Лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью Это наказание имеет свою давнюю историю и, как отмечается в литературе, прошло в своем становлении несколько этапов[127]. В памятниках по римскому, германскому и древнеславянскому праву преступник в те времена нередко лишался всех прав, изгонялся из общества, становился «живым мертвецом». Такое наказание для него превращалось в гражданскую смерть.
На следующем этапе эта мера развилась в институт полного поражения прав и нашло закрепление в законодательных актах Петра Первого и императрицы Елизаветы. Формами наказания были: политическая смерть, шельмование и анафемствование.
Политической смертью, согласно Указу Сената от 29 марта 1753 г., именовалось то, что «ежели положен кто будет на плаху, взведен на виселицу, а потом назначен будет с вырыванием ноздрей или хотя бы и без всякого наказания подвергнется такмо вечной ссылке».
Шельмование явилось видом выражения идеи политического вымирания личности. Оно состояло из позорного обряда и праворазрушающих последствий. Шельмованный по суду лишался прав состояния, имя его прибивалось к виселице, над ним переламывалась шпага, а сам преступник объявлялся вором, извергом или шельмой и исключался из общества честных людей.
Анафемствование, или великое отлучение, являлось церковной казнью, подобно смертной. Оно назначалось только после предварительного утешения грешника и выражалось в предании его анафеме, т.е. составлении формулы анафемы и зачитывании её в церкви при народе. Преступник всенародно отсекался, как гнилой член от церкви и исключался из общества православных христиан, считался отчужденным подобно грешнику [128].
В советский период институт поражения прав подвергся существенной реорганизации. Законодатель отказался от идеи полного лишения всех прав осужденных, зато сконструировал весьма обширный перечень лишения отдельных прав некоторых категорий граждан. Так, по УК РСФСР 1926 г. осужденные могли быть лишены: активного и пассивного избирательного права; права занимать выборные должности в общественных организациях или государственные должности; права на пенсии и на пособие по безработице. В УК КазССР 1959 г. содержались лишь два вида поражения прав: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и лишение воинского или специального звания.
Отношение к рассматриваемому наказанию является противоречивым. Подчеркивая наличие в нем довольно больших потенциальных возможностей, многие криминалисты вместе с тем отмечают крайне низкую её эффективность при применении на практике.
По данным Б.А. Миренского, 58% осужденных к этому наказанию работали в прежней системе на иных должностях (продавцы – экспедиторами, водители – механиками и т. п.)[129]. Нередко фиксировались случаи, когда осужденные работники торговли переходили работать продавцами из одного магазина в другой. Зачастую суды не назначали данное наказание даже в тех случаях, когда законом предусматривалось обязательное его применение. По сведениям В.К. Дуюнова, лишение права занимать определенные должности в период с 1970 по 1984 гг. не применялось в отношении свыше 70% осужденных за хищения имущества путем злоупотребления служебным положением [130].
Как отмечается в литературе, в Российской Федерации лишение права как основное наказание судами применяется крайне редко (0,05-0,08% всех осужденных взрослых и ещё реже - несовершеннолетних). Несколько чаще оно назначается как дополнительное наказание (1-1,5% в отношении взрослых и менее процента – несовершеннолетних осужденных). Среди всех, стоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях РФ, осужденные к лишению права – одна из наименее многочисленных категорий (в 2012 г. – 21799 чел)[131].
Здесь следует согласиться с мнением, что причина низкой эффективности рассматриваемого наказания заключалась в отсутствии четкой регламентации его исполнения и действенной системы контроля его отбывания [132].
В санкциях статей Особенной части УК КазССР 1959 г. по состоянию на 17 января 1962 года удельный вес лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью составлял 4,1%. По состоянию на 12 июня 1986 года этот показатель был 5,0% (см.: таблицу № 1;2).
По УК РК 1997 года данный вид наказания предусматривался в качестве основного в 38 санкциях, что составляло 6,02%, и в качестве дополнительного в 108 санкциях, что составляло 17,1%, от общего количества санкций, предусмотренных в статьях Особенной части УК в её первоначальной редакции.
По УК 2014 года рассматриваемый вид наказания предусматривается в санкциях 350 статей.
Лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностьюсогласност. 50 УКсостоит в запрещении занимать определенные должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
Лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до десяти лет.
За совершение преступлений, предусмотренных пунктом 5) части третьей и частью четвертой статьи 120, пунктом 5) части третьей и частью четвертой статьи 121, частями второй и третьей статьи 122, частями второй и третьей статьи 124, частями второй, третьей, четвертой и пятой статьи 132, частями второй и третьей статьи 133, пунктом 2) части четвертой статьи 134 и пунктами 1) и 2) части третьей статьи 312 настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается обязательно и состоит в пожизненном запрете занимать педагогические должности и должности, связанные с работой с несовершеннолетними. Объектами указанных преступлений являются половая неприкосновенность малолетних и несовершеннолетних, общественные отношения, обеспечивающие нормальное развитие несовершеннолетних и нравственность.
За совершение коррупционных преступлений лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью назначается обязательно и состоит в пожизненном запрете занимать должности на государственной службе, судьи, в органах местного самоуправления, Национальном Банке Республики Казахстан и его ведомствах, государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет более пятидесяти процентов, в том числе в национальных управляющих холдингах, национальных холдингах, национальных компаниях, национальных институтах развития, акционером которых является государство, их дочерних организациях, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат им, а также в юридических лицах, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат указанным дочерним организациям.
Перечень коррупционных преступлений определен в п.29) ст.3 УК.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве дополнительного наказания за соответствующее уголовное правонарушение, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного деяния и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
При назначении этого наказания в качестве дополнительного к лишению свободы, аресту оно распространяется на все время отбывания основного наказания, но при этом его срок исчисляется с момента отбытия лишения свободы, ареста. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к другим основным видам наказания, а также при отсрочке отбывания наказания или условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Рассматриваемый вид наказания содержит две разновидности:
а) лишение права занимать определенные должности; б) лишение права заниматься определенной деятельностью.
Применение первой разновидности данного наказания ограничено кругом лиц, занимающих должности на государственной службе или в органах местного самоуправления.
Согласно Закону Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О государственной службе» под государственной службой понимается деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти. Государственным служащим,является гражданин Республики Казахстан, занимающий в установленном законодательством порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов либо из средств Национального Банка Республики Казахстан должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства (ст.1).
В статье 7 указанного закона дана классификация должностей государственных служащих. В состав должностей государственных служащих входят политические и административные должности государственных служащих.
Реестр должностей государственных служащих утверждается Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа. Для административных государственных служащих устанавливаются категории должностей. Для политических государственных служащих категории должностей не устанавливаются.
Согласно статье 89 Конституции Республики Казахстан, местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления в местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения. В целях реализации этих конституционных положений был принят Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».
Другая разновидность этого наказания сводится к лишению права заниматься определенной профессиональной деятельностью или иной деятельностью. Под профессиональной деятельностью следует понимать постоянное выполнение работы, требующей специальных знаний или подготовки, т.е. профессии. Иная деятельность это любая другая (кроме профессиональной) относительно постоянная деятельность, связанная с занятием охотой, рыбной ловлей, собиранием лекарственных растений, частным извозом и т.п.
Карательное свойство рассматриваемого вида наказания заключается в том, что оно лишает осужденного права на свободный выбор должности, определенных занятий в течение времени, указанного в приговоре. Кроме того, этот вид наказания может привести к утрате или ограничению законных льгот и преимуществ, связанных с прежней должностью или деятельностью осужденного, может повлечь перерыв специального трудового стажа, понижению размера его заработка.
|