Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ВЫСШАЯ ШКОЛА ФРГ: ТРАДИЦИИ, НОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, ПРОГНОЗЫ

Л.И. Писарева

Источник: Журнал «Педагогика» 2008/5 с. 88

Над статьёй работала Коваль Нина

 

Давно намечавшуюся реформу высшей школы ФРГ ускорило принятие в 1999 г. Болонской декларации, целью которой было приблизить образование к рынкам труда и подготовить молодое поколение к жизни в условиях новой Европы.

Несмотря на специфические для различных вузов проблемы, решаемые на профессионально-правовом уровне, большинство намеченных реформой задач касаются всей системы высшего образования. В нее органично вписаны и педагогические высшие учебные заведения. Речь идет об их тесной связи со становлением высшего образования в Германии, с его богатыми, исторически сформировавшимися традициями, заложенными университетами как центрами развития науки, получения знаний и проведения исследований, берущими начало с XIV в. (Университет в Гейдельберге был основан в 1386 г.).

Значительно позже наряду с университетами стали возникать высшие технические училища и педагогические институты, а затем и специализированные (профилированные) вузы — как следствие значительно возросшей потребности в высококвалифицированных кадрах для различных областей экономики.

Сегодня система высшего образования страны включает: университеты традиционных видов; университеты нового образца; общие высшие школы; университеты бундесвера; художественные и музыкальные, педагогические; профилированные, церковные, профессиональные, частные высшие школы.

Утрата университетами монополии на высшее образование стала неизбежной из-за конкуренции со стороны промышленных фирм, создания ими собственных вузов и учебных центров, своих систем подготовки и переподготовки кадров высокой квалификации, отбора "собственных" студенческих контингентов на основе профориентационной работы и увеличения числа негосударственных вузов. Рост числа разных видов вузов в Германии, как и в других западных странах, привел к созданию целых университетских городков, где доля студентов среди других групп населения составляет от 20 до 38%.



Существует значительная разница между университетами и профилированными вузами.

Университеты охватывают большее число студентов, в них ведется исследовательская деятельность, преобладают теоретические знания, имеется свободный выбор ряда предметов, более продолжителен срок обучения (5—7 лет). Они выдают по окончании курсов дипломы, присуждают звание магистра, предоставляют право дальнейшего получения ученой степени доктора наук. Задачи университетов в последние годы расширились. В них организована система повышения квалификации специалистов, подготовки молодых ученых для всех областей науки, а также для экономических и публичных административных структур, что осуществляется в сотрудничестве с различными научно-исследовательскими учреждениями.

В отличие от университетов, в спецвузах, возникших более 30 лет назад, преобладает инженерно-техническое образование, а также изучение экономики, организации производства и проектирования, носящих прикладной характер. Срок обучения составляет 4 года, включая практику; ученая степень не присуждается. В данных вузах иные условия поступления, реализуются учебные программы и выдаются дипломы об академическом образовании практической направленности, используются циклы образования в форме модулей. 2/3 поступающих имеют трудовой стаж или законченное профобразование. В спецвузах учится более 25% всех студентов [1, S. 14].

Повышению престижа и статуса спецвузов в последние годы способствовали получение ими права присваивать выпускникам степени бакалавра и магистра (как в университетах); дополнение к немецкому названию института его аналога на английском языке (University of Applied Sciences), символизирующего рост объема образовательных услуг для более широкой аудитории студентов.

Учрежденные в 70-е гг. XX в. так называемые Общие высшие школы, функционирующие только в двух землях ФРГ, представляют собой объединение различных типов учебных заведений высшего образования: университетов, педагогических вузов, специальных вузов, художественных высших школ в интегрированной или кооперативной форме с целью более рационального использования кадрового и научного потенциала. Некоторые из Общих высших школ получили название университетов и право присваивать ученые степени.

Традиционно университеты и высшие школы выполняют не только задачу подготовки специалистов, но являются базой для научных исследований теоретического и прикладного характера, внося свой вклад в повышение общего уровня научных исследований в стране. 1/3 общего числа ученых работает в ФРГ в системе высшего образования.

В последние годы возникли новые негосударственные вузы, в которых число мест колеблется от нескольких сот до 1,2 тыс. Они набирают студентов на платное обучение — преимущественно лиц, уже имеющих высшее образование и претендующих на магистерские (магистра искусств или наук) курсы. Имеются также бакалавриатские курсы для студентов с формой обучения в виде модулей и специальной системой баллов [1, S. 30].

В результате проведения в конце XX в. демократических школьных реформ, устранивших целый ряд правовых и формальных препятствий на пути к образованию, расширился доступ школьной молодежи в некогда исключительно привилегированные учебные заведения. Речь идет, в частности, о решении федерального и земельного правительств, снявшем ограничения, существовавшие до 1977 г., когда 2/3 всех мест в германских вузах были конкурсными. Этими послаблениями в нормативах сразу же воспользовалась учащаяся молодежь.

Проводившиеся на рубеже XX—XXI вв. социологические опросы показали, что в шкале всех имеющихся профессий наиболее привлекательными и востребованными для подростков на пороге их выхода из средней школы оказались специальности, для получения которых требуется высшее образование, чаще всего гуманитарной направленности. Право свободного выбора (на основании Основного закона, ст. 12, часть 1, "все немцы имеют право свободно избирать профессию, место работы и учебы") привело к тому, что количество студентов-первокурсников за последние годы удвоилось, а то и утроилось.

После объединения Германии выпускники из новых земель, где доступ к высшему образованию был строго регламентирован, хлынули в вузы, считая обучение в них наиболее гарантированным путем к благосостоянию, профессиональной стабильности и успеху в жизни. С 1991 г. в восточных землях учреждено 5 новых вузов, а старые были ликвидированы или перепрофилированы [1, S. 23].

В настоящее время в 1ермании в более 300 высших учебных заведениях обучается около 1,9 млн. студентов, к 2010 г. ожидается увеличение их числа на 25% [2, S. 390].

В 2002/2003 учебном году студенты государственных вузов распределились в следующем соотношении: в 90 университетах обучалось 1,1 млн. человек, в 153 профильных (технических) вузах — 516 тыс.; в 7 Общих — 139 тыс.; в 6 педагогических — 15 тыс.; в 49 художественных — 31 тыс.; в 29 управленческих — 32,6 тыс.; в 16 теологических высших школах — 2,5 тыс. студентов [2, S. 390; 3, S. 26].

Возросший спрос на высшее образование потребовал основательного пересмотра концепции развития вузов, включая задачи по расширению их профилей, изменению структуры, сроков обучения, содержания, форм и системы контроля (экзаменов, зачетов, госэкзаменов и т.д.).

Основные причины настоящего бума, возникшего вокруг высшего образования в ФРГ, связаны с общими для европейских стран тенденциями:

- ростом значимости и престижа качественного образования как инвестиции в будущее;

- увеличением благосостояния, материальной обеспеченности большинства населения;

- осознанием роли образования в получении более широких возможностей для восхождения по служебной лестнице (карьеры) и расширении профессиональных контактов, включая международные связи;

- изменением целей и задач образования, вызванным потребностью в подготовке не только элиты для занятия ключевых позиций во всех социальных сферах, но и в более широких контингентах работников умственного труда для экономики, культуры, управления;

- расширением приема в вузы абитуриентов, успешно закончивших полные средние школы и желающих продолжить обучение;

- созданием льготных условий для выходцев из малообеспеченных семей путем оказания им финансовой поддержки из государственных и частных фондов содействия образованию;

- расширением каналов (разнотипных учебных заведений) высшего образования с различными вариантами условий поступления и обучения для разных контингентов абитуриентов (например, претендентов на наиболее востребованные экономикой страны специальности или лиц, уже имеющих солидный производственный стаж работы в промышленности, и др.).

Общим условием поступления в государственные вузы ФРГ является наличие свидетельства об окончании полного среднего образования, дающего право на зачисление в вуз без экзаменов. Критерием отбора будущих студентов служит средний балл оценки в аттестате зрелости, полученном по окончании 12- или 13-летней гимназии (или равноценного ей учебного заведения полного среднего образования). В случае большого наплыва абитуриентов существует порядок очередности в зависимости от срока подачи заявления. Для некоторых специальностей (медицина, ветеринария, стоматология) в вузах дополнительно устраивается тестирование или собеседование.

Образовательный бум привел к диспропорции в подготовке кадров среднего и высшего звена и заметному падению спроса у молодежи на профессии квалифицированных рабочих. Сложилась парадоксальная ситуация, когда, образно говоря, "на одного каменщика приходится по одному архитектору".

Перекос в подготовке кадров произошел из-за роста с конца 1970-х гг. числа студентов, превысившего потребности в них и профессиональные возможности профессорско-преподавательского корпуса, а также объемы выделяемых финансовых средств.

В результате с 1977 г. к 1997 г. число поступающих в вузы увеличилось на 35%, выпускников вузов — на 73%, учебных мест в вузах — лишь на 19%, а штатных единиц для научных сотрудников — только на 10% [1, S. 27].

Современное студенчество страны представляет собой более пеструю, чем в прежние времена, картину, и в связи с этим в системе высшего образования идет отбор, похожий на селекцию. В результате конкуренции, отчислений и отсева (он составляет от 40 до 70%) учащиеся распределяются по вузам разного уровня престижности.

Это явление, присущее всей системе образования ФРГ, Л. Экингер, председатель "Союза образования и воспитания" — ведущей общественной организации немецкого учительства и деятелей образования федерального уровня, охарактеризовал следующим образом: "В Финляндии учителей обучают тому, как стимулировать учащихся, а в Германии — как их сортировать" [4, S. 162]. Часто используемое в педагогической прессе сравнение с Финляндией обусловлено тем, что в самых популярных международных исследованиях успеваемости учащихся последних лет (PISA, TIMSS и др.) она вошла в четверку стран, наиболее успешно готовящих своих учеников по ведущим предметам в общеобразовательных школах.

Отбор студентов происходит на фоне соревновательности между вузами по показателям общей академической подготовки обучающихся, профессионального состава преподавателей и объема финансирования учебного заведения. Вузы подвергаются экспертной оценке на конкурентоспособность и соответствие уровню образования мирового стандарта с интервалами в 2—3 года, в том числе с целью рационального решения их материального обеспечения (т.е. либо дополнительного финансирования, либо урезания бюджетных дотаций). Стимулом к повышению престижа вуза является не только экономический фактор, но и система аккредитации, переаттестации и лицензирования специалистов, что решается на уровне различных управленческих структур федерального и земельного значения.

В соответствии с Основным законом (Конституцией) ФРГ 16 входящих в ее состав земель обладают правом верховенства в области культурной политики, которая включает образование, науку, культуру. Это право более всего касается образования.

Поскольку университеты являются как высшими учебными заведениями, так и научными центрами, ведущую роль в координации их развития играют такие федеральные органы управления, как Постоянная конференция министров культов федеральных земель (КМК), орган координации совместной деятельности земель, представляющий их общие интересы перед федеральным правительством, Федеральное министерство образования и технологии, Научный Совет — центральный консультативный и координационный орган по политике в области науки, Комиссия федерации и земель по планированию образования и содействию исследованиям, Конференция ректоров и президентов высших учебных заведений, призванная обеспечить выполнение задач в сфере исследования, преподавания, академического повышения квалификации, трансферта технологий и международных связей.

В рамках этих представительных органов рассматриваются основные положения развития, совершенствования и проведения реформ высшего образования, обсуждаются проекты, соответствующие международным требованиям и конкурентоспособности немецких вузов.

В 1998 г. бундестагом был утвержден так называемый "Четвертый закон по изменению Рамочного закона о вузах", явившийся результатом компромисса между федерацией и землями. По данному закону вносятся различные изменения и поправки в деятельность высших школ, в том числе по модернизации менеджмента в системе высшего образования. Закон, в частности, предусматривает предоставление вузам большей автономии и одновременно возложение на них большей ответственности; расширение полномочий высших школ в сфере кадровой политики; сокращение числа нормативных документов, сдерживающих свободу действий и инициативу, урезанных в предшествующие годы.

Перечисленные позиции не изменили предписания, которые способствовали упорядочению системы финансирования вузов, которая отстает пока от уровня финансирования в развитых странах ЕС; дальнейшему развитию специальных высших учебных заведений; углублению европейского и международного сотрудничества; интернационализации учебных заведений системы высшего образования.

В законе о реформе высшего образования предусмотрена более четкая структура обучения в вузах, обеспечивающая многоступенчатость системы дипломов с четкими сроками учебы и подготовкой научных кадров.

Для всех циклов образования (срок не менее 4 лет) вводится обязательный промежуточный экзамен, который будет способствовать сокращению числа студентов, бросающих учебу в вузе после 3—4 лет обучения ("недоучившиеся" составляют около 60%).

Реформируются правила поступления в вузы: последние получат возможность набирать до 20% учащихся на курсы, где действует "numerus clausus", т.е. юридическое право самостоятельного выбора преподавателями высшей школы студентов на ученическое место. Выпускники системы профобразования смогут поступать в вуз без аттестата зрелости.

Университетам и вузам предоставляются полномочия присваивать степени бакалавра и магистра для привлечения иностранных студентов (сейчас в университетах они составляют 8,4%, в спецвузах — 6,6%) и увеличения шансов у немецких выпускников, желающих работать за рубежом.

С целью интернационализации высшего образования и расширения международного сотрудничества, а также привлечения в вузы иностранных студентов, введены три категории обучения:

- так называемые кооперативные циклы образования с правом выдачи ученых-, степеней;

- циклы образования с зарубежной ориентацией, адресованные специалистам, имеющим степень бакалавра, а также студентам из развивающихся стран для обучения на курсах по специализации;

- курсы, организуемые на иностранных языках.

В настоящее время в ходе вузовской модернизации формируется новая образовательная стратегия. Ее предпосылками стали принятие Болонской декларации, с одной стороны, и преобразования в педагогической и научной деятельности вузов в связи с созданием элитарных научных центров — с другой [8, с. 30—31]. Последнее вносит существенные коррективы в Болонскую концепцию и предполагает объединение межфакультетских центров на базе университетов, цель которых — сосредоточение сил на научной деятельности. Входящие в их орбиту исследователи должны быть полностью освобождены от преподавательской работы в интересах проведения научных исследований.

Создание данных элитарных научных центров ведет к изменению принципа финансирования немецких вузов, к переходу от уравнительного распределения бюджетных средств к более целенаправленному их использованию на нужды перспективного научного поиска. С 2005 г. оплата труда университетских преподавателей рассчитывается по эффективности их работы, оцениваемой по различным критериям, а не в зависимости от стажа и возраста, как это делалось ранее.

В результате такой политики происходит перераспределение функций вузов по следующим направлениям:

— проведение научных исследований;

— подготовка молодых научных кадров из числа наиболее одаренных студентов — претендентов на получение ученых степеней;

— бакалавриат с наибольшим охватом студентов в специализированных высших учебных заведениях (частично в университетах, но только при расширении региональных потребностей в специалистах).

Вероятнее всего, наиболее благоприятные условия будут созданы для подготовки "элиты" научных кадров. Сократятся сроки обучения на бакалавриате как "завуалированный" способ подмены фундаментального (в большей или меньшей степени) образования практикоориентированными курсами в интересах удовлетворения региональных потребностей в специалистах. Менее доступным станет поступление в магистратуру. Последнее — характерный признак сворачивания социальных программ, отмечаемый в настоящее время не только в Германии, но и в большинстве стран Запада.

Специфика педагогических вузов состоит в их органичной связи с системой школьного образования, в необходимости оперативно реагировать на наиболее значимые изменения, происходящие в ней. Среди последних можно назвать следующие:

— перенос акцента с подготовки социально ориентированной личности, соответствующей определенным конкретно-историческим интересам общества (социальный заказ), на формирование ответственного за судьбу общества гражданина. При этом признается самоценность индивида, развивается его самосознание и обеспечиваются соответствующие условия для его самоопределения и саморазвития;

— переориентация объект-субъектных отношений между учителем и учеником на диалоговые, субъект-субъектные;

— усиление внимания к особенностям, неповторимым личным качествам детей в отличие от предшествующей ориентации на унифицированную социализацию личности, нивелирующую ее индивидуальность;

— возложение на учителя большей личной ответственности за учебный процесс, его результативность и на каждого учащегося — за его учебную деятельность.

Болонская декларация в перспективе предполагает синхронизацию европейского высшего профессионального образования, приближение его к рынкам труда и соответствующим стандартам, создание благоприятной среды для мобильности преподавателей и студентов.

Однако переход на европейскую концепцию высшего образования может повлечь за собой не только позитивные, но и негативные результаты. К пессимистическим выводам нетрудно прийти на основе даже чисто формальных признаков, относящихся к организационным переменам, таким как: сокращение сроков обучения на 1—2 года; ужесточение условий поступления в магистратуру; сокращение объема теоретических знаний за счет более прагматически ориентированного материала. В связи с этим решение накопившихся комплексных проблем в образовании ФРГ будет осложнено новыми дополнительными трудностями.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Geimer N., Geirrter R. Hochschulwesen in Deutschland // Bildung und Wissenschaft. 1999. № 2/3.

2. Statistisches Jahrbuch für BRD. Hrsg. Statistisches Bundesamt 2001. Wiesbaden, 2001.

3. Bildung in Deutschland. Statistisches Bundesamt Wiesbaden. 2003.

4. Schulz A. Neue Wege in der Lehrerbildung // Die Deutsche Schule. 2004. № 1.

5. Приддат Б. Элита налево, прочие направо // Internationale Politik. 2007. № 1.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.