Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 4 глава

Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры

В настоящее время в различных сферах культуры (и особен­но правовой, экономической, политической, информационной, производственной) накоплен значительный модернизационный потенциал, который нередко представляет собой результат не­критичного заимствования опыта развития других культурных систем, а потому зачастую воплощается в уродливых формах. Этот потенциал может быть использован во благо развития культуры, личности, общества (особенно в части инноваций, свя­занных с информационными и производственными технологи­ями), но только в том случае, если сам проект будет соответ­ствовать специфике отечественной культуры, если его содержа­ние будет учитывать собственное культурное наследие.

Следовательно, оптимизация культурной жизни, и особенно на региональном уровне, предполагает соразмерность традици­онных и инновационных механизмов и процессов культурного развития, что обеспечивается созданием условий, создающих предпосылки для культурных инноваций и поддерживающих культурную преемственность. В основу культурного развития должна быть положена идея преемственности, созидания, востре­бованности историко-культурных ценностей и включенности их в контекст современных культурных процессов, сохранения норм, традиций и культурных практик, отвечающих критериям нравственности и гуманистичности, отражающих специфику территории и способных стать социокультурными стабилиза­торами жизнедеятельности общества и человека.

В рамках культурных проектов регулированию подлежат: процессы и явления, характерные для культуры общества в це­лом (масштабные акции, имеющие широкий резонанс); куль­турная жизнь конкретного региона - здесь участником куль­турной акции становится различные социально-культурные субъекты (объединения, организации, учреждения), а целью -создание условий для саморазвития культурной жизни, поддер­жка значимых направлений и видов культурной деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способству­ющих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни социума, развитию исторической, эколо­гической культуры человека.



Важнейшим объектом культурного проектирования выступа­ют сферы жизнедеятельности личности (представленные, как уже отмечалось, соответствующими учреждениями). Здесь можно обозначить несколько направлений поиска проектных решений:

а) оптимизация деятельности учреждений путем: их функ­циональной и содержательной корректировки (за счет пе­репрофилирования, расширения ассортимента услуг); по­вышения качества услуг. Содержательные проблемы ре­шаются за счет освоение и внедрения новых технологий, повышения квалификации персонала, привлечения про­фессионалов из других областей деятельности;

б) проектирование новых моделей учрежде! шй (в том случае, если модификация существующих не решает проблем аудитории).

Объектом проектирования выступают также процессы соци­ально-культурной жизни (события, акции). Проекты могут быть ориентированы на поддержку и развитие видов культур­ной деятельности, способствующих: росту качественных пара­метров социально-культурной деятельности; созданию условий для развития и самореализации личности.

Решающим условием разработки и реализации культурных программ является наличие соответствующей инфраструктуры. Это особенно важно для организации музейных проектов, свя­занных с музеефикацией объектов историко-культурного зна­чения;37 обеспечением сохранности культурно-исторического

Типичный пример использования инфраструктуры: в девяностом году в Красноярске было закончено строительство нового музея Ленина. Но вот наступает девяносто первый гол, и этот уникальный архитектурный комплекс вынужден сворачивать и без того скромные экспозиции с точ­ки зрения их подлинности. Работники музея выступили с инициативой создания на базе бывшего музея международной выставки современ­ного искусства. Они получили поддержку местных властей, нашлись спонсоры, и в середине девяностых годов проект получил приз Совета Европы как лучший европейский музей года.

Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры

ландшафта; сохранением памятников истории и культуры (включая поиск, комплектование, документирование, изучение, реставрацию и хранение продуктов культурного творчества).

Культурная инфраструктура представлена конкретной но­менклатурой предприятий, учреждений и организаций. Серь­езным ресурсом культурных проектов являются досуговые цен­тры, музеи, библиотеки, которые сегодня не просто хранилища книг, но информационно-ресурсные центры и терминалы.

Проектные решения в сфере развития инфраструктуры вклю­чают: совершенствование и переориентацию деятельности тра­диционных учреждений в соответствии с сегодняшними зада­чами культурной политики; создание новых типов учреждений и институтов, способствующих решению задач культурного раз­вития территории (например, проекты центров традиционной народной культуры, клубов-музеев, национально-культурных центров, народных музеев, частных коллекций, домашних биб­лиотек, выставок); инициирование и поддержку учреждений, ми­нимизирующих социальную напряженность территории (полит-клубы, культурно-просветительные общества).

Цель такого рода проектных мероприятий: обеспечить реаль­ный доступ к культурным ценностям всем социальным группам и категориям населения; стимулировать многообразие субъек­тов культурной жизни и сделать реальностью альтернативность социально-культурных программ; создать условия, стимулиру­ющие самоорганизующуюся социально-культурную среду оби­тания человека, способствующие саморазвитию и самооргани­зации культурной жизни территории.

В качестве самостоятельного направления проектной дея­тельности можно рассматривать развитие индустрии досуга, уровень которой является сегодня не только показателем об­щего качества жизнедеятельности региона, но и средством по­вышения привлекательности территории на туристских рынках. Инфраструктура в данном случае выступает условием повыше­ния качества социально-культурной жизни населения опреде­ленной территории. Значительным инновационным потенциалом обладает худо­жественно-экспозиционное проектирование (например, музей­ное дело, выставочная деятельность). Его суть состоит в разра­ботке основной идеи и содержания эка юзиции; обосновании ва­риантов образною и пространственно-пластического решения замысла; разработке модели визуально-пространственной ком­муникации аудитории. Методологию проектирования здесь со­ставляет воссоздание прошлого, его проецирование в настоящее и будущее.38 Сущность художественно-экспозиционного проек­тирования - выработка парадигмы, по новому интерпретирую­щей старые явления и факты.39 Основные функции художе­ственно-экспозиционного проектирования - актуализация про­шлого, манифестация настоящего и презентация будущего. Результатом этого становится: новый для культуры тип отно­шения к явлениям, событиям прошлого, новые способы осмыс­ления настоящего. Новое видение, понимание прошлого - это своеобразная революция в «царстве мертвых», а за счет этого и в сообществе живых. И все это можно реализовать через организа­цию выставки.

Основным объектом культурных проектов выступает социаль­но-культурная сфера территории как совокупность субъектов культурной деятельности, являющихся, с одной стороны, носи­телями идей, инициатив, технологий, традиций, с другой - носи­телями определенных проблем (в этом качестве можно рассмат­ривать отдельную личность, социальную группу, учреждение, орган власти, коммерческую структуру и т. д.). Именно пережи­вание проблемной ситуации делает человека потенциальным

Как отмечают специалисты, парадокс проектирования в музейном деле состоит в том, что создается нечто, чего еще нет, на остатках того, чего уже нет.

Много примеров парадигматического проектирования можно обнару­жить в 20-е годы - в нем воплощалась идея демонстрировать в художе­ственных музеях смену стилей в искусстве как отражение классовой борьбы. Именно в области парадигматического проектирования в куль­туре в XX ведется чрезвычайно интенсивная работа (поиски в сфере дизайна, поп-арт, постмодернизм).

Главг; 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры

или реальным участником культурных проектов и программ (что особенно важно учитывать при разработке маркетинговых проектов, в процессе поиска внебюджетных источников финан­сирования).

Сфера культуры конкретной территория всегда является в то же время субъектом историко-культурной самобытности, уникальности. В процессе проектирования здесь важно знать и учитывать те факторы, которые составляют историко-культур­ную самобытность конкретного региона. Это могут быть тради­ции, предания, обычаи, обряды, праздники, игры, музыкальное и поэтическое творчество, народная педагогика, естествознание, медицина; памятники истории и культуры, уникальные природ-но-ландшафтные зоны.

Инфраструктурный потенциал сферы культуры представля­ет- собой совокупность организаций и учреждений различных ведомств, реально участвующих в организации социально-куль­турной жизни (спорт, здравоохранение, образование, досуг). Од­нако сферу культуры территории следует представлять шире -как многоуровневую систему культурной деятельности, не обя­зательно связанную с функционированием культурно-досуго-вых учреждений - ее «Площадкой» может быть квартира, двор, микрорайон, район, город.

Город, район, на пространстве которого разворачивается культурный проект, представляет для проживающего там чело­века культурно-эстетическую среду обитания (включая парки, ландшафтные и прогулочные зоны, открытые места отдыха и досуга и т. д.). В ситуации неблагоприятных условий культур­но-эстетической среды обитания задачи культурные проекты могут содействовать обустройству территории, ее насыщению культурно-историческими символами, значениями и смыслами (например, посредством оптимизации топонимической струк­тур м: названий улиц, ландшафтных зон и др.).

Территорию в процессе формирования и реализации культур­ных программ необходимо рассматривать также в качестве про­странства, на котором сконцентрированы определенные про­блемы: социальные, социально-демографические, социально-культурные.40 Такой подход к проектированию культурных про­грамм дает целый ряд преимуществ их инициаторам, а именно: существенно активизируется участие в акции различных соци­альных групп и категорий населения (за счет ориентации про­екта на реальные социальные группы, являющиеся носителями культурной специфики, потенциала, личностных проблем); за-действуется и востребуется историко-культурный потенциал территории; обнаруживаются новые финансовые источники и ресурсы - программа, ориентированная на решение различно­го рода проблем (территории, учреждений, коммерческих струк­тур, социальных групп), имеет больше шансов привлечь необ­ходимые для ее реализации ресурсы.

Освоение технологии проектирования выстраивается на базе определенной методологии, суть которой можно выразить семан­тической формулой: «ценности - цели - знания - методы». Это означает, что в основе овладения технологией маркетингового проектирования лежат четыре концептуальных блока. Ценнос­ти - этика профессии, ее философия, мировоззренческие прин­ципы, определяющие социальную миссию специалиста, грани­цы необходимого и возможного в его профессиональной деятель­ности с точки зрения нравственных норм социума и этического кодекса корпоративного сообщества. Цели - нормативные ре­зультаты, которые специалист предвосхищает, исходя из ана­лиза ситуации и понимания сути своей профессии. Данные уров­ни проектной деятельности обеспечены соответствующими раз­делами, в которых раскрываются теоретические основания и принципы проектирования, характеризуется сущность и техно­логия проблемно-целевого анализа. Важным мировоззренческим принципом здесь выступает идея социально-культурной обуслов­ленности маркетинговых технологий, органич ность и успешность которых зависит от степени понимай ия и учета тех духовных цен­ностей, которые составляют ядро отечественной культуры. Зна-

Такой аспект анализа ситуации особенно важен при разработке регио­нальных программ развития культуры и туризма, ориентирующихся на сужение пространства социокультурной проблематики территории, оп­тимизацию условий жизнедеятельности человека.

Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры

ния и методы как составляющие образовательного цикла содер­жатся в этапах проектирования и проектных технологиях (ана­лиз ситуации, определение и характеристика аудитории проек­та, выработка наиболее оптимальных способов достижения пла­нируемого результата).

Сегодня можно с полным основанием рассматривать проект­ную культуру в качестве технологической основы целого ряда профессий, границы компетенции которых лежат в социально-культурной, социально-педагогической и маркетинговой плоско­сти. Безусловно, каждая из этих профессий имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в свой сущности представляет собой разновидность проектной дея­тельности: ее исходным результатом должен стать проект, пред­назначенный для практической реализации. Специальные зна­ния и владение соответствующими проектными технологиями способны гарантировать минимум принятия необоснованных и некомпетентных решений, обеспечить творческий подход, исключающий непродуктивное копирование многочисленных стереотипов и шаблонов.

4.3. Технология разработки проектов и программ в сфере культуры

Все более широкое применение культурных программ управ­лении сферой культуры имеет несколько причин.

Во-первых, это, разумеется, новые условия хозяйствования в сфере культуры, которые с 1989 г. потребовали конкретной технологии освоения, как минимум, части бюджетных средств (социального заказа). Распространение договорной дисципли­ны на бюджетное финансирование культурной деятельности по­требовало выработки соответствующего типа документа, опре­деляющего содержание, сроков и других условий работ по до­говору. Таким документом и является программа.

Во-вторых, необходимость привлечения финансовых средств из различных источников и других форм поддержки - задача чрезвычайно характерная и типичная для некоммерческой деятельности - также потребовала соответствующий документ, «под который» можно привлекать финансы и другие средства. Программа решает и эту задачу.

И наконец в-третьих, программный подход - характерная черта современного менеджмента вообще. Дополняя разработ­ку отраслевых и территориальных планов, он как бы задает пла­нированию «третье измерение», позволяя координировать уси­лия различных партнеров и соисполнителей, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и места расположения.

Следует подчеркнуть одно важное для сферы культуры обсто­ятельство. Даже применительно к бюджетным средствам про­грамма является экономическим методом управления. Средства выделяются не в виде дотации (финансирования существования структуры, учреждения культуры), а на конкретную деятельность. Иначе говоря, программы и проекты позволяет получать бюд­жетные средства в хозрасчетной «упаковке» (договор, смета, про­межуточные и итоговый акты сдачи-приемки). В этом смысле программа является экономической (конкретная смета, обосно­вывающая возможность реализации деятельности) и правовой (в виде договора) гарантией защиты интересов конкретных групп населения и потребителей. Более того, культурные программы и соответствующие договоры являются экономическими и право­выми гарантиями защиты интересов профессиональной среды ра­ботников культуры. Профессионалу (если он только профессио­нал) всегда лучше работать на конкретный договор, а не на абст­рактные функции за дотацию. Этим же договором под программу защищаются его права как исполнителя.

Технология разработки проектов, программ должна давать ответ на ряд вопросов:

1. Кому и зачем нужна конкретная программа?

2. Какая необходима программа (по объему и содержанию)?

3. Кто будет разработчиком программы?

4. Как будет разрабатываться программа? Кто будет реали­затором программы?

5. Каким образом будет организована реализация программы?

Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры

С технологической точки зрения особый интерес - своей масштабностью, трудоемкостью разработки - представляют региональные перспективные программы поддержки и разви­тия сферы культуры. Поэтому дальнейшее изложение ориенти­ровано на разработку программ именно этого типа.

1. Кому и зачем нужна программа? В принципе, заказчиком разработки культурной программы могут быть самые различ­ные социальные субъекты (органы власти, общественные орга­низации и т. п.). Однако чаще всего необходимость в разработ­ке программы возникает у местных органов государственного управления, нуждающихся в определении приоритетов разви­тия культурной деятельности в регионе на определенную перс­пективу. Разработка программы может быть обусловлена так­же необходимостью координации и интеграции сил и средств различных субъектов для решения какой-то общей комплекс­ной задачи (например, культурная программа Игр доброй воли или Олимпийских игр). Кроме того, культурная программа яв­ляется важнейшим условием и предпосылкой привлечения средств из различных источников, дает конкретный материал для организации рекламной деятельности, PR и т. д.

В любом случае заказчик программы должен четко и ясно отдавать себе отчет в том, какого рода программный документ и для чего он намерен получить и принять по этому поводу реше­ние. Отсутствие воли, неясность намерений очень часто обес­смысливают разработку.

2. Какая программа необходима? Возможны два крайних ва­рианта культурной программы. Один - в «американском» духе -«мягкий» вариант сводит программу к совокупности поступив­ших заявок и проектов. Эти заявки могут «раскассироваться» по определенным блокам (направлениям), различение которых носит скорее технически-вспомогательный, а не принципиаль­ный характер.

Другой - «жесткий» - предполагает трудоемкое исследова­ние, конкретизацию приоритетов в расписанные по конкретным срокам виды работ на перспективу.- Следует только помнить, что в любом варианте материалы как «большой» программы (в «жестком» варианте), так и конкрет­ные проекты в рамках схемы приоритетов (в «мягком» вариан­те) должны иметь не только полное рабочее исполнение, вклю­чающее подробно прописанные проблему, идею, цели, задачи, содержание, обоснование обеспечения, схему контроля реали­зации и т. п. Необходимо также иметь аннотацию программных документов, их краткий вариант для использования в качестве раздаточного, рекламного материала, используемого в PR-ак­циях продвижения программы.

3. Кто будет разрабатывать программу? Разработкой про­граммы могут заниматься непосредственно сами работники ап­парата управления соответствующего государственного орга­на. И вроде бы, кто лучше них владеет материалом, знает проб­лемы и т. д. Опыт, однако, показывает, что у такого пути имеются существенные недостатки. Во-первых, разработка перспектив­ной программы требует серьезного отвлечения от текущих дел, что зачастую не идет на пользу ни текущим делам, ни разработ­ке. И во-вторых, чиновник, остающийся в кругу хорошо ему знакомых текущих проблем, с большим трудом может выйти за их горизонт, что принципиально необходимо при такой разра­ботке.

Поэтому в высшей степени целесообразно привлекать для такой разработки независимых специалистов, хорошо ориенти­рующихся в современных культурных процессах, их динамике, местных особенностях и традициях. Опыт показывает, что не­бесполезным оказывается привлечение специалистов из гума­нитарных вузов, научных центров. Однако полностью перепо­ручать разработку сторонним специалистам не следует - раз­работка может оказаться излишне абстрактной и утопичной, вариантом безответственного прожектерства, игрой ума, пред­ставляющей, в лучшем случае, теоретический интерес, не бо­лее. Поэтому в группу разработчиков обязательно должны вой­ти также местные работники культуры - как наиболее опытные и компетентные из них, так и молодые, инициативные и перс*-

Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры

пективные специалисты. Существенно облегчит разработку пол­ноценной программы, а главное - последующую реализацию, привлечение к ее разработке представителей местной'законо­дательной и исполнительной власти (депутатов-членов комис­сии по культуры, ведущих чиновников соответствующих служб), а также представителей общественности (творческих союзов, общественных организаций), ведущих журналистов, ин­тересующихся проблемами местной истории, традиций и куль­турной жизни.

Организационно привлечение всего этого круга лиц может быть оформлено в виде комиссии по разработке программы, создания временного трудового коллектива и т. д. С активными участниками разработки могут быть заключены конкретные договоры подряда, трудовые соглашения, договоры на куплю-продажу интеллектуальной собственности и т.п. Иногда оформ­ление группы разработки целесообразно проводить через дру­гую организацию, что позволяет привлечь на хоздоговорной основе специалистов - представителей заказчика.

4. Как будет разрабатываться программа ? Сама разработка проекта и программы должна начинаться с определения про­блемы (проблем), на решения которой будут направлены дей­ствия, определяемые данным документом. Это могут быть наши творческие проблемы. Но лучше исходить их осознания более общих проблем: социальных (незащищенность каких-то групп населения, молодежные проблемы), экономических (проблемы развития бизнеса - мелкого, среднего и крупного), политичес­ких (выборы), медицинских (профилактика СПИДа, борьба с наркотиками) и т. д.

Главное - понять, в решении каких реальных проблем реги­она мы можем принять участие, кем мы можем быть востребо­ваны, встроиться в решение этих общих проблем. Понимание реа!ьных проблем выводит на иногда неожиданное социальное партнерство, открывает перспективы привлечения дополни­тельных ресурсов (см. разделы о вкладе сферы культуры в со­циально-экономическое развитие и о ресурсах сферы культу-ры). Знание об этих проблемах могут давать СМИ, распоряди­тельные документы и специальные исследования. Ясная фор­мулировка проблем, на решение которых он направлен, делает проект убедительным, придает ему актуальность и значимость. Он перестает быть нужным только нам, фактом только нашей биографии. В нем оказываются учтенными интересы потенци­альных доноров, что обеспечивает реальную и прочную общ­ность интересов, облегчает не только привлечение средств, но общую реализацию проекта или программы.

Следующим шагом в разработке проекта или программы яв­ляется формулировка общей идеи проекта или программы. Это могут быть и наши творческие замыслы и идеи, и идеи органи­зационного плана. Однако креатив креативом, но более реаль­ным будет проект, если он будет направлен на решение выде­ленных ранее реальных проблем. Действительно, в чем может состоять идея нашего участия в решении социальных и прочих проблем? Это может быть организация серии концертов, праз­дника, конкурса, фестиваля и т. д. и т. п. Иначе говоря, речь идет о конкретной форме работы, комплексе мероприятий или ак­ций. Понимание этого может дать новые и дополнительные им­пульсы, стимулирующие нашу творческую интуицию.

Товары и услуги в сфере культуры многомерны, напоминая то ли матрешку, то ли луковицу, а скорее - «жемчужину», состо­ящую из многих слоев «перламутра»: вдохновения и амбиций художника, удовольствия потребителей, подтверждения их ста­тусных амбиций и престижей, рекламные и имиджевые интере­сы спонсоров, карьерные амбиции чиновников etc., etc., etc.

Только после этого можно приступать к формулировке цели или (целей) программы или проекта, т.е. описанию конкретно­го желаемого результата. Для этого могут использоваться спе­циальные методы целевого обоснования (см. раздел о методах планирования).

Из сказанного очевидно, что разработка может включать в себя анализ состояния сферы культуры в регионе, проведение специального исследования (опросов, анкетирования, наблю­дений, контент-анализа документов и прессы), проведение се-

Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры

минаров, конференций и т. п. Такой путь, однако, серьезно за­держивает и удорожает разработку. На основе исследований (по которым представляется аналитический отчет) надо выработать рекомендации, и только на их основе - собственно проектную часть программы.

Существенно повышает эффективность и результативность разработки технология апробационно-поисковых деловых игр, хорошо зарекомендовавшая себя на практике. С ее помощью можно в сжатые сроки, за счет интенсивной работы не только получить содержательный программный документ, но и сформи­ровать группы поддержки и реализации этой программы. Цент­ральными моментами применения этой технологии являются оп­ределение состава участников игры и ее сценария. О круге участ­ников уже было сказано подробно (специалисты: работники культуры, представители общественности и т. д.). Оптимальным является проведение игры с примерно 25-ю участниками. В этом случае можно сформировать полноценные команды (5 команд по 5 человек) и организовать их конструктивную работу.

Сценарий проведения игры может включать следующие этапы.

/ Определение места и времени проведения игры. Полно­ценная игра занимает 2-3 дня. Поэтому целесообразно участников игры изъять (купировать) из контекста при­вычных дел, чтобы они могли активно участвовать в раз­работке практически в течение всех суток. Обеспечить это можно, вывезя участников игры в пригородную зону, например на базу отдыха, отвлекая их тем самым на вре­мя не только от текущих производственных, но и от про­чих дел и забот.

S Формирование первоначальных (стартовых) команд, в которых участники обычно работают первый день. Опыт показывает, что первоначально участникам легче входить в игровой рабочий режим в командах сформированных по профессиональной принадлежности (музейные работ­ники, библиотечные работники, учебные заведения, об­щественные организации, органы управления и т. д.). Кроме того, с такими командами легче решить первона­чальные задачи игры (определение основных проблем, приоритетов и т. п.). Сценарием могут предусматривать­ся самоопределение команд (названия, девизы, конкурсы приветствий и т. п.). •/ Уже в игровом режиме команды участников (в качестве выполнения заданий) должны сформулировать: а) основ­ные проблемы данного региона или организации, б) ха­рактеристику уникальной неповторимости культурного потенциала региона или организации, в) приоритетные направления поддержки и развития сферы культуры. Вы­полнение каждого задания сопровождается обсуждени­ем, дискуссией, взаимной критикой или поддержкой, под­ведением итогов. По итогам выполнения каждого задания может и быть предусмотрено присуждение различных призов. Выполнение последнего задания позволяет пере­формировать команды уже не по профессиональной при­надлежности, а по заинтересованности в том или ином приоритетном направлении.

S В новом составе участники получают задание на разра­ботку конкретных проектов по реализации отдельных на­правлений поддержки и развития сферы культуры реги­она на ближайшую перспективу. Выполнение этого зада­ния (обычно на него уходит второй день игры) может быть также разбито на этапы с промежуточной и завершающей взаимной экспертизой и подведением итогов.

S Поскольку все задания деловой игры выполняются с ис­пользованием схем, рисунков, диаграмм, подготовкой тек­стов, материалы игры, после их обобщения и оформления представляют конкретное содержание необходимой про­граммы. Однако собственно оформление программы уже предстает во многом технической процедурой.

Проекты (программы) выполняют ряд функций:

<■ дают представление о способах решения реальных соци­ально значимых проблем;

Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры

<>• определяют обязательства участников решения этих про­блем;

<> убеждают возможных социальных партнеров и доноров в необходимости участия в проектах (программах).

Поэтому они должны отвечать ряду требований:

♦ демонстрировать профессионализм разработчиков;

<> демонстрировать привлекательность, преимущества и до­стоинства этих проектов;

❖ быть конкретными, измеряемыми и реалистичными; давать ясное представление о конечном результате;

<> учитывать реальное время и реальные ресурсы, необхо­димые для их осуществления.

Этим обусловлены особенности проектов и программ как специфической плановой документации и требования к их офор­млению. В наиболее общем и укомплектованном виде проект (программа) содержат следующие разделы.

•/ Титул, в котором указываются: название проекта; назва­ние организации и ее юридический статус; контакты (ад­рес, телефоны, факс, e-mail); фамилия, имя, отчество и контакты руководителя организации; география проек­та; срок реализации (начало л окончание); общая сумма бюджета проекта.

S Краткую аннотацию: кто (организаторы), для кого (потре­бители, аудитория), что (основное содержание) делает.

■S Обоснование необходимости (актуальности): проблемы, идеи по их решению.

J Цели и задачи проекта.

S Подробное описание проекта: стратегия, механизмы.

S Организационный план: рабочий план-график работ.

S Ожидаемые результаты и механизм (методика) их оценки.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.