Глава 20. Амнистия. Помилование. Судимость Амнистия
Правовые основания применения акта амнистии и помилования урегулированы в статье 78 УК РК. Право решения вопросов об амнистии согласно Конституции Республики Казахстан отнесено к ведению Парламента РК (п/п. 6) п. 1 ст. 54).
Акт амнистии издается как для освобождения от уголовной ответственности, так и для освобождения от наказания.
Согласно ч.1 ст.78 УК РК акт амнистии издается в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, т.е. в акте не указываются конкретные лица, которые освобождаются от уголовной ответственности и наказания.
По казахстанскому уголовному законодательству акт амнистии может быть применен ко всем осужденным, за исключением лиц, указанных в ч.2 ст. 78 УК РК, а именно лиц, совершивших террористические преступления, экстремистские преступления, пытки, преступления против половой неприкосновенности малолетних, а также наказание, которое назначено при рецидиве преступлений или опасном рецидиве преступлений.
В этой же части законодатель дифференцирует условия применения акта амнистии как от обстоятельств, освобождения от уголовной ответственности, так и от обстоятельств, освобождения от наказания. В частности, от уголовной ответственности по акту амнистии могут быть освобождены лица, совершившие уголовный проступок, преступления небольшой или средней тяжести. Освобождение от наказания выражается в самом непосредственном освобождении от наказания, сокращении наказания, замене наказания более мягким его видом, а также освобождении от дополнительного вида наказания.
В отличие от ранее действовавшего УК РК 1997 года, статья 78 УК РК 2014 года позволяет применять акты амнистии к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, которым согласно части 2 указанной статьи может быть сокращен срок назначенного им наказания.
В общих чертах правовые последствия издания и применения акта амнистии можно сгруппировать следующим образом:
1) освобождение от уголовной ответственности;
2) освобождение от наказания;
3) сокращение назначенного наказания;
4) замена назначенного наказания более мягким видом;
5) освобождение от дополнительного вида наказания;
6) снятие судимости (ч. 2 ст. 78 УК).
Необходимо отметить, что в правовой литературе по сей день ведутся споры о правомерности применения актов амнистии. Основная суть аргументов против этого института заключается в том, что применение амнистии нарушает принцип справедливости и законности. Однако большинство исследователей отмечает положительные стороны амнистии. Она рассматривается как проявление гуманизма со стороны демократического, правового государства, уважение прав и проявление доверия лицам, совершившим преступления (уголовные проступки).
Традиционно акты амнистии издаются по случаю знаменательных дат. В советский период акты амнистии издавались в ознаменование революционных праздников. Такой, например, была амнистия в связи с 50-летием Октябрьской социалистической революции (31 октября 1967 г.). Издание «юбилейных» актов амнистии осуществляется и в настоящее время. Такой акт амнистии был принят 19 апреля 1995 г. в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
В Республике Казахстан с момента обретения независимости было издано десять следующих законов об амнистии:
1) Закон Казахской ССР от 16 февраля 1991 года «Об амнистии в связи с принятием Декларации о государственном суверенитете Казахской Социалистической Республики»;
2) Закон Республики Казахстан от 5 октября 1994 года «Об амнистии в связи с Международным годом семьи»;
3) Закон Республики Казахстан от 15 июля 1996 года «Об амнистии в связи с первой годовщиной новой Конституции Республики Казахстан»;
4) Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года «Об амнистии в связи с годом единства и преемственности поколений»;
5) Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2000 года «Об амнистии в связи с десятой годовщиной принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Казахстан»;
6) Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2001 года «Об амнистии граждан Республики Казахстан в связи с легализацией ими денег»;
7) Закон Республики Казахстан от 19 февраля 2002 года «Об амнистии в связи с десятилетием независимости Республики Казахстан»;
8) Закон Республики Казахстан от 9 января 2006 года «Об амнистии в связи с празднованием Дня независимости Республики Казахстан»;
9) Закон Республики Казахстан от 28 декабря 2011 года «Об амнистии в связи с двадцатилетием независимости Республики Казахстан».
Самым последним актом амнистии на сегодняшний день является Закон Республики Казахстан от 28 декабря 2011 года «Об амнистии в связи с двадцатилетием государственной независимости Республики Казахстан».
Необходимо отметить, что акты амнистии являются одним из самых эффективных инструментов, которые регулируют переполненность мест лишения свободы. Благодаря освобождению определенных категорий осужденных от дальнейшего отбывания наказания, на основании актов амнистии, коэффициент заключенных в Республике Казахстан был снижен в несколько раз и на сегодняшний день составляет порядка 315 (для сравнения в 90-е годы этот показатель был на уровне 700 и наша страна занимала одно из первых мест в мире по этому показателю).
Анализ актов амнистии показывает, что по ним от наказания освобождаются следующие лица, совершившие преступления небольшой и средней тяжести:
1) несовершеннолетние;
2) беременные женщины, женщины, имеющие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов I и II групп, а также мужчины, являющиеся единственным родителем несовершеннолетних детей;
3) инвалиды I, II и III групп;
4) женщины в возрасте пятидесяти восьми лет и старше, мужчины в возрасте шестидесяти трех лет и старше;
5) участники и инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица;
6) вдовы военнослужащих, погибших при выполнении воинского и интернационального долга, а также женщины, имеющие мужей-инвалидов войны и приравненных к ним лиц.
Наказание, назначенное судом, амнистией может быть сокращено или заменено более мягким. Так, актом об амнистии от 5 октября 1994 г. была сокращена наполовину неотбытая часть наказания лицам, не подпадающим под статьи 1-3 закона об амнистии, осужденных за преступления, совершенные по неосторожности.
Акт об амнистии может содержать указание на то, что она не распространяется на лиц, злостно нарушивших режим во время отбывания наказания. Такие указания имелись в акте об амнистии от 14 ноября 1994 г.
В актах амнистии обычно ограничивается или исключается применение ее к определенным категориям лиц. Так, амнистия от 15 октября 1994 г. не применялась, в частности, к лицам, ранее освобождавшимся от наказания в порядке помилования или амнистии и вновь совершившим преступление; не прошедшим полного курса лечения от алкоголизма, наркомании или венерических заболеваний; ранее судимым более двух раз за умышленное преступление; признанным особо опасными рецидивистами; осужденным и привлекаемым к уголовной ответственности за отдельные тяжкие, особо тяжкие виды преступлений и т.п.
Амнистия распространяется на лиц, которые совершили уголовное правонарушение до принятия акта об амнистии или до того срока, который указан в законе об амнистии.
Диапазон принимаемых в амнистии мер, облегчающих участь лиц, осужденных за совершение уголовного правонарушения или освобожденных от уголовной ответственности за них, велик. Причем, он реализуется в зависимости от ряда обстоятельств: характера и степени общественной опасности уголовного правонарушения, вида назначенного за него наказания и ряда различных обстоятельств, характеризующих личность виновного (участие в боях при защите Родины, пола, возраста, состояния здоровья, наличия прошлых осуждений к лишению свободы, наличия злостных нарушений правил отбывания наказания и т.п.). С учетом перечисленных и некоторых иных приводимых в актах амнистии обстоятельств лицо освобождается от уголовной ответственности или наказания либо отбываемое наказание заменяется другим, более мягким наказанием, снимается судимость и т.д.
В отличие от уголовных законов ряда стран-участниц СНГ, перечень лиц, не подлежащих освобождению от уголовной ответственности и наказания по акту амнистии, в УК Республики Казахстан непосредственно более конкретизирован. Как уже отмечалось, акт амнистии не применяется в отношении лиц, совершивших террористические преступления, экстремистские преступления, пытки, преступления против половой неприкосновенности малолетних, а также за наказания, которые назначены при рецидиве преступлений или опасном рецидиве преступлений.
Амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под ее действие вне зависимости от того, согласны ли они с ней или же не согласны. Однако, если лицо, освобожденное от уголовной ответственности в соответствии с амнистией, считает себя невиновным в инкриминируемом ему деянии, оно может обратиться в суд с требованием рассмотрения дела. Однако если суд в подобном случае придет к выводу о виновности данного лица, оно все-таки освобождается от уголовной ответственности по акту амнистии.
При совершении продолжаемых уголовных правонарушений амнистия применима только в случае, если последний акт такого уголовного правонарушения был совершен до принятия акта амнистии. По общему правилу, акт амнистии к лицам, совершившим длящееся уголовное правонарушение, применим, если их деяние было прекращено до вступления в силу акта амнистии.
Помилование
В соответствии с п. 15) ст. 44 Конституции РК Президент Республики Казахстан осуществляет помилование граждан. Уголовный закон не ограничивает Президента РК в праве применения такого полномочия.
Согласно ч. 3 ст. 78 УК РК акт помилования издается Президентом РК в отношении индивидуально определенного лица, который признан виновным в совершении уголовного правонарушения приговором суда, вступившим в законную силу, либо лица, отбывающего либо отбывшего на территории Республики Казахстан наказание, назначенное по приговору суда иностранного государства.
Ходатайства о помиловании подаются в Комиссию по вопросам помилования при Президенте Республики Казахстан, которая по существу является консультативно-совещательным органом, деятельность которой определяется Указом Президента Республики Казахстан от 5 июля 2006 года «О Комиссии по вопросам помилования при Президенте Республики Казахстан».
Согласно пункту 5 данного Указа, помилование осуществляется в виде:
1) замены смертной казни пожизненным лишением свободы или лишением свободы на определенный срок;
2) замены пожизненного лишения свободы лишением свободы на определенный срок;
3) освобождения от дальнейшего отбывания наказания либо сокращения срока назначенного наказания;
4) замены назначенного судом наказания более мягким видом наказания;
5) освобождения от дополнительного вида наказания;
6) снятия судимости с лиц, отбывших наказание или освобожденных от дальнейшего его отбывания.
Правовые последствия применения акта помилования указаны в ч.4 статьи 78 УК РК:
1) освобождение от дальнейшего отбывания наказания;
2) сокращение назначенного наказания или замена его более мягким видом наказания;
3) освобождение лица от дополнительного вида наказания;
4) снятие судимости.
Обстоятельства, учитываемые при рассмотрении ходатайства о помиловании, могут быть разного характера, и законодательно их группируют следующим образом:
1) характер и степень общественной опасности совершенного уголовного правонарушения, личность осужденного, его поведение, отношение к труду, участие в работе самодеятельных организаций в местах лишения свободы, срок неотбытого наказания, семейное положение и другие обстоятельства, имеющие значение при рассмотрении ходатайства о помиловании;
2) заключение Председателя Верховного Суда, Генерального Прокурора и Министра внутренних дел Республики Казахстан о целесообразности применения акта помилования к осужденному;
3) мнение администрации органов, исполняющих наказание, общественных объединений и трудовых коллективов (при наличии);
4) обращение (при наличии) потерпевшего либо его законного представителя о помиловании осужденного.
Ходатайство о помиловании лица, осужденного к смертной казни, лишению свободы, аресту подается через администрацию учреждения, исполняющего наказание.
Ходатайство о помиловании лица (военнослужащего), осужденного к аресту с отбыванием на гауптвахте, подается через органы военной полиции по месту отбывания наказания.
Ходатайство о помиловании лица, осужденного к иным видам наказания, условно осужденного, имеющего отсрочку отбывания наказания, подается через службу пробации по месту жительства.
Ходатайство о помиловании лица, освобожденного условно-досрочно от отбывания наказания, подается через органы внутренних дел по месту жительства.
Лицо, отбывшее наказание либо освобожденное от дальнейшего отбывания наказания, самостоятельно подает ходатайство о помиловании на имя Президента Республики Казахстан.
Поступившие материалы с ходатайством о помиловании направляются рабочим органом Комиссии в Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Республики Казахстан, которые не позднее чем в месячный срок с момента поступления представляют заключения с указанием содержания принятых судебных решений, обстоятельств совершения уголовного правонарушения, данных о личности осужденного и своего мнения по существу каждого ходатайства о помиловании.
Ходатайства о помиловании, в которых содержатся нуждающиеся в проверке ссылки на необоснованность осуждения или нарушения законности, направляются рабочим органом либо Комиссией для проверки в соответствующие государственные органы.
Акт помилования в отличие от акта амнистии не носит нормативный характер. Он является актом применения права в конкретном случае.
Акт помилования имеет индивидуальный характер, так как в отличие от амнистии применяется к конкретному лицу или конкретным лицам.
Ходатайствовать о помиловании к Президенту могут сами осужденные, их родные, близкие, администрация учреждений, предприятий, общественные организации и т.д. Если осужденный отбывает лишение свободы, то рассмотрение ходатайства может возбуждаться и администрацией места лишения свободы. Обычно это осуществляется в отношении тех осужденных, которые не имеют нарушений режима исполнения наказания, отбывших при этом более или менее значительную часть срока наказания, осужденным, совершившим какой-либо значимый общественно полезный поступок и т.д.
Каких-либо ограничений, определяемых тяжестью совершенного уголовного правонарушения или уголовных правонарушений, для применения помилования не существует.
Необходимость существования помилования определяется тем, что формальное ограничение различных видов освобождения от уголовной ответственности, наказания и судимости может вступить в противоречие с потребностями жизни, с целесообразностью осуществления нестандартного подхода к личности, совершившей уголовное правонарушение.
С амнистией и помилованием нельзя смешивать реабилитацию. Амнистия и помилование применяются к лицам, совершившим уголовное правонарушение, а реабилитация провозглашает невиновность несправедливо репрессированных лиц. Реабилитация применяется как к отдельным лицам, так и к большим группам лиц.
По сложившейся практике амнистии и помилования в СССР, а затем и в Республике Казахстан не касались проблем погашения материального ущерба, причиненного уголовным правонарушением. Это несомненный пробел в регламентации этих актов. В этом отношении верным представляется закрепление в УК Франции следующего положения: амнистия и помилование не являются препятствием для реализации права потерпевшего на возмещение ущерба, причиненного преступлением (ст. 133-8 и 133-10).
Судимость
Правовые основания института судимости урегулированы статьей 79 УК РК, которая определяет особый правовой статус лица, совершившего преступление, со дня вступления обвинительного приговора суда до момента погашения или снятия судимости. Согласно ч.2 ст.79 УК РК, следующие лица признаются не имеющими судимости:
1) лица, освобожденные от наказания;
2) лица, осужденные за уголовные проступки.
Ликвидация такого уголовно-правового последствия совершения преступления и осуждения к наказанию осуществляется двумя способами:
1) погашение судимости;
2) снятие судимости.
Погашение судимости осуществляется без специального решения суда по наступлению (истечению) определенных в законе сроков, а именно:
1) в отношении лиц, условно осужденных, – по истечении срока пробационного контроля;
2) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, – по фактическому отбытию наказания;
3) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, – по истечении трех лет после отбытия наказания;
4) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, – по истечении шести лет после отбытия наказания;
5) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, – по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Если осужденный, в установленном законом Республики Казахстан порядке, был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.
Снятие судимости осуществляется специальным решением суда до истечения сроков погашения. Право ходатайства перед судом о снятии судимости имеют осужденные, характеризующиеся безупречным поведением после отбытия наказания.
Уголовно-правовое значение судимости проявляется по-разному. Необходимо иметь ввиду, что до недавнего времени наличие судимости у лица имело квалифицирующее значение по уголовному законодательству Республики Казахстан, однако Законом Республики Казахстан от 10 декабря 2009 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам совершенствования судебной системы», законодатель исключил данный квалифицирующий признак практически из всех составов преступлений. В этой связи в настоящее время судимость является обстоятельством, учитываемым только при определении вида рецидива, а также при назначении наказания. Кроме того, в отличие от УК РК 1997 года, законодатель в новом уголовном законе также отказался и от предопределенности пределов назначения наказания при рецидиве и опасном рецидиве преступлений, ограничившись в статье 59 УК РК указанием на то, что в этих случаях учитываются число, характер и степень общественной опасности ранее совершенных преступлений, обстоятельства, в силу которых исправительное воздействие предыдущего наказания оказалось недостаточным, а также характер и степень общественной опасности вновь совершенных преступлений.
Кроме указанных обстоятельств, судимость имеет и уголовно-исполнительное значение, влияющее на порядок и условия исполнения видов наказаний. Например, согласно ч.1 ст.85 УИК РК лица, ранее отбывавшие наказание в учреждениях и имеющие судимость, содержатся раздельно.
|