Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Международные акты и отечественное законодательство по культуре

Правовые условия поддержки и развития сферы культуры определяются соответствующими международными докумен-|ами и отечественным законодательством.

К международным документам по вопросам культуры отно­сятся:

♦ соответствующе позиции Устава ООН и Устава ЮНЕСКО, Всеобщейдекларации прав человека (ст.22, 23, 24, 25, 27, 28), Международного пакта об экономических, социальных и куль­турных правах 1966 г.(ст. 6, 5);

<■ конвенции ЮНЕСКО: «Флорентийское соглашение» 17.06.1950 г. (о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера) и последовавшие протоколы к согла­шению; «Гаагская конвенция» (озащите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта), последовавшие протоколы и резолюции; «Бейрутское соглашение» 10.12.1948 г. (о содей­ствии распространению в международном плане наглядно-зву­ковых материалов образовательного, научного и культурного ха­рактера); Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (14.11.1970 г.); Конвен­ция по охране всемирного культурного и природного наследия (16.11.1972 г.) и др.;

■> декларации ЮНЕСКО: Декларация международного куль­турного сотрудничества (01.11.1966 г.); Декларация руководящих принципов по использованию вещания через спутники для сво­бодного распространения информации, развития образоваиния и расширения культурных обменов (15.11.1972 г.); Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопони­мания, в развитие прав человека в борьбе против расизма и апар­теида и подстрекательства к войне (28.11.1978 г.) и др.;



о- рекомендации ЮНЕСКО: Рекомендации, определяющие принципы международного регламента археологических раско­пок (05.12.1956 г.); Рекомендации, касающиеся наиболее эффек­тивных мер обеспечения общедоступности музеев (14.12.1960 г.); Рекомендации о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей (11.12.1962 г.); Рекомендации о мерах, направлен­ных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, вво­за и передачи права собственности на культурные ценности (19.11.1964 г.); Рекомендации о сохранении культурных ценно­стей, подвергающихся опасности в результате проведения обще­ственных и частных работ (19.11.1968 г.); Рекомендации об ох­ране в национальном плане культурного и природного насле-

Глава 2. Государство и сфера культуры

дия (16.11.1972 г.); Рекомендации об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь (26.11.1976 г.); Рекомендации о меж­дународном обмене культурными ценностями (26.11.1976 г.); Ре­комендации о сохранении и современной роли исторических ан­самблей (26.11.1976 г.); Рекомендации об охране движимых куль­турных ценностей (28.11.1976 г.); Рекомендации о положении творческих работников (27.10.1980 г.); Рекомендации об охране и сохранении движущихся изображений (27.10.1980 г.) и др.;

■> Всемирная конвенция об авторском праве (06.09.1952 г.); Конвенция о международном обмене изданиями (03.12.1958 г.); Рекомендации о международной стандартизации статистики государственного финансирования деятельности в области культуры (27.10.1980 г.);

<■ документы И КОМ ОС: Международная хартия по консер­вации и реставрации памятников и достопримечательных мест («Венецианская хартия 31.05.1964 г.); Хартия по культурному строительству (09.11.1974 г.); Хартия по охране исторических садов (21.05.1981 г.); Дрезденская декларации (18.11.1982 г.); Международная хартия по охране исторических городов (01.10.1987 г.); Хартия по охране и управлению археологичес­ким наследием (10.10.1990 г.); Международная хартия по народ­ной архитектуре («Пловдивская хартия» 1989 г.);

<■ акты Совета Европы и Совещания по безопасности и со­трудничеству в Европе: Европейская конвенция по культурному наследию (19.12 .1954 г.); Европейская конвенция об охране ар­хеологического наследия (пересмотренный вариант 16.01.1992 г.); Европейская хартия по охране архитектурного наследия (26.09.1975 г.); Конвенция по охране архитектурного наследия Европы (03.10.1985 г.); Парижская хартия для новой Европы (1990 г.).

В этих документах культура понимается в качестве опреде­ляющего условия реализации созидательного потенциала лич­ности и общества, формы утверждения самобытности народа и основы духовного здоровья нации: гуманистическим ориенти­ром и критерием развития человека и цивилизации. Культура каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение

своей уникальности и самобытности. Вся совокупность явлений и продуктов материальной и духовной культуры народа состав­ляет органичное единство, нарушение которого ведет к утрате гармоничной целостности всей национальной культуры.

Участие в культурной жизни является неотъемлемым правом каждого гражданина, поскольку человек - не только творец куль­туры, но и ее главное творение. Свободный доступ к культурным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего человечества, должен быть гарантирован .чако­нами, устраняющими политические, экономические и таможен­ные барьеры.

Культура каждого народа имеет право на участие в гумани­стическом развитии всего человечества. Культурное сотрудни­чество, диалог и взаимопонимание народов мира являются за­логом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов, насилия и войн. Поэтому культура обладает правом на международную защиту в ситуации войн и конфликтов.

Культура обладает правом на поддержку со стороны государ­ства, которое несет юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение и разви­тие культурного наследия всех народов и этносов, проживаю­щих на его территории. Государственная политика в сфере куль­туры должна строиться па уважении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве. Государство обеспе­чивает равенство возможностей и условий культурного разви­тия граждан, определяет направления, содержание и формы го­сударственной поддержки культуры с учетом национальных традиций, уровня политического и экономического развития общества.

Как гарант сохранения и развития культурного наследия го­сударство обязано:

<• рассматривать в качестве приоритетной задачи сохране­ние культурного достояния нации и обеспечивать его пе­редачу будущим поколениям;

<> содействовать формированию у граждан интереса, люб­ви и уважения к культурному наследию своего народа, к культуре других народов; <> обеспечивать художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, поддержку молодых дарова­ний и воспроизводство творческой элиты; -» способствовать интеграции культурного потенциала каж­дого этноса в духовную жизнь всей нации; ■» брать под защиту объекты и памятники культуры, нуждаю­щиеся в охране, консервации, реставрации и музеефикации; <> привлекать к судебной ответственности виновных за унич­тожение, искажение или нанесение какого-либо ущерба произведениям, предметам и объектам, имеющим куль­турно-историческую ценность; <> выявлять, учитывать и охранять составляющие достоя­ние народа культурные ценности от незаконного ввоза, вывоза и передачи на них прав собственности. Как субъект власти и права государство обязано: <> обеспечивать законодательную базу поддержки и разви­тия культурной жизни и принимать административные меры по неукоснительному соблюдению международных и государственных норм в области культуры; <> создавать систему социальных, экономических и право­вых гарантий свободного творчества и профессиональ­ной деятельности в сфере культуры; не допускать ущемления права граждан пользоваться сво­им родным языком; <>• обеспечивать минимум культурного развития членам об­щества, испытывающим трудности в реализации одного из фундаментальных прав человека на участие в созда­нии, сохранении, распространении и потреблении куль­турных ценностей; <> поддерживать негосударственные организации, способст­вующие развитию культурной жизни, обеспечивать право-ственно от них) и наделенный одновременно рядом функций как законодательной, так и исполнительной власти. Вопросы государственного управления сферой культуры затрагиваются в указах 11резидента, его законодательных инициативах. Эти до­кументы, подготавливающие их анализы и экспертизы осуще­ствляют советники по вопросам культуры, работающие в аппа­рате Президента.

Высшим органом законодательной власти в РФ является Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета Феде­рации (образуемого из глав законодательной и исполнительной власти субъектов федерации) и Государственной думы, состоя­щей из депутатов, избираемых прямым голосованием граждан (за конкретных кандидатов и по партийным спискам). Основ­ными функциями законодательной (представительной) власти является разработка и принятие законов, утверждение и конт­роль исполнения государственного бюджета, формирование органов исполнительной власти. Все эти функции, так или ина­че, касаются вопросов культуры и сферы культуры, а в некото­рой своей части - посвящены ей непосредственно. Проекты за­конов разрабатывает и принимает Государственная Дума, затем они подлежат рассмотрению Совета Федерации и вступают в силу после подписания Президентом. Для качественной подго­товки и экспертизы проектов законов и бюджета по культуре, оценки деятельности должностных лиц в Думе образована де­путатская Комиссия по культуре и историческому наследию. На свои заседания и слушания Комиссия приглашает по мере не­обходимости экспертов и специалистов, представителей обще­ственности.

Высшим органом исполнительной власти в РФ является Правительство РФ, образуемое решениями Федерального со­брания и Президента. Функциями исполнительной власти яв­ляется исполнение законов и утвержденного бюджета, а также текущее государственное управление соответствующими отрас­лями. Применительно к сфере культуры эти функции осуще­ствляет Министерство культуры РФ, возглавляемое Министром культуры РФ. В структуре Министерства культуры действует

Глава 2. Государство и сфера культуры

ряд управлений - по отраслям культурной деятельности (му­зейное, библиотечное дело, концертная деятельность и т. д.) и функциям управления (финансирование, контроль и инспек­тирование, и т. д.). Кроме того, Министерство культуры осуще­ствляет учредительские функции по отношению к государствен­ным учреждениям культуры федерального значения (Большой театр оперы и балета, Эрмитаж, Русский музей, Национальная библиотека и т. п.).

Та же структура органов государственной власти действует на уровне субъектов РФ: республик, краев, областей. В каждой из них имеется высшее должностное лицо (президент или губерна­тор), законодательное собрание (или дума) и правительство (ад­министрация). Они осуществляют те же функции государствен­ного регулирования, только применительно к масштабам данно­го субъекта федерации (принимают и исполняют законы и бюджет, формируют необходимые органы власти по отраслям и функциям управления). И при каждом органе законодательной власти формируются комиссии, занимающиеся вопросами сфе­ры культуры, а в состав органов исполнительной власти входят соответствующие министерства (или комитеты, или управления) культуры, которые, помимо прочего осуществляют руководство соответствующей сетью учреждений культуры.

На местном уровне (район, город) воспроизводится факти­чески та же схема: представительная власть (депутатский кор­пус) с соответствующими комиссиями, исполнительная власть (администрация) с соответствующими отделами культуры.

Вопросы поддержки и развития сферы культуры затрагивают Функции и других органов государственного управления на всех Уро внях от местного до федерального. Речь идет о таких государ­ственных службах, на которые возлагаются функции вневедом­ственного контроля: Госкомимущество, Центральный банк, Про­куратура, Налоговая инспекция, органы охраны порядка, сани­тарного надзора, противопожарной безопасности и т.д.

Ради полноты картины государственного управления сфе­рой культуры следует упомянуть третью (по отношению к зако­нодательной и исполнительной) ветзь государственной власти -судебную, т. е. суды различного уровня (вплоть до федерально­го), в которых также приходится иногда решать вопросы, отно­сящиеся к сфере культуры.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.