кетов хотел устроить разумно. Он выбрал в себе в жены не встречную красавицу, а девушку с серыми глазами и спокойной, чуть-чуть насмешливой душой. Единственного сына он рассматривал как сырье, из которого нужно воспитать большого гражданина, направив на это благое дело свой педагогический расчет и творчество. Весь путь развития сына сопровождала старательная самоотверженная работа, родительская радость и торжество по поводу исключительности талантов ребёнка. Петр Александрович шел рядом с сыном и сам поражался его быстрому шагу. Сын ослеплял его неутомимым сверканием умственной силы, бездонной глубиной талантов и свободой, с которой он усваивал самые трудные и самые тонкие изгибы мысли и сочетания слов. Виктор стал центром семьи, ее единственным принципом, ее религией. Родители вращались вокруг него как безвольные спутники.
У Семена Павловича Куриловского дома отдельный кабинет, в который могла заходить только жена. Все свободное время Семен Петрович проводил в кабинете. Из домашних никто не знал, что он там делает, да и не мог знать. Все, что касалось отца, произносилось с трепетом: папина кровать, папин шкаф, папины штаны. Возвращаясь со службы, папа не проходил по комнатам, а шефствовал, неся в руках коричневый двойной портфель, чтобы поместить его в кабинетном алтаре. Обедал папа один, хмурый и загазеченный, а дети в это время пересиживали в каком-нибудь дальнем семейном переулке. Семен Павлович редко спускался для педагогического действия, но в семье все совершалось от его имени или от имени его будущего недовольства. Именно недовольства, а не гнева, потому что и недовольство папино – вещь ужасная, папин же гнев просто невозможно представить. Но большей частью папа передавал свои впечатления и директивы через маму после доклада.
Родительский авторитет, тем более авторитет отца – это «предмет самой первой необходимости». Авторитет, конечно, не у каждого может быть, как не у каждого случается хороший тенор. Каждый и старается, если уж нет природного дара, заменить его каким-нибудь суррогатом. Так поступают и с авторитетом. А.С.Макаренко считал, что нужно не раздуваться от всяких ложных сортов авторитета, а организовать не только его жизнь ребёнка, но и свою собственную жизнь.
Авторитет отца не должен превращаться в «чучело, раскрашенное и неподвижное», которое только рядом стоит с этой детской жизнью, а детское лицо, детская мимика, улыбка, раздумье и слезы проходят мимо него бесследно. Грош цена такому авторитету, чем бы он ни был вооружен.
Авторитет родителя поддерживается, порой, и с помощью физического насилия. Это трагедия для ребёнка. Родитель, наносящий удары по нежному, слабому растущему телу ребёнка невыносимо комичен, это варвар, похожий на обезьяну. Самое печальное, что рядом с родительским деспотизмом ухитряется жить и дебоширить детский деспотизм, не менее дикий и разрушительный.
Семья должна стать коллективом, в котором каждый делает свое дело, тогда не будет идти речь о ложном авторитете. Дети также должны ощущать себя членами коллектива, а не осваивать известную форму детской деспотии – каприз. Детский каприз – это подлинный бич семейного коллектива. Большей частью каприз родится как естественный протест против злоупотребления родительской властью, против всякого рода неумеренности: неумеренной любви, строгости, ласки, кормления, раздражения, слепоты и мудрости. Плохо, когда каприз уже не протест, а постоянная, привычная форма общения между родителями и детьми.
Вся воспитательная работа с ребёнком должна быть продумана. Без постоянного размышления успех воспитания детей невозможен. Если вы размышляете над жизнью ребёнка, если вы в ней реально участвуете, только тогда становится действенным и полезным ваш родительский авторитет. Воспитательный долг родителя требует, чтобы вы не ограничивались одними мечтаниями и желаниями, чтобы вы именно работали.
Родители должны овладеть техникой воспитания. Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение – вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Каждый родитель должен научиться отдавать распоряжение, должен уметь не уклоняться от него, не прятаться от него. И тогда распоряжение сделается обычной, принятой и традиционной формой, и тогда родители научатся придавать ему самые неуловимые оттенки тона, начиная от директивы и переходя к тонам совета, указаниям, иронии, сарказма, просьбы и намека. А если родители научатся различать действительные и фиктивные потребности детей, то родительское распоряжение сделается самой милой и приятной формой дружбы между вами и ребёнком.
Семейный коллектив может подвергаться ударам «механического» типа (смерть кого-то) и «химического» типа (предательство в отношениях). В подавляющем большинстве случаев даже такой удар механической силы, как смерть, не приводит к катастрофе, обычно оставшиеся члены семьи способны поддержать ее целость.
«Химические» реакции в семье являются наиболее страшными. Можно назвать несколько форм такой реакции, но самой тяжелейшей и вредной является уход отца-кормильца из семьи. В подавляющем большинстве случаев положение брошенных детей сложнее и опаснее, чем положение сирот. Поведение отца, который рыскает по семейным очагам А.С. Макаренко называет «безобразной слабостью». Однозначная позиция великого педагога звучит так: обиженные и оскорбленные матери и дети при всякой возможности должны обращать «химическую» фигуру такого родителя в «механический» и простой нуль, не нужно позволять этим людям кокетничать с брошенными ими детьми.
Воспитание половой культуры – это одно из важных условий создания счастливой семьи. Здесь заложены основы радости и горя, разумной деятельности, человеческого гуманизма и человеческой любви. Мы еще можем представить себе общество без железных дорог и телефонов, но общество без упорядоченной и приведенной к высоким формам половой жизни не может самостоятельно существовать. Общество развратников стоит ниже социальных возможностей, ибо в таком обществе не может существовать ни человеческая нравственность, ни человеческая дисциплина.
Половое воспитание – это по сути дела общее дисциплинирование личности. Речь не идет об аскетизме и голодном покое, речь идет о половой дисциплине, которая позволяет личности устоять в хаосе жадности и сформировать гармонию желаний.
Успех всего семейного воспитания зависит от понимания, что ребёнок – это живой человек, а не «орнамент нашей жизни». По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых. Но ее колебания, поэтому не только великолепны, но и опасны. И радости и драмы этой жизни сильнее потрясают личность и скорее способны создавать и мажорные характеры деятелей коллектива, и характеры злобных, подозрительных и одиноких людей.
А это значит, что с момента рождения до момента полной гражданской самостоятельности вашего ребёнка родители ни на одну минуту не могут, не имеют права остановиться, забыть о деле воспитания, что-то выпустить из виду, что-то сделать кое-как, что-то сделать легкомысленно, где-нибудь махнуть рукой и сказать: как-нибудь само сделается!
Резюме
Воспитательно-развивающая среда – совокупность условий, сопровождающих повседневную жизнедеятельность личности, которые содержат определенные возможности для ее развития.
В современных образовательных стандартах наметился отход от увеличения количества мероприятий к формированию среды (пространства, нравственного уклада школьной жизни), в которую погружается личность. Задача образовательного учреждения заключается в том, чтобы сделать среду воспитательно-развивающей.
Ядром духовно-нравственной среды является субъект-субъектное взаимодействие личности воспитанника и воспитателя. От того, какие отношения между педагогами и воспитанниками будут доминировать в образовательном процессе, через какие формы деятельности и как будет выстраиваться педагогическое взаимодействие, зависит качество воспитания и развития личности.
Педагог должен осваивать среду и помогать ее осваивать воспитанникам. Важно выстроить продуктивные связи со средой, чтобы личность в ней обогащалась. В ходе педагогического освоения всей совокупности компонентов среды создается общая совокупность влияний: особый «дух», некая атмосфера, которая выражает суть данного учреждения. Все компоненты среды во взаимосвязи и взаимозависимости оказывают развивающее влияние на личность.
Воспитание по своей сути – это сопровождение личности в образовательной среде, помощь в построении продуктивных социальных и личностных связей.
Важно учитывать национальные особенности воспитания, поскольку национальный характер, национальный образ мира является основой построения воспитательной системы.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте общую характеристику компонентов воспитательно-развивающей среды.
2. Как соотносятся понятия «педагогическое сопровождение» и «педагогическая поддержка»?
3. Какие возможности и проблемы в области национального воспитания открылись в контексте процессов глобализации?
4. Как учитывать сложившийся в национальном характере образ мира?
5. В чем принципиальное отличие семейного воспитания от воспитания в системе образовательных учреждений?
6. Какие духовно-нравственные традиции российской семьи остались незыблемыми до настоящего времени?
7. Каковы актуальные проблемы семьи и семейного воспитания?
8. Из каких компонентов складывается педагогическая культура родителей?
9. Каков формы продуктивного взаимодействия образовательных учреждений с семьей на современном этапе развития отечественной школы?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Знакомство с основами воспитания позволяет выделить аксиомы, которые должны быть положены в основу организации воспитательного процесса.
Воспитание – этоцеленаправленный процесс, который обусловлен потребностями данного общества и государства. Динамично развивающиеся социальные отношения требуют постоянной корректировки цели и содержания воспитания с ориентировкой на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы развития общества. Для того чтобы организовать воспитательный процесс в образовательном учреждении, недостаточно знать целевые ориентиры, поставленные в государственных документах (тем более что процесс уточнения целей воспитания в государственных документах идет непрерывно), образовательное учреждение должно ориентироваться на социальные потребности (в том числе потребности региона) и, исходя из этого, определять свою уникальную роль, высокое социальное назначение (миссию). Таким образом, определяя цели воспитания, образовательное учреждение должно опираться на целевые ориентиры, обозначенные в государственных документах, ориентироваться на социальные процессы, которые происходят в государстве и обществе, видеть и четко обозначать свою миссию.
Воспитание – это процесс субъект-субъектного взаимодействия, в котором участвуют как воспитатели, так и воспитанники, в результате чего происходят изменения, как в личности воспитанника, так и воспитателя. Субъекты воспитательного процесса имманентно активны и способны как обогащаться в среде, в зависимости от своих интересов и потребностей, так и обогащать среду. Поэтому воспитание должно опираться на позитивную активность личности, ее способность и стремление к самосовершенствованию.
Воспитание – это процесс обмена информацией, оно не может быть отделено от обучения и образования. Это единый процесс, в результате которого человека вводят в мир культуры, передают ему опыт и знания. Пытаясь определить содержание воспитания в условиях образовательного учреждения, мы вряд ли сможем ограничиться каким-то фиксированным объемом. Размышляя в этом направлении, мы неизбежно придем к выводу, что это содержание неисчерпаемо. Содержание, которое может быть включено в систему воспитательных влияний (в том числе и содержание образования), не ограничивается заданными извне стандартами. Здесь имеет значение вся совокупность социально-культурного опыта, которая творчески преломляется в образовательной среде. Следовательно, содержание воспитания должно постоянно обогащаться с учетом новых культурных эталонов.
Воспитание крайне сложно отобразить в специфической (воспитательной) деятельности. Были моменты в теории и практике воспитания, когда воспитательную функцию отождествляли с внеучебной деятельностью. Ошибочность такой позиции очевидна. Воспитательная функция не исчерпывается какой-либо одной специфической (воспитательной) деятельностью, а пронизывает все виды деятельности, в которые включается личность в период обучения в университете. Более того, качество реализации воспитательной функции зависит от качества реализации других основных образовательного учреждения – обучающей, социально-культурной и др. Следовательно, воспитание должно органически входить во все виды деятельность, которые соответствуют основным функциям образовательного учреждения.
Крайне сложно выделить специфические воспитательные средства. Так, если средствами реализации учебной функции являются учебно-методические материалы, технические средства, необходимое оборудование учебных аудиторий и т.д., то вопрос о средствах реализации воспитательной функции до сих пор в науке педагогике остается открытым. Часто к средствам воспитания относят духовное богатство личности, но тогда повисает вопрос о формализации воспитательных средств. Более убедительно утверждать, что роль воспитательного средства могут выполнять все элементы среды: начиная от архитектуры здания, заканчивая сложившимися традициями. Принципиальное значение для организации процесса воспитания имеет качество воспитательно-развивающей среды, ее воспитательный потенциал, который осваивается в процессе общения и деятельности субъектами воспитательного процесса. Воспитательно-формирующее влияние на личность оказывает не только специально организованный процесс, но и вся окружающая среда. Поэтому реализация процесса воспитания должна сопровождаться формированием воспитательно-развивающей среды, которая создает для личности воспитательно-развивающее пространство
ПРАКТИКУМ
|
|