Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ

Воробьев Н. Е., Марчук Е. В.

Источник: Журнал «Педагогика» 2008/8 с.101

Над статьёй работал Кравченко Сергей

 

Сложившаяся в Германии так называемая дуальная система профессионально-технического образования — комбинация школьного и производственного обучения, т.е. теоретической и практической подготовки — хорошо себя зарекомендовала и признана на международном уровне. Она является значительной предпосылкой продуктивности экономики страны, имеет ряд преимуществ для будущих специалистов, предприятий и государства. Благодаря сложившейся веками традиции она учитывает реальные потребности рынка труда, что позволяет выработать профессиональную гибкость, мобильность, обеспечить трудоустройство и реализовать подготовку конкурентоспособного выпускника.

Профессиональное обучение в Германии устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения — разрыв между теорией и практикой. Практическую компетентность можно приобрести на производстве, где происходит переплетение научных знаний и практических навыков, где деловая направленность обучения играет ведущую роль в планировании и реализации всего образовательного процесса [1, S. 78]. Таким образом компании и фирмы осуществляют инвестиции в будущее своего предприятия, это наилучший путь привлечения специалистов необходимой квалификации. Молодежь целенаправленно готовится для выполнения требуемых предприятию задач. Производственное обучение на фирме или в компании обеспечивает конкурентоспособность германской экономики и роста благосостояния в стране.

Взаимодействие образовательных учреждений начального профессионального образования с промышленными предприятиями, устойчивые связи работодателей с ними — все это является предпосылкой высокой оценки специалистов ФРГ и производимой ими продукции [2, S. 28]. Ориентация на производственные требования и инновационные изменения на рынке труда, которые быстро проникают в систему образования, позволяют оставаться ей гибкой, инновационной и признанной не только в Германии, но и во всем мире.



За год до окончания 9-летней общеобразовательной школы выпускники должны найти предприятие, где бы они хотели получить первоначальную профессиональную подготовку, которая является трамплином для будущей профессиональной деятельности, и отправить в фирму или компанию свои документы. Однако для обучения некоторым специальностям наличия свидетельства об окончании школы недостаточно. Выбор учеников является прерогативой предприятия, и многие из них, кроме собеседования, проводят также тестирование абитуриентов. По результатам этих испытаний заключается трехстороннее соглашение между учениками, родителями и предприятием, где отражены соответствующие требования к профессиональной подготовке.

Организационная структура дуальной системы профессионального обучения тесно переплетена с социально-экономическим развитием Германии. Специфическая организация, учебный и общественный порядок начального профессионального образования берут свое начало во второй половине XIX в.: уже тогда сочетание теории и практики в подготовке работников обеспечивало высокую квалификацию германских ремесленников и специалистов [3, S. 36].

Сегодня начальное профессионально-техническое образование дает возможность большинству молодых людей в Германии (почти 70%, или 2/3 всех выпускников) после окончания 9-летней общеобразовательной школы получить одну из 345 признанных государством профессий [4, S. 406]. Выпускники гимназий (22%) предпочитают обучение в высших учебных заведениях. Главные "поставщики" будущих рабочих кадров начального профессионального образования — основная, реальная и интегрированная школы. Большая часть выпускников этих учебных заведений предпочитают продолжить обучение по дуальной системе и получить одну из профессий, которые утверждаются в тесном сотрудничестве между федерацией, землями, социальными партнерами и ориентируются на требования рынка труда. Среди юношей наиболее популярны следующие специальности: автомеханик, маляр, лакировщик, электромонтер, столяр, продавец в розничной торговле. Девушки предпочитают стать конторской служащей, продавщицей в розничной торговле, парикмахершей или медсестрой. Очень востребованы на рынке труда конторские служащие, специалисты по сбыту и снабжению (на промышленных предприятиях), специалисты в пищевой промышленности, автомеханики. Каждый квалифицированный рабочий в этой стране горд своей профессией и получает достойную специальности зарплату. Перечень признанных государством профессий постоянно обновляется, ориентируя образование на производственные потребности. Это не прописано в законе, но происходит на уровне предписаний в учебных планах предприятий согласно спросу и свободе действий.

В зависимости от специальности обучение длится от 2 до 3,5 лет. Обучение на предприятии входит в компетенцию федерации, а в профессиональной школе — в компетенцию соответствующей земли. Правовые основы начального профессионального образования составляют закон о профессиональном обучении, порядок обучения для каждой отдельно взятой профессии и основной закон о труде подростков [5, S. 18].

Целью обучения по дуальной системе является широкое профессиональное образование, включающее как необходимые для работы производственные навыки, так и теоретические знания в этой области. Центральным звеном этой системы является предприятие. Именно оно заключает с учеником договор о проведении производственного обучения и зачисляет его в профессиональную школу. Организуют и координируют процесс производственного обучения торгово-промышленные палаты, ремесленные палаты; они же проводят промежуточные и выпускные экзамены. Обучение на предприятии — это, прежде всего, работа под руководством специалистов в условиях, отвечающих современным техническим требованиям, на современных станках и оборудовании, по соответствующим предписаниям. Крупные предприятия часто организуют его в собственных учебных мастерских, на мелких ученики обучаются прямо на рабочем месте. Если предприятие слишком специализировано и не может дать всей суммы необходимых знаний и навыков, то ему на помощь приходят межпроизводственные учебные центры. Кроме того, отдельные этапы обучения могут брать на себя другие предприятия. В настоящее время 29% фирм в Германии (это около 600 тыс. предприятий всех отраслей экономики, органы государственной службы) занимаются обучением подрастающего поколения [3, S. 59].

Основная проблема профессионального образования в ФРГ в настоящее время — увеличивающийся спрос на него, который сопровождается недостатком предложений учебных мест. Предприятия в целях экономии выделяют меньше мест для обучения, что приводит к сокращению выпуска специалистов. Демографические изменения, такие как спад рождаемости, также приводят к нехватке специалистов на рынке труда. Большой проблемой может стать недостаточное согласование между системой профобразования и сферой занятости, т.е. дефицит определенных профессий, прежде всего в области информационных технологий и СМИ [6, S. 18].

Большинство предприятий занимается производственным обучением по следующим причинам. Во-первых, оно рассматривается как наилучший способ целенаправленной подготовки специалистов нужной квалификации для выполнения требуемых предприятию задач (93%). Следующая причина (91%) — нехватка специалистов определенной сферы на рынке рабочей силы. Производственное обучение на фирме или в компании обеспечивает их пополнение для поддержания конкурентоспособности немецкой экономики и роста благосостояния в стране. Не менее важной причиной является взятие под свой контроль отбора лучших специалистов, управление подготовкой кадров (77%). Кроме того, производственное обучение рассматривается как средство повышения репутации предприятия (59%). Заметную роль играет экономия издержек на переобучение специалистов (53%) и затрат при персональном наборе (37%) [7, S. 58].

Если предприятие заботится о своем будущем, своей репутации, имидже, кадровом составе, то оно старается наилучшим образом организовать производственное обучение. В приведенной ниже таблице 1 отражены основные формы и методы обучения на предприятии [7, S. 13].

Растущая интеграция труда требует от системы образования обеспечения мобильности выпускников, так как предполагается, что в будущем часть из них будет трудиться за границей. В этой связи в рамках обучения на предприятии предусматривается приобретение основ интеркультурной, коммуникативной, лингвокультурологической компетенций. Кроме того, крупные предприятия стремятся иметь достойное представительство за рубежом [8, S. 24]. Предусматриваются заграничные командировки с целью повышения интеркультурной компетенции, знакомства с культурой, традициями, опытом работы в других странах, налаживания непосредственных контактов с иностранными клиентами. Поэтому некоторая часть практической работы ведется на английском языке (заполнение справок и заявок, описание устройств и приборов, технические документы, справочные руководства и руководства по эксплуатации) [8, S. 28].

 

 

Таблица1 Формы и методы обучения на предприятиях Германии
Основные формы и методы обучения Предприятия, которые их используют (%)
Проектная работа • 37
Проблемно-ориентированное обучение
Коллективная работа с примерными проблемными ситуациями
   
Групповая работа с основными текстами
Тренировка на компьютере, мультимедийное обучение
Имитация, обыгрывание ситуаций
Практика за рубежом
Видеоконференции

 

Учебные планы и программы профессиональной школы унифицированы для всей Германии. Их цель — обеспечить широкое первоначальное профессиональное образование учеников, передать им знания и навыки, необходимые для квалифицированной профессиональной деятельности. Различные формы организации обучения в профессиональной школе и на предприятии имеют целью обеспечить более тесную связь между ними [9, S. 29]. Занятия в профессиональной школе составляют минимум 12 ч в неделю, причем, как правило, 8 из них выпадают на профессионально-ориентированные предметы и 4 — на общеобразовательные, такие как немецкий и иностранный языки, обществоведение, экономика, религия и физкультура. Кроме того, при изучении иностранного языка учитывается его значение для соответствующей специальной подготовки. В рамках процесса модернизации необходимо знакомиться не только с языком и культурой других стран, но и со спецификой их методов работы — это большой плюс в процессе интернационализации начального профессионального образования.

В последние годы была проведена большая работа по совершенствованию профессионального образования, основанием которой стало принятие соответствующего закона. В результате структура списка профессий претерпела значительные изменения. Об этом свидетельствует приведенная далее таблица 2 (см.: с. 105).

Разные профили и продолжительность обучения гарантируют молодым людям отвечающий спросу ассортимент программ. Кроме того, в новом законе о профессиональном образовании предусмотрено засчитывать двухгодичную подготовку молодых рабочих по определенному ряду профессий путем присвоения им так называемой «предквалификации». Кто не имеет возможности дальше продолжить свое обучение, может сдать выпускной экзамен по модернизированной профессии после 2,5 лет профессиональной деятельности [10, S. 5]. Упростилась процедура аттестации: промышленные палаты предоставили право большинству предприятий самостоятельно принимать выпускные квалификационные экзамены [11, S. 57].

Значительно улучшилась система финансирования профессионально-технического образования. Оно проводится из налоговых средств федеральных земель и общин. При этом федеральные земли несут основные издержки (инспектирование, контроль учебных планов, подготовка педагогических кадров, заработная плата преподавателей). Общины отвечают за финансирование на местах, ремонт школьных зданий, местное самоуправление, совершенствование учебных пособий и др. Ответственность за финансирование производственного обучения лежит на предприятиях. Каждое предприятие самостоятельно решает, как и по каким специальностям, какое количество выпускников набирать и какие средства расходовать на обучение. Наряду с этим в некоторых отраслях производства имеется отдельное тарифно-договорное финансирование (например, в строительстве отдельно финансируется профессия кровельщика).

 

 

Таблица 2 Новые и модернизированные с

1996 до 2007 гг. профессии

Год Новые профессии Модернизированные профессии Общее количество
1996—2007

В этом случае все задействованные предприятия вносят отчисления в общий фонд. Основное предприятие финансирует, как правило, обучение, а партнеры несут персональные, инвестиционные и предметные издержки [9, S. 62]. Кроме того, в последнее время большое количество средств выделяется на всевозможные программы, обеспечивающие повышение качества профессионального образования в Германии.

Федеральные земли финансируют, сверх того, различные программы по созданию дополнительных учебных мест. Например, программа "Обучение в будущем" (JOBSTARTER), главная идея которой — содействие инновациям и совершенствование структуры профессионального образования, имеет своей целью обеспечение производственными местами молодых людей в регионе и увеличение числа обучающих предприятий и фирм. На ее реализацию с 2005 по 2010 гг. выделено 125 млн. евро [9, S. 62]. Следующая важная программа "Повышение квалификации молодежи" (EQJ) ежегодно осуществляет подготовку по 25 тыс. производственных квалификаций. За два года 62,7% участников данной программы повысили свою квалификацию. Из-за высокого спроса на программу ее продлили до конца 2008 г. и увеличили общее число участников на 40 тыс. мест [9, S. 65]. Целью указанной модернизации является последовательное улучшение ситуации на рынке труда и предоставление всем молодым людям права получить необходимую профессиональную подготовку [5, S. 4].

ЛИТЕРАТУРА

1. Schelten A. Einfuhrung in die Berufspadagogik. Franz Steiner Verlag, 2004.

2. Feller G. Auf dem Schulweg zum Beruf. Befunde zur Ausbildung an Berufsfachschulen als Teil des deutschen Berufsbildungssystems. W.Bertelsmann Verlag, 2001.

3. Baethge M., Buss K.-P. Konzeptionelle Gnmdlagen fur einen Nationalen Bildungsbeiicht — Berufliche Bildung und Weiterbildung/ Lebenslanges Lernen. Bildungsreform Band 7. Berlin, 2003.

4. Bemfsbildungsbericht 2007: http:// www. bibb, de

5. Bcihren T. Ausbildung und berufliche Orien-tierung. Koln, 2002.

6. Bildung und Wissenschaft. Bonn, 1998. № 1.

7. Piitz H. Berufsbildung, Berufsausbildung, Weiterbildung. Ein Uberblick. Bonn, 2003.

8. Borch Н., Wordelmann Р. Internationalisierung des Dualen Systems — Strategien und For-derungen: http:// www. bibb, de

9. Hippach-Schneider U. Berufsbildung in Deutschland. Kurzbeschreibung. Luxemburg, 2007.

10. Neue und modernisierte Ausbildungsberufe 2007. Kurzbeschreibung. Bonn, 2007.

11. Cortina S„ Baumert J. Das Bildungswesen in der Bundesrepublik Deutschland. Hamburg, 2003.

Липкина И.Н. Система образования взрослых в Германии: Учеб.-метод, пособие. Гродно, 2001.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.