Обратная связь
|
Доноры организаций культуры в России Большую долю доходов некоммерческих организаций культуры в России составляют поступления из бюджета, которые, однако, за последние годы обесцениваются в связи с инфляцией, заставляя организации искать альтернативные источники финансирования. Среди поступлений от доноров, которые по разным расчетам составляют от 5 до 15 % доходов организаций, на первом месте - взносы коммерческих структур, на втором - от благотворительных организаций разного вида, на третьем - статистически мало значимые поступления от частных лип. Такая структура поступлений закономерна в стране, где нет еще среднего класса, уровень жизни населения остается крайне низким, а государство не поощряет благотворительность.
Глава 3. Ресурсное обеспечение деятельности в сфере культуры
В России одно из основных направлений фандрейзинга остается обращение за дополнительными средствами в государственные и муниципальные органы власти. Помимо финансирования подведомственных организаций культуры они, как правило, располагают финансовыми ресурсами, необходимыми для поддержки инновационных проектов и программ, проведения общественно значимых фестивалей, конкурсов, информационной и инвестиционной деятельности. Эти средства концентрируются в федеральных, региональных и муниципальных целевых программах развития культуры, искусства и кинематографии. Своевременное изучение этих программ, формирование и направление содержательно полноценной и экономически обоснованной заявки в эти органы является важным условием получения организацией дополнительных финансовых ресурсов.
Проводимый кафедрой менеджмента исполнительских искусств СП ГАТИ мониторинг структуры доходов государственных Санкт-петербургских театров свидетельствует, что в доходах, получаемых от доноров, большую долю составляют поступления от государственных органов (причем не только от учредителей). В Александрииском театре - это безвозмездно переданное Министерством культуры РФ звукозаписывающее оборудование, средства на постановку новых спектаклей, на организацию и проведение фестивалей, поступления из Санкт-Петербургского бюджета на социальную помощь актерам и т. п. В Театре Сатиры это средства на проведение праздников для жителей Ленинградской области и Василеостровского района, а также средства федерального бюджета на участие театра в фестивале во Франции. В театре им. М. П. Мусоргского целевые субсидии из государственного бюджета поступали на новые постановки. Мюзик-Холл получал целевое финансирование из федерального и городского бюджетов, из бюджета района (социальная помощь малообеспеченным работникам была оказана Администрацей Петроградского района Санкт-Петербурга). В театре Ленсовета, кроме традиционных целевых по-ступлений от Комитета по культуре на постановку новых спектаклей, были получены средства на покупку радиорежиссерского оборудования, для участия в Дне города. Балтийский Дом получает средства из государственного бюджета разного уровня: от учредителя - на новогодние представления, на целевые спектакли, на проведение фестивалей, семинаров, на юбилей театра, на участие в «Книжкикой неделе»; от Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга - на фестивали, юбилей театра, на оказание социальной помощи работникам театра, на организацию гастролей других театров; из депутатского резерва - на приобретение оборудования, на проведение фестивалей.
Большую часть благотворительных поступлений организаций культуры обеспечивают сегодня в России коммерческие структуры. Практика показывает, что именно к коммерческим структурам (фирмам, банкам, агентствам) менеджеры культуры обращаются прежде всего, и именно у них организации культуры чаще, чем у благотворительных фондов или частных лиц, находят необходимую поддержку.
Так, по данным российского представительства британского благотворительного фонда CAF (Charity Aid Foundations) 70 % отечественных фирм жертвуют деньги на благотворительность организациям социальной сферы. В среднем на эти цели они перечисляют в год 1,5 млрд долларов.7 Эти цифры пока несопоставимы с данными о благотворительности в США, где ежегодные пожертвования исчисляются сотнями миллиардов долларов. Возрождение благотворительности в России - процесс длительный, зависящий от многих факторов: от стабильного развития экономики, роста банковского и промышленного капитала до возрождения норм морали и нравственности владельцев больших и малых капиталов. Но начало положено. Свидетельство тому деятельность отдельных коммерческих структур. О возрождении благотворительности бизнеса в России говорят, например, сведения о
7 Ильичев Г. Благие намерения /'/ Что мешает развитию благотворительности в России // Известия. 2003. 13 мая. - С. 11.
Глава 3. Ресурсное обеспечение деятельности в а{>ере культуры
деятельности 18 банков, входящих в Ассоциацию банков Северо-Запада.8 Некоторые из них перечислили в 2002 году значительные средства на поддержку социально значимых программ. Например, Балтийский банк потратил 3,8 млн. рублей; банк «Менатеп-С.-Петербург» - 11 млн. рублей; Северо-западный Сбербанк России - 8 млн. рублей. Всего за год банками было поддержано 189 проектов. На первом месте в их числе (45 проектов, т. е. 23,8 %) - оказание социальной помощи малообеспеченным, инвалидам, больным, особенно нуждающимся в помощи детям. На втором месте (41 проект, т. е. 21,7 %) - поддержка культуры, искусства и восстановление исторических памятников На третьем, четвертом и пятом местах - взносы в проекты, связанные с развитием городов (30 проектов), науки и образования (29 проектов) и спорта (17 проектов). И это далеко не полный перечень благотворительности банков в России.
Все больший вклад в активизацию организаций культуры России, в финансирование их проектов вносят зарубежные и российские благотворительные организации, особенно фонды. Приоритет здесь пока остается за зарубежными организациями. Так, по данным Союза благотворительных организаций, в первом полугодии 2002 г. в стране было официально объявлено 136 конкурсов на участие в разнообразных программах, осуществляем ых более 70 организациями и фондами из 10 стран, включая Россию.9
Основными организаторами конкурсов в России являются иностранные частные и общественные благотворительные фонды и организации, ими объявлено более 60 % конкурсов. Подавляющее число всех иностранных благотворительных организаций, распределяющих свои средства в России, составляют организации США (более 64 %). Приоритетными направления-
8 Благотворительная деятельность банков Северо-Запада в 2002 году // Приложение к изданию «Нов(Х"ш Ассоциации банков Северо-Запада». Вып. 3. - СПб., 2003.
9 Журавлев П. Ю. Гранты и конкурсы в России // Благотворительность вми поддержки благотворительными организациями являются: наука и образование (53 %), общество и демократия (23 %). Значительно отстает от них культура, программы ее поддержки составляют лишь 6 % от общего числа программ. Культура поддерживается прежде всего иностранными организаторами конкурсов, их вложения составляют 86 % всех средств, выделяемых на нее благотворительными организациями.
Однако за короткое время возрождения благотворительности в России появилась целая сеть благотворительных организаций, помогающих культуре. Их число пока несопоставимо с количеством подобных зарубежных организаций, но среди них есть поистине уникальные структуры, без которых развитие культуры в России было бы сегодня затруднено. Так в Санкт-Петербурге действует более двадцати таких организаций. Среди них: Международный благотворительный фонд им. Лихачева, Петербургский фонд культуры и искусства «Институт Про Арте», Международный благотворительный общественный фонд спасения Петербурга-Ленинграда, Санкт-Петербургский региональный общественный фонд международного музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга», Санкт-Петербургский общественный благотворительный фонд «БДТ», Санкт-Петербургский общественный благотворительный фонд Николая Симонова.
Эти организации, часто являясь в проектах партнерами разнообразных учреждений культуры, помогая им финансово, подталкивают их к развитию, предлагая новые формы общения. Так, например, благодаря сотрудничеству с « Институтом Про Арте» Русский музей стал проводить в Мраморном дворце курс лекций для детей. Другие петербургские музеи также стали партнерами « Института Про Арте» и вместе проводят концерты. Так, например, в проекте «Иифийские игры» - конкурсе композиторов - участвовали такие известные музеи, как музей истории Санкт-Петербурга, центральный музей связи имени А. С. Попова и др. А Малый зал филармонии им. М. И. Глинки вместе с «Про-Арте» осуществляет проект «Консонансы XX века». Программы этого цикла составлены из сочинений композиторов XX века.
Санкт-Петербургский фонд международного музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» стал возрождать тради-
цию проведения концертов камерной музыки во дворцах Санкт-Петербурга. Уникальность фестиваля, который поддерживает фонд, состоит в том, что все концерты проходят в интерьерах знаменитых дворцов Санкт-Петербурга. В них до революции проводились концерты камерной музыки. В советское время эта традиция была прервана. Фонд пытается возродить культурные традиции, заложенные нашими великими предками.
Благодаря «Международному благотворительному фонду им. Д. С. Лихачева» возрождаются старые и создаются новые музеи, ширятся партнерские связи между организациями культуры, принимаются меры по сохранению культурных ценностей России. Так, например, в рамках проекта «Соловки» Фонду удалось привлечь внимание общественности к рассмотрению и решению проблем уникального, историко-культурного и природного комплекса «Соловецкий архипелаг», где в 1920-30-е годы располагался первый советский концлагерь.
Одним из самых успешных проектов «Фонда спасения Петербурга-Ленинграда» стал проект открытия фламандского карильона на колокольне Петропавловского собора. Сегодня он является единственным в России действующим музыкальным инструментом подобного рода, на 51 колоколе которого можно исполнять любые музыкальные произведения - от фуг Баха до современных джазовых импровизаций и фольклорной музыки.
Невозможно перечислить все проекты, которые инициировали за последнее десятилетие эти и другие российские благотворительные организации. Очевидно следующее: фонды, занимающиеся культурой, играют важную роль в активизации культурной жизни страны и города. Они не только сами выполняют задачи культурно-просветительного характера, задачи по популяризации и развитию культуры и искусства. Они, что чрезвычайно важно, развивают культуру города, поддерживая деятельность государственных и негосударственных учреждений культуры, вступая с ними в партнерство.
Сегодня деятельность российских благотворительных организаций и всех структур, участвующих в благотворительности, происходит не благодаря, а во-многом вопреки действиям госу-дарства. Культурная политика Российского государства не стимулирует тех, кто помогает некоммерческому сектору. В отличие от США здесь не создается атмосфера престижности взносов, нет политики встречных субсидий, а наоборот, государство на законодательном уровне пытается внедрить итак используемые на практике методы бюджетозамещения, т.е. отнятия от организаций альтернативных доходов. С 2002 года отменены и те налоговые льготы, которыми пользовались российские коммерческие структуры, вкладывающие средства в некоммерческий сектор. В этих условиях занятия фандрейзингом значительно затруднены.
Налоговое законодательство Российской Федерации по прежнему предусматривает материальное стимулирование только физических лиц, оказывающих благотворительную поддержку в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения. При уплате ими налога на доходы налоговая база сокращается на сумму фактических взносов на благотворительные цели, но не более 25 % доходов, полученных в отчетном году. Вместе с тем, в отличие от американской традиции, пожертвован ия частных лиц для российских организаций культуры не представляют пока сколько-нибудь значимую статью дохода. Это связано с объективными причинами: отсутствием традиций благотворительной деятельности, низким уровнем жизни населения, сложностями передачи взносов и т. п. Однако физические лица могут принести немалую пользу организациям культуры, даруя им свой опыт, знания, свободное время. Речь идет о волонтерстве, которое начало возрождаться и в России10. Способствует привлечению волонтеров формирование три организациях культуры клубов друзей или иных обществ, которые объединяли бы людей, сочувствующих организации и желающих помочь ей в решении различных проблем. Привлекая людей к деятельности музея, библиотеки, клуба, менеджеры дают им шанс проявить себя с позитивной стороны, совершить благое дело, приобщают их к
1 Синецкий С. Б. Российские волонтеры: черты социального портрета // Благотворительность в России. СПб.: Лики России, 2003. - С. 551-586.
имени организации, к ее нестандартной творческой жизни, т. е. воздействуют на определенные мот ивы.
Мотивы поддержки донорами организаций культуры
Основными условиями успешности привлечения средств всех проанализированных групп доноров в бюджет некоммерческой организации культуры являются:
· наличие четкой стратегии действий и плана привлечения доноров;
· наличие самостоятельного структурного подразделения, занимающегося фандрейзингом и его укомплектованность квалифицированными кадрами;
· знание и последовательная реализация менеджерами технологии фандрейзинга;
· заинтересованность и участие руководства в привлечении средств;
· создание при организации специальной общности (Клуба друзей, Совета попечителей, Фонда и т. п.) и ее эффективная деятельность;
· грамотное позиционирование своей услуги на рынке доноров, учитывая их мотивы или федпочтения.
Остановимся на последнем факторе успеха, рассмотрение которого занимает в исследованиях по экономике культуры, по менеджменту и маркетингу в культуре определенное место.
Взаимоотношения организаций культуры с перечисленными выше потенциальными донорами могут строиться по-разному, в зависимости от мотивов пожертвований, которые достаточно разнообразны. Приведем разработанную рядом авторов" группировку мотивов вложения средств в культуру (см. рис. 3.2).
11 См.: Ваганова Н. К., Гордин В. Э. Маркетинговая деятельность в театральной сфере // Известия Санкт-петербургского университета экономики и финансов. - 1995. -№ 1. — С. 68-77; Дымникова А. И. Идеология и технология фандрейзинга в российских организациях культуры // Культурная политика и культурный менеджмент. - СПб., 2003. - С. 75-96.
Как видно, в этой группировке мотивы доноров разделены на две большие группы: филантропические и деловые.
Традиционным мотивом, относящимся к первой группе, является милосердие. Донор дает средства потому, что это традиция, создаваемая поколениями - необходимость делиться с теми, кому трудно. Мотивы религиозного и национального характера также являются традиционными и имеют многовековую историю.
К филантропическим мотивам относятся также и мотивы, связанные с событиями личной жизни. Вот почему людям, занимающимся фандрейзингом, желательно знать как можно больше о потенциальном доноре. Шансы получить необходимые средства увеличиваются, если проект касается проблем, которые особенно близки благотворителю.
Все филантропические мотивы можно разделить на две группы:
• ответственность - чувство долга или моральные обязательства перед общественностью;
• альтруизм - донор движим искренним желанием изменить жизнь к лучшему, этот мотив рождается из чувства любви и сострадания к ближнему.
Группу деловых мотивов прежде всего можно структурировать как состоящую из мотивов, относящихся к двум следующим блокам: осознание важности самого себя (повышение личного социального статуса или престижа) и мотивов, связанных с (пусть отложенной, но) экономической выгодой (повышение имиджа фирмы, продвижение товара или реклама для компании и т. д.)
Что касается престижа, то многие главы сегодняшних фирм и корпораций понимают: для того чтобы иметь определенное положение в обществе, необходимо заниматься благотворительностью. Большую роль здесь может сыграть желание услышать свое имя рядом с именем известного актера, режиссера, певца; Желание приобщиться к тому, что может стать культурным и историческим достоянием. Престиж пересекается с другими оченьважными деловыми мотивами, которые сегодня часто выходят на первый план - создание благоприятного имиджа фирмы и получение дополнительных рекламных возможностей.
Результаты ряда исследований12, которые проводились в различных городах России последнее десятилетие, говорят о том, что морально-нравственная мотивация доноров занимает в большинстве случаев первое место. На втором месте стоит мотив улучшения имиджа фирмы, далее следует общественная значимость поддерживаемых программ и возможность получения дополнительных рекламных средств. Современные зарубежные исследователи говорят о том, что на Западе сложилась другая ситуация: «Совершенно очевидно, что старшее поколение руководителей бизнеса, рассматривавших необходимость поддерживать культуру как свою обязанность и как удовольствие, постепенно уходит. На Западе сформировалась зрелая рыночная экономика, для которой характерна высокая конкуренция, постоянные изменения в структуре персонала компаний и их глобализация. Руководители, добивающиеся сегодня успеха в мире бизнеса, - представители нового поколения. Их интенсивная трудовая деятельность почти не оставляет времени для участия в культурной жизни».13 Без сомнения, там на первый план вышли деловые мотивы. Вполне возможно, что вскоре это произойдет и в России, где крупнейшими донорами сегодня являются коммерческие структуры. Поэтому еще раз подробнее остановимся на мотивах бизнеса, помогающего культуре.
Лучший результат в привлечении клиентов возможен тогда, когда благотворительность фирмы направлена на мероприятия или организации, в сферу которых вовлекаются потенциальные клиенты фирмы. Например, издательство, выпускающее книги
12 Якимец В. Н. Рынок исследований благотворительности в современной России: попытка системного осмысления // Благотворительность в России. - СПб., 2001. - С. 79-87.
13 Коли» Твиди. Организация партнерских отношений между бизнесом культурой // Работать с коммерческим сектором: спонсорство пли партнерство? / Материалы международного симпозиума. - СПб., 1997. — С. 40.
для детей, может, помогая детскому театру, одновременно продвигать свой товар, так как именно здесь оно имеет возможность выйти на своего потребителя.
Сегодня, на что указывает ряд исследователей, немаловажное значение играет еще один мотив.« Поддержка изобразительного и музыкального искусства, литературы, кино, театров, музеев, библиотек привлекает современный бизнес не только возможностями рекламы и формирования репутации через эту сферу, дающую максимальный "выход на общество" и, с очевидностью, социально значимую. Это (...) и средство прорыва на международные, зарубежные рынки не в образе простого конкурента (а значит - нежелательного субъекта хозяйствования, "чужака"), а сторонника сотрудничества, интересующегося культурой данной страны, т.е. поддерживающего естественные человеческие ценности и творчество».14
Еще один мотив - создание здоровой обстановки в регионе, где расположена фирма, а также внутри самой фирмы. Благотворительность способствует созданию внешнего имиджа и отношения к фирме самих ее сотрудников, улучшению их морали, укреплению чувства принадлежности к фирме и собственной значимости. Здесь возможен вариант поощрения фирмой непосредственного участия сотрудников в благотворительности в качестве волонтеров либо направления их в качестве специалистов или экспертов в организации исполнительских искусств. Это дает работникам возможность приобрести новый опыт, знания, попрактиковаться в своих умениях, расширить связи. В свою очередь, фирма может многое получить, привлекая к своей работе сотрудника организации исполнительских искусств.
Трудно установить приоритетные и второстепенные мотивы, определяющие поведение доноров из числа бизнес-структур. Скорее, следует говорить о комплексе мотивов, в который будут входить и интерес к поддерживаемой программе, и потребность улучшить качество жизни сообщества, и чувство ответственности за проблемы других людей, и отношение к пожертвованию
Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. - СПб., 2001. - С. 62.
или спонсорскому вкладу партнеров, друзей, коллег, и формирование и поддержка позитивного имиджа, и соображения экономического характера.
Как видно, круг предложений донорам может быть широким. Очевидно одно, некоммерческие организации должны не «просить милостыню», а предлагать взаимовыгодное сотрудничество. Цивилизованный бизнес - бизнес, который умеет смотреть в будущее, работать на перспективу, не руководствуется только сиюминутными интересами, пристрастиями, импульсами.
Подробное изложение мотивации доноров имеет существенное значение для практической работы менеджеров организаций культуры по привлечению доноров и для дальнейшего развития экономических исследований в области культуры.
Важнейший принцип маркетинга и необходимый этап построения маркетинговой стратегии - позиционирование услуги на рынке, в фандрейзинге имеет принципиальные особенности. От знания этих особенностей, которые мы попытаемся сформулировать, зависит успех фандрейзинговых действий.
Позиционирование, согласно теории маркетинга,13 - это «поворот» к потребностям целевых рынков особой, иной, чем у конкурентов, стороной продвигаемого товара, особыми его свойствами и преимуществами. Согласно специалистам по маркетингу в культуре, а научными исследованиями такого рода, в основном, занимаются на Западе,16 позиционирование в культуре имеет существенные особенности. Это не столько конкурентное позиционирование, во всяком случае не оно является главным, сколько так называемое «продуктовое» позиционирование, основанное на уникальных свойствах предлагаемого клиенту продукта. С такой позицией трудно не согласиться, т. к. существует меньшая роль конкуренции в процессе продвижения услуги культуры на рынок. Л вот спрос на культуру чрезвычайно разнообразен, и диверсификация продукта, его специализация и является одним из основных методов, применяемых маркетологами к услуге культуры для грамотной ее продажи потребителю.
Фандрейзинг - одно из направлений, один из видов маркетинга в культуре. Факт этот очевиден, хотя о нем умалчивают исследователи.
Некоммерческие организации культуры реализуют свои услуги не только на рынке населения, но и на рынке доноров. Доноры, финансируя культурные проекты, тем самым признают необходимость создания таких услуг, их ценность для общества в целом, для отдельных групп населения, для себя лично. Действительно, путем фапдрейзинга осуществляется продажа товара (услуги культуры) не но юсредственному покупателю -зрителю, а донору - тому, кто заплатит за эту услугу, но пользоваться может быть и не будет. Другими словами, услуга продвигается на специфический потребительский рынок - рынок доноров, и позиционирование ее должно происходить на основе мотивов их вложений в культуру. «Поворот» услуги организации культуры но отношению к потребностям донора, помогающий достижению его желаний по повышению имиджа, приобретению новых связей, новых рекламных возможностей, наконец, приобщению к духовности, - вот что такое позиционирование в фандрейзинге. Понимание этого важного его принципа поможет практикам успешнее заниматься привлечением ресурсов для достижения стратегических целей организаций культуры, а ученым дальше развивать теорию маркетинга в культуре.
-
15 Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс. 1995;
Котлер Ф., БоуэнД., МейкешД. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. -М.: Изд. об-ие «ЮНИТИ». - 1998.
16 Колбер Ф. при участии Нантеля Ж., Билодо С, Рима Д. Маркетинг культуры и искусства / пер. с англ. — СПб.: Издатель Васин А. И. - 2004. Котлер Ф. ШеффД. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств. — М.: Классика XXI, 2004.
|
|