Обратная связь
|
Педагогические идеи Я.Корчака по книге «Как любить ребёнка» Книга Я. Корчака развенчивает множество педагогических мифов и постулатов, превративших воспитание ребёнка в догматический процесс, в котором несчастен и ребёнок, и воспитатель.
Миф, который должен быт развенчан прежде всего, – это искреннее заблуждение матери, что ребёнок, которого она родила, принадлежит ей. Безусловно, мать страдала при родах, отдала и отдаёт много сил силы и времени ребёнку. Но ни в месяцы беременности, ни в часы родов, как утверждает Я. Корчак, ребёнок не принадлежит матери. Рождённый ребёнок принадлежит всему роду: матери, отцу, дедам и прадедам. Ребёнок принадлежит вселенной: «Ребёнок – пылинка в пространстве». «Ребёнок – мгновенье времени».
Материнская позиция «мой ребёнок» крайне вредна, поскольку на основе этого легко выстраивается логическая цепочка: мой ребёнок – это моя вещь, мой раб, моя комнатная собачка, которую можно чесать за ушами, выводить на прогулку и дрессировать.
Весьма распространенный миф о том, что рождение ребёнка происходит по велению бога, снимает ответственность с родителей за его рождение. Я. Корчак считает, что необходим расчёт и забота о детях, которые должны родиться. Более того, далеко не каждый потенциально способный произвести на свет потомство имеет право это делать.
Известный педагогический тезис: любовь и ласка – вот что нужно ребёнку, кажется безупречен. Тем не менее, Я. Корчак предостерегает родителей: «Неразумной любовью можно искалечить ребёнка, и закон должен взять его под свою защиту». В доказательство он приводит множество своих наблюдений, которые говорят о том, что ребёнку часто неприятны ласки взрослого и призывает быть осторожнее в их проявлении.
Миф о родительском долге всячески оберегать ребёнка от опасностей жизни обрушивается емкой фразой: «В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни; оберегая от смерти, мы не даем ему жить». Продолжая эту тему, Я. Корчак делает совсем уж парадоксальное с точки зрения родительской и педагогической общественности заявление: «Я взываю о Magna Charta Libertatis, о правах ребёнка. Может, их больше, но я нашел три основных.
Право ребёнка на смерть.
Право ребёнка на сегодняшний день.
Право ребёнка быть тем, что он есть».
Можно по-разному относиться к идейным педагогическим воззрениям Я. Корчака, но задуматься не мешает, насколько наша родительская забота может мешать ребёнку жить полнокровной интересной жизнью.
Весьма распространен миф: детство самая прекрасная пора в жизни. «Прекрасное детство? Прекрасное? Нет, скучное, и если и есть в нем прекрасные минуты, то отвоеванные, а чаще всего – украденные», – пишет известный педагог. Бичом детства Я. Корчак называет скуку, которая может быть острая, как обрушившаяся болезнь или хроническая, тягучая, с обострениями. Причиной этой скуки Я. Корчак считает отсутствие настоящих сильных впечатлений. От пугающей пустоты ребёнок прячется в игре. Ребёнок играет во что угодно, лишь бы убить время, лишь бы занять себя, потому что не знает, что делать, потому что ничего другого у него нет.
Кажется, ничто не может развенчать нравственный постулат: ребёнка нужно всячески уводить от греха. В противовес этому Я. Корчак выдвигает свой: пусть дитя грешит. Великий педагог считает, что ребёнок должен получить опыт совершения греха и раскаяния в нем. Он задает вопрос: «Если ребёнок не съест потихоньку фунта неспелых слив и, обманув родительскую бдительность, не зажжет где-нибудь в укромном уголке с бьющимся сердцем спичку, если он послушен, пассивен, доверчиво поддаётся требованиям избегать всяческих опытов, отказаться от каких бы то ни было попыток, усилий, от любого проявления воли, то, что сделает он, когда в себе, в глубине своей духовной сущности, почувствует, как что-то ранит его, жжет, язвит?»
В ответ на постулат: всех детей нужно воспитывать одинаково, Я. Корчак решительно заявляет: «Воспитывать красивого и некрасивого ребёнка нужно по-разному». Общество не может быть равнодушно к красоте. Разве может человек, чуткий к красоте цветка, бабочки, пейзажа, оставаться равнодушным к красоте человека? Красота, обаяние, фигура, приятный голос – это капитал, которым природа одарила ребёнка, но этим капиталом нужно уметь пользоваться. При отсутствии других достоинств красота может принести вред.
Часто педагоги и родители оказываются в плену заблуждения: ребёнок наивное существо, которое не знает жизни. Я. Корчак предостерегает: «Ребёнок – сто масок, сто ролей одарённого актера». Он один с матерью, другой с отцом, бабушкой, дедом, разный со строгим и добрым учителем, на кухне и среди ровесников, не одинаково ведёт себя в среде зажиточных и нуждающихся, меняется он, одеваясь в будничную и праздничную одежду. Наивный и хитрый, послушный и высокомерный, добрый и мстительный, благовоспитанный и проказливый, он так умеет спрятаться до поры до времени, так затаиться в себе, что с успехом вводит нас в обман и ловко пользуется нашими заблуждениями в своих целях.
Серьезно вредит воспитанию иллюзия о безупречной белизне ребёнка, которая рождает страх «вдруг» в нём пробудится зверь и бросит его в болото разврата. Фаталистический страх родителей на эволюцию влечения заставляет прятаться за якобы неведением. Нет ничего глупее впадать в беспечность, когда ребёнок ничего не знает, и паниковать, когда он о чём-то догадывается. Родителям следует помнить, что ребёнок вступает в жизнь вообще, а не только в половую, он весь созревает, а не только физиологически. И это нормальный процесс, в котором ребёнку нужно помогать, помогать усваивать мужские и женские роли. Очень важно бережно относиться к первым искренним росткам любви к противоположному полу. Преступление высмеивать эту любовь, омрачать грязными подозрениями. Тем самым взрослые наносят непоправимый ущерб половому воспитанию.
Ребёнок должен быть благодарен родителям за то, что они для него делают. Так считает большинство родителей. Я. Корчак искренне удивляется: «Разве земля благодарит солнце за то, что оно светит? Дерево – семечко, из которого оно выросло? А разве соловей посвящает свои трели матери за то, что та когда-то обогревала его собой? Разве любовь – услуга, которую можно оплатить?»
Размышляя о роли среды в воспитании личности, Я.Корчак пишет: «Воспитательной средой я называю дух семьи, господствующий в ней, так что отдельные члены семьи не могут занимать по отношению к нему произвольной позиции. Этот дух не терпит сопротивления, он диктует, он принуждает». Педагогические исследования Я. Корчака позволили выделить и описать различные среды:
Среда догматизма. Эту среду характеризует следование традициям, четкое выполнение ритуалов. Дисциплина, порядок, честность, каждодневный упорный труд – внешнее проявления сформированной среды. Серьезность, душевное равновесие, бесстрастность как высшая форма владения собой, аскетизм, строгое соблюдение нравственной гигиены, ни малейшего отступления от норм морали, неукоснительное выполнение долга.
Среда идейная. Её эффект в натиске, напоре, в активности. Тут не работают, а созидают, действуют, а не выжидают, подчиняясь доброй воле. Нет догм – есть задачи. Нет равнодушия – есть воодушевление, энтузиазм. Внутренний регулятор поведения – не ритуалы, а отвращение к грязи, нравственный эстетизм. Человек, воспитанный этой средой с интересом ждет завтра, его неожиданностей и чудес, открытий и заблуждений, борьбы и сомнений, новых суждений и переоценок.
Среда довольства жизнью. Благодушие, беззаботность, приветливость, жизнерадостность, доброта, трезвость – ровно столько, сколько необходимо. Ребёнок дышит внутренним благополучием, благодушием, обаянием окружающей его простоты: я имею столько, сколько мне надо, хочу быть тем, кто я есть. Работа – средство для извлечения выгод и достижения желаемого. Ребёнок в этом благополучии может стать любым: из книг, разговоров, встреч, жизненных впечатлений он самостоятельно ткёт ткань своих воззрений, выбирает собственную дорогу.
Среда успеха и карьеры. Здесь в ходу целеустремленность, но приводит к ней не внутренняя потребность, а холодный расчёт. Вместо истинных ценностей – искусная реклама. Жизнь не как чередование работы и отдыха, а как охота по следу и вечная беготня. Алчущая пустота, хищничество, чванство и в сочетании с подхалимством, завистью, недоброжелательством и злорадством. Здесь детей не любят и не воспитывают, их здесь натаскивают. На них либо теряют, либо зарабатывают, их либо покупают, либо продают.
Возникает вопрос: каким должен быть воспитатель, когда всё так необыкновенно сложно и в то же время просто в воспитания? Ответ Я. Корчак даёт достаточно определенный: «Воспитатель должен дать программу того, как познать самого себя, как победить себя, какие усилия приложить, как искать собственную дорогу в жизни».
Отвечая на вопрос: кто такой воспитатель, Я. Корчак пишет: «Воспитатель, который не вдалбливает, а освобождает, не тянет, а поднимает, не угнетает, а способствует формированию личности, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, вместе с ребёнком переживает множество вдохновенных минут. Ему не раз придется затуманенными от слёз глазами смотреть на борьбу ангела с дьяволом, где белый ангел одерживает победу».
В своей знаменитой книге Я. Корчак ставит больше вопросов, чем даёт ответов: Где счастье, в чём оно? Знаешь ли ты дорогу к нему? И существуют ли те, кто знает? Справишься ли ты с этим? Можно ли всё предвидеть, от всего защитить?
Венчает систему педагогических взглядов Я. Корчака великая вера: «В каждом есть своя искра, которую может высечь кремень счастья и правды, и, может, в десятом поколении она вспыхнет пожаром гениальности и, прославив собственный род, осветит человечество светом нового солнца».
Резюме
Воспитание как явление и процесс прошло долгий путь исторического развития. Воспитание тесно связано с развитием государства и общества: от особенностей исторического развития общества зависят цели, содержание и формы организации воспитательной практики.
Воспитание следует понимать как процесс организованного влияния на личность, который обусловлен потребностями общества и происходит в социальных институтах. Воспитание – это процесс многофакторный, субъект-субъектный, неоднозначный, длительный и непрерывный, устойчиво связанный с самовоспитанием, основанный на погружении в культуру.
В процессе развития педагогической науки и практики воспитания сложились следующие философско-педагогические модели воспитания: социоцентрическая, натуроцентрическая, антропоцентрическая, теоцентрическая.
Испытание временем выдержали следующие идеи классической педагогики: духовности, гуманизма, природосообразности, культуросообразности, свободы, коллективизма, связи воспитания с жизнью, учёта индивидуальных особенностей личности. Данные идеи являются основой для разработки современных концепций воспитания.
На данном этапе цель воспитания направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Вопросы для самопроверки
1. Обозначьте новообразования, которые имели место в воспитательной практике на различных этапах исторического развития?
2. Назовите характерные особенности воспитания в России?
3. Раскройте роль религии в воспитании в различные исторические периоды.
4. Сравните понятия «воспитание» и «воспитательный процесс».
5. Обозначьте особенности воспитания.
6. Охарактеризуйте преимущества и недостатки различных моделей построения воспитательного процесса.
7. Дайте проблемную характеристику субъектам целеполагания?
8. Обозначьте круг социально-личностных компетенций?
9. Назовите современные целевые ориентиры, обозначенные в государственных документах.
10. Раскройте сущность базовых идей классической педагогики в области воспитания личности.
|
|