РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 3 глава Процесс формирования имиджа - это, во-первых, разработка позитивного и привлекательного для определенной аудитории ценностно-информационного конструкта; во-вторых, это деятельность по доведению этого целенаправленно созданного продукта до сознания целевых групп. При этом маркетинговые
плечи старика, и потом смачно (а для зрителей - отвратительно) втягивает перхоть в себя. Эту картину акцентирует голос за кадром: «К кокаину быстро привыкаешь». Или еще один вариант удержания аудитории в рамках номы через показ «не-нормы»: на плакате изображен подросток с сигаретой в зубах, сидящий на бочке с порохом. Внизу текст: «Джон сидел на бочке с порохом и курит. ...Покойнику было 18 лет». 21 Кто-то из политтехнологов остроумно и справедливо отметил, что сегодня мы выбираем из разных галлюцинаций, не зная, что и кто за ними стоит.
Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
возможности имиджевого воздействия ограничены: ресурсами самого субъекта (организации, физического лица); особенностями аудитории - ее стереотипами, способностью менять свое отношение к предмету маркетинговых коммуникаций под влиянием случайных обстоятельств и факторов.
Проблема разработки и продвижения имиджа с помощью маркетинговых коммуникаций актуальна для всех видов и сфер проектирования. Сегодня она особую значимость приобретает в системе международных отношений - в глобальном мире коммуникаций необходима целенаправленная политика государства по формированию и продвижению имиджа своей страны. Именно так поступает большинство европейских стран - многочисленные клипы на ТВ, щиты на улицах и площадях наших крупных городов заманивают в Турцию, Испанию, Италию. В США существует рекламное агентство при президенте с полномочиями на уровне Совета национальной безопасности, функциями которого является выработка маркетинговой политики по формированию и корректировке имиджа страны.
Для России формирование и продвижение имиджа в мире представляет особую значимость. И проблема состоит не только в том, что сама ситуация в стране способна вызывать опасения у западного бизнеса. Огромную роль здесь сыграти СМИ, целенаправленно внедряющие в сознание мировой общественности образ России как страны криминала, коррупции, преступности.22
22 Например, что пишут ведущие западные газеты о России («Ди ве.ты >>, «Дейли телеграф», «Ныо Йорк тайме»): «Президент Путин, позаботьтесь, чтобы молодые русские смогли грезить о девушках и водке вместо того, чтобы и дальше подыхать на полях сражений». «Угнетают мерзость запустения в провинции, разруха в воинских частях, безнаказанность, с которой милиция, таможня и чиновники вымогают деньги». «Убийцы не стесняются убивать политиков». Обычные темы электронного сборника -дайджеста, того, что печатается о России на английском: наркотики, водка, мафия, коррупция, проституция. Все известные громкие скандалы подаются как связанные с русской мафией - отмывание денег, дело Тохтахунова. подкупившего судей на Олимпийских играх и т. д. От имиджа страны, города зависит развитие туризма, инвестиционная привлекательность. Не случайно в последнее время политики стали задумываться о стратегиях продвижения имиджа «новой России». Специашсты утверждают, что каждый пункт рейтинга инвестиционной привлекательности может принести миллиарды долларов. Следовательно, нужна национальная программа по улучшению образа России. Причем необходимо существенно улучшить имидж и внутри самой страну, для граждан РФ - если народ сам себя не уважает, другие также не будут его уважать.
Для внешнего мира большие имиджеобразующие ресурсы имеет туризм, а также деловые контакты соотечественников с представителями западного мира. Необходима корректная и конструктивная работа с иностранными журналистами, в отношениях с которыми должны доминировать так называемые «положительные информационные поводы». Цивилизованное лицо России могут выигрышно представить выдающиеся и известные в мире ученые, поездки которых на международные форумы необходимо всячески поддерживать.23
4. Образ (eikon - греч. - икона) есть форма бытия в его подобии сущности, ее внешнее проявление и выражение. Обра^ делает сущность зримой, являет нам ее. Образное бытие есть высшее выражение единства и целостности бытия внутри себя. Образ личности - это единство ее бытия в нескольких плоскостях: единство с самим собой - тождественное отражение самого себя, собственной природы (рода); коммуникативное единство человека с миром значимых других. Данная ипостась образа возникает в результате внутреннего синтеза и преображения всей совокупности воспринимаемых форм своего «инобытия» (тех смысловых сущностей, которые возникают в системе реальной и виртуальной коммуникации субъекта и становятся для него «зеркалом», отражающим и тем самым «удваивающим» его способности); ценностное, духовное единство человека с миром культуры.
По оценкам специалистов, глобальная кампания по «отмыванию» образа России займет не менее 20 лет и потребует около 2 млрд дол. в год.
Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
В субъективной плоскости образ концентрируется в Я-концеп-ции личности, которая складывается из множества самообразов социального, культурного, религиозного, профессионального характера (я - студент, я - отец, я - педагог, я - друг и т. д.). Самообраз - важнейший аспект и условие самоосуществления личности. Каждый самообраз - это одна из ее личностных идентификаций. Устойчивые самообразы являются условием сохранения личностной идентичности человека в социально-культурной среде. Они кодируются и формируются референтами -субъективно значимыми для человека феноменами. В качестве референта может выступать другое лицо, образ исторического деятеля, герой художественного произведения и т. д. Все они приобретают признак референтное™ в том случае, если становятся объектом уважения и восхищения, поклонения и подражания, притязания (хочу и могу стать таким) и побуждения к действию.24
Образ как предмет коммуникации дом инирует в форме непосредственной коммуникации известной личности с аудиторией, в некоторых ток-шоу нравственно-этической направленности (например, в известных телепроектах «Мужчина и женщина», «Я - мама» и т. п.). Основным инструментом продвижения образа является технология референтации, предполагающая грамотный подбор значимых для аудитории личностей, персонифицирующих те ценности и нормы, которые составляют стержень их образа.
5. Репутация, имя - феномен, по смыслу близкий имиджу, но имеющий свои смысловые и содержательные грани. Существенная грань имени - репутация, т. е. та часть образа личности, которая формируется делами, поступками человека.
Публичное имя - стержень имиджа, оно живет в атмосфере общественной оценки, общественного мнения. Поэтому данный
Например, выступление в рамках популярной шоу-передачи лидера известной рок группы, который на всю страну говорит о том, что употреблял наркотики и при этом интенси вно творил, а потом «завязал», для поклонников может стать своеобразной командой к демонстрации
предмет формируется и транслируется PR-акциями. В этой связи основная функция и стратегическая цель PR-технологий -создать субъекту имя (и, прежде всего поступками, делами, акциями), а затем актуализировать его в общественном сознании с помощью системы маркетинговых коммуникаций.
6. Стереотип как предмет маркетинговой коммуникации. Пространство восприятия заполнено стереотипами - других людей, фактов, событий. Стереотип - «реальность, архивированная в схему»25 и активно используемая субъектом в процессе восприятия внешнего мира с целью его упорядочения и упрощения. В определенном смысле стереотип заменяет реальность, позволяя субъекту накладывать на нее привычные схемы-модели, выполняющие ненностно-ориентационную и познавательную функции. При этом схема объясняет лишь некоторую грань реальности, оставляя за бортом восприятия все остальные. Более того, накладываемый на реальность стереотип может не соответствовать ее содержанию, и в таком случае субъект как бы творит саму реальность, но отношению к которой стереотип выступает своеобразным проектом.
Стереотипы могут быть безличными, когда они касаются восприятия явлений, объектов и способов их взаимодействия (навыки, схемы и модели решения типичных жизненных задач), а также интерперсональными, если они опосредуют восприятие других людей и отношение к ним.
С точки зрения маркетингового проектирования стереотип есть устойчивый поведенческий модуль, демонстрирующий типичное восприятие и отношение субъекта к вещам и другим людям и представленный как канон. В данном случае его важнейшей составляющей являются определенные стандарты потребительского поведения.
7. Стиль жизни - определенная ценностно-нормативная и поведенческая система, целостно характеризующая личность и фиксирующая ее внутренний мир, способы и формы внешнего
Шульгин Н. Н. За горизонтами политкорректное™ // Вопросы философии. - 2003. - № 6. - С. 54.
Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры_207
самовыражения и самопрезентации, стандарты и стереотипы потребительского поведения.
В рекламе стиль жизни продвигается через ролевые ситуации, в которых герои воплощают определенные жизненные ценности и нормы, демонстрируя при этом желаемое (нормативное с позиции рекламодателя) потребительское поведение.
Ролевая ситуация, как правило, разворачивается вокруг трех смысло-образующих и сюжето-формирующих феноменов: демонстрируемых героями личностных проблем (при этом рекламируемый товар выступает средством их решения); социально-значимых ценностей, по отношению к которым товар выступает способом их публичной манифестации. Ценности, как правило, маркированы узнаваемыми символами, которые служат опознавательными знаками определенного стиля; потребительского поведения, которое связано с личностными проблемами и органично вытекает из демонстрируемых персонажем ролика ценностей. Например, ролевая ситуация складывается вокруг болезни ребенка - родители демонстрируют значимость для них здоровья ребенка (ценности), показывает средство решения проблемы - конкретное лекарство, с помощью которого наступило «чудо» (потребительское поведение).
Например, стратегия PR-кампании фирмы Mattel, приуроченной к сорокалетию Барби, ориентировалась на утверждение стиля жизни, основными ценностями которого были: достижение, целеустремленность, смелость, карьера, социальный успех. Эти ценности и должна была персонифицировать Барби, которая позиционировалась как «объект подражания и вдохновения».
8. Бренд как предмет (и результат) маркетинговой коммуникации представляет собой сложно структурированный феномен.26 С одной стороны, бренд предполагает известность торговой марки и гарантированное качество. Если товар создается производителем, то бренд есть результат усилий всей корпора-
26 «Бренд» значит «тавро», «клеймо», т. е. клейменый товар с определенной маркой, содержащей имя производителя и являющейся гарантией определенного качества. ции, его природа - корпоративная. С другой стороны, бренд -целостный, устойчивый и положительный образ (товара и его производителя), возникающий в сознании потребителя в момент восприятия самого товара или элементов фирменного стиля (названия, графических символов, цвета упаковки и т. д.). С точки зрения спроса признаком бренда является имиджевая зависимость потребителя от марки товара, а также лояльность к его производителю.
Основные составляющие бренда:
<• образ производителя, т. е. бренд как клеймо в традиционном смысле этого слова - товара или группы товаров одного производителя (бренд как зонтик «накрывает» различные товары, являясь идентификатором в глазах потребителей и тем самым гарантией их качества);
•> образ товара (как совокупность его качеств и свойств), формирующийся вербальными, визуальными и звуковыми средствами;
<■ референтный символ производителя и товара. Это персонифицированный аспект бренда - некий образ, с которым потребитель идентифицирует себя.27
Следовательно, бренд включает в себя: продукт (его имя, марку, атрибуты качества, цену, упаковку), производителя и его репутацию, позицию среди других брендов; словесную часть марки (brand-name) или словесный товарный знак, которым он становится после правовой регистрации, а также визуальный образ (изобразительный образ товарного знака), формируемый рекламой в восприятии покупателя (brand-image). Его восприятие рождает в сознании аудитории ассоциацию с определенной социально- культурной ситуацией (ролями, ценностями), связь с референтной группой потребителей. Только наличие
' Например, кампания но продвижению сигарет «Петр I» в качестве референтного символа бренда выбрала образ прародителя города, который позволял потребителю чувствовать себя причастным к его величию и присваивать себе черты легенды личности, глубоко значимой для каждого жителя Санкт-Петербурга.
Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
этих атрибутов и символических оболочек на продукте делает его брендом. Формулу бренда можно представить следующим образом: «товар + производитель + референтный потребитель + социально-культурный контекст их взаимодействия».
Важность разработки и внедрения бренда определяется тем, что сильный бренд - залог успеха деятельности фирмы (как известно, в структуре цены его вклад может составлять до 80 %). Вот почему важнейшей задачей производителя, наряду с выпуском новым товаров, является создание и продвижение брендов.28 Не случайно бренд стал целью и одним из важнейших критериев эффективности рекламных кампаний, которые, в конечном счете, направлены на формирование имиджевой зависимости потребителя от производителя и его товара.
13 России наиболее эффективным является бренд, в основе которого лежит персонифицированный и вербально оформленный символ, например, фамилия владельца фирмы, образ лидера референтной группы, демонстрирующего нормативное потребительское поведение и т. д.29 Наращиванию маркетингового потенциала бренда способствует также имиджеобразу ющая легенда, представляющая и позиционирующая один из его элементов.30
Ресурсы маркетингового воздействия бренда обусловлены также его важнейшими социально-культурными функциями, обеспечивающими его высокую субъективную значимость для потребителя: в системе социальной коммуникации бренд выступает способом позиционирования индивидуальности, позволяя публично манифестировать (в форме определенного по-
28 Именно бренды производителей и товаров сделали экономику конца XX века виртуальной системой.
29 Персонифицированный вариант бренда в маркетинговой литературе получат название бренд-имиджа.
30 Например, в определенном смысле «легендами» продуктов питания в Санкт-1 [етербурге стали утверждающие формулы: о высоких технологиях мощного российского производителя, использовании только натуральных продуктов высокого качества, высокой оценке продукции иностранными экспертами, использовании научно-технического потенциала Петербурга, об особом патриотизме жителей города. 210
Менеджмент в сфере культуры
требительского поведения) принадлежность личности к референтной группе; ассоциация субъектов с элементами бренда в массовом сознании выполнят функцию дополнительного критерия социальной стратификации, а в структуре индивидуального самосознания выступает условием личностной идентичности через обращение к товарам, обладающим высоким культурно-символическим и социально-статусным капиталом, осуществляется самоидентификация личности, а также усиление, корректировка или даже смена ее имиджевых характеристик.
Особенности проектирования культурных программ
В постиндустриальном мире сфера культуры из иждивенца экономики превращается в главную движущую силу развития общества.3' Эта мировая тенденция отчетливо проявилась в развитых странах Запада во второй половине XX века, а сегодня активно обнаруживает себя и в России. Многие регионы разрабатывают и реализуют программы возрождения традиционной культуры (включая традиции, фольклор, старинные усадьбы). За счет-культурных ресурсов развивается въездной туризм. Известные корпорации активно участвуют в спонсировании масштабных культурных акций, активно используя культурные символы в продвижении своих имен и брендов.
Только один пример: за один год IBM пожертвовала около $ 15 миллионов на поддержку искусства через конкурсные и прямые дотации музеям и другим культурным организациям и институтам, обществам исполнительского искусства и общественному телевидению. Наиболее значительным культурным проектом стала IBM-Галерея Науки и Искусства в Нью-Йорке, которая сотрудничает с различными культурными организациями по всему миру и организует самые знаменитые выставки достижений в сфере науки и искусства.
См.: Искусство создания знаков. Интервью с деканом факультета менеджмента в сфере культуры Московской высшей школы социально-экономических наук, экспертом Совета Европы С. Зуевым // Эксперт. - N° 22. -10 июня 2*002 г.
Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
На общественном телевидении IBM поддерживала специальные культурные и образовательные программы и сериалы, документальные фильмы, театральные спектакли, концерты, балет, образовательные программы для детей.
Существенная заинтересованность бизнеса в поддержке крупных акций в сфере культуры и искусства обусловлена следующими соображениями.
• Поддержка культурных программ способствует формированию позитивного имиджа компании, ее репутации, повышает социальную значимость ее деятельности. Существует стереотип общественного сознания, согласно которому выдающиеся проекты поддерживают выдающиеся корпорации. Если таких проектов много, можно развивать идею, что корпорация связана только с выдающимся мастерством. Имидж создается за счет отождествления с известными личностями - коммерческий сектор готов поддерживать громкие проекты, в которых участвуют деятели науки, искусства, политики. В данном случае срабатывает эффект ассоциативного престижа: название корпорации ассоциируется с именем известной личности, по отношению к которой оказывается благотворительность.
• Мотивом служит возможность решить с помощью спонсорства задачи формирования и продвижения бренда (путем идентификации торговой марки кампании с культурными или развлекательными событиями, представляющими интерес для целевых аудиторий, и за счет этого обеспечивающими ее узнаваемость).
• Иногда участие в акции обусловлено стремлением фирмы продемонстрировать свое финансовое благополучие - клиентам, партнерам, противникам.
• Не менее существенен и такой мотив, как реклама продукции (особенно в том случае, если прямая реклама товара запрещена).32 С помощью финансируемой акции фирма обеспечивает себе доступ к рынку (например, расширение спроса на зарубеж-
12 Например, известная американская корпорации по производству сигарет финансирует крупные культурные проекты с целью косвенной рекламы торговой марки. 212
Менеджмент в сфере культуры
ных рынках через финансирование международных фестивалей, акций национально-культурных объединений и т. д.).
• Финансирование масштабных проектов - возможность оказывать влияние на жизнь общества за счет усиления социальных ресурсов (за счет связей с известными деятелями культуры и искусства). Через культурную акцию фирма обретает ценные контакты, расширяет возможности посредничества в деловых связях и социальном партнерстве. За счет этого фирма и ее руководство может принять реальное участие в созидательном социальном действии. Такого рода акции позволяют позиционировать руководителя бизнес-структур не только как узкоспециализированного специалиста, но и как личности с широким кругом интересов, ответственного общественного деятеля, имеющего право быть выслушанными в жизненно важных для общества ситуациях.
• Важным элементом стабильного бизнеса является чувство корпоративной гордости сотрудников. Финансирование культурных мероприятий повышает привлекательность фирмы для персонала. Если фирма участвует в достойном проекте, работники начинают ее больше уважать, гордиться своим участием в ее деятельности. Повышение деловой репутации и престижа в обществе стимулирует спрос на вакансии.
• Мотив может быть связан с определенными льготами спонсору по потреблению культурных ценностей (например, для театра это могут быть именные места в зале, скидки на билеты, специальный показ для спонсора и т. д.).
• Стимулом могут стать налоговые льготы спонсору.33 Базовую основу мотивации инициирования и поддержки
культурных проектов со стороны бизнеса определяет способность культурной деятельности формировать символический капитал тех, кто имеет к ней непосредственное отношение. С другой стороны, сфера культуры обладает способностью втягивать в свое пространство огромное количество людей. Энергию такого тяго-
Для этого важно знать процедуру налогообложения пожертвований и грантов.
Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
тения питает стремление личности реализовать себя в различных формах культурной деятельности, изначальная устремленность человеческого сознания к миру знаков, символов, образов. Культурные акции обладают значительным резонансным потен-циалом, вовлекая в свою орбиту огромное количество населения.34 Формы поддержки культурных проектов могут быть самыми различными.33 Повышенный интерес для бизнеса представляет участие в масштабных культурных акциях, например в программе «Культурная столица», которая была организована в ряде городов РФ.36
Суть данного проекта состоит ei следующем: выбирается некий город, который назначается культурной столицей на весь текущий год. В рамках проекта планируются различного рода конкурсы, фестивали, семинары, выставки. Маркетинговый интерес стимулируется участием известных россий-
34 Например, в Самарской области на базе небольших индустриальных центров действует проект «Узнай свой город»: жители включаются в составление мозаичного изображения своего города, знаков и образов, которые, с их точки зрения, символизируют его будущее. Затем из всей этой массы образных представлений в каждом городе отбирается десятка лучших и организуется передвижная выставка, предлагающая совокупный знаковый портрет всего региона.
35 В одном российском городе более тысячи молодых людей получили фотоаппараты, с помощью которых они должны были снимать то, что считают самым главным, примечательным и красивым в своем городе — его знаком, символом. Участники акции сделали десятки тысяч фотографий, из которых организаторы скомпоновали огромное панно, фрагменты которого выставлялись на перекрестках, на стендах в центре города, в наиболее людных местах. Акция имела громадный успех, а ее инициаторы и организаторы смогли решить минимальными затратами значительное число маркетинговых задач.
36 Это сделано было по аналогии с европейским проектом «Культурной столицы» - в восьмидесятые годы Амстердам объявил себя открытым городом европейской культуры. Была провозглашена стратегия развития культуры города, на которой выстраивалась экономика, социальная сфера, образовательная политика. Потом центром культуры был объявлен портовый город Ливерпуль, который сделал культуру доминантой своего развития. ежих и международных фондов, популярных иностранных и отечественных представителей шоу-бизнеса. В итоге программа обеспечивает не только развитие местных культурных инициатив, но и способствует оживлению социально-экономической ситуации.
Особый интерес для сферы бизнеса представляют художественные выставки. Ведущие популярные журналы посвящают выставкам, как правило, многочисленные статьи. В их освещении соревнуются телевидение и радиовещание, сенсационные материалы служб информации, передовые статьи газет, специальные отделы и приложения. Воздействие этих программ на миллионы людей усиливается еще и за счет того, что не только посетители выставки, но и читатели многочисленных газет и журналов становятся как бы виртуальными участниками этих культурных акций, формируя определенное отношение к их организатору.
Например, компания Philip Morris на протяжении многих лет поддерживает несколько всемирно известных выставок. Первым ее проектом была известная времени выставка популярного и абстрактного искусства («Рор and Op art»). Программа способствовала установлению престижной репутации как самой компании, так и ее торговой марки. С 1958 года Philip Morris тесно сотрудничает с огромным количеством культурных организаций, движений, программ (их около тысячи). Компания поддерживала как признанные культурные институты, так и новые и нетрадиционные виды искусства. После первой музейной выставки «Рор and ОР» компания спонсировала еще несколько выставок: «Ватиканская коллекция: папство и искусство» (подарок компании в $3 миллиона был самым большим грантом, дававшимся когда-либо в искусстве); широко известная выставка «Искусство примитивизма вХХ-м веке»; выставка «Пикассо и Брак: изыскания кубизма» в Музее Современного Искусства, «Возраст Сулей-мана Великого», организованная Национальной Галереей Искусства в Вашингтоне. Кроме того компания в течении ряда лет поддерживала несколько афро-американских и других региональных выставок искусства.
В разработке и реализации культурных программ можно выделить две группы стратегий, которые во многом определяются инициатором проекта, имеющим свои специфические мотивы.
С одной стороны, культура рассматривается как некая самоценная сущность, т. е. материальная и духовная среда обитания человека, условие его развития и самореализации. Проектное мышление в данном случае предполагает понимание культуры как целостного объекта, подлежащего сохранению и воспроизводству, и ориентируется на заполнение недостающих мест внутри культурного целого посредством создания систем поддержки и реставрации (например, программы музеефикации и консервации культурных норм и способов их трансляции). Ведущей целевой установкой проектов и программ в таком случае будет создание оптимальных условий, способствующих естественному развитию культуры как самоценного явления.
Целевая установка проектов и программ, ориентированных на сохранение и воспроизводство культуры, обеспечивается созданием условий, необходимых: для сохранения жизнеспособных ценностей и явлений культуры прошлого, характерных для всех составляющих социокультурной среды (в предметно-пространственном мире - сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и культуры, архитектурной среды; в отношениях между людьми - поддержка адекватных современности традиционных образцов поведения и общения; в познавательно-оценочной сфере - хранение и введение в культурный оборот текстов гуманитарной культуры прошлого); для освоения и активного использования в актуальном пространстве жизнедеятельности культурного наследия (элементов предметной среды прошлого, жизнеспособных традиционных нравов, обычаев, ритуалов и т. д.).
С другой стороны, культура (культурная деятельность) выступает условием и средством решения проблем и задач, находящихся в других плоскостях и сферах бытия, в том числе и проблем маркетингового характера: как известно, культурно-символический капитал, который наращивается за счет участия в культурных акциях, является важнейшим условием рыночной стабильности бизнес-организаций.
Проекты второго типа в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию процессов функционирования (человека, социальной группы, региона, коммерческой структуры и т. д.), а культура выступает в качестве средства, условия такой оптимизации. Например, создание условий для возрождения и развития народных ремесел и промыслов может частично решить проблему занятости. Художественное объединение может стать средством решения социально-психологических проблем личности, способствуя социальной адаптации, признанию, самоутверждению человека, испытывающего дефицит положительных социальных связей в других сферах бытия. Проекты, формирующие соответствующие условия для развития культуры национальных меньшинств, будут объективно способствовать снижению социальной напряженности в регионе, повышать чувство удовлетворенности человека условиями своей жизнедеятельности. Финансирование культурной акции способствует формированию благоприятного имиджа бизнес-организации, который, в свою очередь, расширяет или стабилизирует спрос, формирует и поддерживает лояльность клиентов.
Значительная часть проектов второй группы носит инновационный характер, так как любая инновация обладает более выраженным маркетинговым эффектом. Проекты, поддерживающие культурные инновации, ориентированы, прежде всего, на поддержку нетрадиционных видов и форм художественного творчества; на поощрение и тиражирование лучших идей и технологий оптимальной адаптации к условиям сегодняшней социокультурной ситуации (например, экологически безопасных способов существования человека в среде, форм оптимальной организации пространств в поселениях, образцов архитектурных сооружений, монументального, прикладного искусства, дизайна). Идея изменения, развития, лежащая в основе данного типа проектов, определяется не только маркетинговым потенциалом инновационных видов деятельности. Она продиктована также осознанием и пониманием невозможности решить проблемы за счет ресурсов традиционной культуры, что стимулирует идеологию радикальной смены культурной реальности путем внедрения новых норм, ценностей, технологий, активизации механизмов внедрения инноваций.
|