Обратная связь
|
Идея учёта индивидуальных особенностей личности Воспитывая ребёнка сообразно с его природой, мы не можем не учитывать давно установленного факта, что между людьми существуют значительные различия. «В фруктовых садах, – писал Я.А. Коменский, – мы любим иметь не только деревья, рано приносящие плоды, но и такие, которые приносят плоды среди лета и позднее. Почему же в сад науки мы хотели бы допустить только одного рода дарования, рано созревающие и подвижные? Поэтому не будем исключать никого, кроме того, у кого Бог отнял смысл, или разум».
Крайне сложно определить предел возможностей человека. Всякие попытки определить этот предел могут быть разрушительны для личности, предостерегает Ж.-Ж. Руссо: «Я не думаю, чтобы какой-нибудь философ был настолько смел, чтобы сказать: вот предел, до которого может дойти человек и которого он не сумеет перейти».
Гуманная педагогика основывается на вере в возможности каждого проявить себя, раскрыть свои жизненные силы: «В каждом есть своя искра, которая может зажигать костры счастья и истины, и в каком-нибудь десятом поколении, может быть, запылает он пожаром гения и спалит свой род, одарив человечество светом нового солнца», – писал Я. Корчак.
Педагог должен быть настроен на отношение к каждому ребёнку, как к неповторимой индивидуальности, и всячески способствовать раскрытию возможностей каждой личности.
Идея свободы
Идея свободы необыкновенно популярна в теории и практике педагогики. «Очень важно, – писал ещё Я.А. Коменский, – чтобы люди научились и умели свободно, по собственному решению избирать верно понятые вещи и так же пользоваться ими». Он считал, что свобода сообразна человеческой природе, а кто принуждает других принять свои собственные взгляды, требуя слепого согласия и повиновения, те «насилуют человеческую природу».
К.Д. Ушинский считал, что «воспитание, если оно только не иезуитское воспитание, не имеет даже права создавать вполне законченных убеждений, не имеет даже права посягать на свободу души человеческой».
Классики, провозглашая свободу как условие развития индивидуальности, разделяют свободу внешнюю и внутреннюю. Когда Д. Локк говорит о том, что не следует навязывать детям в виде обязанности ни учебник, ни что бы то ни было другое, чему они должны, по нашему мнению, учиться – то, вне сомнения, речь идёт о внешней свободе. Внешняя свобода – это отсутствие ограничений. Внутренняя свобода – это умение пользоваться своими силами, владение самим собой.
Следует разделять свободу и произвол личности. Произвол разрушителен как для окружающих, так и для личности. «Знаете ли, – пишет Ж.-Ж. Руссо, – какой верный способ сделать вашего ребёнка несчастным? Это приучить его не встречать ни в чем отказа». Руссо считает, что суть истинной свободы состоит в том, чтобы «предоставлять им больше действовать самим и меньше требовать от других. Таким образом, приучаясь с ранних пор ограничивать желания пределами своих сил, они мало будут чувствовать лишение того, что не в их власти».
Классики понимают свободу не как свободу «от», а как свободу «для» успешного осуществления деятельности. Очень точно это положение определил К.Д. Ушинский: «Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности».
Классическая педагогика идею свободы связывает с правом личности на свой выбор и воспитанием у личности готовности нести ответственность за свой выбор.
Идея культуросообразности
А. Дистервег утверждает, что «всякий человек – продукт своего времени». Каждый человек должен соответствовать своему времени, «в противном случае он будет чем-то вроде инородного тела, которое организм отвергает и удаляет». Классики, в частности К.Д. Ушинский, обращали внимание на то, что воспитание для того, чтобы быть успешным, должно соответствовать веку, сословию, полу.
Общество предъявляет к человеку требования, соответствующие тому уровню культуры, на котором оно в данный момент находится. «Каждый человек, – писал А.Дистервег, – находит при своем рождении на свет своё окружение, свой народ, среди которого он предназначен жить и, по крайней мере, воспитываться уже на определенной ступени культуры».
Особое место в воспитании, по мнению К.Д. Ушинского, занимает родной язык. Именно родной язык «развивает в духе ребёнка способность, которая создает в человеке слово и которая отличает человека от животного: развивает дух». К.Д. Ушинский считал язык лучшей характеристикой народа. «Лёгкая, щебечущая, смеющаяся, вежливая до дерзости, порхающая, как мотылек, речь француза; тяжелая, туманная, вдумывающаяся сама в себя, рассчитанная речь немца; ясная, сжатая, избегающая всякой неопределенности, прямо идущая к делу, практическая речь британца; певучая, сверкающая, играющая красками, образная речь итальянца; бесконечно льющаяся, волнуемая внутренним вздымающим её чувством и изредка разрываемая громкими всплесками речь славянина лучше всех возможных характеристик знакомит нас с характерами народов».
Воспитывая культуросообразно, мы должны как можно ближе знакомить ребёнка со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, политическими отношениями, финансовым положением и т.д.
Важно помнить, что осознание принадлежности к определенной культуре, развитие национального самосознания не должно идти вразрез с общечеловеческими ценностями. «Говори и думай: человек – моё имя, немец – моё прозвище». В этих словах А. Дистервега заложена мысль о приоритете человеческого над культурно-национальным. Каждый человек, осознавая самоценность своей национальной культуры, должен быть способен к межкультурному взаимодействию.
Итак, воспитание должно соответствовать культурно-исторической эпохе, черпать в культуре цели, содержание, смыслы и ценности воспитания.
Идея коллективизма
Идея коллективизма получила своё четкое оформление в советский период. На Западе коллектив воспринимается как феномен советского общества. И это не случайно. По К. Марксу, развитие личности как индивида возможно только в условиях общества, где нет эксплуатации. Он считал, что истинной коллективностью обладает только пролетариат.
Соответственно в педагогических трудах понятие «коллектив» активно стало употребляться в советское время. Хотя сама по себе идея необходимости создания детского сообщества просматривается достаточно устойчиво и давно. Так, например, Я.А. Коменский писал: «Более целесообразно образовывать юношей, собирая их вместе, т.к. больше получается пользы и удовольствия, когда работа одних служит примером и побуждением для других». В учебных заведениях прогрессивной направленности, таких как Царскосельский Лицей, культивировался дух товарищества, который понимался как взаимопомощь, взаимовыручка.
В конце XIX ¾ начале XX вв. в теории и практике воспитания осмысливается идея детской самоорганизации. «Дети не могут жить нормально вне свободного общества детей. Нужно дать им возможность создать своё общество», – писал С.Т. Шацкий. В практической деятельности колонии «Бодрая жизнь» и других детских воспитательных учреждений вызревает идея связи детского учреждения с окружающей средой на основе общественно значимой деятельности.
В первые годы советской власти коллективизм становится официальной политикой в области школьного воспитания. Руководствуясь идеями истинной коллективности революционных пролетариев, Н.К. Крупская и А.В. Луначарский считали неотъемлемым признаком коллективности идейную коммунистическую направленность.
С самого начала своей работы в колонии им. Горького А.С. Макаренко использует понятие «колонийская община». Приблизительно в начале двадцатых годов Макаренко отходит от ранее им использовавшегося понятия «детская община», рассматривая коллектив и личность как диалектическое единство. Впоследствии он проводит четкое различие между коллективом и группой, подчёркивая общественно значимую деятельность коллектива. В настоящее время в педагогике главенствует макаренковская идея в определении коллектива. Важнейшими признаками коллектива, отличающими его от группы, считается общественно-полезная цель и полезная обществу деятельность. «Коллектив возможен только при условии, если он объединяется на задачах деятельности, явно полезной для всего советского общества», – писал А.С. Макаренко.
Позднее в гуманистических работах В.А.Сухомлинского получает развитие представление о коллективе как «богатстве индивидуальностей». В.А. Сухомлинский был глубоко убеждён, что целью коммунистического воспитания может быть только человек, «а коллектив лишь средство в достижении этой цели». Поэтому главной заботой в коллективистском воспитании должна быть «забота о духовном обогащении и росте каждого члена коллектива, о богатстве отношений».
Итак, педагог должен создавать возможности для продуктивного развития как коллектива в целом, так и каждой личности в отдельности. Неотъемлемым условием коллективистского воспитания является общественно важная деятельность.
|
|