Маркетинговая среда организаций культуры Маркетинг является одним из ведущих инструментов менеджмента в организациях культуры. С помощью маркетинга организации культуры решают различные задачи своей деятельности -социальные, благотворительные, культурно-просветительские, научно-исследовательские, привлекая для этого разнообразные формы общественной и государственной поддержки.
Различные цели деятельности организаций культуры требуют выделения отдельных направлений их маркетинговой стратегии. Организации культуры ориентируют свою работу не только на посетителей, но и на лиц, оказывающих им различные виды поддержки. Согласно рис. 5.2, работа с посетителями, контрактниками, заинтересованными лицами, а также средствами массовой информации необходима для оправдания миссии организации культуры и создания ее репутации. Отношения с попечителями, спонсорами, фондами, государственными и местными властями направлены в организации культуры на получение денежной, материальной, организационной поддержки и выделяются в отдельное направление маркетинга.
Необходимо отметить, что разные области маркетинга в сфере культуры сильно взаимосвязаны. Внимание прессы, создание собственного уникального имиджа и прочной репутации позволяет привлечь интерес частных, корпоративных и государственных вкладчиков (см. рис. 5.3). Все это позволяет определить маркетинг в сфере культуры icaK совокупность взаимосвязанных мер, направленных на удовлетворение потребителей и получение внешней поддержки.
Выделенные направления маркетинга приобретают особую актуальность в российских условиях, когда организации культуры вынуждены искать альтернативы государственным источникам финансирования, привлекая финансовые средства от населения, коммерческих и некоммерческих организаций внутри страны и за рубежом.
Маркетинговая среда организаций культуры. В системе маркетинга организаций культуры большое значение имеет маркетинговая среда, т.е. совокупность элементов, формирующих и обусловливающих возможности организации по овладению конкретным потребительским рынком. Маркетинговая среда складывается из совокупности факторов на макро- и микроуровнях, напрямую влияющих на эффективность работы организации.
Макросреда. Макросреда включает заданные условия деятельности организации, которые необходимо учитывать при управлении и разработке стратегии развития. Макросреда объединяет такие факторы, как политические, экономические и др., определяющие развитие сферы культуры. В то же время сфера культуры отличается устойчивыми обратными связями со своей макросредой, которые заключаются в непосредственном влиянии на формирование личности, уровень развития нации, что, в конечном счете, воздействует на само отношение к сфере культуры.
Политическая среда. Во все времена политическая среда оказывала на сферу культуры сильное влияние. В России в дореволюционный период уделялось большое внимание развитию и финансированию императорских театров, созданию коллекций произведений искусства, что служило отражением величия и роскоши царского двора. В годы советской власти организации культуры находились в полной правовой и финансовой зависимости от государства, которое использовало сферу культуры для продвижения в обществе новой идеологии.
В настоящее время большинство организаций культуры в России являются государственными и действуют в организационно-правовой форме учреждения. Согласно Положению «Об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» № 609 от 26 июня 1995 г., государственные учреждения культуры владеют имуществом на праве оперативного управления и не отвечают им по своим обязательствам. В данном случае гарантом выплат выступает учредитель-собственник в лице государства, который контролирует и финансирует в полном или частичном объеме деятельность учреждений культуры.
Изменение правительственной политики по отношению к сфере культуры иногда тяжело сказывается на последней. Это связано с тем, что организации культуры характеризуются консервативностью, неспособностью к быстрой реорганизации и нововведениям. Так, с переходом к рыночным отношениям в стране сокращение государственных субсидий на нужды культуры и искусства привело к глубокому финансовому кризису многочисленные организации культуры.
Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры
Экономическая среда. Развитие сферы культуры непосредственно зависит от экономического благосостояния страны и типа экономической среды.
При социально-ориентированной экономической среде приоритеты отдаются развитию социальной сферы, в том числе и отрасли «культура и искусство». Государство, перераспределяя ВНII, направляет значительные средства на прямое финансирование организаций культуры. В качестве примера социально-ориентированной экономической среды можно привести опыт СССР.
В условиях рыночно ориентированной экономической среды организации культуры, как и коммерческие предприятия, должны самостоятельно заботиться о своем развитии. Прямые государственные субсидии в данном случае не являются основным источником финансирования сферы культуры. Государство отдает предпочтение косвенному финансированию некоммерческих организаций культуры через систему налоговых льгот. В таких условиях организациям культуры приходится заниматься предпринимательской деятельностью, привлечением средств от населения, коммерческого сектора, фондов, государства и т. д.
Кроме двух типов экономической среды можно выделить экономическую среду в условиях переходной экономики. Она характеризуется дефицитом как государственных, так и частных средств. Стремясь преодолеть кризис, организации культуры обращаются к зарубежным источникам финансирования, создают свои филиалы, общества, фонды на территории других государств.
Микросреда. Наряду с макропроцессами большое значение имеет также микросреда. Она включает силы, имеющие непосредственное отношение к самой организации и ее возможностям по обслуживанию клиентуры. Микросреда, в свою очередь, может быть подразделена на две составляющие: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя микросреда. Внешней средой маркетинга является та окружающая среда, на которую организация выходит со своими маркетинговыми мероприятиями. В сфере культуры она включает реальных и потенциальных посетителей, партнеров,- 302
Менеджмент в сфере культуры
спонсоров, благотворителей, волонтеров, конкурентов, а также общественность в лице средств массовой информации, формирующих общественное мнение, как о работе организации культуры, так и о культуре в целом (см. рис. 5.4).
Рис. 5.4. Составляющие внешней среды маркетинга организации культуры
В качестве потребителей организаций культуры выступают различные слои населения. Организации культуры могут специализироваться на работе с определенной аудиторией, например с детьми, взрослыми, студентами, пенсионерами и т. д.
В сфере культуры удовлетворение потребностей и желаний потребителей требуют пристального внимания. Одним из способов выявления данных потребностей являются проводимые организацией социологические опросы посетителей, книги «жа-
Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры
лоб и предложений», изучение общественного мнения через вторичные источники информации.
В качестве примера интересно рассмотреть потребности российских и иностранных посетителей Эрмитажа. Среди российских посетителей коллективные посетители большое внимание уделяют скидкам на билеты, возможностям посещения экскурсий, тогда как иностранные групповые посетители больше всего заинтересованы в высоком уровне обслуживания и четкости расписания. Впрочем потребности индивидуальных иностранных посетителей практически не отличаются от коллективных желаний. К ним добавляются наличие информационного обеспечения, удобных часов и дней работы, а также скидок на билеты.
Напротив, российские индивидуальные посетители проявляют наибольший интерес к образовательным, культурным и научным программам. Их желания обычно сводятся к возможности посещения отдельных и цикловых экскурсий, лекций, концертов, а также конференций, семинаров, студий, кружков и т. д.
В целом, российские посетители, в отличие от иностранных граждан, предъявляют меньше требований к уровню обслуживания и информационному обеспечению музея. Для них особенно важным является разнообразие и качество образовательных и культурных программ Принимая во внимание различия в потребностях целевых групп, организации культуры должны строить свою политику таким образом, чтобы максимально удовлетворять запросы потребителей.
Помимо потребителей, большую роль во внешней микросреде играют партнеры и конкуренты организаций культуры. Партнерами организаций культуры могут выступать не только подобные организации, но и коммерческие предприятия, органы государственной власти, общественные и иные некоммерческие организации, решающие совместными усилиями общие задачи.
Конкурентов организаций культуры можно объединить в две группы. Первая группа включает организации культуры, предлагающие сравнимые культурные услуги (музеи, театры, филармонии и др.). Вторая группа конкурентов объединяет организации сферы досуга, производящие услуги качественно иного характера (клубы, спортивные организации, танцхоллы и др.) Еще
Менеджмент в сфере культуры
несколько лет назад вторая группа конкурентов не принималась во внимание многими организациями культуры. Однако с быстрым развитием индустрии досуга подобные организации стали оказывать заметное влияние на функционирование сферы культуры, занимая все больше свободного времени потребителей.
В связи с тем что одним из направлений маркетинга организаций культуры является привлечение независимой поддержки, отдельное место во внешней микросреде занимают благотворители, спонсоры и волонтеры.
Внутренняя микросреда. Внутренняя среда маркетинга включает тех лиц и те силы, которыми осуществляется маркетинг внутри организации. Как правило, в крупных организациях культуры имеются службы, планирующие, разрабатывающие и осуществляющие маркетинговые программы отдельно для посетителей, спонсоров, друзей и т. д. Это отделы развития, гостеприимства, маркетинга и связей с общественностью.
Так, в Государственном Эрмитаже организационная структура маркетинга состоит из трех отделов, а именно: отдела развития и маркетинговых исследований, службы гостеприимства и связей с общественностью, подчиняющихся заместителю директора по выставкам и развитию (см. рис. 5.5).
Отдел развития, состоящий из пяти человек, занимается изучением запросов потребителей путем проведения маркетинговых исследований, привлечением благотворительных и спонсорских средств от физических и юридических лиц.
Самым большим отделом в организационной структуре маркетинга является служба гостеприимства, насчитывающая около двадцати сотрудников. В системе маркетинга служба гостеприимства играет важную роль, занимаясь предоставлением информационных услуг посетителям, развитием партнерских отношений в различных регионах. В своей работе отдел гостеприимства тесно сотрудничает со службой по связям с общественностью, ответственной за управление имиджем организации. Внимание общественности привлекается через средства массовой информации, сотрудничество с другими организациями, а также со спонсорами, благотворителями и органами государственной власти как внутри страны, гак и за рубежом. В задачи службы связей с общественностью также включается распространение информации о музее с помощью проведения конференций и коллоквиумов, совместной работы с организациями культуры, информационных и рекламных материалов.
Опыт развития маркетинговой деятельности в Эрмитаже свидетельствует о разветвленной организационной структуре управления маркетингом в крупных организациях культуры. Однако в небольших организациях культуры маркетинговые отделы обычно объединены в единую службу или их функции переданы другим внутренним структурам.
Условия эффективного использования маркетинга в сфере культуры
Важно понять главное: маркетинг в нон-профитном секторе культуры специфичен, и его реализация предполагает наличие ряда условий, в том числе:
<- знание рынка потребителей нон-профита, их нужд, запросов, дискомфортов в сфере досуга, культуры и творчества; знание социальных сил - попечителей (государственных и муниципальных органов, движений, спонсоров, меценатов), заинтересованных в обеспечении услуг потребителям; 306
Менеджмент в сфере культуры
<■ знание мотиваций попечителей, т. е. их собственных интересов, побуждающих их оказывать соответствующую поддержку;
<• продекларированность этих мотиваций и интересов в правовых актах, решениях соответствующих органов, в уставах, принятых программах и т. п.;
<• конкретизация этих интересов в приоритетных направлениях, видах и формах услуг и деятельности, их объеме, интенсивности и затратах.
Только выполнение этих условий делает возможным полноценное использование концепции маркетинга и маркетинговых технологий и методик в сфере культуры.
Отвечает ли этим условиям современная сфера культуры России. И да, и нет.
1. Развиваются, правда зачастую с перекосами в сторону коммерциализации, платные услуги населению и организациям. При всех, иногда прискорбгых, перекосах и поддержках это хорошая школа рыночного мышления и поведения, можно сказать - жизненная школа маркетинга.
2. Совершается переход от бюджетного финансирования структур и организаций к финансированию (из средств бюджета) конкретных федеральны х, республиканских, регионалы 1ых, муниципальных программ деятельности. Все чаще бюджетные деньги «под программы» и социальные заказы даются на конкурсной основе организациям-исполнителям вне зависимости от их формы собственности. За этим следует практика договоров, актов сдачи-приемки соответствующих работ. Фактически речь идет об уже сложившейся практике предоставления грантов в сфере культуры.
3. Создаются и развиваются различные фонды «поддержки», «возрождения» и т. д., также финансирующие из своих средств конкретные программы, проекты, заявки. Тем самым в культуре складывается организационно-экономическая ситуация, типичная для рыночной экономики, а значит и условия, необходи-
Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры
мые для полноценного и эффективного использования и применения маркетинга.
По это лишь объективные условия и предпосылки. Это возможность. Для ее реализации должны иметься субъективные предпосылки, такие как экономическая, правовая и менеджмент-ная (в том числе и маркетинговая) компетентность работников сферы культуры, их готовность, желание и умение действовать в рыночных условиях. К сожалению, иждивенчество, ориентация на «бесплатность» КНР (т. е. расходование бюджетных средств) до сих пор характерны для профессиональной среды. Данное пособие, соответствующие учебные курсы направлены в том числе и на преодоление этой инерции и инертности.
Многое решает инициатива на местах. Так, например, в Пермском академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского была создана специальная служба развития театра - отдел маркетинга и связей с общественностью.
Приведем рабочие документы этой службы.
Концепция работы отдела маркетинга и связей с общественностью
Цели:
■Ф- формирование внутри корпоративных коммуникаций;
❖ создание корпоративной репутации; <■ увеличение зрительской аудитории;
■> возрождение культуры посещения театра;
❖ нахождение дополнительных возможностей финансовой поддержки театра.
Задачи:
•> провести ситуационный анализ (анализ сильных и слабых сторон, а также внешних возможностей и угроз);
-> сформировать миссиютеатра (легенда, цели, внутрикорпоративная философия, корпоративные стандарты, внутренние и внешние слоганы (деЕмзы);
<• разработать (откорректировать) фирменный стильтеатра;
•Ф- разработать концепцию рекламной кампании;
•> разработать (откорректировать! фандрейзинговый пакет;
■Ф- разработать план мероприятий, направленных на увеличение посещаемости спектаклей;
Менеджмент в сфере культуры
❖ провести PR-акции, направленные на увеличение зрительской аудитории и воспитание культуры посещения театра;
❖ разработать (откорректировать) систему отчетности и анализа проделанной работы.
Направления деятельности:
Функция
| Исполнитель
| Координация работы отдела:
| Начальник
|
| проведение ситуационного анализа;
| отдела -
| >
| написание миссии театра;
| PR-специалист
| >
| разработка (корректировка) фирменного стиля;
|
| г
| разработка концепции рекламной кампании;
|
| г
| разработка (корректировка) фандрайзингового пакета;
|
| >
| разработка плана PR-акций, направленных на увеличение
|
|
| зрительской аудитории и воспитание культуры посещения
|
|
| театра;
|
| >
| разработка (корректировка) системы отчетности и анали-
|
|
| за проделанной работы;
|
| >
| организация выпуска сувенирной поодукции и печатной
|
|
| имиджевой продукции;
|
|
| создание в отделе библиотеки специальной литературы;
|
| Г
| пополнение материально-технической базы отдела
|
| Информационное сопровождение
| Менеджер
| деятельности театра:
| по работе
|
| проведение мониторинга СМИ;
| со СМИ
| >
| написание пресс-релизов;
| (пресс-
|
| проведение пресс-конференций;
| секретарь)
| >
| организация аналитических публикаций в прессе,
|
|
| репортажей на ТВ;
|
|
| постановка рекламных модулей и роликов в СМИ;
|
| г
| распространение печатной продукции среди различных
|
|
| целевых аудиторий;
|
|
| рассылка директ-мейлов;
|
|
| информационная работа с фондом «Жемчужина Урала»;
|
|
| информационная работа со спонсорами;
|
|
| организация визуальной и аудиальной информации
|
|
| в фойе театра;
|
| г-
| организация работы сувенирного киоска;
|
| "г
| продажа продукции, представленной в сувенирном киоске;
|
|
| ведение финансовой отчётности работы сувенирного
|
|
| киоска
|
| Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры
5.2. Реклама и массовая культура
Виды, формы и содержание рекламы
Реклама стала частью нашей жизни, подчас это вызывает раздражение, но хотим мы того или нет, а она оказывает на нас влияние.
Реклама - это сила, которая способна изменять наше восприятие окружающего мира, наше мышление и поведение.
Массовая культура включает в себя рекламу - рекламу самой себя. Произведения массового искусства - рыночный товар, предназначенный для массового сбыта, а для роста сбыта реклама необходима. Поэтому помимо специальных рекламных кампаний и презентаций, устраиваемых изготовителями этих произведений, в последние обычно включается самореклама, выраженная в завлекательном названии, интригующей обложке, хвалебных предисловиях и комментариях.
Л реклама, со своей стороны, стараясь привлечь к себе интерес публики, стремится стать искусством, разумеется, искусством массовым. Рекламные объявления и клипы обращаются к рисунку, музыке, актерской игре и другим художественным приемам, что нередко придает им облик произведений искусства, но, правда, эстетические их качества играют лишь служебную роль и подчинены утилитарным задачам.1
Реклама и массовая культура - если не близнецы, то - братья. И тут и там - яркие краски, длинноногие девицы, мускулистые красавцы, роскошные интерьеры и автомобили, безумно изысканные наряды. Даже речь персонажей массового искусства нередко складывается из фраз, напоминающих краткие словесные формулы рекламных объявлений.
Содержание рекламы излагается в форме рекламного обращения. Источником основных идей рекламного обращения является обобщение информации, получаемой от потребителей, продавцов, дилеров, экспертов, а также добытой у конкурентов.
1 Кармин С. М. Психология рекламы. СПб.: Изд-во ДНК, 2004. С.24.
Менеджмент в сфере культуры
Создание рекламного обращения - творческий процесс. Авторы рекламного обращения должны обладать развитым воображением, фантазией, литературными способностями, они должны уметь поставить себя на место потребителя и оценить, какое впечатление произведет на него реклама с точки зрения рациональной - по смыслу, чувственной - по эмоциям, удовлетворения самолюбия или реатизаиии общественных предпочтений. Исходный импульс для создания рекламного обращения залает рекламодатель. Как правило, он готовит задание на разработку текста рекламы, в котором ставятся ее задачи, излагается основное содержание, задается тон обращения и его основные аргументы. Наиболее употребительны следующие варианты обращения.
Представление свидетельств потребителей о высоких кондициях товара или услуги. Рекламное обращение представляет потенциальному покупателю конкретного потребителя, «попробовавшего» товар и оставшегося от него в восторге. Большое значение придается при этом личности выступающего. Это должен быть располагающий к себе, вызывающий доверие симпатичный человек. Часто к этой роли привлекают знаменитых людей: актеров, ученых, спортсменов.
Сцены из жизни. Потребителю демонстрируется применение, употребление или эксплуатация товара в различных жизненных условиях. Если товар - автомобиль, то на дороге, продукт питания -- за обеденным столом, одежда и обувь - на привлекательной модели, мебель - в современном интерьере гостиной или кухни.
Реклама популярной телевизионной программы «Звезды на льду» нередко выглядит как репортаж с тренировок. В итоге реклама превращает шоу в событие, становится «новостью».
Свидетельство престижности и уровня потребления. Товар демонстрируется в условиях, показывающих, что его применение престижно и обеспечивает высокий уровень потребителю. («Товар для настоящих мужчин» и тому подобное).
Возможность достижения высокой цели. Реклама подчеркивает, что приобретение данного товара обеспечивает успех в жизни, достижение результатов в бизнесе, внешнюю привлекательность.
Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в 1^юре культуры
Вызов положительных эмоций. Не призывая напрямую купить товар, реклама рассчитывается на вызов у потребителя положительных эмоций, связанных с обладанием данным товаром. Товар демонстрируется как бы мимоходом, на фоне приятного интерьера, природы, художественного полотна и тому подобное.
Беллетризация рекламы. Рекламное обращение облекается в форму рассказа или стихотворения, описывающего данный товар и сопровождающего его потребление радостью: «Лучших сосок не было и нет, готов сосать до старых лет».
Реклама может фактически присутствовать в материалах, которые в целом не являются рекламными, - в различного рода радио-, теле- и аудиопродукции, в журнальных и газетных очерках, в художественных произведениях и пр. Как определить, есть там реклама или нет? В Законе о рекламе говорится, что целенаправленное обращение внимания потребителей на конкретную марку товара, на изготовителя или продавца с целью формирования интереса к ним следует считать рекламой, и чтобы это было ясно для потребителей, их надо об этом ставить в известность (например, пометкой «на правах рекламы»). Но на практике возникают ситуации, в которых применение указанных норм закона наталкивается на трудности.
Пример - кинофильм «Особенности национальной рыбалки». В нем несколько раз на экране крупным планом показывается бутылка водки с отчетливо видной этикеткой «Урожай». Фирма, изготовляющая эту водку, и была спонсором фильма. Таким образом, в нерекламном произведении дается целенаправленное указание на марку товара, причем, по сути дела оплаченное Согласно закону, здесь имеет место реклама, и в подобных случаях ее нужно сопровождать пометкой «на правах рекламы». Но эстетика требует другого.
Театрализованная реклама - рекламное обращение в форме небольшого спектакля в жанре драмы или комедии. Иногда это небольшой мюзикл, телевизионный или аудиоклип. Эти представления могут быть как целиком посвящены рекламированию товара, так и содержать рекламный материал в качестве фрагмента, вставки в основной текст.
Менеджмент в сфере культуры
Реклама достижений фирмы. В рекламном обращении делается акцент не на рекламе конкретного товара, а на достижениях фирмы. Такой вид рекламного обращения характерен для известных, уже утвердившихся на рынке фирм. Обычно подчеркивается многолетний опыт и успехи фирмы в деловом мире и среди потребителей.
Ссылка на авторитеты. В последние годы широкое распространение получили рекламные обращения, базирующиеся на оценке достоинств товара общепризнанными авторитетами. Это оценки и рекомендации научных организаций, всевозможные сертификаты, дипломы и свидетельства о высоких призовых местах на конкурсах, оценки, полученные на ярмарках и выставках и тому подобное.
Использование всевозможной символики, привязанной к данному товару. В качестве символа товара может использоваться определенный реальный или рисованный персонаж, животные или предметы. С рекламируемым товаром связывается определенная музыка, звуковые или световые эффекты.
Получив несколько вариантов рекламного обращения, рекламодатель совместно со специалистами по рекламе выбирает несколько наиболее подходящих, и на их основе готовится окончательный рабочий вариант. Это, как правило, не один из рассмотренных выше вариантов в чистом виде, а некое их сочетание, наиболее полно отвечающее требованиям маркетинга.
В качестве таких требований прежде всего выступает соответствие обращения рекламируемому товару, подчеркивание свидетельств исключительности данного товара, а также убедительность рекламы для потенциального покупателя товара.
Соответствие рекламного обращения рекламируемому товару означает наличие в нем полной и соответствующей объекту информации о товаре. Этой информации должно быть достаточно не только для ознакомления с предлагаемым товаром, но и для принятия решения о его покупке. Не последнюю роль при этом играет популярная, доступная любому покупателю и, по возможности, интересная, занимательная форма изложения сведений о товаре.
Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры
Подчеркивание свидетельств исключительности данного товара означает возможность информировать потребителя о принципиальной новизне, неповторимости и преимуществах данного товара по сравнению с товарами конкурентов.
Убедительность рекламного обращения означает его способность внушить потребителю представление о правдивости рекламы, ее достоверности и точности приведенных в ней сведений о товаре.
Разумеется, рекламная деятельность в сфере культуры имеет свою специфику. Так, реклама в музыкальной индустрии -это инструмент, с помощью которого публике дается такая информация, которая побуждает ее проявить интерес к творчеству артиста.
При этом здесь имеет место реклама, прежде всего, не материальных ценностей (хотя, например, диск сам по себе материален), а реклама духовно-интеллектуальных ценностей и услуг (культурно-зрелищная реклама, реклама информационной продукции и др.).
Комплекс целей, которые преследует эта реклама вполне очевиден:
сообщить сведения о том, что такой-то проект существует, что он имеет определенные характеристики (идея, формат, имидж, диски, кассеты, концертные выступления и др.);
■> заставить думать об этом проекте/артисте;
■ф- заставить желать приобрести продукты творческого труда (купить диск, сходить на концерт), побудить мечтать о нем, мысленно представляя его.
Иными словами, происходит завоевание потенциальной аудитории, которая и будет основным потребителем творческого труда артиста/продюсера.
При этом цели рекламы должны быть установлены точно и по возможности выражены количественно. Например:
создать имидж артисту; ■> улучшить имидж известного артиста и т. д.
Менеджмент в сфере культуры
Механизм действия рекламных средств рассмотрим на примере рекламной афиши, одной из форм печатной рекламы, содержание которой - анонс концерта.
Афиша. Эффективность воздействия плаката достигается при помощи трех основных качеств:
❖ ясности трактовки сообщения;
<■ новизны содержания и формы рекламного обращения, что обеспечивает внимание тех, к кому обращена афиша. Здесь большое значение имеют композиционные средства, которые должны оказывать на зрителя эстетическое воздействие;
■ф- соответствие потребностям определенных социальных групп. Например, текст концертной афиши Витаса содержал название его программы («Витас. Песни моей мамы»), в которой налицо стремление охватить зрелую аудиторию.
Для современного этапа развития рекламной индустрии характерна тенденция образования все новых и новых форм рекламы, связанных с креативной деятельностью и инновациями. Так, в аудиовизуальной рекламе возникает такая форма, как реклама клипа. Ставшая традиционной, она представляет собой, с точки зрения специалиста по рекламе, довольно интересное явление. Любой видеоклип, по своей сути, - реклама песни, реклам творчества артиста, поэтому анонс видеоклипа будет своего рода рекламой рекламы.
В связи с появлением новых средств массовой коммуникации появляются новаторские формы рекламы, такие как интерактивное общение в сети Интернет и на телевидении, электронная реклама и др.2
Средства и методы рекламы
Готовя решение о средствах рекламы, специалист по рекламе должен найти ответы на следующие три вопроса:
<• Какова должна быть частота появления рекламы?
Корнеева С. М. Музыкальный менеджмент. - М.: Изд-во Юнити-Дана, 2006. С. 142, 146.
Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры
<> Какова должна быть широта охвата рекламой аудитории? <> Каково должно быть воздействие рекламы на аудиторию?
Ответ на эти вопросы зависит прежде всего, от того, что должно рекламироваться, какая аудитория выступит в качестве возможного потребителя рекламируемого товара, какие усилия потребуются для того, чтобы убедить эту аудиторию приобрести рекламируемый товар.
В зависимости от ответа на упомянутые вопросы избираются средства рекламы:
❖ пресса (газеты, журналы);
■ф- радио;
<> телевидение;
<> адресная почта;
<)• наружная реклама (щитовая, в метро и тому подобное).
Каждое из этих средств обладает определенными достоинствами и недостатками.
Пресса, при сравнительно невысокой стоимости, обладает возможностью установления любой частоты появления рекламы, значительной широтой охвата гибкостью и злободневностью, признанием и доверием аудитории. Недостаток прессы - кратковременность появления рекламных объявлений и низкое качество изображения. Журнал по сравнению с газетой обладает большими полиграфическими возможностями и большей долговечностью.
Радио, при сравнительно небольшой стоимости, способно обеспечивать любую требуемую частоту повторения, весьма широкий охват аудитории, нацеленность на определенные регионы и группы населения. Недостаток - ограниченность рекламы только аудио (звуковыми) средства\т, кратковременность контактов с аудиторией.
Телевидение - высокая частота повторения и большая широта охвата, огромная сила воздействия как аудио- так и видеосредствами. Недостатки - значительная стоимость, кратковременность контакта с аудиторией, наличие конкурирующей рекламы на тех же каналах.
Менеджмент в сфере культуры
Адресная почта - при небольшой стоимости высокая избирательность. Недостатки - низкая частота повторения, ограниченная широта охвата, отторжение частью населения.
Наружная реклама - при среднем размере стоимости достаточно широкая аудитория, постоянное присутствие. Недостатки - слабая избирательность, быстрое привыкание населения.
Анализируя возможные средства применительно к требованиям рекламы, специалист предлагает свои рекомендации руководству фирмы, которое принимает принципиальное решение о средствах и формах рекламы.
На основании решения руководства фирмы специалист по рекламе выбирает конкретных носителей рекламы и согласовывает с ними график использования этих средств.
Для сравнительной оценки носителей рекламы, по опыту западных рекламных агентств, целесообразно определять стоимость рекламы конкретного носителя в расчете на аудиторию в 1000 человек.
Психология рекламы
Объектом рекламы является человек, поэтому воздействие рекламы - это прежде всего психологическое воздействие.
Потребитель рекламы оценивает ее прежде всего с позиций своих интересов, способности рекламируемого товара удовлетворять его потребности. Это удовлетворение и есть главный стимул потребителя. Что же собой этот стимул представляет? С какими мотивами связан?
Прежде всего, это деловые мотивы, связанные с пользой от товара. Потребитель хочет получить вещь, которая будет ему служить, приносить определенный результат, прибыль и тому подобное.
С деловыми мотивами тесно связаны мотивы привычки, традиции. Мы предпочитаем потреблять и эксплуатировать товары, проверенные временем, традиционные в своей стране, профессиональной среде и тому подобное.
С мотивами привычки сочетаются и мотивы моды, престижности покупки. Эти мотивы иногда противоречат деловым сооб-
Глава 5. Маркетинг и социальные коммуникации в сфере культуры
ражениям, даже идут вразрез с ними. И тем не менее, их роль весьма велика.
|