Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Осуществление оперативно-розыскных мероприятий или негласных следственных действий

 

Выделение данной нормы в самостоятельную статью УК обусловлено необходимостью обеспечения четких (прямых) гарантий субъектам оперативно-розыскной деятельности в борьбе с организованными формами преступности.

Для эффективного применения уголовного законодательства необходимо выяснение условий правомерности вышеуказанного обстоятельства, исключающего уголовную противоправность деяния.

Исходя из содержания статьи, данное обстоятельство, исключающее уголовную противоправность деяния, связано с осуществлением оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий.

В соответствии со ст. 11 Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 г. под оперативно-розыскными мероприятиями понимаются действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции, направленные на решение задач, предусмотренных ст. 2 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Как указывается в ч. 1 ст. 35 УК РК, оперативно-розыскные мероприятия могут осуществляться только двумя группами субъектов:

1) сотрудниками уполномоченного государственного органа;

 

2) иными лицами, сотрудничающими с этими органами, и только по поручению такого органа.

В соответствии со ст. 6 Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности» к органам, имеющим право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, относятся:

1) органы внутренних дел;

2) органы национальной безопасности;

3) уполномоченный орган в сфере внешней разведки;

4) органы военной разведки Министерства обороны;

5) антикоррупционная служба;



6)служба государственной охраны Республики Казахстан;

7) служба экономических расследований.

Вторую группу субъектов осуществления оперативно-розыскных мероприятий образуют иные лица, сотрудничающие с вышеуказанными государственными органами. К этой категории субъектов осуществления оперативно-розыскных мероприятий относятся любые лица, но они должны действовать по поручению сотрудников, имеющих право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, и сотрудничать с ними на предусмотренных законом основаниях.

В связи с введением в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан нового института негласных следственных действий положения комментируемой статьи также в равной степени распространяются на случаи причинения вреда охраняемым Уголовным кодексом РК интересам при осуществлении на законных основаниях негласных следственных действий.

Под негласным следственным действием, в соответствии с п. 12 ст. 7 УПК РК, понимается действие, проводимое в ходе досудебного производства без информирования вовлеченных в уголовный процесс лиц, интересов которых оно касается в порядке и случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом.

В этой связи круг субъектов, на которые распространяется действие рассматриваемой ст.35, расширен за счет лиц, уполномоченных осуществлять негласные следственные действия.

В соответствии с ч. 2 ст. 232 УПК РК негласные следственные действия, за исключением негласного контроля почтовых и иных отправлений, производятся по поручению органа досудебного расследования уполномоченным подразделением правоохранительного или специального государственного органа с использованием форм и методов оперативно-розыскной деятельности. Негласное следственное действие в виде негласного контроля почтовых и иных отправлений, согласно ст. 246 УПК РК, осуществляется сотрудниками почтовых учреждений или иных организаций, оказывающих услуги по доставке отправлений, при участии следователя и (или) дознавателя.

Таким образом, круг лиц, уполномоченных на осуществление негласных следственных действий, составляет следователь, дознаватель (в том числе лица, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности), а также иные лица в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии со ст. 35 УК РК первым условием правомерности осуществления оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ) является определение круга лиц, имеющих право осуществлять такие мероприятия.

Как указывается в ст. 35 УК РК, ОРМ должны совершаться только с целью выявления, предупреждения или раскрытия уголовных правонарушений, а негласные следственные действия – с целью расследования уголовных правонарушений. Поэтому если лицо совершает действия с другой целью, то такое поведение не признается обстоятельством, исключающим уголовную противоправность деяния.

Следовательно, в соответствии со ст. 35 УК РК, вторым условием правомерности осуществления ОРМ и негласных следственных действий является цель проведения таких мероприятий – предотвращение, выявление, раскрытие или расследование уголовных правонарушений. Осуществление ОРМ и негласных следственных действий будет признаваться в качестве обстоятельства, исключающего уголовную противоправность деяния только в том случае, когда такие мероприятия проводились в отношении уголовных правонарушений, совершенных в различных формах соучастия, предусмотренных ст. 31 УК: группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, преступной группой.

Таким образом, уголовное законодательство допускает осуществление ОРМ и негласных следственных действий (ст. 35 УК РК) только в случае группового совершения уголовных правонарушений. Исходя из содержания ст. 35 УК РК, осуществление ОРМ, как обстоятельства, исключающего уголовную противоправность деяния, невозможно при совершении индивидуальной противоправной деятельности. Данное положение следует признать третьим условием правомерности осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Как указано в ст. 35 УК РК, вред при осуществлении ОРМ причиняется охраняемым законом интересам. Данное положение говорит о том, что не подпадают под сферу уголовного законодательства интересы, не охраняемые действующим законодательством. Таким образом, при осуществлении ОРМ вред причиняется только правоохраняемым интересам. Этот признак является четвертым условием правомерности осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

В ст. 35 УК РК осуществление оперативно-розыскных мероприятий признается в качестве обстоятельства, исключающего уголовную противоправность деяния, только в том случае, когда вред, причиненный действиями лица, осуществляющего ОРМ или негласные следственные действия, должен быть менее значительным, чем вред, причиняемый групповыми уголовными правонарушениями. Таким образом, указанное положение можно признать в качестве пятого условия правомерности осуществления ОРМ и негласных следственных действий. Поэтому если лицо, осуществляющее ОРМ или негласные следственные действия, причиняет вред больший или равный правоохраняемым интересам, чем вред, причиняемый групповой уголовной противоправностью, то действия этого лица не могут быть признаны обстоятельством, исключающим уголовную противоправность деяния.

Для признания осуществления ОРМ или негласных следственных действий в качестве обстоятельства, исключающего уголовную противоправность деяния, необходимо, чтобы предотвращение, раскрытие или расследование групповых уголовных правонарушений и изобличение виновных лиц не могло быть осуществлено иным способом. Таким образом, законодатель признает, что осуществление ОРМ или негласных следственных действий является единственным способом достижения поставленной цели. Если существовали другие способы достижения поставленной цели, и лицо не воспользовалось этими способами, то действия такого лица не могут быть признаны в качестве обстоятельства, исключающего уголовную противоправность деяния. Данное положение следует признать еще одним условием правомерности осуществления ОРМ и негласных следственных действий.

В ч. 2 ст. 35 УК РК говорится, что действия лица не признаются в качестве обстоятельства, исключающего уголовную противоправность деяния, если они сопряжены с угрозой жизни или здоровью человека, экологической катастрофы, общественного бедствия или иных тяжких последствий. Указанное требование также можно признать в качестве условия правомерности осуществления ОРМ и негласных следственных действий. Таким образом, учитывая сказанное, все условия правомерности осуществления ОРМ и негласных следственных действий можно разделить на две группы:

1. Условия правомерности, относящиеся к оперативно-розыскному мероприятию или негласному следственному действию;

2. Условия правомерности, относящиеся к причиненному вреду при осуществлении ОРМ или негласных следственных действий.

К первой группе условий правомерности относятся:

1) ограниченный круг лиц, имеющих право осуществлять ОРМ или негласные следственные действия;

2) цель проведения ОРМ и негласных следственных действий – предотвращение, выявление, раскрытие или расследование уголовных правонарушений;

3) ОРМ и негласные следственные действия осуществляются только в случаях группового совершения уголовных правонарушений.

Ко второй группе условий правомерности относятся:

1) вред при осуществлении ОРМ и негласных следственных действий причиняется только правоохраняемым интересам;

2) причинение вреда является единственным способом достижения поставленной цели;

3) вред, причиненный действиями лица, осуществляющего ОРМ или негласные следственные действия, должен быть менее значительным, чем вред, причиняемый групповым уголовным правонарушением;

4) причиненный вред при осуществлении ОРМ или негласных следственных действий не должен быть сопряжен с угрозой жизни или здоровью человека, экологической катастрофы, общественного бедствия или иных тяжких последствий.

Осуществление оперативно-розыскных мероприятий или негласных следственных действий следует отличать от крайней необходимости.

Источником нарушения законных интересов граждан, общества, государства, создающего состояние крайней необходимости, могут быть, в отличие от ее источника при осуществлении ОРМ, не только действия человека, но и стихийные силы природы, нападение животных, физиологические процессы, неисправность механизмов, коллизия двух обязанностей и другие. При осуществлении ОРМ источником опасности является уголовно-противоправная деятельность, осуществляемая в группе лиц, группе лиц по предварительному сговору или преступной группе.

Действия лиц при крайней необходимости совершаются в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей жизни, здоровью, правам и законным интересам лица, находящегося в состоянии крайней необходимости, а также иных лиц, интересам общества или государства. Действия при осуществлении ОРМ и негласных следственных действий направлены на их выполнение в соответствии с законом в целях предотвращения, выявления, раскрытия или расследования уголовных правонарушений, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или преступной группой.

Действия лиц в состоянии крайней необходимости могут иметь место лишь в момент непосредственно угрожающей опасности, то есть опасность должна быть наличной, непосредственно угрожающей охраняемым интересам. Поэтому как миновавшая, так и будущая опасность не образуют состояния крайней необходимости. Действия лиц, осуществляющих ОРМ или негласные следственные действия, имеют место до совершения уголовного правонарушения, в момент совершения уголовного правонарушения, а также после его совершения, на стадии предотвращения, выявления, раскрытия или расследования уголовных правонарушений. Это связано с тем, что даже если вред охраняемым интересам уже причинен, опасность не минует до тех пор, пока лицо, совершившее уголовное правонарушение, не будет привлечено к уголовной ответственности и не подвергнуто наказанию.

Субъектом крайней необходимости может быть любое лицо, так как осуществление акта крайней необходимости – субъективное право гражданина. Круг субъектов, наделенных правом на осуществление ОРМ и негласных следственных действий, строго определен законом.

Существенное различие заключается в объекте посягательства. Перечень объектов, которым может быть причинен вред в состоянии крайней необходимости, законодателем не конкретизирован. Вред может быть причинен имущественным интересам лиц, организаций или государства, здоровью и даже жизни граждан. Тогда как при осуществлении ОРМ и негласных следственных действий совершение действий, сопряженных с угрозой жизни или здоровью человека, экологической катастрофы, общественного бедствия или иных тяжких последствий расцениваются как уголовное правонарушение.

Осуществление ОРМ или негласных следственных действий, как обстоятельство, исключающее уголовную противоправность деяния, следует отличать от задержания лица, совершившего посягательство.

Круг субъектов при осуществлении ОРМ или негласных следственных действий гораздо уже, нежели при задержании лица, совершившего посягательство. Это сотрудники уполномоченного государственного органа либо по поручению такого органа иные лица, сотрудничающие с этим органом. Правом на задержание лица, совершившего посягательство, наряду со специально уполномоченными на то лицами обладают также потерпевшие и другие граждане.

Задержание в смысле ст. 33 УК РК производится в отношении лица, совершившего любое уголовное правонарушение. ОРМ и негласные следственные действия проводятся в отношении лиц, совершающих или совершивших уголовное правонарушение в группе.

Объектом, которому может быть причинен вред при задержании, согласно ст. 33 УК РК, могут быть только интересы лица, совершившего уголовное правонарушение. Вред может быть причинен имущественным интересам задерживаемого, здоровью и даже жизни лица, совершившего уголовное правонарушение.

При осуществлении ОРМ или негласных следственных действий будет правомерным причинение вреда объектам уголовно-правовой охраны только в том случае, если это не сопряжено с угрозой жизни или здоровью человека, экологической катастрофы, общественного бедствия или иных тяжких последствий.

Задержание происходит после совершения уголовного правонарушения, тогда как ОРМ осуществляются как до совершения уголовного правонарушения, так и в момент и после его совершения. Негласные следственные действия проводятся после совершения лицом уголовного правонарушения в рамках досудебного расследования. Превышением условий правомерности при осуществлении ОРМ или негласных следственных действий является причинение равного, а тем более большего вреда относительно вреда предотвращаемого. Превышением условий правомерности при задержании лица, совершившего посягательство, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом уголовного правонарушения и обстоятельствам задержания, когда без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение, согласно ст. 33 УК РК, влечет уголовную ответственность лишь в случаях умышленного причинения вреда. Раскрывая смысл вышеизложенного, можно сделать вывод о допустимости причинения равного вреда, но если этого требовала обстановка задержания.

 

Обоснованный риск

 

В ст. 36 УК РК определено, что не является уголовным правонарушением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели.

Вопрос об уголовно-правовом значении причинения вреда при обоснованном риске с целью достижения общественно полезного результата в уголовно правовой науке рассматривался в рамках понятия самонадеянности.

Наука, производство, медицина находятся в непрерывном развитии и совершенствовании. В стремлении к достижению лучших результатов этот процесс нередко связан с экспериментом, с методом проб и ошибок и вообще с риском. В общесмысловом значении риск – это возможная удача, действие в надежде на благополучный исход. При риске не может быть абсолютной уверенности в достижении поставленной цели. Риск всегда связан с допущением неудачи, хотя бы в малой степени. При риске ожидается также и возможное причинение вреда. В стремлении к достижению общественно полезной цели при выполнении профессиональных, производственных и иных функций лицу иногда приходится совершать действия в условиях риска, ставя при этом в опасность причинения вреда охраняемые законом интересы.

Можно сказать, что научно-технический прогресс невозможен без риска, когда научный поиск, изобретательский прогресс могут привести к неудаче, материальному ущербу, а иногда связаны с опасностью для здоровья человека.

Обоснованный риск, как обстоятельство, исключающее уголовную противоправность деяния, науке уголовного права был известен давно, но свою законодательную регламентацию получил впервые в ст. 35 УК РК 1997 г. Это обусловлено кардинальным изменением взаимоотношений в системе «человек-государство» в сторону приоритетного обеспечения интересов личности. Раскрепощение личности, повышение ее инициативности и творческой энергии с неизбежностью предполагает увеличение количества научных экспериментов и технического новаторства и, как следствие, – возрастание связанного с последними риска. С другой стороны, личность не гарантирована от экспериментаторов, проводящих исследования в своих личных целях. В связи с этим возникла необходимость разграничения правомерного (обоснованного) риска и противоправного (необоснованного) риска, признаваемого уголовным правонарушением.

Риск определяется как «возможная опасность чего-либо», «действие наудачу, требующее смелости, бесстрашия в надежде на счастливый исход». В уголовно-правовом смысле используется первое определение понятия «риск».

Для того чтобы риск, повлекший причинение вреда, считался обстоятельством, исключающим уголовную противоправность деяния, он должен быть обоснованным. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием), и лицо, допустившее риск, приняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам. При обоснованном риске лицо просчитывает содержание действий для достижения поставленной цели и принимает меры, исключающие наступление предвидимого вреда законным интересам. В такой ситуации лицо не должно действовать опромет-чиво.

Если же при обоснованном риске все же причиняется вред охраняемым законом интересам, то совершенные действия не признаются уголовным правонарушением. Основанием для этого являются положительная цель, ради которой совершаются рискованные действия, и принятые меры для недопущения или предотвращения вреда. Право на риск имеет любой гражданин независимо от того, в каких экстремальных условиях он рискует (при осуществлении профессиональной деятельности либо при преодолении сложностей, возникших в сфере быта или досуга).

Исходя из содержания ст. 36 УК РК, к условиям правомерности обоснованного риска следует отнести:

1) наличие общественно-полезной цели;

2) невозможность достижения поставленной цели иными действиями, не связанными с риском;

3) обеспечение лицом, допустившим риск, всех необходимых мер для предотвращения возможного вреда охраняемым уголовным законом интересам;

4) заведомую несопряженность допускаемого риска с угрозой для жизни многих людей, экологической катастрофы или общественного бедствия;

5) обоснование риска на знаниях и опыте, на трезвом расчете и реальной возможности благоприятного исхода.

Наполнить указанные критерии реальным содержанием можно лишь применительно к особенностям конкретной сферы общественной деятельности человека. Поэтому для применения нормы о риске на практике решающее значение приобретает четкое законодательное определение данного обстоятельства, условий его правомерности. Ведь такие области, как, например, медицина, военное дело, спорт, прежде всего, представляют опасность для жизни и здоровья людей. Таким образом, под обоснованным риском понимаются действия, совершенные для достижения общественно полезной цели, при выполнении профессиональных или иных обязанностей с угрозой причинения вреда охраняемым уголовным законом интересам.

Риск не будет обоснованным, если общественно опасные последствия наступают в результате нарушения научно и практически обоснованных нормативных актов.

Общественно-полезным результатом правомерного, обоснованного рискованного действия являются сохранение и увеличение любых общечеловеческих ценностей как для всего общества, так и для отдельных групп населения или личности. К таким ценностям относятся: жизнь, здоровье, нормальная экологическая среда, другие пра-ва человека, хозяйственные, социальные, научные достижения и т.д.

Цель при обоснованном риске должна всегда оправдываться только правомерными действиями, не выходящими за рамки права и морали.

Риск не признается правомерным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей либо угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия. Указанные ограничения есть своеобразная реакция законодателя на известные события в бывшем СССР, связанные с трагедией на Чернобыльской АЭС, экологической катастрофой в Приаралье и др. Общество, государство не могут согласиться с подобным риском, ответственность наступает в таких ситуациях на общих основаниях в зависимости от формы вины. Однако то, что лицо действовало в условиях риска, учитывается судом в качестве обстоятельства, смягчающего уголовную ответственность и наказание (ст. 53 УК РК).

Обоснованный риск следует отличать от крайней необходимости.

При обоснованном риске субъектом является лицо профессионально занимающееся той или иной деятельностью. При крайней необходимости им может быть любой человек.

При крайней необходимости вред причиняется для предотвращения больших последствий, при действиях, сопряженных с риском, нет грозящей опасности. Вынужденное создание опасной ситуации вызвано стремлением достижения значимой общественно-полезной цели. Естественно, эта цель должна означать достижение значительно более важного результата, чем возможный ущерб при неудаче.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.