Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Принудительные меры воспитательного воздействия

В современной уголовной политике учитывается весь опыт человечества в борьбе с преступностью с её плюсами и ставшими очевидными уже по истечении времени недостатками. Длительное время считалось, что в борьбе с преступностью успех будет обеспечен при широком применении суровых, порой жестоких методов борьбы с ней. Однако, такие ожидания не оправдались, наоборот, жестокость против преступников оборачивалась бумерангом против самого общества. Как отмечается в литературе, многие передовые мыслители древности уже в тех условиях были против суровых мер. Они понимали, что жестокость наказаний огрубляет нравы и жизненный уклад не только тех, кого наказывают, но и тех, кто наказывает, понимали бессмысленность борьбы с преступностью путем применения только жестоких наказаний[168]. По мере эволюции человеческого общества был осуществлен переход от телесных наказаний к широкому применению лишения свободы. Принудительная изоляция человека от общества, казавшаяся на первых порах благом, оказалась злом, порождающим совершение новых преступлений. Таким образом, традиционное представление о соотношении преступление – наказание претерпело определенный кризис. В уголовном законодательстве появились новые институты, позволяющие реагировать на совершенные преступления небольшой тяжести не только назначением наказания, но и иным образом. К числу таких институтов можно отнести условное осуждение, виды освобождения от уголовной ответственности и наказания и другие. В русле рассматриваемой тенденции в отношении несовершеннолетних можно, с наряду указанными выше иными мерами уголовно-правового воздействия, назвать принудительные меры воспитательного воздействия.



Можно согласиться с мнением, что принудительные меры воспитательного воздействия являются особым видом освобождения от уголовной ответственности, т.к. самоконтроль у несовершеннолетних несколько занижен, любая избранная судом мера воспитательного воздействия должна быть дополнена иными мерами, обеспечивающими внешний контроль за его поведением[169].

Согласно ч.1 ст.83 УК РК несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой тяжести либо впервые совершивший преступление средней тяжести, может быть освобожден судом от уголовной ответственности, если установлено, что его исправление возможно без привлечения к уголовной ответственности. При этом к нему могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия.

Несовершеннолетний, сказано в ч.2 ст.83 УК РК, впервые осужденный за совершение уголовного проступка или преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Несовершеннолетний, согласно ч.3 ст.83 УК РК, впервые совершивший тяжкое преступление, не связанное с причинением смерти, может быть освобожден судом от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных частью второй 68 УК РК. Как видим, законодатель в ст.83 УК РК решает вопросы освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности, освобождения от уголовного наказания и условия применения к несовершеннолетнему освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим. Таким образом, при применении ст.83 УК РК следует отличать освобождение от уголовной ответственности, освобождение от наказания и освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением. При этом, надо помнить, что освобождение от уголовной ответственности возможно органами уголовного преследования до суда, а освобождение от наказания осуществляется судом.

Согласно ст.36 УПК РКорган уголовного преследования, суд при наличии соответствующих обстоятельств в пределах своей компетенции вправе прекратить уголовное преследование с освобождением лица от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных частью первой статьи 65, статьями 66, 67, частями второй, третьей статьи 68, частью первой статьи 69, частями первой, третьей статьи 83, а также примечаниями статей 441, 442, 444 – 448, 453 Уголовного кодекса Республики Казахстан. Суд в таких случаях вправе также постановить обвинительный приговор с освобождением от уголовной ответственности.
Интересно то, что законодатель в первоначальной редакции ст.81 УК РК 1997 г. предусматривал применение принудительных мер воспитательного воздействия только лишь при освобождении несовершеннолетних от наказания. Затем законом РК от 9 декабря 2004 года применение этой меры стало возможным и при освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности. Законом РК от 23 октября 2010 года ст.81 УК РК была дополнена частью третьей, предусматривающей условия применения к несовершеннолетним освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.

Таким образом, законодатель, реализуя уголовно-правовую политику гуманизации ответственности несовершеннолетних, расширил возможности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания. При этом если в частях 1 и 2 ст.81 УК РК 1997 г. законодатель ориентировал суды на применение принудительных мер воспитательного воздействия, то в ч. 3 этой статьи речь шла об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности на условиях ст.67 УК, то есть без применения принудительных мер воспитательного характера. Напрашивается вывод, что нормы ч.3 ст.81 УК РК было бы правильнее отнести к ст.67 УК РК.

Сравнивая редакции ст.81 и ст.83 (Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания), соответственно предыдущего и нового УК РК можно отметить, что в них нет, каких либо существенных различий. Исключение касается лишь ч.3 этих статей. В новой редакции применение освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности в связи с примирением (ст.68 УК) допускается к лицу, впервые совершившему тяжкое преступление, не связанное с причинением смерти. В ст.81 прежнего кодекса в таких случаях освобождение несовершеннолетнего в связи с примирением не допускалось и в случаях причинения тяжкого вреда здоровью человека. Таким образом, можно отметить, что в новом УК (ст.83) условия освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних в случаях примирения стали менее ограниченными.

К несовершеннолетнему, согласно ст.84 УК РК, могут быть назначены судом следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

1) предупреждение;

2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

3) возложение обязанности загладить причиненный вред;

4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего;
5) помещение в организацию образования с особым режимом содержания;

6) возложение обязательства принести извинения потерпевшему;

7) установление пробационного контроля.

Несовершеннолетнему закон позволяет одновременно назначить несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

Освобождение от наказания несовершеннолетних может применяться только тогда, когда они совершают деяние, содержащее в себе все признаки того или иного состава уголовного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса. В ст.83 УК РК предусмотрено, что несовершеннолетний может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия только в том случае, если он осужден за совершение преступления небольшой или средней тяжести. Кроме того, несовершеннолетний, впервые совершивший тяжкое преступление, несвязанное с причинением смерти или тяжкого вреда здоровью может быть освобожден от уголовной ответственности, если он примирился с потерпевшим, заявителем, в том числе в порядке медиации, и загладило причиненный вред.

Основанием освобождения несовершеннолетних от наказания, также как и освобождения от уголовной ответственности, является невысокая степень общественной опасности деяния и личности, позволяющие достичь целей наказания другими, не уголовно-правовыми мерами.

Содержание и сроки применения принудительных мер воспитательного воздействия раскрываются в ст.85 УК РК.

Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом. Таким образом, предупреждение носит публичный характер, порицаются действия виновного и разъясняется, что повторное совершение преступления влечет применение уголовного наказания.

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган (далее передача под надзор) обязанностей по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением, обеспечение надлежащего поведения несовершеннолетнего и постоянный контроль за ним.

Срок передачи под надзор устанавливается продолжительностью до шести месяцев при совершении уголовного проступка, от шести месяцев до одного года при совершении преступления небольшой тяжести, от одного года до двух лет при совершении преступления средней тяжести и от двух до трех лет при совершении тяжкого преступления.

В литературе существует мнение о том, что необходимо исключить передачу под надзор из числа принудительных мер воспитательного воздействия, т.к. эта мера не связана с возложением обязанностей на несовершеннолетнего или применением к нему официальных санкций за плохое поведение, что, в свою очередь, исключает принудительный характер этой меры. На наш взгляд, более правильной является противоположное мнение, согласно которой, принудительный характер усматривается в том, что в случае умышленного неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия два и более раз в течение года эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется судом и направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности, если не истек срок давности привлечения к уголовной ответственности (ч.11 ст.85 УК РК)[170]. В этом и следует усматривать принудительный характер этой меры.

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Вред может быть как материальным, так и моральным.

Моральный вред - это нарушение, умаление или лишение личных неимущественных благ и прав физических лиц, в том числе нравственные или физические страдания (унижение, раздражение, подавленность, гнев, стыд, отчаяние, физическая боль, ущербность, дискомфортное состояние и т.п.), испытываемые (претерпеваемые, переживаемые) потерпевшим в результате совершенного против него правонарушения (ст.951 ГК РК).

Моральный вред возмещается причинителем при наличии вины причинителя, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. Моральный вред возмещается, независимо от вины причинителя, в случаях, если: 1) вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности; 2) вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, домашнего ареста или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста, незаконного помещения в психиатрическое лечебное учреждение или другое лечебное учреждение;

На правоотношения, возникающие вследствие причинения морального вреда, распространяются общие правила, закрепленные в гражданском законодательстве. Моральный вред, причиненный действиями несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет, в соответствии со ст.926 ГК РК подлежит возмещению непосредственным причинителем вреда. При недостаточности у него имущества дополнительная ответственность может быть возложена на его родителей, усыновителей, попечителей, приемных родителей, учреждение, являющееся его попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего – наиболее серьезная мера воспитательного воздействия, поскольку связана с заметным ограничением свободы времяпровождения несовершеннолетнего и ставит его под контроль специализированных государственных органов. При её реализации несовершеннолетний помещается в условия, позволяющие оградить его от негативных влияний среды.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение, продолжить или закончить обучение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Согласно ч. 4 ст.85 УК этот перечень не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае они будут определяться индивидуально с учетом их эффективности применительно к каждому подростку.

Помещение в организации образования с особым режимом содержания на срок от шести месяцев до двух лет может быть назначено судом несовершеннолетнему, совершившему умышленное преступление средней тяжести или тяжкое преступление. Пребывание в названных организациях может быть прекращено досрочно в связи с достижением лицом совершеннолетия, а также если на основании заключения специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление, суд придет к выводу, что несовершеннолетний для своего исправления в дальнейшем не нуждается в применении данной меры.
Продление пребывания в организации образования с особым режимом содержания после истечения срока, допускается только в случае необходимости завершить несовершеннолетнему общеобразовательную или профессиональную подготовку, но не более чем до достижения им совершеннолетия.
Порядок и условия нахождения несовершеннолетних в организациях образования с особым режимом содержания определяются Законом Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» от 9 июля 2004 года N 591.

В ст. 14 этого закона отмечается что решение о целесообразности направления несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, в организации образования с особым режимом содержания принимается судом по представлению органа внутренних дел. Представление о направлении несовершеннолетнего, в организации с особым режимом содержания направляется органами внутренних дел в суд в течение тридцати суток со дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела в отношении указанного несовершеннолетнего.
В исключительных случаях этот срок может быть продлен до тридцати суток на основании постановления органов внутренних дел или прокурора.
При рассмотрении вопроса о направлении несовершеннолетнего в организации образования с особым режимом содержания обязательно участие прокурора.

Сбор документов, необходимых для помещения несовершеннолетних в организации образования с особым режимом содержания, обеспечивают органы внутренних дел.

Порядок направления несовершеннолетних, совершивших преступления, определяется Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
Администрация организаций образования с особым режимом содержания:
1) обеспечивает специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие в себя охрану территории организации образования с особым режимом содержания, личную безопасность воспитанников и их максимальную защищенность от негативного влияния, ограничение свободного входа на территорию организации образования с особым режимом содержания посторонних лиц и самовольного ухода из него воспитанников, круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна, проведение личного осмотра несовершеннолетних, их вещей и спальных помещений;
2) информирует органы внутренних дел по месту нахождения организации образования с особым режимом содержания и по месту жительства несовершеннолетних о фактах их самовольного ухода и принимает непосредственное участие по их розыску и возвращению;
3) направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства несовершеннолетнего извещение о его выпуске из организации образования с особым режимом содержания не позднее чем за один месяц до окончания срока пребывания, а также характеристику на несовершеннолетнего и рекомендации о необходимости проведения с ним в дальнейшем индивидуальной профилактической работы и оказания ему содействия в трудовом и бытовом устройстве.

В организации образования с особым режимом содержания не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных организациях. Перечень таких заболеваний утверждается Правительством Республики Казахстан.

Несовершеннолетний приносит потерпевшему личные извинения за причиненный вред.

Пробационный контроль устанавливается на срок до одного года по правилам части второй ст.44 УК РК. Пробационный контроль осуществляется уполномоченным государственным органом и по решению суда включает исполнение осужденным обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления уполномоченного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного; не посещать определенные места; пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, заболеваний, передающихся половым путем; осуществлять материальную поддержку семьи; другие обязанности, которые способствуют исправлению осужденного и предупреждению совершения им новых уголовных правонарушений.
В случае умышленного неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия два и более раз в течение года эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется судом и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности, если не истек срок давности привлечения к уголовной ответственности.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.