Вклад сферы культуры в социально-экономическое развитие Содержание
ГЛАВА 1
СФЕРА КУЛЬТУРЫ И МЕНЕДЖМЕНТ
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВО И СФЕРА КУЛЬТУРЫ……..21
ГЛАВА 3
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ……31
ГЛАВА 4
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ….64
ГЛАВА 5
МАРКЕТИНГ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ….98
ПРЕДИСЛОВИЕ
По мере вхождения России в рынок менеджмент в сфере культуры начал приобретать особое значение. В этом утверждении нет никакого преувеличения. Практика показывает, что любая творческая деятельность нуждается в материальном, прежде всего финансовом, обеспечении. По хорошо известно, что самое щедрое финансирование может превратиться в растрату при отсутствии грамотного, успешного менеджмента. Кроме того, современные организационные технологии во многих случаях позволяют добиться достаточно высокого уровня финансирования культуры при условии их успешного применения.
Таким образом, профессиональный менеджмент в сфере культуры все в большей степени становится своеобразным фундаментом эффективной социально-культурной деятельности. Именно этим и определяются практический смысл и значение учебных материалов и курсов, посвященных менеджмент-технологиям, ориентированным на данную область применения. Именно поэтому основной акцент в данной работе делается на технологическое содержание менеджмента в сфере культуры.
Такая конкретизация представляется достаточно уместной. Во-первых, общее рассмотрение принципов, функций и методов менеджмента реализуется в курсе общего (внеотраслевого) менеджмента. Во-вторых, круг литературы по общему менеджменту в настоящее время довольно широк и репрезентативен, тогда как материалы по конкретным менеджментным технологиям редки.
В данном учебном пособии почти не рассматриваются вопросы права и экономики культуры. Дело в том, что планируются самостоятельные издания по этим проблемам.
Авторы выражают искреннюю благодарность коллегам, своим студентам, слушателям, дипломантам и аспирантам - всем тем, без плодотворного сотрудничества с которыми систематическое развитие и обогащение курса, а значит и появление этого пособия, были бы невозможны.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Абчук Владимир Авраамович, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
Болотников Игорь Михайлович, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.
Дитрих ван Веринг Катинка (Dietrich van Wering Kathinka),
заместитель председателя Европейского Фонда поддержки и развития культуры при Совете Европы.
Дымникова Анна Иосифовна, доктор экономических наук, профессор. Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства.
Евланов Владимир Николаевич, старший преподаватель. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.
Клеппер Ева Вениаминовна, кандидат педагогических наук, профессор. Московский государственный университет культуры и искусств.
Кротова Надежда Васильевна, доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Московский государственный университет культуры и искусств.
Марков Александр Петрович, доктор педагогических наук, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов.
Монастырский Денис Викторович, кандидат педагогических наук. Федеральное агентство по культуре и кинематографии.
Перминова Светлана Васильевна, доктор культурологии, профессор, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.
Тульчинский Григорий Львович, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.
Шекова Екатерина Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, факультет менеджмента.
ГЛАВА 1
СФЕРА КУЛЬТУРЫ И МЕНЕДЖМЕНТ
Культура и сфера культуры
Как говорили великие Конфуций и Платон, любое дело надо начинать с «исправления имен» - уточнения содержания используемых терминов и основных понятий. В полной мере это уместно и даже обязательно в учебной литературе.
Менеджмент - один из видов управления, обеспечивающего успешное функционирование различных социальных институтов - организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность. Менеджмент - управленческая деятельность в условиях рыночной экономики. В этом его главная особенность. По сути дела, он представляет собой систему профессионально организованных технологий управления деловой активностью в условиях рыночных отношений. Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании, конфессиональной активности и т. д.). Конкретные способы осуществления менеджмента, т. е. технология, зависят от социально-экономического развития общества и конкретной сферы, информационного обеспечения, действующего законодательства и целого ряда других факторов.
О культуре можно говорить в двух планах. Во-первых, в широком смысле как о способе бытия человека в качестве социального существа, как о системе порождения, хранения и трансляции внегенетически наследуемого социального опыта. В этом плане культура образует материальную и духовную среду, способствующую формированию и развитию личности и общества в целом. Во-вторых, в узком («отраслевом») смысле как о «сфере культуры» - конкретной сфере жизни общества, сфере конкретной профессиональной и весьма специфической деятельности. В данном пособии будут затрагиваться оба плана культуры, хотя в основном, разумеется, большей частью речь будет идти именно о сфере культуры.
Сфера культуры включает в себя следующие виды специфической профессиональной деятельности, реализуемой специальными организациями и учреждениями.
1. Сохранение и использование культурно-исторического наследия, включая:
· музейное дело, т.е. формирование и развитие музейных фондов, деятельность различных музеев (исторических, художественных, краеведческих, научных, технических и т.д.);
· библиотечное дело, работа массовых, общественно-политических, научных, детских, музыкальных и т. д. библиотек;
· создание и поддержание охранных зон, памятников культуры, монументов, памятных знаков, досок, обеспечивающих сохранение в материальной среде памяти прошлого;
· празднование памятных и знаменательных дат, юбилеев местного, регионального, общенационального и международного масштабов;
· сохранение и развитии е традиционных и этнографических искусств и ремесел.
2. Художественное образование, поддержка и продвижение начинающих талантов, включая:
· начальное, среднее и высшее художественное образование, т. е. деятельность художественных школ, лицеев, консерваторий, академий, других вузов культуры;
· проведение конкурсов детского художественного творчества, выпускников творческих вузов, молодых талантов, открывающих возможные пути в профессиональное творчество.
3. Кулыурная жизнь (культурные процессы), включая:
· театральную жизнь, в том числе: деятельность драматических, музыкальных детских театров (текущий репертуар и премьеры), организацию гастролей (на выезд и наприем), обеспечение разнообразной театральной афиши в регионе, проведение театральных фестивалей; музыкальную жизнь, концертную и филармоническую деятельность;
· выставочную деятельность, галерейное дело и арт-бизнес, связанные с изобразительным искусством, антиквариатом, проведением выставок и аукционов;
· «экранную культуру» (кино – видео процесс), связанную с кинопроизводством и кинопрокатом, деятельностью кинотеатров, видеосалонов;
· любительство (кружки, курсовая сеть, любительские коллективы и объединения по интересам);
· индустрию отдыха и развлечений, в том числе: организацию и проведение праздников, гуляний, клубное дело, досуговые центры, парки культуры и отдыха, игротеки и салоны игровых автоматов, казино.
4. Организационно-экономическая инфраструктура, реализующая организационное, финансовое, материально-техническое, информационное обеспечение и поддержку предыдущих видов деятельности, в том числе:
· органы государственного управления различного уровня, занимающиеся регулированием развития сферы культуры (министерства, комитеты, управления, другие службы);
· информационная инфраструктура, в том числе: средства массовой информации (пресса, радио, телевидение, электронные ресурсы), освещающие культурную жизнь, книгоиздательская деятельность, книжная торговля;
· общественные организации (профсоюзы, творческие союза, партии, религиозные организации, фонды, движения, общества), участвующие в культурной жизни, как отечественные, так и зарубежные, международные.
Деятельность в сфере культуры осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественных организаций) и формы собственности, а также частными лицами.
В сфере культуры функционируют коммерческие и некоммерческие организации. Согласно Гражданскому Кодексу РФ (ГК РФ), к коммерческим относятся организации, основной целью которых является получение прибыли. Некоммерческие организации, наоборот, не рассматривают в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Их деятельность направлена на достижение культурных, образовательных, научных, благотворительных и иных общественно-полезных целей.
Некоммерческие организации занимают ведущее место в сфере культуры. Это обусловлено целями их деятельности, которые отвечают функциям сферы культуры в обществе. В России к некоммерческим, согласно ст. 50 части первой ГК РФ и ст. 2 Закона РФ «О некоммерческих организациях», относятся государственные и негосударственные организации. Это учреждения, ассоциации, фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, государственные корпораци и и т. д. Значительную часть некоммерческих организаций в сфере культуры составляют государственные: учреждения культуры.
Вклад сферы культуры в социально-экономическое развитие
Роль и значение сферы культуры, ее вклад в социально-экономическое развитие на уровне обыденного сознания в публицистике, а иногда и в сознании некоторых представителей политической элиты воспринимается и трактуется довольно поверхностно.
«Культура только требует денег, никакого дохода не приносит», «это индустрия зрелищ, развлечений», «ее задача - воспитание подрастающего поколения в рамках традиций», «пусть лучше в музей или на концерт сходят, тем по улице болтаться» - ряд таких расхожих представлений можно продолжать и продолжать.
Между тем за рубежом вклад сферы культуры в развитие регионов становится предметом все более пристального внимания и исследований. В Европе первое такое исследование было проведено в 1984 году в Цюрихе. Начиная с 1985 года, публикуются результаты исследования экономического значения профессиональных искусств в Нидерландах.. С1988 года начались систематические исследования рентабельности культуры в Германии (Нойс, Северный Рейн-Веетфалия, Рурская область, Кельн...). Показательно на этом фоне бурное развитие инфраструктуры сферы культуры современного Берлина.
Систематический анализ вклада сферы культуры и искусств в региональное развитие был предпринят при разработке Программ развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 1999— 2003, 2003-2006 и 2005-2008 годы. С учетом результатов этих разработок и упомянутых зарубежных исследований можно выделить несколько уровней роли (вклада) культуры и искусства в развитии современного общества.
1. Прямой вклад сферы культуры в экономику:
· сфера культуры способна создавать рабочие места, она участвует в обеспечении занятости. Речь идет о создании рабочих мест по соответствующим собственным рынкам услуг, обладающим существенным инвестиционным потенциалом, осуществляя непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона (занятость, налоговые и прочие отчисления). Такие рабочие места могут создаваться не обязательно на бюджетные финансовые средства. Сфера культуры вполне способна в этом плане к самоорганизации, и если в чем и нуждается со стороны органов власти, так, прежде всего, в организационной поддержке;
· сфера культуры, реализуя соответствующие услуги, обеспечивает социализацию работников других отраслей и сфер деятельности, а также членов их семей. Речь идет не просто об отдыхе и развлечениях «после тяжелого трудового дня», а именно о полноценной социализации и самореализации личности, участии в развитии человеческого капитала региона;
· создание базы и инфраструктуры развития некоторых отраслей, существование и развитие которых предполагает достаточно развитую сферу культуры. Очевидным примером в этом плане является туризм. Свыше 70% мирового туризма составляет туризм «культуральиый»: люди едут, прежде всего, знакомиться с культурно-историческим наследием, памятниками культуры, музеями, яркими и своеобразными событиями в культурной жизни. Даже конгрессный и бизнес-туризм, все равно, предполагают их подкрепление и дополнение культурными проектами и программами.
2. Прямое социальное влияние:
· обеспечение социально-значимых видов деятельности, организация отдыха, позитивно влияющих на сознание людей, отношения между ними, способствующих духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала;
· в элитарной, массовой культурах, аидерграунде вырабатывается и предлагается разнообразие возможных образцов и моделей социального поведения;
· культура и искусство обогащают социальную среду, пропитывая ее различными привлекательными событиями, облагораживая и эстетизируя среду обитания, включая производственную и офисную среду.
3. Косвенное экономическое влияние. В данном случае речь идет о реализации исключительного потенциала сферы культуры как сферы публичной и социально-значимой деятельности. Тем самым сфера культуры активно участвует в формировании инфраструктуры деловой активности и политической жизни региона.
· Аккумулирование и трансляция неких базовых ценностей общества, образцов, которые, помимо прочего, используются в коммерческой и некоммерческой деятельности.
· Такие современные технологии бизнеса и менеджмента, как брендинг и ребрендинг, реклама, public relations, интегрированные маркетинговые коммуникации, промо-акции, работа с персоналом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, невозможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности, без сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры и искусств.
· Формирование и развитие партнерских отношений бизнеса и сферы культуры открывают возможности развития корпоративной социальной ответственности (КСО) на основе социальных инвестиций, социально-культурных коммуникаций.
· Создание инфраструктуры деловых контактов, мест и условий их реализации. -ф- Оказание корпоративных услуг.
· Взаимовыгодное, взаимно стимулирующее сотрудничество делового мира и сферы культуры, коммерческой и некоммерческой, но социально значимой сфер, их социальное партнерство оказывается важнейшим механизмом и инструментом формирования и развития гражданского общества, способного к саморазвитию.
· Культура и искусство повышают ценность окружающей среды, например украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материальной среды производства и отдыха.
· Сфера культуры участвует в формировании и развитии инфраструктуры политической жизни, создавая события и новостные поводы.
· Формирование и продвижение привлекательного имиджа региона, местности, в т. ч. - в целях инвестиционной привлекательности.
4. Косвенное социальное влияние:
· культура и искусство выступают источником цивилизационного влияния и социальной организации, стимулируют творчество, повышая способность общества к восприятию и поиску нового, преодолению застарелых стереотипов сознания и поведения;
· культура и искусство - коллективная память общества, неисчерпаемый источник культурно-исторического наследия и творческих идей для будущих поколений;
· они улучшают и разнообразят жизнь, повышают степень социализации личности, способствуя профилактике и сокращению девиантного и асоциального поведения;
· велика роль культуры и искусства в образовании и воспитании подрастающего поколения, влиянии на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей;
· возрастает роль культуры и искусства в социальной коммуникации, в том числе с использованием современных технологий;
· сфера культуры - единственная сфера деятельности, которая реально и профессионально работает с материалом, определяющим культурную идентичность (памятники, события и герои культурно-исторического прошлого, достижения художественного творчества и т. п.)
Консолидация общества может также обеспечиваться на основе внешней или внутренней опасности, угроз реальных или вымышленных, на основе пропагандистской манипуляции общественным мнением. Однако сфера культуры - единственная с фе-ра профессиональной деятельности, которая обеспечивает реальную консолидации общества на позитивной и конструктивной основе культурной идентичности. Такая консолидация обеспечивается не пропагандистски-админстративно сверху вниз, а вырастает снизу вверх на основе прочного фундамента культурной-идентичности и самоопределения личности.
С учетом всех указанных связей между сферой культуры и социально-экономическим развитием можно сказать, что культура является системообразующим фактором консолидации и развития общества в национальном и региональном масштабе.
Сказанное можно проиллюстрировать на примере сферы культуры Санкт-Петербурга. Так, в Стратегическом плане развития Санкт-Петербурга и Программе развитая культуры города отмечается, что экономика и международная роль Санкт-Петербурга во многом связаны с его позициями на рынке культурных и туристских услуг. Услуги в сфере культуры и туризма могут внести решающий вклад в р(х;т экспорта международных услуг- города в целом. Уже в настоящее время в общегородской структуре экспорта услуг ведущее место занимает гостинично-ресторанный сервис (49 %), опирающийся, прежде всего на привлекательность культурной жизни города, а по 9 % приходится непосредственно на услуги связи, организации отдыха, культурных и спортивных мероприятий.
Памятники культуры и события культурной жизни являются важнейшей составляющей маркетинга туризма, фактором инвестиционной политики, важнейшую роль в которой играет формирование и продвижение привлекательного образа города. В настоящее время Санкт-Петербург ежегодно принимает свыше полутора миллионов гостей из практически всех стран мира. Их обслуживанием, с учетом инфраструктуры, занято около 100 тыс. человек. Поэтому развитие сферы культуры выступает важнейшим дополнительным фактором как общей инвестиционной привлекательности города, так и реализации конкретных инвестиционных проектов, мощным катализатором деловой активности в городе.
Речь, таким образом, идет об особом, уникальном ресурсе города - о петербургском духовном пространстве, т. е. культурном и духовном климате города, связанном с высоким уровнем интеллектуальной культуры, об интенсивном, творческом приобщении к культурным ценностям, активной гражданственности, особом стиле общения.
В нынешних условиях впервые в истории города культура из вторичного феномена («сухого остатка бывшей имперской столицы») становится одним из градообразующих комплексов мегаполиса. Именно наличие мощного культурного потенциала Делает перспективным развитие города как центра науки, образования, туризма и коммуникации. Без поддержки и развития культуры мало реальными окалываются планы социально-экономического развития города.
Культура в современном обществе во все большей степени выступает и осознается не как результат, следствие социально-экономического и политического развития, а как необходимое условие, важнейший фактор этого развития, нравственный стержень личности и общества. Без опоры на этот ресурс, без его сохранения и развития невозможно обеспечение других стратегических целей и задач формирования благоприятного социального климата, интеграции и продвижения города в мировое информационное пространство, мировой рынок туризма и т.д. В целом, без учета этого фактора невозможно решение таких фундаментальных задач Стратегического плана, как формирование Санкт-Петербурга в качестве интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество жизнедеятельности и производства, а также укрепление Санкт-Петербурга как главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России. Более того, достижение главной стратегической цели - стабильного улучшения качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга - по сути дела, есть приведение практических условий жизни и работы в соответствие с духовным потенциалом города.
Поэтому речь не может идти об использовании культурного потенциала только в качестве проведения ударных ярких, титульно-представительных для города акций и мероприятий, эффективного вовлечения сферы культуры в контекст туристской деятельности, непосредственных потребностей коммерческой сферы по рекламе и public relations. Культура города - это, в конечном счете, реальная культура его реального населения. Обеспечение преемственности между культурным наследием (включая наследие советскойзпохи) и современной культурой как непременное условие возрождения и утверждения в качестве доминирующего особого петербургского-ленинградского стиля в сфере интеллектуально-духовной и повседневной деятельности горожан - важнейшая задача городской культурной политики. Она должна быть направлена на повышение интегрирующей роли культуры, объединяющей горожан на основе осознания единства исторической судьбы, общих ценностей и экономических интересов.
Представляется, что аналогичный подход может и быть реализован практически в любом регионе России - страны, регионы которой пока еще обладают колоссальным культурно-историческим наследием и несомненным потенциалом сферы культуры. Сфера культуры реально востребована обществом. Сложившийся профессиональный имидж культуры как «жалкой и убогой» - жалкой в том смысле, что ее жалеть надо, а убогой - в том смысле, что к Богу близкой - является очевидным тормозом развития не только сферы культуры, но социально-экономического развития в целом.
Сфера культуры нигде в мире не существует и не развивается исключительно на бюджетные средства. Также нигде в мире она не развивается и исключительно на коммерческой основе. Она может развиваться только за счет привлечения и актуализации средств и ресурсов из других отраслей, при участии самых различных социальных сил. И как показано в данном материале, она объективно востребована различными силами, дает возможности реализации их интересов. Использование этого ресурса отнюдь не сводится только к своеобразной ренте материальных ценностей (зданий, помещений,оборудования и инструментов). Полномасштабная и эффективная реализация рассмотренного выше потенциала сферы культуры в изрядной степени зависит от самоопределения профессиональной среды работников культуры, от ее способности к самоорганизации, способности оказывать влияние на общественное мнение, донося до общества свои реальные возможности и позиционируя свой профессионализм на региональном и федеральном уровнях.
Массовая культура и бизнес
Говоря об эволюции современного менеджмента и возрастании в нем факторов культуры и коммуникации, нельзя пройти мимо массовой культуры, выступающей способом организации жизни современного общества, глубоко интегрированной с деловой активностью, политической жизнью, средствами массовой информации.
|