Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Привлечение к общественным работам

Привлечение к общественным работам – новый вид наказания и появился впервые в УК РК 1997 г.

Этот вид наказания являлся в первоначальной редакции УК 1997 г. основным видом наказания и предусматривался в санкциях 64 составов преступлений Особенной части, что составляло 10% от общего числа санкций. Позже в ст. 42 были внесены ряд изменений. Согласно Закону от 5 мая 2000 года в случае злостного уклонения от общественных работ они могли заменяться не только ограничением свободы и арестом, но и лишением свободы из расчета – 4 часа общественных работ за один день ареста или лишения свободы.

Следующее изменение, касающееся ст.42 прежнего УК, были связаны с тем, что согласно Закону от 9 декабря 2004 года привлечение к общественным работам могло применяться и как дополнительное наказание.

В соответствии со ст.42 УК 1997 года общественные работы состояли в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется местными исполнительными органами или органами местного самоуправления. Предполагалось, что это могут быть работы по благоустройству городов и поселков, очистке улиц и площадей, уход за больными, погрузочно-разгрузочные и другие работы, не требующие особой квалификации. Эти работы устанавливались на срок от 60 до 240 часов и отбывались не свыше четырех часов в день. Первоначально этот вид наказания должен был применяться с 2003 года, но стал назначаться судами с 1 января 2000 года.

В случае злостного уклонения от общественных работ они должны были заменяться судом ограничением свободы, арестом или лишением свободы в пределах сроков, предусмотренных статьями 45, 46 и 48 УК РК 1997 г.. При этом, время, в течение которого осужденный отбывал общественные работы, учитывалось из расчета один день ограничения свободы, ареста или лишения свободы за четыре часа общественных работ.



Привлечение к общественным работам не могло быть назначено военнослужащим, женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам свыше шестидесяти лет, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам первой или второй группы.

В мировой практике это наказание было введено в Уголовный кодекс Швейцарии в 1971 г. и применялось только в отношении несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 7 до 18 лет. Впоследствии общественные работы в Швейцарии стали назначаться в качестве основного наказания несовершеннолетним, а как дополнительное - взрослым в некоторых кантонах страны. В настоящее время общественные работы применяются в Швейцарии, Италии, Люксембурге, Нидерландах, северной Италии, Финляндии, Португалии, Шотландии, Чехии, Канаде, США и других странах[98].

Приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 15 августа 2014 года № 511 утверждены Правила организации деятельности службы пробации, которые, наряду с другими наказаниями, регулируют вопросы исполнения общественных работ.

Статистика применения привлечения к общественным работам в процентном отношении ко всем применяемым судами наказаниям следующая:

- 2001 г. – 0,9; 2002 г. – 1,9; 2003 г. – 3,3; 2004 г. – 3,4; 2005 г. – 2,9; 2006 г. – 2,2; 2007 г. – 3,1.

Как свидетельствуют эти данные, рассматриваемое наказание судами применялось и в определенной мере соответствовало своему предназначению, являясь альтернативой лишению свободы при выборе меры государственного принуждения в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести. Для более широкого применения этого наказания в тот период мешали имеющиеся проблемы по её исполнению.

Согласно ч.2 ст.33 Уголовно-исполнительного кодекса РК 1997 года использование труда осужденных к наказанию в виде привлечения к общественным работам осуществлялся на возмездной основе. Объем и стоимость выполненных осужденными работ учитывался отдельно по действующим в организации расценкам, и начисленные денежные средства перечислялись в соответствующий бюджет. Эти нормы законодательства послужили на практике основанием для отказа в приеме на работу осужденных этой категории, т.к. многие предприятия ссылались на отсутствие денежных средств. Другим основанием отказа в приеме на работу являлось то, что для промышленных предприятий требовались высококвалифицированные кадры, которых среди осужденных практически не было. К тому же эти лица должны были приниматься на работу на небольшой срок. Законодательством также не был урегулирован порядок приема на работу при отсутствии вакансий на предприятии ввиду отсутствия фонда заработной платы.

Согласно законодательству общественные работы должны были выполняться в свободное от основной работы и учебы время, а это означает, что такие лица могли отбывать наказание в вечернее время или в выходные дни, а работа организаций, где отбывают наказание, как правило, осуществлялась в дневное время. В связи с этим имело место нежелание руководителей предприятий изменять график работы предприятий для осуществления контроля за работой таких осужденных.

Возникали трудности и в исполнении приговоров в отношении несовершеннолетних осужденных, проходящих обучение в средних школах, профессионально-технических училищах и т.д. Это было вызвано тем, что несовершеннолетние осужденные, как правило, не имели необходимых для трудоустройства документов. У них обучение заканчивалось в 15.00 – 17.00 часов, что крайне затрудняло прием их на работу [99].

Проживающие в сельской местности не могли отбывать данный вид наказания, по причине отсутствия организаций, где можно было использовать труд таких осужденных, либо из-за отдаленности объектов для работ и отсутствия транспортных средств[100].

Новый УК 2014 года учел предыдущий опыт применения этой меры государственного принуждения. Согласно ст. 43 общественные работы состоят в выполнении осужденным не требующих определенной квалификации бесплатных общественно полезных работ, организуемых местными исполнительными органами в общественных местах.

Общественные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до трехсот часов и отбываются не свыше четырех часов в день с освобождением осужденного на время их отбывания от выполнения трудовых обязанностей по месту основной работы либо в свободное от учебы время, а если осужденный не имеет постоянного места работы и не занят на учебе – до восьми часов в день, но не более сорока часов в неделю. В случае уклонения от общественных работ они заменяются арестом из расчета сутки ареста за четыре часа общественных работ с учетом положений статьи 45 настоящего Кодекса.

Привлечение к общественным работам не назначается беременным женщинам, женщинам, имеющим малолетних детей в возрасте до трех лет, мужчинам, воспитывающим в одиночку малолетних детей в возрасте до трех лет, женщинам в возрасте пятидесяти восьми и свыше лет, мужчинам в возрасте шестидесяти трех и свыше лет, инвалидам первой или второй группы, военнослужащим.
Как видим, новое содержание общественных работ в отличие от предыдущей редакции состоит в следующем:

1) увеличен срок общественных работ до трехсот часов, ранее он составлял до 240 часов;

2) в новом УК допускается освобождение осужденного от основной работы, в то время как ранее он должен был трудиться только в свободное от основной работы время;

3) в новой редакции подчеркивается то, что труд осужденного не требует определенной квалификации;

4) в случае уклонения от общественных работ по новой редакции они заменяются арестом из расчета сутки ареста за четыре часа общественных работ. По прежнему УК РК в случае злостного уклонения от общественных работ они заменялись ограничением свободы или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы или лишения свободы за четыре часа общественных работ;

5) имеются различия в круге лиц, к которым ограничение свободы не применяется.

В заключении можно отметить, что привлечение к общественным работам в новом УК РК претерпели определенные изменения, связанные с опытом применения этой меры по предыдущему законодательству. Если ранее карательное содержание этой меры было направлено на право отдыха человека после основной работы, то теперь оно содержит ограничения, касающиеся трудовых прав человека, т.к. он освобождается от основной работы, на которой у него оплата за труд не производится.

Арест

Арест как вид наказания в советском уголовном законодательстве не предусматривался. Анализ назначения наказаний того времени показывает, что после принятия Уголовного Кодекса Казахской ССР 1959 г. (далее – УК КазССР) и УК других союзных республик суды стали широко назначать краткие сроки лишения свободы. Однако практика применения кратких сроков лишения свободы себя не оправдала. Как отмечалось в специальной литературе того времени, краткие сроки лишения свободы имели крупные недостатки, которые присущи лишению свободы вообще. Отрыв от семьи и обычной социальной среды, отрыв от нормального производственного процесса значительного количества лиц, содержание для этой цели специального аппарата ИТУ, вредное влияние других заключенных на лиц, впервые находящихся в местах лишения свободы, и т.д. Все это, делался вывод, может служить достаточным доводом для отрицательного отношения к применению краткосрочного лишения свободы и признания низкой его эффективности, за исключением тех случаев, когда по каким-то причинам применение других мер невозможно[101]. В литературе тех лет отмечалось, что удельный вес рецидива у краткосрочников, ранее уже отбывавших наказание в виде лишения свободы, значительно выше, чем у тех, кто ранее к лишению свободы не приговаривался.[102]

В то же время отмечалось, что все чего можно ожидать от этих наказаний – устрашение лиц, впервые совершивших малоопасные преступления, которые испытав на себе эти наказания, в дальнейшем не будут совершать новых преступлений, боясь наказания. Таким образом, средство краткосрочного лишения свободы – это в основном устрашение.[103]

История применения уголовного законодательства учит нас не назначать краткие сроки лишения свободы, т.к. эта мера является неэффективной. При разработке УК РК 1997 года учитывая этот опыт, было решено, все же, включить в систему наказаний новый вид наказания, подобный краткому сроку лишения свободы, но назвать его арестом. Чтобы нейтрализовать негативные свойства этой меры, было решено местом его отбывания определить арестный дом – новый вид исправительного учреждения, где содержались бы только арестованные.

Согласно ст.46 УК РК 1997 г., в её первоначальном варианте, арест состоял в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества на весь срок назначенного наказания и устанавливался на срок от одного месяца до шести месяцев. В случае замены привлечения к общественным работам, исправительных работ или штрафа арестом он мог быть назначен на срок менее одного месяца.

Арест не применялся к лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора восемнадцати лет, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим несовершеннолетних детей.

Военнослужащими арест должен был отбываться на гауптвахте.

В первоначальный перечень видов наказаний УК РК 1997 года позже были внесены изменения и дополнения. Вместо ареста, законом РК от 18.01 2011 года, стало предусматриваться содержание на гауптвахте.

Арест как вид наказания отличался от лишения свободы не только своей продолжительностью, но и условиями его отбывания. В ст.46 УК РК было предусмотрено, что он отбывается в условиях строгой изоляции.

До исключения ареста из УК РК в Уголовно-исполнительном кодексе Республики Казахстан (далее – УИК РК) предусматривался третий раздел, «Исполнение наказания в виде ареста». Учреждением, где должен был отбываться арест, предусматривался арестный дом. Согласно статье 63 УИК РК лица, осужденные к аресту, должны были отбывать наказание по месту осуждения в арестных домах. Осужденный должен был отбывать весь срок наказания, как правило, в одном арестном доме. Перевод осужденного к аресту из одного арестного дома в другой допускался в случае его болезни либо для обеспечения его безопасности, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном арестном доме.

На осужденных к аресту распространялись условия содержания, установленные УИК РК для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в условиях общего режима в тюрьме. Осужденным не должно было предоставляться свидание, за исключением свиданий с адвокатами; не разрешалось получение посылок, передач, бандеролей, за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону.

Идея этого наказания заключалась в том, чтобы оказать на виновного «шоковую терапию» и дать понять человеку, что такое изоляция от общества и предупредить о возможности длительной утраты свободы при совершении преступления.

Закон Республики Казахстан от 16 июля 1997 года «О введении в действие Уголовного кодекса Республики Казахстан» в ст.4 содержал указания о том, что положения настоящего Кодекса о наказаниях в виде привлечения к общественным работам, ограничения свободы, ареста, а также пожизненного лишения свободы вводятся в действие после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2003 года. Впоследствии, исполнение ареста было отсрочено до 2008 года. Так как к этому сроку не были отстроены арестные дома, законодатель вынужден был отказаться от этого вида наказания.

УК РК 2014 года согласно ст. 45 арест состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества на весь срок назначенного наказания. Арест устанавливается на срок от тридцати до девяноста суток. Срок задержания включается в срок ареста. Арест не назначается несовершеннолетним, беременным женщинам, женщинам, имеющим малолетних детей, мужчинам, воспитывающим в одиночку малолетних детей, женщинам в возрасте пятидесяти восьми и свыше лет, мужчинам в возрасте шестидесяти трех и свыше лет, инвалидам первой или второй группы. Военнослужащими арест отбывается на гауптвахте.

Если сравнивать новое определение ареста с прежней редакцией, исключенной из действующего УК РК, то можно заметить ряд изменений в проекте. Во-первых, если арест раньше мог назначаться от одного месяца до шести месяцев, то в новой редакции от тридцати до девяноста суток. В проекте УК до его поступления в Парламент предполагался арест до шести месяцев. Во-вторых, в новой редакции отмечается, что срок задержания включается в срок ареста, в-третьих, в новой редакции расширяется круг лиц, к которым арест нельзя применить. Кроме несовершеннолетних и беременных женщин эта мера не применима к женщинам, имеющим малолетних детей, мужчинам, воспитывающим в одиночку малолетних детей, женщинам в возрасте пятидесяти восьми и свыше лет, мужчинам в возрасте шестидесяти трех и свыше лет, инвалидам первой или второй группы.

Как и в прежней редакции, в УК подчеркивается, что военнослужащими арест отбывается на гауптвахте. Возникает вопрос, а где будут отбывать эту меру остальные лица, не военнослужащие? Место исполнения ареста имеет принципиальное значение, т.к. только из-за не готовности арестных домов эта мера была отменена. Желание законодателя применить это наказание было все же велико, это видно из того, что срок начала его применения несколько раз передвигался. Арест стал даже применяться, но отсутствие надлежащих мест исполнения этого вида наказания привело к его отмене.

Наиболее часто арест предусматривается за уголовные правонарушения против порядка управления (23), затем за уголовные проступки в сфере экономической деятельности (17), за экологические уголовные правонарушения арест предусматривается в 15 санкциях.

В главах «Уголовные правонарушения против конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина», «Уголовные правонарушения против собственности», «Транспортные уголовные правонарушения» арест предусмотрен в санкциях 11 раз.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.