Обратная связь
|
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 4 глава Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
В настоящее время в различных сферах культуры (и особенно правовой, экономической, политической, информационной, производственной) накоплен значительный модернизационный потенциал, который нередко представляет собой результат некритичного заимствования опыта развития других культурных систем, а потому зачастую воплощается в уродливых формах. Этот потенциал может быть использован во благо развития культуры, личности, общества (особенно в части инноваций, связанных с информационными и производственными технологиями), но только в том случае, если сам проект будет соответствовать специфике отечественной культуры, если его содержание будет учитывать собственное культурное наследие.
Следовательно, оптимизация культурной жизни, и особенно на региональном уровне, предполагает соразмерность традиционных и инновационных механизмов и процессов культурного развития, что обеспечивается созданием условий, создающих предпосылки для культурных инноваций и поддерживающих культурную преемственность. В основу культурного развития должна быть положена идея преемственности, созидания, востребованности историко-культурных ценностей и включенности их в контекст современных культурных процессов, сохранения норм, традиций и культурных практик, отвечающих критериям нравственности и гуманистичности, отражающих специфику территории и способных стать социокультурными стабилизаторами жизнедеятельности общества и человека.
В рамках культурных проектов регулированию подлежат: процессы и явления, характерные для культуры общества в целом (масштабные акции, имеющие широкий резонанс); культурная жизнь конкретного региона - здесь участником культурной акции становится различные социально-культурные субъекты (объединения, организации, учреждения), а целью -создание условий для саморазвития культурной жизни, поддержка значимых направлений и видов культурной деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни социума, развитию исторической, экологической культуры человека.
Важнейшим объектом культурного проектирования выступают сферы жизнедеятельности личности (представленные, как уже отмечалось, соответствующими учреждениями). Здесь можно обозначить несколько направлений поиска проектных решений:
а) оптимизация деятельности учреждений путем: их функциональной и содержательной корректировки (за счет перепрофилирования, расширения ассортимента услуг); повышения качества услуг. Содержательные проблемы решаются за счет освоение и внедрения новых технологий, повышения квалификации персонала, привлечения профессионалов из других областей деятельности;
б) проектирование новых моделей учрежде! шй (в том случае, если модификация существующих не решает проблем аудитории).
Объектом проектирования выступают также процессы социально-культурной жизни (события, акции). Проекты могут быть ориентированы на поддержку и развитие видов культурной деятельности, способствующих: росту качественных параметров социально-культурной деятельности; созданию условий для развития и самореализации личности.
Решающим условием разработки и реализации культурных программ является наличие соответствующей инфраструктуры. Это особенно важно для организации музейных проектов, связанных с музеефикацией объектов историко-культурного значения;37 обеспечением сохранности культурно-исторического
Типичный пример использования инфраструктуры: в девяностом году в Красноярске было закончено строительство нового музея Ленина. Но вот наступает девяносто первый гол, и этот уникальный архитектурный комплекс вынужден сворачивать и без того скромные экспозиции с точки зрения их подлинности. Работники музея выступили с инициативой создания на базе бывшего музея международной выставки современного искусства. Они получили поддержку местных властей, нашлись спонсоры, и в середине девяностых годов проект получил приз Совета Европы как лучший европейский музей года.
Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
ландшафта; сохранением памятников истории и культуры (включая поиск, комплектование, документирование, изучение, реставрацию и хранение продуктов культурного творчества).
Культурная инфраструктура представлена конкретной номенклатурой предприятий, учреждений и организаций. Серьезным ресурсом культурных проектов являются досуговые центры, музеи, библиотеки, которые сегодня не просто хранилища книг, но информационно-ресурсные центры и терминалы.
Проектные решения в сфере развития инфраструктуры включают: совершенствование и переориентацию деятельности традиционных учреждений в соответствии с сегодняшними задачами культурной политики; создание новых типов учреждений и институтов, способствующих решению задач культурного развития территории (например, проекты центров традиционной народной культуры, клубов-музеев, национально-культурных центров, народных музеев, частных коллекций, домашних библиотек, выставок); инициирование и поддержку учреждений, минимизирующих социальную напряженность территории (полит-клубы, культурно-просветительные общества).
Цель такого рода проектных мероприятий: обеспечить реальный доступ к культурным ценностям всем социальным группам и категориям населения; стимулировать многообразие субъектов культурной жизни и сделать реальностью альтернативность социально-культурных программ; создать условия, стимулирующие самоорганизующуюся социально-культурную среду обитания человека, способствующие саморазвитию и самоорганизации культурной жизни территории.
В качестве самостоятельного направления проектной деятельности можно рассматривать развитие индустрии досуга, уровень которой является сегодня не только показателем общего качества жизнедеятельности региона, но и средством повышения привлекательности территории на туристских рынках. Инфраструктура в данном случае выступает условием повышения качества социально-культурной жизни населения определенной территории. Значительным инновационным потенциалом обладает художественно-экспозиционное проектирование (например, музейное дело, выставочная деятельность). Его суть состоит в разработке основной идеи и содержания эка юзиции; обосновании вариантов образною и пространственно-пластического решения замысла; разработке модели визуально-пространственной коммуникации аудитории. Методологию проектирования здесь составляет воссоздание прошлого, его проецирование в настоящее и будущее.38 Сущность художественно-экспозиционного проектирования - выработка парадигмы, по новому интерпретирующей старые явления и факты.39 Основные функции художественно-экспозиционного проектирования - актуализация прошлого, манифестация настоящего и презентация будущего. Результатом этого становится: новый для культуры тип отношения к явлениям, событиям прошлого, новые способы осмысления настоящего. Новое видение, понимание прошлого - это своеобразная революция в «царстве мертвых», а за счет этого и в сообществе живых. И все это можно реализовать через организацию выставки.
Основным объектом культурных проектов выступает социально-культурная сфера территории как совокупность субъектов культурной деятельности, являющихся, с одной стороны, носителями идей, инициатив, технологий, традиций, с другой - носителями определенных проблем (в этом качестве можно рассматривать отдельную личность, социальную группу, учреждение, орган власти, коммерческую структуру и т. д.). Именно переживание проблемной ситуации делает человека потенциальным
Как отмечают специалисты, парадокс проектирования в музейном деле состоит в том, что создается нечто, чего еще нет, на остатках того, чего уже нет.
Много примеров парадигматического проектирования можно обнаружить в 20-е годы - в нем воплощалась идея демонстрировать в художественных музеях смену стилей в искусстве как отражение классовой борьбы. Именно в области парадигматического проектирования в культуре в XX ведется чрезвычайно интенсивная работа (поиски в сфере дизайна, поп-арт, постмодернизм).
Главг; 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
или реальным участником культурных проектов и программ (что особенно важно учитывать при разработке маркетинговых проектов, в процессе поиска внебюджетных источников финансирования).
Сфера культуры конкретной территория всегда является в то же время субъектом историко-культурной самобытности, уникальности. В процессе проектирования здесь важно знать и учитывать те факторы, которые составляют историко-культурную самобытность конкретного региона. Это могут быть традиции, предания, обычаи, обряды, праздники, игры, музыкальное и поэтическое творчество, народная педагогика, естествознание, медицина; памятники истории и культуры, уникальные природ-но-ландшафтные зоны.
Инфраструктурный потенциал сферы культуры представляет- собой совокупность организаций и учреждений различных ведомств, реально участвующих в организации социально-культурной жизни (спорт, здравоохранение, образование, досуг). Однако сферу культуры территории следует представлять шире -как многоуровневую систему культурной деятельности, не обязательно связанную с функционированием культурно-досуго-вых учреждений - ее «Площадкой» может быть квартира, двор, микрорайон, район, город.
Город, район, на пространстве которого разворачивается культурный проект, представляет для проживающего там человека культурно-эстетическую среду обитания (включая парки, ландшафтные и прогулочные зоны, открытые места отдыха и досуга и т. д.). В ситуации неблагоприятных условий культурно-эстетической среды обитания задачи культурные проекты могут содействовать обустройству территории, ее насыщению культурно-историческими символами, значениями и смыслами (например, посредством оптимизации топонимической структур м: названий улиц, ландшафтных зон и др.).
Территорию в процессе формирования и реализации культурных программ необходимо рассматривать также в качестве пространства, на котором сконцентрированы определенные проблемы: социальные, социально-демографические, социально-культурные.40 Такой подход к проектированию культурных программ дает целый ряд преимуществ их инициаторам, а именно: существенно активизируется участие в акции различных социальных групп и категорий населения (за счет ориентации проекта на реальные социальные группы, являющиеся носителями культурной специфики, потенциала, личностных проблем); за-действуется и востребуется историко-культурный потенциал территории; обнаруживаются новые финансовые источники и ресурсы - программа, ориентированная на решение различного рода проблем (территории, учреждений, коммерческих структур, социальных групп), имеет больше шансов привлечь необходимые для ее реализации ресурсы.
Освоение технологии проектирования выстраивается на базе определенной методологии, суть которой можно выразить семантической формулой: «ценности - цели - знания - методы». Это означает, что в основе овладения технологией маркетингового проектирования лежат четыре концептуальных блока. Ценности - этика профессии, ее философия, мировоззренческие принципы, определяющие социальную миссию специалиста, границы необходимого и возможного в его профессиональной деятельности с точки зрения нравственных норм социума и этического кодекса корпоративного сообщества. Цели - нормативные результаты, которые специалист предвосхищает, исходя из анализа ситуации и понимания сути своей профессии. Данные уровни проектной деятельности обеспечены соответствующими разделами, в которых раскрываются теоретические основания и принципы проектирования, характеризуется сущность и технология проблемно-целевого анализа. Важным мировоззренческим принципом здесь выступает идея социально-культурной обусловленности маркетинговых технологий, органич ность и успешность которых зависит от степени понимай ия и учета тех духовных ценностей, которые составляют ядро отечественной культуры. Зна-
Такой аспект анализа ситуации особенно важен при разработке региональных программ развития культуры и туризма, ориентирующихся на сужение пространства социокультурной проблематики территории, оптимизацию условий жизнедеятельности человека.
Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
ния и методы как составляющие образовательного цикла содержатся в этапах проектирования и проектных технологиях (анализ ситуации, определение и характеристика аудитории проекта, выработка наиболее оптимальных способов достижения планируемого результата).
Сегодня можно с полным основанием рассматривать проектную культуру в качестве технологической основы целого ряда профессий, границы компетенции которых лежат в социально-культурной, социально-педагогической и маркетинговой плоскости. Безусловно, каждая из этих профессий имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в свой сущности представляет собой разновидность проектной деятельности: ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для практической реализации. Специальные знания и владение соответствующими проектными технологиями способны гарантировать минимум принятия необоснованных и некомпетентных решений, обеспечить творческий подход, исключающий непродуктивное копирование многочисленных стереотипов и шаблонов.
4.3. Технология разработки проектов и программ в сфере культуры
Все более широкое применение культурных программ управлении сферой культуры имеет несколько причин.
Во-первых, это, разумеется, новые условия хозяйствования в сфере культуры, которые с 1989 г. потребовали конкретной технологии освоения, как минимум, части бюджетных средств (социального заказа). Распространение договорной дисциплины на бюджетное финансирование культурной деятельности потребовало выработки соответствующего типа документа, определяющего содержание, сроков и других условий работ по договору. Таким документом и является программа.
Во-вторых, необходимость привлечения финансовых средств из различных источников и других форм поддержки - задача чрезвычайно характерная и типичная для некоммерческой деятельности - также потребовала соответствующий документ, «под который» можно привлекать финансы и другие средства. Программа решает и эту задачу.
И наконец в-третьих, программный подход - характерная черта современного менеджмента вообще. Дополняя разработку отраслевых и территориальных планов, он как бы задает планированию «третье измерение», позволяя координировать усилия различных партнеров и соисполнителей, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и места расположения.
Следует подчеркнуть одно важное для сферы культуры обстоятельство. Даже применительно к бюджетным средствам программа является экономическим методом управления. Средства выделяются не в виде дотации (финансирования существования структуры, учреждения культуры), а на конкретную деятельность. Иначе говоря, программы и проекты позволяет получать бюджетные средства в хозрасчетной «упаковке» (договор, смета, промежуточные и итоговый акты сдачи-приемки). В этом смысле программа является экономической (конкретная смета, обосновывающая возможность реализации деятельности) и правовой (в виде договора) гарантией защиты интересов конкретных групп населения и потребителей. Более того, культурные программы и соответствующие договоры являются экономическими и правовыми гарантиями защиты интересов профессиональной среды работников культуры. Профессионалу (если он только профессионал) всегда лучше работать на конкретный договор, а не на абстрактные функции за дотацию. Этим же договором под программу защищаются его права как исполнителя.
Технология разработки проектов, программ должна давать ответ на ряд вопросов:
1. Кому и зачем нужна конкретная программа?
2. Какая необходима программа (по объему и содержанию)?
3. Кто будет разработчиком программы?
4. Как будет разрабатываться программа? Кто будет реализатором программы?
5. Каким образом будет организована реализация программы?
Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
С технологической точки зрения особый интерес - своей масштабностью, трудоемкостью разработки - представляют региональные перспективные программы поддержки и развития сферы культуры. Поэтому дальнейшее изложение ориентировано на разработку программ именно этого типа.
1. Кому и зачем нужна программа? В принципе, заказчиком разработки культурной программы могут быть самые различные социальные субъекты (органы власти, общественные организации и т. п.). Однако чаще всего необходимость в разработке программы возникает у местных органов государственного управления, нуждающихся в определении приоритетов развития культурной деятельности в регионе на определенную перспективу. Разработка программы может быть обусловлена также необходимостью координации и интеграции сил и средств различных субъектов для решения какой-то общей комплексной задачи (например, культурная программа Игр доброй воли или Олимпийских игр). Кроме того, культурная программа является важнейшим условием и предпосылкой привлечения средств из различных источников, дает конкретный материал для организации рекламной деятельности, PR и т. д.
В любом случае заказчик программы должен четко и ясно отдавать себе отчет в том, какого рода программный документ и для чего он намерен получить и принять по этому поводу решение. Отсутствие воли, неясность намерений очень часто обессмысливают разработку.
2. Какая программа необходима? Возможны два крайних варианта культурной программы. Один - в «американском» духе -«мягкий» вариант сводит программу к совокупности поступивших заявок и проектов. Эти заявки могут «раскассироваться» по определенным блокам (направлениям), различение которых носит скорее технически-вспомогательный, а не принципиальный характер.
Другой - «жесткий» - предполагает трудоемкое исследование, конкретизацию приоритетов в расписанные по конкретным срокам виды работ на перспективу.- Следует только помнить, что в любом варианте материалы как «большой» программы (в «жестком» варианте), так и конкретные проекты в рамках схемы приоритетов (в «мягком» варианте) должны иметь не только полное рабочее исполнение, включающее подробно прописанные проблему, идею, цели, задачи, содержание, обоснование обеспечения, схему контроля реализации и т. п. Необходимо также иметь аннотацию программных документов, их краткий вариант для использования в качестве раздаточного, рекламного материала, используемого в PR-акциях продвижения программы.
3. Кто будет разрабатывать программу? Разработкой программы могут заниматься непосредственно сами работники аппарата управления соответствующего государственного органа. И вроде бы, кто лучше них владеет материалом, знает проблемы и т. д. Опыт, однако, показывает, что у такого пути имеются существенные недостатки. Во-первых, разработка перспективной программы требует серьезного отвлечения от текущих дел, что зачастую не идет на пользу ни текущим делам, ни разработке. И во-вторых, чиновник, остающийся в кругу хорошо ему знакомых текущих проблем, с большим трудом может выйти за их горизонт, что принципиально необходимо при такой разработке.
Поэтому в высшей степени целесообразно привлекать для такой разработки независимых специалистов, хорошо ориентирующихся в современных культурных процессах, их динамике, местных особенностях и традициях. Опыт показывает, что небесполезным оказывается привлечение специалистов из гуманитарных вузов, научных центров. Однако полностью перепоручать разработку сторонним специалистам не следует - разработка может оказаться излишне абстрактной и утопичной, вариантом безответственного прожектерства, игрой ума, представляющей, в лучшем случае, теоретический интерес, не более. Поэтому в группу разработчиков обязательно должны войти также местные работники культуры - как наиболее опытные и компетентные из них, так и молодые, инициативные и перс*-
Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
пективные специалисты. Существенно облегчит разработку полноценной программы, а главное - последующую реализацию, привлечение к ее разработке представителей местной'законодательной и исполнительной власти (депутатов-членов комиссии по культуры, ведущих чиновников соответствующих служб), а также представителей общественности (творческих союзов, общественных организаций), ведущих журналистов, интересующихся проблемами местной истории, традиций и культурной жизни.
Организационно привлечение всего этого круга лиц может быть оформлено в виде комиссии по разработке программы, создания временного трудового коллектива и т. д. С активными участниками разработки могут быть заключены конкретные договоры подряда, трудовые соглашения, договоры на куплю-продажу интеллектуальной собственности и т.п. Иногда оформление группы разработки целесообразно проводить через другую организацию, что позволяет привлечь на хоздоговорной основе специалистов - представителей заказчика.
4. Как будет разрабатываться программа ? Сама разработка проекта и программы должна начинаться с определения проблемы (проблем), на решения которой будут направлены действия, определяемые данным документом. Это могут быть наши творческие проблемы. Но лучше исходить их осознания более общих проблем: социальных (незащищенность каких-то групп населения, молодежные проблемы), экономических (проблемы развития бизнеса - мелкого, среднего и крупного), политических (выборы), медицинских (профилактика СПИДа, борьба с наркотиками) и т. д.
Главное - понять, в решении каких реальных проблем региона мы можем принять участие, кем мы можем быть востребованы, встроиться в решение этих общих проблем. Понимание реа!ьных проблем выводит на иногда неожиданное социальное партнерство, открывает перспективы привлечения дополнительных ресурсов (см. разделы о вкладе сферы культуры в социально-экономическое развитие и о ресурсах сферы культу-ры). Знание об этих проблемах могут давать СМИ, распорядительные документы и специальные исследования. Ясная формулировка проблем, на решение которых он направлен, делает проект убедительным, придает ему актуальность и значимость. Он перестает быть нужным только нам, фактом только нашей биографии. В нем оказываются учтенными интересы потенциальных доноров, что обеспечивает реальную и прочную общность интересов, облегчает не только привлечение средств, но общую реализацию проекта или программы.
Следующим шагом в разработке проекта или программы является формулировка общей идеи проекта или программы. Это могут быть и наши творческие замыслы и идеи, и идеи организационного плана. Однако креатив креативом, но более реальным будет проект, если он будет направлен на решение выделенных ранее реальных проблем. Действительно, в чем может состоять идея нашего участия в решении социальных и прочих проблем? Это может быть организация серии концертов, праздника, конкурса, фестиваля и т. д. и т. п. Иначе говоря, речь идет о конкретной форме работы, комплексе мероприятий или акций. Понимание этого может дать новые и дополнительные импульсы, стимулирующие нашу творческую интуицию.
Товары и услуги в сфере культуры многомерны, напоминая то ли матрешку, то ли луковицу, а скорее - «жемчужину», состоящую из многих слоев «перламутра»: вдохновения и амбиций художника, удовольствия потребителей, подтверждения их статусных амбиций и престижей, рекламные и имиджевые интересы спонсоров, карьерные амбиции чиновников etc., etc., etc.
Только после этого можно приступать к формулировке цели или (целей) программы или проекта, т.е. описанию конкретного желаемого результата. Для этого могут использоваться специальные методы целевого обоснования (см. раздел о методах планирования).
Из сказанного очевидно, что разработка может включать в себя анализ состояния сферы культуры в регионе, проведение специального исследования (опросов, анкетирования, наблюдений, контент-анализа документов и прессы), проведение се-
Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
минаров, конференций и т. п. Такой путь, однако, серьезно задерживает и удорожает разработку. На основе исследований (по которым представляется аналитический отчет) надо выработать рекомендации, и только на их основе - собственно проектную часть программы.
Существенно повышает эффективность и результативность разработки технология апробационно-поисковых деловых игр, хорошо зарекомендовавшая себя на практике. С ее помощью можно в сжатые сроки, за счет интенсивной работы не только получить содержательный программный документ, но и сформировать группы поддержки и реализации этой программы. Центральными моментами применения этой технологии являются определение состава участников игры и ее сценария. О круге участников уже было сказано подробно (специалисты: работники культуры, представители общественности и т. д.). Оптимальным является проведение игры с примерно 25-ю участниками. В этом случае можно сформировать полноценные команды (5 команд по 5 человек) и организовать их конструктивную работу.
Сценарий проведения игры может включать следующие этапы.
/ Определение места и времени проведения игры. Полноценная игра занимает 2-3 дня. Поэтому целесообразно участников игры изъять (купировать) из контекста привычных дел, чтобы они могли активно участвовать в разработке практически в течение всех суток. Обеспечить это можно, вывезя участников игры в пригородную зону, например на базу отдыха, отвлекая их тем самым на время не только от текущих производственных, но и от прочих дел и забот.
S Формирование первоначальных (стартовых) команд, в которых участники обычно работают первый день. Опыт показывает, что первоначально участникам легче входить в игровой рабочий режим в командах сформированных по профессиональной принадлежности (музейные работники, библиотечные работники, учебные заведения, общественные организации, органы управления и т. д.). Кроме того, с такими командами легче решить первоначальные задачи игры (определение основных проблем, приоритетов и т. п.). Сценарием могут предусматриваться самоопределение команд (названия, девизы, конкурсы приветствий и т. п.). •/ Уже в игровом режиме команды участников (в качестве выполнения заданий) должны сформулировать: а) основные проблемы данного региона или организации, б) характеристику уникальной неповторимости культурного потенциала региона или организации, в) приоритетные направления поддержки и развития сферы культуры. Выполнение каждого задания сопровождается обсуждением, дискуссией, взаимной критикой или поддержкой, подведением итогов. По итогам выполнения каждого задания может и быть предусмотрено присуждение различных призов. Выполнение последнего задания позволяет переформировать команды уже не по профессиональной принадлежности, а по заинтересованности в том или ином приоритетном направлении.
S В новом составе участники получают задание на разработку конкретных проектов по реализации отдельных направлений поддержки и развития сферы культуры региона на ближайшую перспективу. Выполнение этого задания (обычно на него уходит второй день игры) может быть также разбито на этапы с промежуточной и завершающей взаимной экспертизой и подведением итогов.
S Поскольку все задания деловой игры выполняются с использованием схем, рисунков, диаграмм, подготовкой текстов, материалы игры, после их обобщения и оформления представляют конкретное содержание необходимой программы. Однако собственно оформление программы уже предстает во многом технической процедурой.
Проекты (программы) выполняют ряд функций:
<■ дают представление о способах решения реальных социально значимых проблем;
Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
<>• определяют обязательства участников решения этих проблем;
<> убеждают возможных социальных партнеров и доноров в необходимости участия в проектах (программах).
Поэтому они должны отвечать ряду требований:
♦ демонстрировать профессионализм разработчиков;
<> демонстрировать привлекательность, преимущества и достоинства этих проектов;
❖ быть конкретными, измеряемыми и реалистичными; давать ясное представление о конечном результате;
<> учитывать реальное время и реальные ресурсы, необходимые для их осуществления.
Этим обусловлены особенности проектов и программ как специфической плановой документации и требования к их оформлению. В наиболее общем и укомплектованном виде проект (программа) содержат следующие разделы.
•/ Титул, в котором указываются: название проекта; название организации и ее юридический статус; контакты (адрес, телефоны, факс, e-mail); фамилия, имя, отчество и контакты руководителя организации; география проекта; срок реализации (начало л окончание); общая сумма бюджета проекта.
S Краткую аннотацию: кто (организаторы), для кого (потребители, аудитория), что (основное содержание) делает.
■S Обоснование необходимости (актуальности): проблемы, идеи по их решению.
J Цели и задачи проекта.
S Подробное описание проекта: стратегия, механизмы.
S Организационный план: рабочий план-график работ.
S Ожидаемые результаты и механизм (методика) их оценки.
|
|