Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Л. Грицай

Источник: Журнал «Дошкольное воспитание» 2012/8 с.13

Над статьёй работала Молчанова Лидия

Дар словотворчества у детей можно наблюдать уже в раннем возрасте. Этот исключительный в речевом отношении период детской жизни описал К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти». Во второй главе «Подражание и творчество. Детское чутье языка» читаем: «Если бы потребовалось наиболее наглядное, внятное для всех доказательство, что каждый малолетний ребенок есть величайший умственный труженик нашей планеты, достаточно было бы приглядеться внимательнее к сложной системе тех методов, при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком, всеми оттенками его причудливых форм, всеми тонкостями его суффиксов, приставок и флексий» [11]. Действительно, герои книги «От двух до пяти» познают мир взрослых в первую очередь через живое богатство речи, принимая и понимая все со свойственной детям любознательностью и доверием.

На эту же особенность познания дошкольниками окружающего мира через родное слово обращали внимания и русские педагоги XIX столетия. Одним из первых данную проблему стал изучать К.Д. Ушинский. Он и его последователи призывали родителей к внимательному и бережному развитию в детях чувства слова, которое берет начало в речевых традициях семьи.

На основе исследований отечественных педагогов К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой и А.М. Калмыковой постараемся выявить особенности влияния семейного воспитания на формирование речевой культуры дошкольника.

В статье «Родное слово» К.Д. Ушинский характеризует язык и живую речь как основной способ приобщения ребенка к культуре, духовно-нравственному богатству народа, познанию мира. «Язык, созданный народом, развивает в ребенке способность, которая создает в человеке слово и которая отличает человека от животного: развивает дух» [10].



Ученый справедливо называет возраст от 2 до 3 лет (в современной науке этот период получил название сенситивного для развития речи детей) возрастом овладения родным языком (вместе с ним и усвоения бесконечного множества понятий, воззрений на предметы, мыслей, чувств, художественных образов). Говоря об этом периоде, Ушинский предостерегает родителей, следующих моде, характерной для образованных кругов XIX в. (именно в этом возрасте ребенка начинали учить иностранным языкам): такое «смешение языков» в голове ребенка приведет к тому, что «великий наставник рода человеческого - слово - не окажет почти никакого влияния на развитие дитяти» [10]. Более того, родители, по его суждению, делают ребенка «чужаком» в своей стране, не дают ему возможности познать родное слово, поэтому ученый рекомендует начинать изучать иностранный язык для одних детей с 7 или 8 лет, а для других с 10-12 лет.

Позицию Ушинского разделяет и Е.И. Тихеева. В докладе «Родной язык в семье и школе», сделанном на Первом Всероссийском съезде по семейному воспитанию (1913), в статьях «Как читают дети и какой от этого происходит вред» (1897), «Несколько слов о развитии речи детей» (1914) она справедливо полагает, что «язык ребенка способствует самоопределению его души» [8], поэтому «язык - главный предмет в деле воспитания», именно «при помощи родного языка» и создается «духовная обстановка, среди которой дети живут и развиваются» [9]. Е.И. Тихеева отмечает, что младенец уже рождается «с даром слова, и развитие его языка начинается с первого же года его жизни» [8], а «навык правильной речи приобретается в семье» [9]. Этот навык формируется благодаря природной подражательности детей и следованию ими примеру родителей. В частности, Тихеева пишет: «То, что воспринимает слух ребенка в первые годы жизни, является фундаментом, на котором воздвигается все здание его речи» [там же].

Детей Елизавета Ивановна называет «мастерами слова», которые только в нормальной, непринужденной атмосфере семьи могут до конца реализовать данную им свыше способность познания окружающего мира через богатство родной речи [9].

Исходя из этого, она дает родителям советы практического характера, направленные на формирование речевой культуры детей.

Во-первых, родители непременно «должны заботиться о том, чтобы на первых же порах жизни детей они слышали речь безукоризненно правильную, ясную, логически последовательную и по содержанию для них доступную» [9]. Следует избегать трудных и непонятных слов и выражений, но нельзя и подделываться под детский лепет.

Во-вторых, Е.И. Тихеева призывает родителей «с великой осторожностью» относиться к собственной речи, никогда не забывать, что «дети неизбежно переймут все особенности их речи, как достоинства, так и недостатки» [8], а также учить их понимать как положительную, так и отрицательную семантику высказывания.

В-третьих, советует говорить с детьми «непременно медленно, отчетливо и громко», так как «медленная громкая речь имеет огромное значение в деле развития ассоциаций, в возбуждении яркой зрительной восприимчивости» 19). Более того, при соблюдении этого правила, отмечает Елизавета Ивановна, «можно рассчитывать, что речь, обращенная к детям, проникнет в их сознание в полном объеме отражаемых ею представлений, что слово и представление не разъединятся, слово не превратится в пустой, лишенный внутреннего содержания звук» [8].

В-четвертых, вслед за К.Д. Ушинским она призывает родителей общаться с ребенком исключительно на родном языке и вводить иностранные языки не раньше того, как ему исполнится 7-8 лет.

В-пятых, Елизавета Ивановна в качестве значимого средства развития речи детей рекомендует родителям постоянную речевую практику. Сюда входит как семейное чтение вслух и устные рассказы родителей, так и беседы с ребенком.

Рассматривая проблему необходимости семейного чтения в домашнем кругу, она дает такой совет родителям: «Если вы хотите усмирить детей, овладеть ими - обратитесь к ним с живой сказкой, живым образным рассказом» [8]. «От сказки, образно и увлекательно рассказанной, от выразительно прочитанного рассказа или стихотворения, от простой, понятной песенки душа ребенка расцветает, становится восприимчивой к впечатлениям добра и красоты, крепнет и растет под благотворным воздействием родного слова» [9]. Материалом для чтения, по мнению Тихеевой, могут стать как литературные произведения, так и народные сказки. Елизавета Ивановна чрезвычайно высоко ценит именно народное сказочное творчество. «Для детей, едва вышедших из младенчества, есть целая область, могущая служить неиссякаемым источником для удовлетворения первых запросов его ума и чувства. Это область народной сказки. Народная сказка является первой школой ребенка, знакомящей его с миром Божьим в том виде, как он сам его себе представляет, - живым и одухотворенным, школой познания добра и прекрасного, дающей первый толчок самостоятельной работе его духовных сил» [7].

Помимо семейного чтения вслух важным средством речевого развития детей в 4 года и 5 лет Е.И. Тихеева считает организацию родителями бесед со своим ребенком. «Ребенок, в сущности, всегда экспансивен, словоохотлив, если только ему приходится говорить о том, что его живо интересует. А потому, заботясь о развитии речи детей, говорите с ними о том, что им дорого и близко, о том, что они сами пережили, испытали, видели, любили» [8].

Педагог советует проводить с детьми уроки наблюдения, сущность которых в том, чтобы по продуманной системе сообщать ясные и конкретные представления о том или ином предмете или явлении, обязательно подкрепляя эти представления словом. Важность таких занятий заключается в том, что ребенок, слушая речь родителей, сам учится говорить, приобретая «привычку выражать словом все, что составляет содержание его души» [8]. Ребенок рассказывает, что он видел или наблюдал, во что и как играл, что и как смастерил, нарисовал. И все это разворачивает «широкую арену для беспрепятственного и всестороннего упражнения его словесной способности» [8].

Е.И. Тихеева отмечает: в детях чрезвычайно развита способность к подражанию; значение этой способности велико и в деле развития речи. Поэтому родители, по-настоящему заботящиеся о языке своего ребенка, должны использовать эту способность в своем воспитании. Они могут воздействовать на них собственной личностью, художественными образами, выдвигаемыми литературой и другими искусствами, природой во всех ее проявлениях. Опираясь на чувства своих детей при неизменном пособничестве живого слова, родители «будут формировать их ум, этическое мировоззрение, с одной стороны, и развивать их речь - с другой» [8].

Педагог замечает, что большое влияние на развитие речи оказывает и вся атмосфера родного дома, полная любви и тепла, и, конечно, многодетность семьи. Общаясь друг с другом, братья и сестры, безусловно, делают большие шаги и в речевом, и в личностном развитии.

Большое значение в деле приобщения ребенка к богатству и образности родной речи Е.Н. Тихеева отводит матери: именно она является той основой, благодаря которой в первые годы жизни ребенка будет совершаться процесс строительства его речи, имеющий огромное значение для его духовного роста [8].

Однако Елизавета Ивановна с печалью отмечает: современные родители часто небрежно относятся к собственной речи, «не заботясь о ее чистоте и ценности», допуская в ней «извращения и вульгарность» [9], а затем пожинают горькие плоды своего воспитания. Бывает, что родители вообще отстраняются от дела воспитания, поручая его людям наемным, часто не стремящимся к тому, чтобы привить своим воспитанникам любовь к родному языку и понимание основных ценностей жизни.

Е.И. Тихеева замечает, что «охрана языка ребенка, развитие словесной способности последнего должны составлять основную заботу в деле его семейного воспитания» [8].

Педагог призывает заботиться о развитии языка детей, доставлять им «частые безукоризненные слуховые восприятия» и добиваться того, чтобы «дети говорили сами», а средств, ведущих к этому, немало: это и «изящная литература, и картины, и рисунки, и работы самих детей, и природа во всех ее проявлениях, и жизнь во всем ее разнообразии» [там же].

Эти средства приведут ребенка к умению принимать участие в осмысленной беседе, описывать видимое, характеризовать, сравнивать, рассказывать о слышанном и прочитанном.

Размышления Е.И. Тихеевой продолжает и ее современница - А.М. Калмыкова. В докладе «Сказка как материал для детского чтения» (Первый Всероссийский съезд по семейному воспитанию) она настоятельно рекомендует родителям читать детям вслух народные и литературные сказки. Сказки обладают высоким воспитательным и развивающим значением: способствуют становлению речи, являются проводником высших чувств и понятий, источником эмоций, «которых не могут еще дать детям ни образы исторические, ни отвлеченные понятия, ни впечатления обыденной жизни» [2].

Изучив работы К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, А.М. Калмыковой, можно определить основные рекомендации родителям, стремящимся к формированию речевой культуры детей в семейном воспитании.

1. Соблюдать правильность и чисто ту собственной речи, следовать традициям русского речевого этикета, знать и любить родной язык.

2. Постоянно беседовать с детьми, называя им окружающие предметы, описывать природные явления, передавая лексическое богатство языка.

3. Говорить медленно, отчетливо и громко, добиваясь того, чтобы дети понимали смысл высказывания.

4. Обязательно учить отличать доброе высказывание от дурного.

5. Как можно больше читать вслух литературные произведения и народные сказки, приучить к тому, чтобы книга являлась для детей источником знаний и добрым собеседником.

6. Начинать изучение иностранных языков не раньше, чем ребенку исполнится 7-8 лет.

Безусловно, эти рекомендации должны стать традициями семейного воспитания.

Сегодня мы постоянно слышим о кризисе семьи и культуры. Вульгарная речь, табуированные когда-то выражения, жаргонизмы, сленг стали обыденным явлением. На таком языке говорят и родители, и дети.

Одной из психологических особенностей дошкольного возраста является чуткое до максимализма отношение к речи, особенно к ласковым или обидным словам, не только высказанным в адрес ребенка, но и узнаваемым им в разговорах взрослых. Поэтому так важно родителям в домашнем кругу и в общественной среде избегать грубых, негативных высказываний, обращений и сравнений, несущих скрытую или явную угрозу.

Проводившиеся исследования в области лингвистической психологии убедительно доказывают, что дети, слыша негативно окрашенную лексику из уст взрослых, подсознательно догадываются об отрицательном значении подобных слов и выражений, но часто принимают их за языковую норму. Более того, часто сквернословие ребенка, являясь отражением взаимоотношений в семье, становится своеобразным способом подражания взрослым или привлечения их внимания [4]. Научно обоснованным фактом является и то обстоятельство, что уровень тревожности и недоверия к миру у детей из семей, в которых регулярно используются бранные выражения (даже если эти семьи внешне вполне благополучны), выше, нежели у их сверстников, в семьях которых таких негативных слов стараются не употреблять [6].

Поэтому так важно для родителей не только научить ребенка словарному разнообразию языка, полному наименований окружающих предметов и явлений, состояний человека и природы, но и научить его пребывать в состоянии речевой гармонии, т.е. «речевого общения с обоюдным для его участников положительным эмоциональным и этическим результатом» [5]. Как отмечает Т.В. Матвеева, такая речевая гармония строится «на повышении благополучия собеседника, то есть она имеет социальную природу и ориентирована на альтруизм» [там же].

Недаром взрослые, вспоминая свое детство, всегда подчеркивают то чувство речевой гармонии, которое они вынесли из своих семей. Примером тому служат воспоминания писателя XX столетия - С.М. Голицына, который, повествуя о своем трудном, полном лишений и невзгод детстве, с особой теплотой рассказывает о семейных вечерах, когда родители читали ему и его сестрам книги вслух. «По вечерам мать или отец читали нам вслух, или бабушка с дедушкой рассказывали нам про свою молодость, про детство. Мы слушали чтение не шелохнувшись, с широко раскрытыми глазами» [1]. Правильная, семантически положительная и лексически богатая речь родителей, чтение вслух, беседы с детьми - важнейшие традиции семьи, в которых заложена созидательная сила семейного воспитания.

Подобные традиции семейного воспитания не только могут помочь родителям в формировании положительно окрашенной речевой культуры ребенка, но и научат маленького человека, только вступающего в жизнь, бережно относиться к слову, понимая заложенную в нем силу разрушения и силу созидания.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Голицын С.М. Записки уцелевшего. М.: Вагриус, 2006.

2. Калмыкова А.М. Сказка как материал для детского чтения // Семейное воспитание: Хрестоматия / Сост. П.А. Лебедев. М.: Академия, 2001.

3. Котюрова М.Н. Языковая личность // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта, 2003.

4. Лосева А. «Плохие» слова. Как отучить ребенка ругаться // Мама и малыш. 2006. № 2 (http://www.2mm.ru/vospitanie/516/)

5. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М.: Флинта, 2003.

6. Модель Ф.А. Отношение детей к нецензурной лексике //Я иду на урок русского языка (http://www.rus.lseptember.ru/articlef.php?ID= 200502411)

7. Тихеева Е.И. Как читают дети и какой от этого происходит вред // Семейное воспитание: Хрестоматия / Сост. П.А. Лебедев. М.: Академия, 2001.

8. Тихеева Е.И. Несколько слов о развитии речи детей // Семейное воспитание: Хрестоматия / Сост. П.А. Лебедев. М.: Академия, 2001.

9. Тихеева Е.И. Родной язык в семье и школе // Семейное воспитание: Хрестоматия / Сост. П.А. Лебедев. М.: Академия, 2001.

10. Ушинский К.Д. Родное слово // Семейное воспитание: Хрестоматия / Сост. П.А. Лебедев. М.: Академия, 2001.

11. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Дет. лит, 1984.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.