Понятие и значение системы наказания Система наказания определяется как совокупность предусмотренных уголовным законом видов государственного принуждения, которые находятся в отношениях взаимосвязи, взаимозависимости и взаимозаменяемости, способны обеспечить достижения восстановления социальной справедливости общего и специального предупреждения, а также исправления преступника, назначаются судом за конкретные преступления, исходя из принципов уголовного права.
Системность характеризуется тем, что все наказания представляют собой нечто целое и единое, состоящее из исчерпывающего перечня взаимосвязанных элементов. Системность предполагает расположение наказаний в определенном порядке, последовательности, ступенчатости (отсюда и термин – «лестница наказаний»).
Шкала наказаний, построенная в определенной, иерархически заданной последовательности имеет не только технико-юридическое, но и большое практическое значение. Лестница наказаний позволяет правильно сориентироваться при разрешении коллизии, какой закон является более строгим или мягким; при решении вопроса о замене неотбытой части наказания более мягким; при изменении приговора; при взаимозачете различных видов наказаний т.д.
В силу того, что система наказаний носит дискретный характер, входящие в неё виды наказаний, располагаясь в определенной последовательности и соподчиненности, должны соблюдать некоторую дистанцию между собой, выдерживать равномерный «шаг»[72].
Система наказаний строится во многом исходя из принципов уголовно-правовой политики и уголовного права. Так, принцип законности требует непосредственного включения в нормы УК РК исчерпывающего перечня видов наказаний. Принцип гуманизма, исключает возможность введения в систему наказаний, причиняющих физические страдания или унижающих человеческое достоинство осужденных.
По сравнению с ранее действовавшим УК РСФСР 1926 года, применявшемся и на территории Казахстана, в УК КазССР 1959 отсутствовали наиболее одиозные виды наказаний (например, изгнание из пределов СССР) и появились абсолютно или относительно новые виды наказаний.
Многолетний опыт применения наказаний из этой системы наказаний показал слабую эффективность некоторых из них, другие виды наказаний по своей юридической природе не соответствовали своему предназначению в уголовном законодательстве и не были включены в новую систему наказаний по УК РК 1997 года. В УК 1997 года уже отсутствовали такие виды наказаний как общественное порицание, ссылка, высылка, увольнение от должности, направление в воспитательно-трудовой профилакторий, лишение родительских прав.
Система наказаний в УК РК 1997 года содержалась в ст.39, хотя и называлась она «Виды наказания» и представлялась следующей:
а) штраф;
б) лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью;
в) привлечение к общественным работам;
г) исправительные работы;
д) ограничение по воинской службе;
е) ограничение свободы;
ж) арест (исключен и установлено содержание на гауптвахте ЗРК от 18.01.2011г.);
з) содержание в дисциплинарной воинской части ( Законом РК от 10.07.09 г. № 177-IV исключена);
и) лишение свободы;
к) смертная казнь.
Кроме основных наказаний к осужденным могли применяться следующие дополнительные наказания:
а) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград;
б) конфискация имущества.
Штраф и лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, и привлечение к общественным работам могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.
В первоначальный перечень видов наказаний УК РК 1997 года позже были внесены изменения и дополнения. Так, законом РК от 10.07.09 г. было исключено из видов наказания содержание в дисциплинарной воинской части. Законом РК от 21 декабря 2002 года были внесены изменения в ст.45 УК РК и ограничение свободы приобрело современное содержание. Вместо ареста, законом РК от 18.01 2011 года, стало предусматриваться содержание на гауптвахте.
УК РК 1997 г. отказался от прежнего принципа построения системы наказаний от более тяжкого к менее тяжкому. Дело в том, что этот порядок списка наказаний невольно ориентировал суды на выбор более строгого наказания. Новый принцип изложения наказаний (от менее строгого к более строгим наказаниям) стал обращать внимание судей на выбор наиболее справедливого наказания начиная с менее сурового. И лишь в случае невозможности назначения менее строгого наказания (с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о личности виновного) суд будет выбирать более тяжкое наказание [73].
Такой подход к построению системы наказаний, зафиксирован не только в законодательном перечне видов наказаний, но и при построении санкций статей Особенной части УК РК. Данный принцип системы наказаний и построения санкций был предложен в Теоретической модели Уголовного кодекса[74] и в Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (не вступивший в силу в связи с распадом Союза ССР) [75], а потом был воспринят и УК РК и УК РФ.
Закон Республики Казахстан от 16 июля 1997 года «О введении в действие Уголовного кодекса Республики Казахстан» в ст.4 содержал указания о том, что положения УК о наказаниях в виде привлечения к общественным работам, ограничения свободы, ареста, а также пожизненного лишения свободы вводятся в действие после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2003 года.
В Российской Федерации были отсрочены применение ареста, ограничения свободы и обязательных работ. Ввиду этого, как отмечается в литературе, резко возросло (до 52,4%) назначение судами условного осуждения к лишению свободы [76].
Аналогичная картина складывалась и в Казахстане. Отсрочка применения новых видов наказания ориентировала суды на некоторые известные ранее меры. Однако в новых социально-экономических условиях они оказались неэффективными. Так, например, исправительные работы могли назначаться только к лицам, имеющим постоянную работу. В условиях экономического хаоса и безработицы тех лет, трудно исполнимыми стали штрафы.
В статье 40 УК РК 2014 года «Виды наказания» наказания делятся на две группы в зависимости от того, относятся ли они к преступлениям или уголовным проступкам. В одном из вариантов проекта УК РК 2014 г. выделялась третья группа наказаний, предназначенных в отношении юридических лиц. Согласно ч.1 ст. 40 УК к лицу, признанному виновным в совершении уголовного проступка, могут применяться следующие основные наказания:
а) штраф;
б) исправительные работы;
в) привлечение к общественным работам;
г) арест.
По ч.2 ст.40 УК РК к лицу, признанному виновным в совершении преступления, могут применяться следующие основные наказания:
а) штраф;
б) исправительные работы;
в) ограничение свободы;
г) лишение свободы;
д) смертная казнь.
К лицу, признанному виновным в совершении уголовного правонарушения, наряду с основным наказанием могут применяться дополнительные наказания в виде конфискации имущества, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград, лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, а также выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.
В новой редакции УК РК по видам наказаний нет таких мер как ограничение по воинской службе, содержание на гауптвахте. Многие известные наказания в новой редакции претерпели изменения.
Как видно из текста нового УК РК в ней нет единой системы наказаний, виды наказаний определены отдельно для уголовных проступков и преступлений.
|