Реорганизация государственного управления культурой в Российской Федерации В Российской Федерации в настоящее время действует три уровня органов исполнительной власти: федеральная, региональная и местная (муниципальная).
В Советском Союзе параллельно с органами исполнительной власти активно функционировали органы КПСС (Коммунистической партии Советского Союза), зачастую подменявшие государственную власть при решении тех или иных идеологических, хозяйственных и других вопросов.
В частности, листая документы тех лет, нередко можно обнаружить совместные Постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР по разнообразным вопросам. Естественно, что культура как важная агитационная и пропагандистская составляющая процесса построения социализма находилась под неусыпным контролем правящей партии. Министры культуры СССР неизменно входили в состав ЦК КПСС и Политбюро ЦК КПСС.
Нельзя не отметить, что, помимо организационно-управленческих функций, и Министерство культуры, и региональные (областные, республиканские) Министерства исполняли идеологически-цензорскую роль. К примеру, любой спектакл ь до премьеры обязан был пройти одобрение репертуарных комитетов.
Данное положение вещей продолжало свое существование практически до распада СССР, то есть до конца 1991 года.
Система органов исполнительной власти вновь образованного в 1991 году суверенного государства - Российской Федерации - не внесла революционных изменений в существовавшую систему государственного управления Советского Союза.
Глава 2. Государство и сфера культуры
Был, в основном, сохранен количественный состав министерств и их профильная направленность.
Задачами Министерства было определение путей и направлений развития российской культуры как в стратегическом, так и в практическом смысле. Министерство культуры являлось координатором Федеральной целевой программы «Культура России», за счет которой удавалось значительно расширить перечень значимых культурных мероприятий в каждом регионе. Были учреждены стипендии «Юные дарования» для наиболее одаренных детей из учебных заведений отрасли. Для организаций федерального значения Минкультуры России выполняло функции учредителя: решало кадровые вопросы по руководящему составу учреждений, обеспечивало финансирование их деятельности, выплату заработной платы, ремонт, закупку музыкальных инструментов, оборудования и т. п.
Помимо всего прочего, Минкультуры России являлось органом, разрабатывающим практические рекомендации по организации деятельности клубов, Домов культуры, образовательных учреждений и т. и.
Точно такие же функции выполняют для региональных и муниципальных учреждений культуры органы управления культурой, соответственно регионального и муниципального уровня.
В соответствии с действующим законодательством, структура этих органов находится в компетенции руководителей регионов и муниципалитетов. В связи с этим по стране нет единообразия в структуре, названиях и выполняемых функциях. Например, в Московской области с недавних пор появилось Министерство культуры Московской области, а вот культурой города Москвы (как самостоятельного субъекта Российской Федерации) руководит Комитет по культуре. Также в ряде регионов имеются Департаменты культуры, Управления культуры.
На муниципальном уровне органом управления культурой, как правило, является Отдел культуры администрации города или района. Это небольшие по штату, но очень важные структуры, так как именно они непосредственно работают с сельскими и районными городскими учреждениями культуры, пытаясь ре-
шить посильные проблемы этих организаций в меру тех крохотных бюджетов, которыми располагают.
Руководители органов управления культурой назначаются вышестоящими руководителями: на федеральном уровне - президентом, на региональном - губернатором, на муниципальном - главой муниципального образования (т. е. района или города). Соответственно, этими же руководителями принимается решение об отставке руководителей культуры. - вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;
- вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами,федеральными законами к компетенции Правительства Российской Федерации;
- во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;
- имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом;
- назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;
- назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президет Российской Федерации;
д) осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:
- вносит в Правительство Российской Федерации предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда;
- принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов;
- вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов;
- вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя государственного внебюджетного фонда проекты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда;
- назначает проверки деятельности внебюджетных фондов в случаях, устанавливаемых федеральным законом.
4. Установить, что федеральная служба (служба):
а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;
б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющегокоординацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;
В связи с разделением полномочий и компетенций, вышестоящие органы иногда, к сожалению, не имеют полномочий для решения кадровых вопросов на региональном и муниципальном уровне. Нередко бывает так, что после победы на выборах нового губернатора (мэра или главы местной администрации) вся действовавшая ранее администрация немедленно увольняется, а на ее место приходят случайные, некомпетентные люди. Увы, еще раз повторимся, что законных полномочий для недопущения таких ситуаций у федеральных органов сейчас нет. Точно так же и региональные органы власти не могут воспротивиться назначению начальником отдела культуры района какой-либо неподходящей кандидатуры.
В марте 2004 г. Указом Президента № 314 была начата административная реформа, пока только на федеральном уровне. Многие министерства, в т.ч. и Минкультуры России были ликвидированы (ст. 1 Конституции Российской Федерации устанавливает два равнозначных наименования государства - «Российская Федерация» и «Россия»). Административная реформа стартовала под лозунгом повышения качества работы органов исполнительной власти России.
Был провозглашен новый трехуровневый принцип формирования федеральной власти: министерства, службы по надзору и федеральные агентства. Соответственно за каждым уровнем власти закрепляется собственный круг вопросов.
Вот как распределяет основные права и обязанности между этими органами уже упомянутый Указ № 314:
«3. Установить, что федеральное министерство:
а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);
б) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
в) в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации;
г) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:
- утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;
- вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;
в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
5. Установить, что федеральное агентство:
а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;
б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;
в) Утратил силу;
г) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
6. Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти».
Непосвященному может показаться, что административная реформа напрямую касается только работников федеральных структур, однако даже беглый анализ нового распределения обязанностей показывает, что все полномочия по контролю и надзору (т. е., в нашем случае, по аттестации и аккредитации) изъяты у Ми иистерств и переданы во вновь созданные структуры - Федеральные службы (в частности, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки).
Все организации, учредителем которых ранее являлось на федеральном уровне Министерство культуры Российской Федерации, теперь закреплены за Федеральным агентством по культуре и кинематографии (Роскультурой), которое возглавляет М. !•. Швыдкой.
В 2004 г. в Рос культуре была установлена следующая структура, которая с незначительными изменениями продолжает действовать и поныне.
1. Управление современного искусства (курирует вопросы современного театрального, музыкального, изобразительного искусств, учреждения искусств, творческие конуры и фестивали и др.).
2. Управление культурного наследия, художественного образования и науки (курирует вопросы сохранения культурного наследия России, подготовки кадров и развития науки. В ведении Управления - музеи, библиотеки, памятники архитектуры, образовательные учреждений культуры и искусств, научные учреждения).
3. Управление экономики и финансов (осуществляет финансирован ие деятельности федеральных учреждений, творческих мероприятий на основании договоров, заключаемых в рамках Федеральной целевой программы «Культура России»).
4. Управление кинематографии (курирует вопросы развития отечественного кинематографа, осуществляет выдачу разрешений на прокат кинофильмов на территории Российской Федерации).
5. Договорно-правовое управление (осуществляет правовую экспертизу всех издаваемых агентством правовых актов, заключаемых договоров, осуществляет правовые консультации для п од ведом ствен н ы х учрежден ий).
6. Управление делами (отвечает за документооборот в Рос-культуре, осуществляет административно-хозяйственные функции по обеспечению жизнедеятельности зданий и помещений Агентства).
7. Отдел государственной службы и кадров (осуществляет функции, связанные с оформлением трудовых отношений между Агентством, работниками Агентства и руководителями подведомственных федеральных учреждений культуры. Одновременно на отдел государственной службы и кадров возложены функции по оформлению наградных дел на представление работников подведомственных организаций к государственным наградам и почетным званиям Российской Федерации).
Автор сознательно не дает оценок вновь сложившейся трехуровневой системе управления. Как известно, «большое видится на расстоянии», поэтому давать оценку эффективности модели государственного управления 2004-2006 годов можно будет по прошествии, как минимум, десятка лет. Однако следует отметить ряд противоречий во вновь сложившемся триумвирате.
Министерство
Полномочия: формально - обширны (определение государственной политики в соответствующей области)
Источники финансирования реализации полномочий: отсутствуют.
Федеральное агентство
Полномочия: формально - узки, работа ТОЛЬКО с федеральными учреждениями культуры.
Источники финансирования реализации полномочий: имеются (ФЦП «Культура России»).
Часто задают вопросы, а могут ли, к примеру, федеральные органы управления культурой заниматься хозяйственными воп-
росами, например отремонтировать прогнившую крышу сельского клуба, расположенного где-нибудь за несколько тысяч километров от Москвы?
Сразу говорим, что нет. Проблема текущего финансирования и содержания (а ремонт является как раз объектом текущего финансирования) полностью лежит на учредителе. Скорее всего, что учредителем данного клуба является отдел культуры данного района. Так что, увы, все финансовые затраты ложатся на его плечи. Другого варианта просто сейчас не может быть - действующий Бюджетный кодекс прямо запрещает (за некоторыми исключениями), федеральным ведомствам финансировать местные (региональные и муниципальные) организации.
Тем не менее, у федеральных органов управления культурой есть финансовый инструмент, с помощью которого может оказываться материальная поддержка наиболее интересным и социально-значимым проектам. Фе/теральная целевая программа «Культура России» с момента своего появления старается охватить как можно большее число субъектов Российской Федерации и учреждений культуры. Раз в год, в первом полугодии, принимаются заявки от всех желающих войти в программу на следующий гол. Тут важно уяснить - программа финансирует какие-либо мероприятия, события. Отремонтировать крышу или купить компьютер для Дома культуры напрямую через ФЦП нельзя. Но можно хорошо продумать идею мероприятия, которое бы заинтересовало комиссию по отбору заявок.
Увы, последние годы финансирование указанной программы не увеличивается, вводится все больше формальных ограничений... В связи с этим, для того чтобы попасть в ФЦП, проект должен быть действительно серьезно подготовлен. Приветствуется новизна, высокий полет мысли... Таким образом, через организацию какого-либо интересного мероприятия и с помощью грамотно составленных смет и заявок можно получить средства на тот же компьютер, который после работы по прямому назначению (в оргкомитете конкурса) будет передан в тот Же Дом культуры на постоянной основе...
|