Обратная связь
|
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 6 глава * постоянная переписка - копии всех предложений, писем, ответов (по категориям доноров);
<> данные оперативного анализа - копии текущих сведений о встречах, звонках и т.д. После получения средств или отказа эти сведения переходят в основную базу данных;
<> сведения о фандрейзинговых действиях, обычно в табличной форме, характеризующие ход работы с каждым потен-циальным донором (даты и результаты контактов, переписки, содержание обещаний и т. п.); ❖ сведения о полученных средствах - номера счетов, квитанций, даты перечисления и получения, размер средств, дата отправки благодарственного письма.
Каждый из указаннглх блоков данных учета может представлять содержание отдельного директория (файла) в единой компьютерной базе данных фандрейзинга конкретной кампании или организации в целом.
Контакты с потенциальными донорами
Непосредственным контактам и даже письменным обращениям должен предшествовать предварительный телефонный звонок в офис потенциального донора. Во время этого разговора, предварительно представившись, фандрейзер, сообщает о намерении его организации обратиться за поддержкой, уточняет наименование и адрес организации-донора, фамилии, имена и т. д. первых лиц фирмы или также должностных лиц, которым необходимо направить предложение. Все эти сведения может сообщить секретарь приемного офиса или референт фирмы. Беспокоить первых лиц на этом этапе нет необходимости.
После таких предварительных звонков осуществляется рас-сыл письменных обращений с предложениями оказать поддержку конкретному проекту. Текст обращения должен быть кратким, лучше - не более одной страницы, но не более 2-3 страниц. Текст предложения должен отвечать ряду требований формального и содержательного плана.
S Обращение - в идеале должно быть персонфинировано («Многоуважаемый Сергей Павлович!»). При наличии добротной базы данных в компьютерной технологии обеспечить персонифицированное гь каждого обращения не представляет проблемы. Обращение типа «Уважаемый (ая)............», где на свободное место от руки вписываются или впечатываются на машинке данные адресата, оставляют у получателя неприятный
Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
осадок. В этом случае лучше уж использовать вежливое безличное обращение типа «Многоуважаемые коллеги» и т. п.
S Важны стиль и интонация обращения - доверительные, не засушенные «канцеляритом», но и без неуместной фамильярности и игривости, а самое главное - не униженно-просительные. Речь идет, фактически, о приглашении к сотрудничеству. 11оэтому и стиль письма, манера обращения должны быть соответствующие - приглашение (с чувством собственного достоинства) к партнерству в реализации интересного проекта.
S Собственно текст должен с самого начала, желательно в одной фразе, содержать суть предложения («Предлагаем Вам принять участие в реализации такой-то программы»). Получатель письма должен сразу, без долгих предисловий понять, что собственно ему предлагается.
S Затем должны следовать сведения о сроках и месте реализации предлагаемого проекта или программы. Иногда этих све-/юний уже оказывается достаточно получателю, чтобы сориентироваться относительно привлекательности предложения.
S Необходимо также сообщить об уникальности и социальной значимости предлагаемого проекта.
S Далее в письме должны следовать сведения об организаторах (координаторах) реализации проекта (организации или лицах), а также об их компетентности, имевшемся опыте проведения аналогичных работ.
•S Важно сообщить также об отношении органов власти к данному проекту, даже если они не выделяют средств на его реализацию, важно знать - в курсе ли властные инстанции, поддерживают ли они эту деятельность. Такие поддержка и одобрение важны для уверенности доноров в том, что их не втягивают в сомнительную махинацию, привлекательности развития PR фирмы по отношению к органам власти и т. п.
/ В обращении должны также содержаться сведения о других потенциальных или реальных донорах, которые уже проявили интерес к данному проекту, или на чью поддержку фанд-рейзеры рассчитывают. Это важно для того, чтобы получатель понял, в какой компании он окажется, откликнувшись на это об-ращение. В этой связи заслуживает внимания такая уже упоминавшаяся деталь американского опыта фандрейзинга, как «мэт-чинг грэнтс», когда фирма обещает предоставить помощь, например на 1 доллар, при условии, что организаторы найдут поддержку на 4 доллара у других доноров. Формула «мэтчинг грэнтс» может быть различной (1/10, 1/1 и т. д.). Главным достоинством такой практики является стимулирующее воздействие, поиск более широкого круга доноров, большая ответственность учреждения культуры, которое принимает комбинированную помощь нескольких фирм. Кроме того, потенциальный донор убеждается, что он не первый и последний «у раздачи». Правда некоторые доноры предпочитают как раз оказывать поддержку именно в одиночку, но такое встречается не очень часто.
S Полезно также сообщить, привлечено ли к программе внимание СМИ и каких, будет ли освевщться реализация проекта, заключительное мероприятие в СМИ.
■S Интерес у адресата, несомненно, могут вызвать сведения о льготах и преимуществах, которые может дать ему поддержка данного проекта (реклама, налоговые льготы, преимущества сотрудникам и их семьям и т. п.).
Необходимо сообщить также - на что именно необходимы средства поддержки. При отсутствии таких сведений возникают вполне обоснованные подозрения, что либо организаторы -типичные «романтики» и толком не представляют экономическую сторону дела, либо они пытаются испрашивать деньги на факт собственного бытия. Конкретные суммы в предварительном обращении лучше не сообщать, так же как и прикладывать конкретную смету расходов. Но формированию доверия донора к заявителям будет способствовать фраза типа «С полной сметой расходов вы можете ознакомиться при личной встрече».
S Той же цели может служить и приглашение потенциальному донору войти в оргкомитет, принять участие в итоговом совещании и прочих мероприятиях, имеющих отношение к контролю использования средств.
•S Полезно также ближе к концу текста предупредить адресата, что в течение ближайшей недели после получения им об-
Главг. 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
рашения его будут беспокоить телефонным звонком относительно договоренности возможности личной встречи для конкретного обсуждения возможного сотрудничества и во время которой он получит дополнительную информацию.
S И наконец, в основном тексте обращения должны содержаться сведения о контактом телефоне и конкретных лицах, у которых потенциальный донор может получить дополнительные сведения.
S Подписан текст обращения может быть как организаторами проекта (эти сведения могут ничего не говорить адресату) или также кем-то из известных лиц с репутацией, входящих в группу поддержки проекта.
S Обращение может дополняться приложениями (информационными материалами, откликами в прессе и т. п.). Однако на этом, сугубо предварительном, этапе не следует перегружать адресата информацией. Лучше оставить предъявление этих документов и материалов до личной встречи.
J Текст обращения и приложений должен иметь приличный дизайн (на фирменном бланке, с использованием хороших шрифтов и т. д.
S Дизайн текста предложения должен дополняться соответствующим дизайном конверта. Однако не следует слишком увлекаться оформлением конвертов (шелкография, золотое тиснение и т. п.) - это может только насторожить потенциального донора, натолкнув его на небезосновательные мысли о том, на что могут пойти его средства. Дизайн рассыла вообще должен выдерживаться в стиле, что называется «скромно, но со вкусом».
Рассыл может осуществляться как по почте, так и с нарочным. Дата расыла должна быть зафиксирована и введена в ба^у данных учета.
За рассылом, спустя несколько дней, должен следовать телефонный звонок, целью которого является договориться о личной встрече с ответственным должностным лицом.
В случае достижения договоренности (а значит и проявленного интереса) проводится собеседование. Сам его факт - уже немалое достижение фандрейзеров. Поэтому необходимо закрепить этот успех. К собеседованию важно тщательно подготовиться. Необходимо подготовить все необходимые документы и материалы -(устав, положение, полное описание проекта, сметы затрат и доходов, отзывы, рекомендации, справка о налоговых льготах, гарантийные письма других доноров, иллюстративные материалы, фотографии, схемы и т. д.), чтобы быть готовым дать ответ на вопросы, которые могут возникнуть при встрече. На встречу фандрейзеру лучше идти не одному, а привлечь к участию в ней (или в наиболее важных встречах) авторитетного и известного члена правления, оргкомитета или группы поддержки. Это может решающим образом сказаться и на ходе беседы и на ее результатах.
На саму встречу лучше не опаздывать и являться вовремя. Заранее приходить в офис и ждать назначенного времени тоже не стоит. И в этом случае полезно помнить, что фандрейзинг -не попрошайничество, а фандрейзер - не проходимец или униженный проситель, речь идет о возможном сотрудничестве и партнерстве в социально важном деле, которое может отвечать интересам обеих сторон. После представления и знакомства, следует кратко и внятно изложить суть дела и ваше понимание взаимных интересов сторон, ответить на возникшие вопросы.
Ни в коем случае не следует настаивать на однозначном ответе по итогам встречи. Это право потенциального донора. Если он сочтет возможным это решение принять - вы сэкономите некоторое время. Со стороны же фандрейзера единственным результатом встречи может быть договоренность о сроках принятия решения потенциальным донором и способе информирования об этом решении (кто кому и когда звонит или направляет письмо, факс).
При любом исходе встречи, вернувшись в свой офис, необходимо подготовить и направить вашему собеседнику письмо или факс с благодарностью за внимание, проявленное к проекту и участие в его обсуждении. Такая письменная благодарность -не навязчивость, она необходима функционально:
❖ прежде всего это дополнительное напоминание о том, что «существует такой вопрос»;
Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
■> ее получатель понимает, что попал в цепкие руки профессионалов;
<■ самое главное, вы действительно добиваетесь представления о себе как о профессионалах: эти ребята умеют благодарить и от благодарности не переломятся.
Кроме того, человек действительно нашел время для встречи и обсуждения. И разумеется, такую письменную благодарность необходимо направить после получения окончательного решения - вне зависимости от его характера. А в случае положительного решения и получения поддержки (есть, все-таки, некоторая разница между «я тебе дам» и «на, возьми») такую письменную благодарность надо оформить в респектабельном дизайне, она должна быть подписана известными людьми-членами вашей группы поддержки или оргкомитета. Донор будет хранить ее, демонстрировать партнерам и коллегам. Для него это элемент его PR и в этом ему надо помочь, сполна удовлетворив эту его потребность.
В случае позитивного решения вопроса соответствующие данные заносятся в систему учета. В случае отказа - обязательно (категорически обязательно!) необходимо выяснить причину отказа. Это выяснение - долг профессиональной чести фандрейзера. Мы видели общность интересов, но она не состоялась. Значит, мы в чем-то ошиблись и для нас важно понять - в чем. Успокоенность простым отказом, с одной стороны, свидетельствует о несерьезности обращения о поддержке (сами, наверное, не верят в успех дела, работают «на арапа»), а с другой - не дают перспективы дальнейшей работы. Поэтому профессиональное отношение к фандрейзингу предполагает обязательное уяснение мотивов отказа.
Между тем разъяснение отказа может стать новой перспективой сотрудничества - все дело в том, как к нему относиться и как строить последующие отношения, учитывая мотивы потенциального дарителя. Если отказ мотивируется отсутствием денег («нам бы кто помог!»),они могут появиться потом: раз кончаются деньги, должно когда-то закончиться и их отсутствие. Если все деньги идут на развитие банка или предприятия - отлично, открывается перспектива в дальнейшем. Если круг оказания помощи уже определен - тоже хорошо. Это значит, что на этой фирме имеется специальная структура и есть специальные люди, профессионально занимающиеся организацией благотворительности. Значит, во-вторых, в такой организации больше шансов получить поддержку и помощь. Задача заключается, в-третьих, в том, чтобы узнать сроки и порядок рассмотрения заявок. Если же отказ мотивируется тем, что «нас уже обманывали», то, тем более, стоит сохранить профессиональное «лицо» и продолжить знакомство, попытаться наладить контакты и отношения без выделения средств и финансовых обязательств на первых порах.
И в любом случае не следует воспринимать отказ близко к сердцу как проявление пренебрежения к Вашему делу и Вам лично. Фандрейзинг - это работа, имеющая свою специфику и предполагающая определенный профессионализм. Поэтому не следует утрачивать чувство профессионального и личного достоинства, а также, что весьма немаловажно, чувство юмора.
Развитие хороших отношений. Как только предложение будет принято, надо определиться в порядке оказания поддержки: кто готовит договор, или будет простое перчисление средств, или будет произведена оплата счетов.
При любом исходе контактов по поводу конкретного проекта профессиональный подход к фандрейзингу предполагает выстраивание долговременных отношений с донорами - реальными и потенциальными. Этой цели служит формирвание у них чувство сопричастности, ответственности за дело фандрейзер-ной организации. Для этого необходимо ненавязчивого систематически втягивать доноров в орбиту интересов вашей организации. Подобная деятельность по созданию благоприятной почвы для развития отношений с донорами («окучивание») может включать в себя: ознакомление доноров с планами работы, новыми программами; информирование о проводимых мероприятиях; знакомство с итогами работы, отчетами о реализации проектов; приглашения на заседания правления и прочие
Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
мероприятия; рассыл билетов, приглашений, программ. Эти и другие действия могут быть направлены на первых лиц и лиц, принимающих решения по поводу фандрейзинга, других сотрудников, коллективы, членов семей.
Если поддержка оказывается вследствие личных симпатий ответственных лиц, спонсируемая организация и проект оказываются весьма уязвимыми. Чем глубже корнями уйдет спонсорство в деятельность некоммерческой организации, тем дольше будут продолжаться обязательства спонсора, а значит, успешнее будет проект. Важным условием успеха является поддержание тесного контакта со спонсором в течение всего периода осуществления проекта. Чем теснее сотрудничество, тем успешнее будет проект, а это обещает и более продолжительную даль-нейшую связь со спонсором.
Не лишним будет и предоставление донору официального финансового отчета об использовании его средств. Во-первых, такой отчет может пригодиться донору в его контактах с финансовыми и налоговыми органами, а во-вторых, будет способствовать развитию доверительных отношений.
Однако, зависимость от спонсора в ежедневной деятельности делает организаторов уязвимыми при изменения политики или кадрового состава руководства спонсирующей организации. Поэтому полезно следовать правилу «не класть все яйца в одну корзину» и работать с достаточно широким кругом доноров.
Специальные мероприятия
В фандрейзинге широко практикуются специатьные разовые мероприятия - балы, вечера, конкурсы.чествования, марафоны, аукционы, подписки, презентации, конференции, обеды и т. д. -во время подготовки и проведения которых и привлекается внимание потенциальных доноров к проекту или программе, и одновременно собираются необходимые средства.
Их организация отнимает достаточно много сил и времени, и уже обсуждавшиеся методы должны быть использованы первыми, но их проведение может создавать хорошую рекламу про-ектам и организации, вовлекать штатных и добровольнх сотрудников в реальную работу Многие организации и учреждения культуры весьма предрасположены к устройству таких акций, ибо это их естественная творческая деятельность: спектакли, концерты, праздники... Специальная акция представляет собой обычно яркое событие, достойное внимания широкой общественности. Но для этого надо поработать со СМИ, разослать программы, приглашения, обеспечить рекламу. Подобные акции надо по возможности делать регулярными, придавая им статус «фирменного блюда», «лица», «визитной карточки» организации.
Список приглашенных на такое мероприятие разрабатывается за 7-8 недель. При рассыле приглашений в конверт вкладываются конверт для ответа и заготовка этого ответа. Все материалы рассыла должны быть оформлены в добротном дизайне, потому что для каждого получателя приглашение на такое мероприятие является подтверждением его высокого социального статуса и репутации. На вечернее мероприятие разумно пригласить вместе с супругой или супругом. Через пару недель следует позвонить тем, кто не дал ответа, и спросить смогут ли они придти и затем забронировать места. Тем, кто отклонил приглашение, необходимо послать письмо, выражающее надежду на то, что они смогут посетить другое мероприятие в этом году. Тем, кто принял приглашение, необходимо сообщить всю необходимую дополнительную информацию.
Приглашенные участники мероприятия могут получать в рамках поддержки конкретного проекта различный статус. Например, если он приобрел 10 билетов по $1000, то он может приобрести статус патрона, т.е. получает почетное место, право на участие в коктейле или ужине по окончании мероприятия. Если участник приобретает 10 билетов по $500, то он получает статус спонсора, т. е. например получает право на специальное место и участие в коктейле. Иногда в ответе приглашенные извиняются за невозможность участия в мероприятии, но посылают чек на определенную сумму или сообщают о соответствующем перечислении средств.
Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
Во время проведения мероприятия должен быть обеспечен высокий уровень обслуживания (угощение, интерьер помещения, фото и видеосъемка, ТВ и т. д.).
По итогам проведения мероприятия обязательно должен быть проведен анализ его подготовки, проведения и эффективности.
Приемы и презентации. Несмотря на то что многие спонсоры не связывают себя обязательствами посетить мероприятие, многие арт-группы убеждены, что именно качество их работы будет привлекательно для спонсоров и проводят специальные вечера (спектакли, показы и т. д.), на которые приглашают потенциальных и уже имеющихся спонсоров. Иногда спонсоры рады возможности увидеть работы арт-организации и посмотреть на реакцию публики; другие считают это слишком изощренным способом привлечь спонсора и полагают, что подобный подход выдает неумение арт-группы приспособить свой пакет к интересам данной компании. Поэтому важно точно уяснить, зачем проводится прием и именно для этих людей. Разумно провести несколько контрастных приема в течение года, предоставить спонсорам широкий выбор и продемонстрировать диапазон возможностей организации.
Во время самого мероприятия надо отметить каждого из прибывших гостей, дать им уточненную программу, указать, где находится гардероб, буфет или бар, другие помещения. Если необходимо выделить конкретного гостя из остальной публики, -подготовьте для него значок в петлице или на лацкане. Кто-то должен быть подробно проинструктирован, как проводить гостей, обеспечить их всех напитками, позаботиться, чтобы все были представлены друг другу. Опыт показывает, что члены правления и персонал должны быть хорошо проинструктированы перед мероприятием. Они должны не только знать имена гостей и названия их компаний, но и быть в курсе их спонсорской деятельности. Это дает возможность показать работу и ответить на возникающие вопросы, а ненавязчивый интерес, проявленный к потенциальным спонсорам, никогда не будет дурно истолкован.
Всегда полезно, чтобы члены артистической группы были готовы присоединиться к гостям после шоу, при условии, чтоони тоже хорошо проинструктированы и не будут стоять отдельной группой, разговаривая друг с другом.
Выступления, речи и спичи во время приема должны быть краткими и по существу, информативны и позитивны. Выступления работают лучше после спектакля, чем в перерыве - если это не будет слишком поздно.
Необходимо продумать легкое угоищние - многие из гостей придут к приему прямо из офиса. Целесообразно предложить несколько канапе перед шоу, а буфет - после. Еда и напитки дол-жн ы отражать статус арт-группы: шампанское и икра могут указывать на то, что у организаторов больше денег, чем ума.
Сразу после шоу нужно устроить «разбор полетов». При этом могут быть полезн ым и л юбые замечания и комментарии сотрудников, обслуживавших вечер. Например, реплика одного из гостей, что ему было приятно таким образом отметить свой день рождения, может подсказать послать ему поздравительную открытку. А упоминание о чьем-то шефе, который хотел бы быть па вечере, но его жена внезапно заболела - другой вариант действий.
Несколько дней спустя можно обзвонить присутствовавших гостей с тем, чтобы узнать понравилось ли им, собираются ли они ознакомиться с пакетом спонсорских предложений и можно ли обсудить с ними планы в деталях. Свой подход необходим к тем, кто сказал, что придет и не пришел: имеется возможность сыграть на их «комплексе вины».
Ошибочно считать, что после такого вечера со спонсорством сразу же все будет в порядке. Целью «стимулирующих» мероприятий является не продажа спонсорских пакетов, а л ишь знакомство с потенциальными спонсорами и это только первый шаг.
Конкурсы и премии. Проведение конкурсов и присуждение премий способны обеспечить немалые поступления, особенно при условии привлечения внимания СМ И. Следует только помнить, что некоторые сферы деятельности уже перенасыщены конкурсами и награждениями. Поэтому главная задача будет заключаться в определении собственной ниши.
Несмотря на то что конкурсы очень привлекательны для спонсоров, подобная деятельность требует серьезных затрат, прежде
Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
всего на продвижение в общественном мнении, развитие общественных связей (public relations) и т. д. Кроме того, многое будет зависеть от размера премий.
Присуждение и вручение премий может сочетаться с концертами, демонстрациями, выставками, публикациями и т. д.
Аукционы знаменитостей. Речь идет об использовании связей среди хорошо известных людей театра, кино и т.д. Их можно убедить выставить на продажу свои вещи: шляпы, фотографии с автографами, костюмы, которые их поклонники пожелают супить. Разумеется, в аукцион следует включать хорошие, качественные предметы и продавть их подороже. Такие события могут быть очень прибыльными.
Аукцион мечты. Вместо продажи вещей можно выставить на аукцион события, деятельность и возможности исполнять мечты людей: свидание со звездой кино или эстрады, охоту на рябчиков с местной знаменитостью, торжественный обед, партия в шахматы или в теннис с чемпионом, дирижирование увертюрой вместе с известным музыкантом... Известный аукционер, билет на вечер с приличным угощением может завершиться успешным, одаренным воображением и в высшей степени прибыльным фандрейзинговым событием.
Спонсорство натурой. Фирмы могут помочь не только деньгам и, но и материалами и оборудованием, не нужными им вещами, такими как ковры, пишущие машинки, столы и стулья или выставочные стенды. Отходы от производства, такие как обрезки древесных материатов или краски, могут быть ценными для арт-группы, и некоторые организации предпочитают именно такой вид спонсорства.
Лотереи. Возможны лотереи вещевые, тотализатор, лотереи, в которых разыгрываются безделушки. Они могут быть очень прибыльными, но их надо проводить в соответствии с действующим законодательством, которое необходимо хорошо изучить. Не следует тратить много денег на приобретение призов. Можно вручить участникам подарки или призы, которыми может обеспечить сама организация: бесплатные билеты, книги и т. д. Чем больше интересных призов, тем большее количество людей захочет приобрести билеты.
Вечера, обеды и балы. Такие события особенно подходят для тех художественных организаций, которые имеют влияние, связи и средства для их проведения. Это традиционные методы фандрейзинга. Задачей является обеспечение высокого уровня, престижности такого мероприятия. Первый настоящий благотворительный бал в новейшее время прошел в Москве 25 января 1999 г. в развлекательном комплексе «Метелица». Он был посвящен Татьяниному дню и позволил участниками окунуться в атмосферу Серебряного века российской культуры. Программа бала включала не только старинные и современные танцы (в том числе - в исполнении Камерного ансамбля ГАБТа и ансамбля исторического бального танца), но и новую коллекцию «от кутюр» В. Зайцева. Эта широко представленная в СМИ акция была проведена на донорские средства ряда фирм («Кока-Кола», «Русское лото», «Лнтиквар-Метрополь», «Северо-принт» и др.), а ее целью была организация сбора средств на создание сети приютов для бездомных детей и помощь одаренным детям из неблагополучных семей.
Чтобы оказаться успешной, благотворительная акция должна отвечать нескольким очевидным требованиям. Прежде всего, она должна быть привлекательной для участников, т. е. способствовать закреплению и продвижению их репутации, привлекательного имиджа, социального статуса. Из этого вытекают и не менее очевидные требования к сценарию таких мероприятий. Прежде всего это касается престижности и респектабельности гостей такого мероприятия. Пренебрежение этим требованием может привести организаторов к серьезным неудачам.
Мнения и опыт
Так, в Москве за два дня до проведения с большим скандалом был отменен благотворительный вечер, поскольку гости стали дружно отказываться от приглашения, причем отказы пошли буквально в последние дни, когда участникам стал известен состав главных гостей. Организаторы умудрились пригласить одновременно и Ю. М. Лужкова и Н. И. Ельцину. Свой отказ большинство «отказников» объясняло тем, что они готовы были бы принять участие в вечере, проводимом под одну Наину Иосифовну или под одного Юрия Ми-
Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
хайловича, но никак не вместе. В контексте бушевавших тогда политических страстей такая мотивация была вполне понятна.
Интерьер благотворительной акции также должен быть престижным, культурная программа и возможное угощение также должны быть респектабельны. Сценарный план должен предполагать какие-то памятные знаки, программки, фотографирование или видеосъемку - то, что останется на память об этой акции у участников и может использоваться ими в качестве средства PR.
«Продажа кирпичей». Широко используемая особенно в протестантских странах форма фандрейзинга. Речь может идти о буквальной продаже кирпичей. Примером может служить огромная площадь в центре олимпийской деревни в Атланте, мощеная именными кирпичами, на каждом из которых оттиснены имя, фамилия и место проживания конкретного лица. Кампания проводилась по всему миру. Откликнувшиеся люди получали за $100 фотографию «своего» кирпича и указание сектора, где он находится. Такие продажи кирпичей возможны при строительстве учреждения культуры, его благоустройстве. Можно делать именными не обязательно кирпичи, но и стены, залы, помещения и т.д. Фактически, речь идет об увековечении памяти дарителя.
Именные места. Продажа именных мест («продажа кирпичей») поощряет спонсоров давать больше, чем они могут в другом случае. Речь идет об иногда самых неожиданных «местах». Это могут быть «донорские стены» в галерее или или театре, каждый кирпич в которой продается, скажем, за $50 или $100 и на нем, будет выгравировано имя спонсора. За рубежом широко практикуются именные библиотеки, залы, сцены и даже здания, построенные на средства конкретных лиц. Организаторы Олимпийских игр в Атланте собрали нематые средства, продав i ю всему миру сотни тысяч прав на именную плитку для мощения центральной площади Олимпийской деревни. И на каждой такой плитке - оттиск имени, фамилиии и места проживания жертвователя. Пенсильванский университетский музей продад 2800 кровельных черепиц по 250 $, на которых была гравировка имени снопсора за дополнительную плату. Можно также просить спонсора оплатить именную раму для картины, именной костюм актера.
Обходы домов и уличные сборы. Для этого сперва необходимо получить лицензию у местных властей на право заниматься публичными сборами, лицензию для сборов в некоторых частных помещениях; например, в барах, на железнодорожных и автобусных станциях, в кинотеатрах и торговых центрах понадобится и разрешение от их владельцев. Используются специальные дароносицы, коробки для сборов, сделанные надлежащим образом в соответствии с условиями лицензии. Чтобы заниматься сборами и сделать их эффективными, потребуется большое количество опрятных и чистых на руку добровольцев.
|
|