Обратная связь
|
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 2 глава Анализ проблемной ситуации является генетически первичным по отношению к последующим этапам. В дальнейшем проблемная ситуация либо преобразуется в нормативную модель, которая получает оформление на этапе целеполагания и затем обеспечивается инструментальной частью проекта, либо оценивается как неразрешимая с учетом наличных средств и ресурсов, и тогда проект не имеет перспективы с точки зрения результативности. Его конструктивная часть разрабатывается лишь после того, когда субъект проектирования видит желаемое (идеальное, нормативное) состояние объекта и когда в самой проблемной ситуации он обнаруживает средства и ресурсы, необходимые для ее оптимизации. Компетентное преобразование проблемной ситуации в нормативную - важнейшее условие выбора наиболее эффективных методов, определяющих результативность проекта в целом.
Сложность решения стоящих на этапе анализа ситуации задач состоит в неоднозначной трактовке самого понятия «проблема», в неизбежном субъективизме при их анализе и ранжировании, в консервативности взглядов специалистов, сводящих проблемное поле к банальным недостаткам, связанным с нехваткой средств, сильной конкуренцией и т. п.
Основными методами получения исходной информации, необходимой для всестороннего анализа ситуации, являются: поисково-инновационные игры, экспертные оценки, анализ статистической информации, социологические исследования, специальные маркетинговые исследования (метод фокус-групп, метод «репертуарных решеток» и т. д.).
2 этап: определение и характеристика аудитории проекта
На данном этапе проектирования проблемная ситуация конкретизируется и обретает определенность в виде сложноструктурированного субъекта, которому адресуется содержание проекта. В состав аудитории входят целевые и контактные группы, а в не-
Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
которых видах проектирования - учаггники разрабатываемой акции. Контактные группы и участники - те социальные силы, которые в силу своих специфических мотивов могут в какой-то форме принять участие в подготовке и реализации проекта.
13 процессе анализа ситуации возможны различные варианты.
S Проектировщику удается определить или идентифицировать те социальные категории и группы, которые выступают источником и носителем проблем - в дальнейшем они войдут в состав аудитории проекта (эта ситуация типична для проектирования маркетинговых коммуникаций в тех сферах бизнеса, в которых предложение не превышает спрос).
V Из реальных социальных групп нет той, которая соответствовала бы критериям нормативности и оптимальности. В таком случае аудиторию необходимо сформировать - предварительно обосновать ее нормативные параметры, а затем продумать мероприятия, способные скорректировать или даже изменить ценности и поведение определенного сегмента в желаемом (для заказчика, инициатора, коммуникатора, проектировщика) направлении. Модификация сегмента происходит путем продвижения в системе маркетинговой коммуникации образа «идеальной группы», привлекательность которой обеспечивается ее выигрышным позиционированием - она наделяется высоким социальным статусом и культурно-символическим капиталом, которые персонифицируются соответствующим и значимым для сегмента образом известной личности. В определенном смысле аудитория любого проекта создается, формируется, а ее нормативные параметры фиксируются на этапе целеполагания.
Выявление и характеристика аудитории проекта - важнейший этап проектирования, который важен не только для рекламной кампании или PR-мероприятия, но и для любой маркетинговой акции, где уже на уровне проектного обоснования необходимо дифференцировать участников и продумать пакет мероприятий для различных категорий.8 На данном этапе не-
8 Например, для массового праздника это могут быть выставка- музей, шоу, дискотека, встреча с любимым актером, различные конкурсы, если обходимо определить как целевую аудиторию, так и возможные (а для привлечения ресурсов - необходимые) контактные группы - те социальные силы, которые могут быть заинтересованы в осуществлении проекта или решении тех проблем, которые лежат в его основе.9
Задача проектировщика на данном этапе состоит в том, чтобы по итогам сегментирования определить и всесторонне охарактеризовать целевые и контактные группы, составляющие аудиторию проекта, т. е. выявить источник потребительской мотивации аудитории, четко отрефлексировать: кому и что следует адресовать и как это сделать максимально эффективно. Для этого необходимо учесть основные параметры, характеризующие специфику каждого составляющего аудиторию проекта сегмента, а именно: проблемы, носителем которых является данная общность; социально-психологические и культурные особенности (ценности, нравы, обычаи, традиции), регулирующие поведение и социальное взаимодействие в общности; ресурсы, которые можно задействовать в ходе реализации проекта. Значимость последних определяется видом проектирования - для рекламных кампаний это может быть материальное положение потенциальной аудитории, наличная потребительская мотива-
праздник тематический, то пресс-конференции, семинары и т. д.). Типичные участники праздника: дети, молодежь, туристы, пожилые, гости (важная категория для осущесвления рекламных задач, получения прибыли). Причем внутри каждой категории следует вычленить более узкие сегменты.
э Ситуация для обсуждения: для участия в празднике надо подобрать нужных с точки зрения маркетинговых целей гостей. Вопрос: по каким критериям их следует отбирать? Ответ: нужны гости, заинтересованные в саморекламе и способные: обеспечить позитивный имидж акции и ее инициаторов (за счет ассоциативного престижа); привлечь внимание СМИ (а это, как известно, хорошая бесплатная реклама). Для усиления мотивации гостей в структуре акции необходимо предусмотреть события, позволяющие гостям позиционировать себя по отношению к широкой общественности. Например, на Олимпийских Играх ритуал представления гостей длится несколько часов, но это оформлено так, что публикация; не теряет интерес на протяжении нескольких часов.
для PR-коммуникаций - статусный или культурно-символический капитал; для социальных проектов - знания, умения и навыки, которыми владеют члены общности и которые могут быть использованы в качестве средства,разрешения проблемной ситуации.
Критерии определения целевой аудитории:
а) в ее состав включаются те социальные группы и категории населения, которые являются носителем проблем, решаемых в рамках проекта (как правило, по такой логике формируется аудитория социальных проектов);
б) аудитория - социальные группы и силы, выступающие источником проблем инициатора проекта, т. с. проблемы данной организации или физического лица возникали в результате действия определенной группы лиц или отсутствия таких действий (например, негативное общественное мнение по отношению к фирме-производителю, отсутствие спроса на те или иные услуги);
в) аудитория - обладатель ресурсов, необходимых для решения проблем, т. е. по данному критерию мы рассматриваем в качестве составляющей аудитории проекта те социальные группы, организации и лица, которые имеют средства для демонстрации нужной интенсивности и качества потребительского поведения, обладают необходимым для формирования имиджа социально-статусным и культурно-символическим капиталом и т. д.10
Например, для участия в празднике необходимо отобрать гостей. В данном случае важны следующие критерии: гости должны иметь ресурсы, необходимые для обеспечения позитивного имиджа организатора и спонсора праздника, привлечения внимания СМИ, они должны стать источником позитивной информации о событии и его организаторах. 11о для этого само мероприятия, в свою очередь, должно иметь соответствующие ресурсы, решающие проблемы приглашенных. Не случайно на открытии и закрытии масштабных спортивных и культурных акций ритуал представления гостей занимает большую часть сценическою времени. 3 этап: целеполагание
По существу этот этап предполагает определение нормативных параметров объекта проектирования (в форме целевых установок) и шагов их достижения (задачи).
Цель - это «предмет стремления», желаемая ситуация в будущем, это осознанное и вербализованное предвосхищение результата действий. В технологическом плане цель представляет собой «перевернутую» проблему-следствие.
Например, программа по борьбе с курением, организованная Американским обществом но борьбе с раком American Cancer Society (ACS) совместно с агентством Porter Novelli и компанией SmithKline Beecham Consumer Healthcare.п Проблемная ситуация: исследование отношения курильщиков показало, что хотя человек знает о вреде курения и сложностях отказа от курения, о н не всегда активно ищет помощи у врачей и слабо информирован о новейших антиникотиновых средствах. Цели кампании: расширить границы программы борьбы с курением за пределы однодневного события; превратить фармацевта в консультанта по прекращению курения; способствовать продажам препарата Nicorette и NicoDerm; увеличить известность SmithKline Beecham и ее нико-тинозаменяющей торговой марки.
Задачи вырабатываются на материале проблем-причин, они ориентированы на устранение условий и факторов, порождающих проблемную ситуацию (и прежде всего проблем, актуальных для заказчика проекта). Задачи - конкретные шаги по достижению цели, которые, с одной стороны, связаны непосредственно с проблемной ситуацией, с другой - обозначают действия, необходимые для ресурсного обеспечения проекта. С этой целью очень часто планируются акции, выгодные контактным группам с точки зрения решения их собственных проблем, например формирование благоприятного имиджа спонсора, косвенная реклама продукции и т. д. За счет этого усиливается мотивация участия в проекте тех сил и структур, которые являются
11 См.: Самые успешные PR-кампании в мировой практике. - С. 226.
Главе'. 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
носителем важных с точки зрения реализации проектного замысла ресурсов.
Последняя операция на данном этапе - фиксация необходимых результатов. При этом выработка критериев и показателей эффективности производится в соответствии с задачами.
4 этап: инструментальное оснащение проекта
Здесь необходимо решить несколько задач: осуществить поиск вариантов проектного изменения ситуации; просчитать возможные последствия (социальные, маркетинговые, нравственные и т. д.) реализации каждого решения и выбрать оптимальные и обеспеченные в ресурсном отношении действий и акций; обосновать наиболее эффективные в маркетинговом отношении формы коммуникации (включая организацию взаимодействия инициатора, исполнителей проекта и его аудитории - целевых и контактных групп); проработать проект в содержательном отношении, т. е. определить средства и методы достижения целей, опредметив их в виде практических мероприятий и содержания деятельности внутри каждого из них; обосновать логическую последовательность и взаимозависимость действий в виде графика действий (который уточняется и дополняется после анализа ресурсов).
Инструментальная проработка и технологическое оснащение проекта предполагает: фиксацию его начала и основных этапов реатизации; обоснование наиболее оптимальных видов и форм коммуникации с аудиторией; определение содержания деятельности, способного минимизировать или разрешить проблемы инициатора и одновременно привлечь дополнительные ресурсы, необходимые как для реализации целей и задач, так и осуществления самого проекта.
В данном случае форма реализации проекта - это определенным образом упорядоченное взаимодействие (информационное, цен постное) инициатора (исполнителя) проекта и его аудитории.
Средства - то, с помощью чего преобразуется ситуация в соответствии с ее нормативной моделью. В маркетинговом проектировании основным средством выступает предмет коммуникации, который целенаправленно создается и продвигается в сознание целевых и контактных групп. Предметом может быть услуга, товар, ценность, имидж и т. д. (см. раздел данной главы 4).
Методы - совокупность приемов, операций и способов достижения целей, т. е. специфический инструментарий реализации идеи проекта,-который как бы «растворяется в его содержательной части, решая главную задачу - способствовать наиболее оптимальному и эффективному продвижению предмета в системе маркетинговых коммуникаций.
В содержании проекта предусматриваются практические мероприятия, напрямую не связанные с целями и за/1ачами проекта, но необходимые для ресурсного обеспечения проекта и прежде всего привлечения дополнительных средств12, для формирования благоприятного общественного мнения у населения и средств массовой информации по отношению к проекту, для привлечения внимания к той проблеме, которая стала причиной инициирования проекта (это могут быть презентации, пресс-конференции, выставки, концерты, аукционы и др.).
Суть инструментального этапа состоит в обосновании оптимальных способов изменения ситуации в направлении нормы и прежде всего за счет воздействия на те социальные группы (т. е. аудиторию проекта), которые рассматриваются в качестве источника проблем инициатора проекта и носителя специфических ресурсов. Это воздействие осуществляется по нескольким канатам:
а) информационному (например, целенаправленное информирование целевой аудитории о потребительских, социально -статусных, культурно-символических и иных свойствах продукта, услуги);
б) ценностному (достижение целей проекта путем формирования у целевых групп ценностных установок, способствующих усилению их потребительской мотивации и активизации потребительского поведения);
Независимо от вида проекта указанную задачу можно решить с помощью благотворительных вечеров, аукционов и т. д.
Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
в) технологическому (оснащение аудитории проекта способами успешного функционирования в той или иной проблемной ситуации).
Для более продуктивного решения задач на этапе инструментального оснащения проекта используются игровые формы анализа ситуации и рождения замысла проекта.13 При этом в игровую ситуацию должны быть вовлечены представители будущей аудитории проекта, исполнители, заказчики. В таком случае идея рождается внутри сообщества и затем уже оформляется проектировщиком. Но чаще замысел привносится специалистом в области маркетинговых коммуникаций. Поэтому предварительно он должен иметь Банк идей и способов проектного изменения различных ситуаций, возникающих в системе: «инициатор проекта - аудитория - социальная среда».
5 этап: ресурсное обеспечение проекта
Основные задачи этапа:
S определить характер и объем затрат;
•S выявить и привлечь необходимые для решения проектных задач ресурсы - финансовые, информационные, кадровые, технологические, ценностные, социальные, маркетинговые;
S определить социальные силы поддержки - те структуры, которые могут быть заинтересованы в реализации проекта (предварительную информацию для этого необходимо получить еще на этапе анализа ситуации - в процессе позиционирования проблем). Логика решения последней задачи может выглядеть следующим образом:
Заинтересованные структуры
| Характеристика проблем и ресурсов
| Мотивы участия в проекте
| Возможные формы участия
|
|
|
|
| 13 Например, часто в игровом режиме осуществляется сбор маркетинговой информации с помощью метода фокус-групп. Если проект не имеет явного коммерческого характера, то естественным финалом, завершающим проектную логику, должна стать программа фандрайзинга.
Таким образом, технология проектирования представляет собой развертывающуюся в определенной последовательности систему аналитических процедур и мыслительных операций. При этом в процессе окончательного оформления проектного решения воспроизводится не только «прямой» алгоритм проектной деятельности, но и обратная последовательность действий, что позволяет привести в соответствие проблемно-целевой и содержательный блоки проекта, смоделировать конечный результат, просчитать возможные и определить оптимальные варианты и способы решения проблем с учетом реальных или предполагаемых ресурсов.
Предмет социально-культурной коммуникации как средство проектного изменения ситуации
Основная технологическая задача проектировщика на инструментальном этапе - разработка предмета коммуникации, а также форм и методов его продвижения к целевым и контактным группам с целью разрешения или минимизации маркетинговых проблем субъекта - инициатора акции. Воспринимаемый сознанием аудитории предмет должен вызвать заданное отношение аудитории либо непосредственно к самому себе, либо к сопутствующим и опосредующим его элементам (например, повышение субъективной значимости пропагандируемого рекламой определенного стиля жизни сопровождается фактом потребления товаров и услуг', которые для личности становятся способом социального позиционирования своей принадлежности к данному стилю).
Предмет социально-культурной коммуникации - реальные и виртуальные объекты, помещаемые в систему коммуникации с целью решения проблем инициатора проекта и достижения нормативных параметров аудитории.
Рассмотрим первую группу предметов, по отношению к которым формируется спрос (как правило, они характерны для системы маркетинговых коммуникаций.
Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
1. Товар - нечто созданное производителем, имеющее предметное выражение и потребительскую стоимость. Непосредственным предметом маркетинговой коммуникации товар выступает в технике личных продаж, в системе организации выставок, в простейшей рекламе, которая информирует потребителей о функциональных свойствах того или иного товара.
2. Услуга как предмет маркетинговых коммуникаций представляет собой трудно фиксируемое явление, имеющее множество граней. Услуга определяется как: общественно-полезная деятельность; действие, приносящее помощь, пользу другому; продут труда, тождественный по своей экономической природе материальным благам; результат и процесс трудовой деятельности; «любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предоставить другой» (Ф. Котлер). Отмечается взаимность, обязательная «встречная» активность потребителя в ситуации потребления услуги: «Полезный эффект услуги - это результат совместных усилий ее производителя и потребителя».14 Вычленяя сущ ностн ые свойства дан ного феномена, услугу можно определить как целенаправленное и полезное действие субъекта, адресованное другим и осуществляемое в сфере экономических отношений (т. е. с целью получения прибыли). Основными характеристиками услуги является: непосредственный контакт производителя услуговых благ и их потребителя; партнерство (соучастие, взаимность, совутестность действий); совпадение в пространстве и времени производства и потребления (близость услугового производства и потребления, единое и взаимовыгодное функционирование двух или более сторон, субъектов), которое иногда называют симбиозной формой потребительского производства.15 В каждой сфере профессиональной деятельности услуги имеют свою специфику.
14 Экономическая энциклопедия. Под общей редакцией Л. И. Абалкина. -М., 1999. - С. 877. Это же свойство отмечено в русской народной пословице: «Услуга, что хлеб-соль: дело взаимное».
15 Песоцкая. Е. В. /СОЦИС. 2003. - № 7. - С. 56.
3. Акция как предмет коммуникации с точки зрения маркетинговых целей и задач может выступать как сама по себе, так и служить средством позиционирования определенного места -территории, города, региона, страны.16
4. Организация - сложно структурированный предмет коммуникации, который утверждается в сознании целевых групп рынка спроса за счет продвижения тех или иных составляющие имиджа, фирменного стиля и т. д.
5. Условия. В самом общем виде данная категория обозначает некие сущностные предпосылки жизнедеятельности субъекта (его развития, образования, удовлетворения базовых потребностей). В системе маркетинга условия должны быть поданы как значимые составляющие бытия субъекта, требующие его «встречной» активности. Как предмет коммуникации условия особенно важны в тех случаях, когда потребительские качества товара или услуги неопределенны (в частности, это характерно прежде всего для туристского бизнеса, в продукте которого не всегда обнаруживается турообразующая услуга, которую произвела сама фирма; для системы образования, в котором качество во многом определяется системой специфических условий).17
Например, карнавал в Рио-де-Жанейро как гурообразующий элемент, придающий региону дополнительную привлекательность, гей-олимпиада в Амстердаме, которая выполняет те же функции и т. д. Например, в силу специфичности образовательных услуг в процессе маркетингового продвижения вуза важно представить качество специальных и общих условий жизнедеятельности студента. В данном случае категория «условия жизнедеятельности» включает в себя всю совокупность материальных, социальных и духовных факторов, непосредственно влияющих на студента в процессе его обучения. Было бы нецелесообразно ограничивать среду жизнедеятельности студента только стенами вуза или прилегающей территорией. Среда - это все пространство, на котором ведется образовательно-воспитательный процесс, и чем она шире и разнообразнее по содержанию и структуре, тем эффективнее происходит формирование духовно-нравственной, социально-психологической, физической и в итоге - профессиональной культуры студента. Ведущими условиями образовательного процесса являются: профессиональное мастерство и масштаб личности
Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
6. Качество - совокупность базовых свойств и характеристик продукта или услуги, которые обеспечивают им «профильную» способность разрешать проблемы и удовлетворять потребности социального субъекта (отдельных граждан, социальных групп, предприятий и организаций). В системе маркетинговых коммуникаций качество фиксируется в сознании целевой аудитории путем позиционирования функциональных преимуществ определенного товара или услуги.
Во вторую группу входят предметы, с помощью которых формируется и стимулируется спрос (в широком смысле этого слова). Здесь предмет представляет сложное образование, конструктивными элементами которого являются следующие феномены.
1. Ценности. Они выступают предметом не только маркетинговых, но и социальных коммуникаций в широком смысле этого слова. Их трансляция и сохранение в системе социального опыта является важнейшей предпосылкой коллективной жизнедеятельности членов социума, условием их социальной интегрированное™. Некоторые ценности обретают в конкретном социуме особую значимость в качестве системообразующих, определяющих национально-культурную самобытность, идентичность, особенности менталитета, маркирующих историческое и культурное своеобразие народа. В процессе проектирования маркетинговых коммуникаций следует учитывать ценности, определяющие черты национального характера, обычаи и традиции, особенности национального этикета, религиозность и элементы обыденного мировоззрения. Ценность как предмет коммуникации используется не только в социальной, но и в коммерческой рекламе (например, ценность любви и уважения родителей усиливает мотивацию приобретения сотового телефона,
педагога; инфраструктура образовательного процесса (аудитории, читальные заты, компьютерные классы и т. п.), качество и безопасность проживания, питание, уровень бытового обслуживания, организация досуга, возможности занятий спортом, благоприятный психологический климат.
ценность здоровья детей - покупку соответствующего лекарства и т. д.). Ценности транслируются в педагогических формах коммуникации, они эксплуатируются государственной идеологией, воплощаются в образах художественных произведений и придают особенные черты всей художественной культуре.
Если предметом коммуникации выступает ценность, ее необходимо персонифицировать, т. е. в сюжетно-ролевой или документальной ситуации эту ценность должен явить человек, максимально полно воплощающий ее в собственной жизни. В таком случае включается механизм идентификации - воспринимающая личность начинает отождествлять себя с данным образом, перенимая не только ценности его носителя, но и способы самовыражения, а также демонстрируемые модели потребительского поведения.
2. Нормы. Данный феномен содержит в себе плюс и минус, фиксирует должное и запрещенное. Должно соблюдать правила уличного движения, платить налоги, воспитывать детей, при пожаре звонить 01. Запрещено переходить улицу на красный свет, красть, убивать, распространять наркотики, ругаться неприличными словами на улице и т. д.
По сути нормы выстраиваются на основе бинарной оппозиции - ее левая часть маркирована положительно, правая - отрицательно: можно - нельзя, положено - не положено, принято - не принято. Биполярность нормативных смыслов связана с двоичностью восприятия и постижения окружающего мира. Ю. М. Лотман считал, что принцип взаимодополнительности затожен в самой природе социально-культурных систем - недостаточность информации, находящейся в распоряжении мыслящей индивидуальности, делает необходимым для нее обращение к противоположной позиции. «Если бы мы могли представить себе существо, действующее в условии полной информации, то естественно было бы предположить, что оно не нуждается в себе подобном для принятия решений. Нормальной для человека ситуацией является деятельность в условиях недостаточной информации».18 Недостаток информации о феномене компенси-
Лотман Ю.М. Феномен культуры // Лотман Ю. М. Избр. статьи в 3 тт. -Таллинн. 1992. - Т. 1.
Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры
руется ее стереоскопичностью - возможностью получить совершенно иную проекцию той же реальности, в том числе и за счет перевода ее на другой язык.19
13 нормативных оппозициях существует срединная зона: если что-то запрещено, а что-то обязательно, то нечто разреитено, т. е. ни обязательно, ни запрещено; При этом социальные нормы носят более запретный характер, контролируются обществом, которое за их нарушение предусматривает определенные санкции. Нормы этические (относящиеся, в основном, к категории должного) более индивидуальны, они предполагают внутренний выбор личности, формируются семьей, системой образования, регулируются совестью, религиозным сознанием. Смысл и категоричность нормы обусловлены различными контекстами -историческим, профессиональным, конфессиональным, этническим, возрастным, бытовым и т. д. В частности, социальные и нравственные нормы в рекламе существенно расширяют свои границы за счет помещения их носителей в игровую или карнавальную ситуацию.
Как правило, норма как предмет коммуникации выступает в качестве основного средства решения задач социальной рекламы, которая ориентирована на пропаганду здорового образа жизни, предупреждение негативных последствий того или иного общественно порицаемого поведения (например, социальная реклама «Ты заплатил натоги?», сюжетно-ролевая ситуация, предупреждающая об опасности вождения автомобиля в нетрезвом состоянии, документальные сюжеты о вреде наркотиков и т. п.). Проектировщику следует учитывать, что в сознании целевой группы норма существенно актуализируется в том случае, если транслируется ее противоположность, т. е. «не-норма», которая подается как асоциальное, запрещенное, безнравственное, омерзительное.2"
Руднев В. О недостоверности // Логос 1997. - Вып. 9. Этот прием грамотно использован в социальном ролике, отмеченном на Каннском фестивале: изможденный молодой человек притиснут в переполненном пассажирами автобусе к старику, у которого вся шевелюра и пиджак в перхоти. Молодой человек с вожделением смотрит на 3. Имидж личности, организации, города, страны. Imago -лат. - изображение, портрет, вид, подобие, тень, призрак, представление).
Следует разделять два аспекта данного феномена: с одной стороны, имидж - целенаправленно сформированный образ (лица, акции, предмета, организации), адресованный конкретной аудитории с целью эмоционально-психологического воздействия на нее (технологический аспект). С другой стороны, имидж - субъективная картина, которая складывается в сознании аудитории в результате интерпретации полученной информации на основе уже сложившихся стереотипов и значений.
Часто сущность имиджа определяется через категорию «образ», что не совсем верно. Имидж не тождественен образу. Он не обязательно отражает реальность - он ее формирует, модифицирует и прежде всего изменяет общественное мнение, сознание, поведение. Имидж - виртуальный информационный объект, «отражение», которое существует независимо от его носителя - отражаемого. Это особенно четко проявляется в ходе избирательных кампаний - чаще всего объектом выбора является имидж, а не конкретная личность.21 С экономической точки зрения имидж - специально созданный коммерческий продукт, имеющий вполне определенную рыночную стоимость.
|
|