Обратная связь
|
Источники финансирования работы учреждений культуры В самом общем виде различаются два основных типа источников финансирования деятельности в сфере культуры: государственные (бюджетные, т. е. поступающие из государственного бюджета) и негосударственные (внебюджетные).
В свою очередь, государственные источники финансирования (на всех уровнях бюджетообразования) подразделяются следующим образом:
<> Бюджеты текущего содержания подведомственной сети государственных учреждений культуры, учредителями которых выступают соответствующие органы власти, от федеральных до муниципальных. На эту часть бюджетных средств могут претендовать только государственные учреждения культуры. В этом случае имеет место финансирование по смете текущих затрат. До 1989 года подобной дотацией и ограничивалось бюджетное финансирование. Речь шла о простой раздаче денег по подведомственным учреждениям культуры по нормативам в зависимости от их категории и типа. С 1989 года ситуация несколько изменилась в связи с введением программного принципа финансирования. Аналогия бюджетной дотации сохранилась в виде минимальных гарантий поддержания материально-технической базы и хозяйственного содержания учреждений культуры. Речь идет о таких статьях, как заработная плата штатных работников, расходы на тепло, электроэнергию и другие «защищенные» статьи бюджетной сметы, гарантирующие минимум средств текущего содержания, поддержки деятельности сети учреждений, прежде всего, госсети. Необходимые капитальные вложения финансируются из государственного бюджета по особым сметам. ■о- Бюджетные средства на культурные проекты и программы. С 1989 года на всех уровнях бюджетообразования из средств бюджета образуются Фонды развития культуры и искусства, целью которых является финансирование не сложившейся сети учреждений культуры, а конкретной деятельности (социальный заказ). Речь идет о федеральных, региональных и местных культурных программах, финансируемых из соответствующих Фондов развития культуры и искусства. (Подробнее о технологии разработки таких программ см. в следующем разделе.) Программное финансирование фактически является распространением на бюджетные средства механизма договорных отношений. Иначе говоря, с 1989 года бюджетные средства стали выделяться не только в виде дотации (на «фактбытия»),нои в хозрасчетной «упаковке» (договор, акт сдачи-приемки и г. д.).
Бюджетные средства других отраслей, отраслевых и меж-отрастовых программ. Например, учреждения культуры могут осваивать бюджетные средства системы здравоохранения, образования, министерства обороны и т. д., участвуя в мероприятиях организаций и учреждений утихотраслей.
<- Бюджетное финансирование непосредственно потребителей. Обычно бюджетные средства используются для финансирования производителя услуг в сфере культуры, Поддерживается, фактически, не потребитель, а выступающий «от его имени» производитель (учреждения культуры). Тем самым не существует полной гарантии защи-
ты потребителя (а бюджетные средства должны давать налогоплательщику определенные гарантии в сфере культуры) от производителя, который может требовать себе средств на реализацию фактически невостребованной потребителем деятельности - ситуация отнюдь не редкая в сфере культуры, когда деньги идут на оплату «факта бытия» учреждения культуры и «плода больного воображения» его работников. Поэтому вполне обоснованной и не лишенной здравого смысла является практика ряда стран, где часть бюджетных средств идет на «непосредственное финансирование потребителя» в социально-культурной сфере. Речь идет не о потребителе вообще, а о тех его группах и категориях, которые нуждаются в некоторых гарантиях бюджетными средствами (малоимущие, дети, этнические меньшинства и г. п.). Представителям таких категорий могут быть выданы чеки (ваучеры, талоны, карточки) на определенный минимум услуг в сфере культуры (библиотечных услуг, музейных и т. п.). Эти чеки и т. п. гасятся в соответствующих учреждениях культуры и оплачиваются учреждениям культуры под гарантии бюджета. В этом случае частично снимается проблема компенсационных выплат незащищенным группам населения, а учреждения культуры начинают «охотиться» за такими клиентами, реализуя тем самым необходимый минимум услуг.
К негосударственным (внебюджетным) источникам финансирования относятся следующие.
<• Привлеченные (донорские) средства. Речь идет о привлечении финансовых средств доноров (спонсорство, патронаж, благотворительность), для которых деятельность, на которую они выделяют среде гва, является непрофильной.
<■ Собственные средства, т.е. средства, зарабатываемые самими организациями культуры: платное посещение, платные услуги, коммерческая и предпринимательская деятельность.
Такие внебюджетные (негосударственные) источники, как спонсирование, патронаж и благотворительность, будут специально рассмотрены ниже в разделах, посвященных социальному партнерству в сфере культуры, а также технологии фандрейзинга.
Собственная коммерческая деятельность учреждения культуры является традиционным внебюджетным источником финансирования в сфере культуры. О номенклатуре платных услуг и соответствующем маркетинге культурных услуг подробно говорится в главе «Маркетинг в сфере культуры». Важно подчеркнуть, что речь идет о четкой ориентации на потребности посетителей, на те виды деятельности, которые пользуются повышенным спросом. Помимо традиционных платных кз^ль-турных услуг это могут быть и банковский депозит, и совместное использование помещений и пр. Однако пассивное отношение, например к сдаче помещений («лишь бы сдать кому угодно»), имеет печальные последствия. Разбирательства, суды с партнерами доставили многим учреждениям культуры множество неприятностей, несоизмеримых с размерами полученных средств. «Лопнувшие» фирмы, криминальные «крыши», сеансы массового «исцеления» сильно подорвали авторитет учреждений культуры и их руководителей. Более эффективно «активное» использование потенциала учреждений культуры для PR-деятельности фирм, участия в стимулировании продаж, рекламных акций и т. п., о чем уже говорилось ранее.
Немалый результат может дать и самостоятелы щя пред! рп -нимательская деятельность, создание дочерних мастерских, школ, и прочих «свечных заводиков», доходы от деятельности которых могут идти на обеспечение основной деятельности организации или учреждения. В региональном масштабе мало что мешает создать банк культуры - обыкновенный, в принципе, банк, с той лишь разницей, что он будет иметь льготную тарифную ставку, разница которой, например со средневзвешенной ставкой может идти на нужды поддержки и развития сферы культуры, в том числе и через Фонд развития культуры и искусства. Чрезвычайно перспективным представляется и развитие страховой деятельности в сфере культуры - в отличие от
зарубежной практики в России практически отсутствует страхование деятельности в сфере культуры. Представляется очевидным, что активность в инициировании и стимулировании страховой деятельности - дело органов государственного управления сферой, т. к. часть доходов от страхования также может направляться на нужды культуры.
Среди привлеченных источников финансирования организаций культуры особое место занимают заемные средства. В качестве заемных источников финансирования выступают кредиты банков, финансовых институтов, международных организаций и др.
(Отдельное место в системе заемного финансирования некоммерческих организаций культуры занимают не облагаемые налогом муниципальные облигации, обычно называемыемунисами (munis).
Муниципальными облигациями называют облигации, выпускаемые для финансирования деятельности некоммерческих организаций муниципальными органами власти и собственно некоммерческими организациями.
За рубежом существует несколько типов мунисов. В зависимости от сроков выделяют краткосрочные и долгосрочные мунисы. Краткосрочные муниципальные векселя используются в основном для преодоления временных денежных затруднений некоммерческих организаций, тогда как долгосрочные муниципальные облигации — для финансирования инвестиционных проектов некоммерческих организаций.
Кроме того, в зависимости от видов обеспечения существует три типа мунисов. Муниципальные облигации, обеспеченные безусловной гарантией республиканских или местных органов власти, т. е. всеми налоговыми поступлениями данного уровня. Специальные налоговые облигации, выплаты по которым гарантируются с помощью отдельных налогов, и муниципальные доходные облигации, для которых обеспечением выступают активы самих некоммерческих организаций.
Однако муниципальные облигации и другие заемные средства не всегда используются организациями культуры. Привле-чение заемных средств оправдано, если они способствуют реализации высокодоходных проектов, финансовые поступления от которых будут превышать цену заемного капитала. Использование заемных средств для финансирования основной некоммерческой деятельности возможно в случае тяжелого экономического положения организации культуры как единственно возможный вид финансирования, а также если заемные средства ведут к повышению качества оказываемых услуг, расширению некоммерческих видов деятельности, что позволит в дальнейшем увеличить доходы от основной деятельности.
Некоммерческие цели хозяйствования требуют от них не только разработки собственных доходных nai фавлений деятельности, но и привлечения внешних источников финансирования со стороны государства, населения и частного сектора. Организации культуры отличаются высокой диверсификацией источников финансирования. Даже бюджетное финансирование, как видно из сказанного, носит многоканальный характер. За бюджетные средства можно конкурировать.
Наличие различных источников финансирования в структуре доходов организаций культуры определяется национальными особенностями менеджмента в сфере культуры. В России, Франции, Германии традиционно доминируют государственные источники финансирования, тогда как в США - привлеченные и собственные источники финансирования. Опыт финансирования сферы культуры США представляет большой интерес в силу наибольшей диверсификации доходов организаций культуры среди стран мира.
Мировой опыт финансирования поддержки и развития сферы культуры признает три основных типа экономики культуры в зависимости от механизма ее финансирования:
1) «романский» тип (например, в Италии, Испании, во Франции), когда культура финансируется преимущественно централизовано, за счет государственных средств. Так, в Италии финансирование культурных акций и искусства могут осуществлять только правительственные организа-
Глава 3. Ресурсное обеспечение деятельности в сфере культуры
ции или частные лица, пользующиеся доверием государства. Разновидностью и крайним выражением этого типа была советская экономика культуры. Недаром до сих пор утверждается, что и в условиях рынка российской экономике культуры «ближе французский путь»;
2) «германский» тип, характерный для ФРГ и стран Скандинавии. В этом случае центральными властями оказывается только патерналиста ческая поддержка, а государственное финансирование осуществляется преимущественно из местных бюджетов и через независимые структуры и фонды;
3) «англо-американский» тип, когда государство выступает лишь вдохновителем и патроном определенных направлений, а финансирование осуществляется за счет привлечения частного капитала, в том числе за счет налоговых льгот.
Еще раз отметим, что речь идет не о «национальных» типах, а о разных механизмах финансирования: (1) централизованно, непосредственно через государственные структуры; (2) государственные средства объединяются с привлекаемыми иными средствами и через независимые или местные структуры, т. е. с максимальным использованием местного самоуправления и самоорганизации сферы культуры и искусства; (3) практически исключительно за счет спонсорства и благотворительности, но с государственным политическим и правовым регулированием (принцип «длинной руки»).
Наиболее эффективная система децентрализованного финансирования культуры создана в США. В основе американской системы лежит сокращение налогов, взимаемых с тех, кто выступает благотворителем. В условиях льготного налогообложения фирмы теряют меньше средств, чем номинально вкладывают. Поэтому в странах с прогрессивной системой налогообложения именно крупным фирмам выгодна благотворительность. Конечно, казна в этом случае недобирает какую-то часть доходов. Но зато объем средств, направленных на социальные нужды оказывается больше суммы недополученных налогов. Кроме того, правительство освобождается от забот относительно он-ределения целесообразности затрат на культуру, от забот, связанных с распределением средств и техническим контролем их использования. Никакие амбиции властей не в состоянии предусмотреть все факторы и полноценно регулировать развитие культурных процессов. Поэтому выигрывает, в конечном счете, не только фирма, но и государство в целом.
Фандрейзинг
|
|