Глава 1. Общие ориентиры воспитания Задание № 1. Прочитайте параграф «История возникновения и развития воспитательной практики» и заполните таблицу
Период
| Формы организованного воспитания
| Особенности педагогической деятельности
| Способы накопления пед. знаний
| Первобытность
|
|
|
| Рабовладение
|
|
|
| Феодализм
|
|
|
| Капитализм
|
|
|
| Советский период
|
|
|
|
Задание № 2.Прочитайте параграф «Сущность воспитания. Философско-педагогические модели воспитания»и заполните таблицу
Модель воспитания
| Характеристика модели
| Примеры
| Антропоцентрическая модель воспитания
|
|
| Социоцентрическая модель воспитания
|
|
| Натуроцентрическая модель воспитания
|
|
| Теоцентрическая модель воспитания
|
|
|
Задание № 3. Прочитайте параграф «Классические педагогические идеи в области воспитания». Выберите статью в журнале «Педагогика», которая выражает одну из классических педагогических идей, и составьте аннотацию по структуре:
1. Название. Внешние библиографические данные.
2. Тип произведения и его назначение.
3. Характеристика автора (принадлежность к научной школе).
4. Задачи, поставленные автором.
5. Предмет изучения.
6. Методологическая основа произведения.
7. Практическая база исследования.
8. Основные факты, положения и выводы.
Задание № 4. Прочитайте параграф «Цели воспитания на современном этапе развития отечественной школы» и заполните таблицу
Государственные
документы
| Год выхода документа
| Цель воспитания
| Программа КПСС
|
|
| Закон РФ «Об образовании»
|
|
| Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании»
|
|
| Национальная доктрина образования в РФ
|
|
| Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
|
|
| Концепция модернизации российского образования
|
|
| Стратегия государственной молодежной политики в РФ
|
|
| Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
|
|
| Задание № 5. Прочитайте произведение Я.Корчака «Как любить ребёнка» и сформулируйте его педагогическое кредо _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Глава 2. Методы и приемы воспитания
Задание № 6. Прочитайте параграф «Противоречия закономерности и принципы воспитания» и определите, какое противоречие лежит в основе данных ситуаций.
· Учитель на родительском собрании решил рассказать о недисциплинированности Виталия. Он рассчитывал, что присутствие родителей повлияет на мальчика. Виталий сидел неподвижно, ни черточки тревоги или раскаяния. Вдруг учитель видит: мальчик раскрывает учебник по предмету, который ведет этот учитель, берет карандаш и что-то рисует на титульном листе. В глазах – огоньки злорадства. Очевидно, что он только и ждет эмоционального взрыва учителя.
· Учитель зашел в класс и заметил беспорядок.
- Антипин, возле твоей парты разбросаны бумажки, подбери!
- Это не мои! Всегда на меня!
- Я кому говорю! – настаивает воспитатель!
Никого движения. Учитель устало опускается на стул.
· На уроке писали диктант. В конце урока учительница предложила детям поменяться тетрадями, проверить и оценить работу друг друга. Правильный вариант был написан на доске. Когда ученики стали диктовать оценки, обнаружилось, что девочка-отличница получила «2». Сосед таким образом решил ей отомстить за свои обиды (она не давала списывать домашние задания).
· Сережа знал, что сегодня он будет отвечать. Он все отлично выучил, но очень боялся вопросов учителя. С тем чтобы подстраховать себя, он подготовил вопросы, на которые знал ответы, и роздал их ребятам. Все прошло гладко: ребята задавали вопросы, Сережа бойко отвечал. В итоге – отличная оценка. Но получилось так, что учитель узнал о маленькой хитрости ученика. Оценка была снижена до тройки, и отношение с учителем безнадежно испорчено.
· Дима предложил услуги в подготовке школьного фестиваля. Но когда началась подготовка, и вы дали ему конкретное задание, он задал вопрос: «А что мне за это будет?»
· Вы несколько раз повторили свою просьбу – ученик повторяет «сейчас», но не двигается с места – он что-то с увлечением рисует.
Задание № 7. Прочитайте параграф «Педагогическое взаимодействие в условиях воспитательного процесса» и закончите схему.
÷ ø
Задание № 8. Прочитайте параграф «Методы и приемы воспитания» и назовите приемы, с помощью которых можно решить данные ситуации. Обоснуйте целесообразность применения данных приемов.
· У двух девочек были одинаковые заколки. Одна заколка пропала. Теперь каждая утверждает, что оставшаяся заколка именно ее.
· Перемена. В углу ссора. Наташа принесла связанную кукле шапочку. Мальчики с веселым гиканьем бегают с ней по классу и пытаются примерить.
· Вы ведете урок в третьем классе и слышите, что кто-то все время напевает песню. Класс явно забавляется ситуацией.
· Родители поделись с вами проблемой. Их десятилетняя дочка требует покупать ей дорогую одежду, она периодически шантажирует их тем, что не будет ходить в школу или вообще уйдет из дома.
· Девочка прогуляла занятия, а в качестве причины назвала домашний скандал, вызванный разводом родителей. Попытка классного руководителя прояснить ситуацию у родителей повергла взрослых в полное изумление, развод оказался плодом фантазии девочки.
· Перед уроком физкультуры Лена побила Таню. При разбирательстве выяснилось, что Лене не хотелось заниматься физкультурой, и она рассчитывала, что ее накажут за драку, и она весь урок просидит на скамейке. Никакие увещевания не могли вызвать у девочки хотя бы тень раскаяния.
· В летнем школьном лагере проходил конкурс красоты среди девочек. Ксюша всегда была лидером во всем и очень рассчитывала на победу. Но ей жюри присудило только второе место. С девочкой при объявлении результатов случилась истерика.
· Наблюдая за игрой мальчиков в футбол, вы заметили, что одного ребёнка все игнорируют, не передают ему мяч.
Задание № 9. Прочитайте произведение В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» и опишите, как складывалась судьба одного из детей Школы радости на протяжении всего периода обучения.
Глава «Среда воспитания»
Задание № 10. Прочитайте параграф «Воспитательно-развивающая среда образовательного учреждения». Ориентируясь на показатели сформированности среды образовательного учреждения, опишите среду одной из школ.
Таблица 5
Критерии и показатели сформированности духовно-нравственной среды ОУ
Критерии
| Показатели первого уровня (нормативный)
| Показатели второго уровня (творческий)
| Показатели третьего уровня (инновационный)
| Смысловой
| Наличие миссии образовательного учреждения.
Наличие стратегии развития образовательного учреждения.
| Наличие авторской концепции.
Наличие действующих целевых программ, направленных на повышение качества воспитания
| Наличие законодательной инициативы школы
| Содержательный
| Качество образовательных услуг (программы, оснащенность оборудованием, кадры).
Внесение компетентностного контекста в содержание образования
Качество обучения (результаты тестирования).
| Дополнительные информационно-образовательные услуги учащимся.
Работа с одаренными детьми (олимпиады, конкурсы, научно-исследовательская деятельность). Достижения учащихся на уровне города, области, страны
| Наличие проектов по учебной деятельности, которые охватывают
учащихся и педагогов города, района.
Информационно-образовательные услуги населению (структуры, формы, охват населения)
| Деятельностный (социальная и духовная практика)
| Наличие структур самоуправления
Наличие общественных объединений, волонтерских отрядов
Наличие кратко- и долгосрочных планов по внеучебной работе.
| Включенность учащихся в виды социальных практик, отвечающих формированию: гражданственности и патриотизма; социальной ответственности; нравственных чувств, убеждений, этического сознания; экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, воспитания трудолюбия, осознанного выбора профессии; эстетической культуры.
Достижения учащихся
| Наличие социальных проектов, которые охватывают
учащихся и педагогов города, района.
| Культурные традиции и корпоративная культура
| Наличие культурных традиций.
Наличие кодекса корпоративной культуры.
Наличие системы (структур), ответственных за сохранение и поддержку культурных традиций и корпоративной культуры
| Культурные контакты: региональные, российские, международные.
Вовлеченность педагогов и воспитанников в культурные контакты
| Наличие культурных проектов, направленных на обогащение социально-культурной среды города, региона.
|
Задание № 11. Прочитайте параграф «Национальное своеобразие воспитания». Пользуясь Интернет-ресурсам, составьте презентацию по воспитательным традициям одной из стран мира по схеме:
1. Традиции проживания: природа, жилище, одежда и др.
2. Культурные основы: сказки, былины, легенды (идеал воспитания)
3. Образ мира, который сложился у данного народа.
4. Современные тенденции воспитания.
Задание № 12. Прочитайте параграф «Особенности и проблемы семейного воспитания» и заполните схему:
Найдите эффективные формы взаимодействия школы и семьи в обозначенных ситуациях.
· Дорогой учитель! Мне не о чем Вам писать. Мама не выпускает меня со двора. А двор маленький. И сельские девочки не приходят ко мне. Каждый день мы с мамой упражняемся в письме, решаем задачи. Мама говорит, что Вы будете очень довольны моими успехами. Я очень соскучилась здесь. Не надо было никому придумывать каникулы (Ш.А.Амонашвили «Педагогическая симфония»).
· – Можно? – заглядывает ко мне Кетино.
Она стесняется, чем-то озадачена. Лицо опухшее. В разговоре выясняется, что папа пришел с работы и начал кричать на маму, Кетино ее защищала, сказала отцу, что он плохой. Тогда он ударил девочку по лицу и выгнал из комнаты. Девочка испугалась за маму, начала кричать. Тогда отец избил ее. (Ш.А.Амонашвили «Педагогическая симфония»).
· Русико приходит в школу с опозданием и говорит все о том, что у нее больна мама. Дети ей сочувствуют, говорят добрые слова. Русико расчувствовалась, заплакала, дети ее с трудом успокоили. Н другой день она принесла весть, что маме еще хуже, дети стали с ней еще ласковее. На третий день в школу пришла мама Русико. Оказалось, что она вполне здорова и не думала болеть (Ш.А.Амонашвили «Педагогическая симфония»).
· Дети приготовили концерт для родителей. После концерта подходит властная мама и заводит с учителем разговор о своем ребёнке. Она недовольна: «Почему мой ребёнок выступил только один раз, почему он играл на деревянных ложечках, а не на ксилофоне? (Ш.А.Амонашвили «Педагогическая симфония»).
· – У меня к Вам дело! – шепчет мне девочка и тянет меня в угол классной комнаты.
Сажусь за парту. Губки прикасаются к моему правому уху, маленькие ручки обнимают меня за шею, притягивают к себе. А теплое и взволнованное дыхание несет дрожащие слова:
– Знаете …Я хотела сказать … Не хотите ли Вы быть моим папой? … Тогда мама не отдаст меня в школу-интернат, и я останусь с вами! (Ш.А.Амонашвили «Педагогическая симфония»).
Задание № 13. Прочитайте произведение А.С.Макаренко «Книга для родителей» и напишите эссе на тему «Образ идеальной семьи», где отразите: образ отца, образ матери, доминирующие отношения, традиции.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
Тест для самоконтроля
1. По наследству ребёнок получает:
1) способности
2) задатки
3) характер
4) склонности
2. Раб, который сопровождал ребёнка в школу – это:
1) педоном
2) педагог
3) дидаскал
4) жрец
3. Форма массового обучения, возникшая в период первобытности:
1) обучение в рыцарской школе
2) религиозные проповеди
3) ритуалы
4) философские диспуты
|