Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1968 Г. ВО ФРАНЦИИ

Е.Б.Апкарова

Источник: Журнал «Педагогика» 2008/8 с. 93

Над статьёй работал Кравченко Сергей

Во Франции отметили 40-ю годовщину студенческой революции 1968 г. В очередной раз события тех лет, всколыхнув общественное мнение во всем мире, вызвали волну дискуссий, интервью и публичных размышлений на предмет политического авантюризма, социальных утопий и гражданской солидарности.

Актуальность темы звучит острее на фоне недавних массовых студенческих волнений во Франции, которые словно реанимировали май 68-го, дав повод сравнивать две эпохи. Наиболее ярые противники и критики студенческих беспорядков напомнили о политической карьере некоторых видных лидеров майской революции, которым протест против лицемерной морали буржуазного общества помог завоевать прочное положение в этом самом обществе.

Вновь напомнил о себе один из зачинщиков студенческих волнений, в прошлом студент отделения социологии университета Нантера, а в настоящем депутат Европарламента Даниэль КонБендит. 15 марта 2008 г. он выступил перед студентами Монреальского университета с докладом на тему "Покончить с маем 68-го". В своей речи он сделал акцент на двух совершенно разных, по его мнению, явлениях: студенческой революции как таковой и влиянии революционных идей на сознание человека. Необходимо напомнить, что возглавляемая им в мае 68-го ультралевая группировка "Движение 22 Марта", равно как и другие радикальные студенческие партии, находилась под сильным влиянием философии ситуационизма, провозглашающей приоритетной идею высвобождения человеческой личности от гнета общества потребления. Лейтмотивом его выступления стал призыв оставить в покое "заезженную" тему майских событий сорокалетней давности и сосредоточить внимание на более важных проблемах современности, например экологии, интересы которой он теперь защищает в Европарламенте.



Действительно, статей, исследований и даже художественных книг на тему студенческих волнений 68-го написано столько, что можно сложить из них целую библиотеку, но воспроизвести ясную картину тех дней достаточно сложно. Стараясь разобраться в причинах общенационального кризиса, авторы, в зависимости от собственных симпатий и антипатий, интерпретируют порой одни и те же события с точностью до наоборот.

А причин было много. Майскому кризису предшествовал длительный послевоенный подъем, который к концу 1960-х гг. начал постепенно угасать, что сразу отразилось на экономической жизни французов.

На начало 1968 г. приходилось полмиллиона безработных (по данным профсоюзов — 700 тыс.). Четвертую часть безработных составляли выпускники школ, высших учебных заведений и студенты, не закончившие учебу. Считалось, что половина безработных моложе 25 лет.

Глава государства, Шарль де Голль, был очень непопулярен в это время, и главной причиной тому — его социально-экономическая политика. Неудачная аграрная реформа привела к разорению большого числа крестьянских хозяйств. Если в 1945 г. доля населения, занятого в сельском хозяйстве, составляла 45%, то за двадцать последующих лет она сократилась до 17%. Для традиционно аграрной страны это была существенная потеря.

Рост цен особенно усилился в результате введения налога на добавленную стоимость и снятия ограничения с платы за жилье. На заводах и фабриках практиковались сверхурочные, часто при сохранении низкой заработной платы. Продолжительность рабочей недели составляла 45 ч, тогда как до войны было 40 ч. На самых низкооплачиваемых и тяжелых работах трудились эмигранты, чьим бесправным положением беззастенчиво пользовались работодатели и местные власти.

Рост влияния крупных монополий вызывал неприятие в обществе и критику в адрес правительства, особенно со стороны левых и левоцентристских партий. Если президентские выборы 1965 г. принесли де Голлю победу над лидером социалистической партии и его наиболее последовательным политическим противником, Франсуа Миттераном, то уже на выборах в Национальное собрание 1967 г. социалисты (т.е. левые силы) и голлисты получили одинаковое количество мест.

Среди голлистов также не было единогласия; многих из них раздражало консервативное правительство во главе с Ж.Помпиду. В свою очередь, ультраправые и националисты не могли простить де Голлю уход из Алжира.

Таким образом, ситуация в стране имела все предпосылки для социального взрыва. Но помимо факторов внутренних, национальных, были еще и внешние, которые переплетались с экономическими и политическими трудностями. Мир переживал в то время серьезные потрясения. Война во Вьетнаме была в самом разгаре, и по мере ее продолжения росли антивоенные настроения. По данным американского института Гэллапа, в 1964—1972 гг. именно война во Вьетнаме занимала первое место в числе наиболее важных проблем, волновавших мировую общественность.

В 1967 г. в Боливии погиб Эрнесто Че Гевара. Отныне и по сей день имя этого человека стало символом бунтующей молодежи в любой точке земного шара. В этот год по европейским странам прокатилась волна массовых студенческих выступлений. В Соединенных Штатах во время манифестации за права человека застрелили троих студентов. В Италии студенты захватили здание Римского университета. В Германии было совершено покушение на лидера студенческого движения Руди Дучке. В Ирландии не без участия студентов развернулся очередной этап борьбы против антикатолического притеснения. В Чехословакии произошли события, вошедшие в историю под названием "Пражская весна", активными участниками которой были студенты.

Во Франции выступления студентов и присоединившихся к ним рабочих приняли небывалый размах, в буквальном смысле парализовав страну. Остановились заводы и фабрики, прекратились занятия в лицеях и университетах, прервал свою работу проходивший тогда Каннский кинофестиваль.

Начало "французского мая" не предвещало серьезных потрясений. В начале года студенты напомнили о себе требованиями отменить некоторые ограничения внутреннего распорядка (в частности, правило, запрещавшее посещать студенческие общежития лицами противоположного пола). Кроме того, все с опасением ждали введения новой реформы высшей школы, которая, по мнению некоторых критиков, и стала яблоком раздора между студентами и правительством, одобрившим ее проект. Речь идет о плане, предложенном еще в 1966 г. министром национального образования Фуше. План предусматривал конкурсные экзамены при поступлении в университет, введение новых обязательных дисциплин на гуманитарных факультетах, ужесточение условий выделения стипендии определенной части студентов. Предполагаемая селекция при поступлении вызвала наибольшую критику, так как по традиции (существующей по сей день) выпускники лицеев с дипломом бакалавра принимались в университет без экзаменов.

Реформа предусматривала также сокращение наиболее переполненных отделений, выпускники которых имели достаточно туманные перспективы трудоустройства. Для примера, на отделение социологии в университет Нантера в 1968 г. было принято в несколько раз больше студентов, чем было предусмотрено. Не удивительно, что именно этот университет стал детонатором майских волнений.

Конец 1960-х гг. был ознаменован во Франции небывалым притоком студентов — следствие демографического взрыва послевоенных лет. Для сравнения: в 1938— 1939 гг. насчитывалось 60 тыс. студентов, в 1955—1956 гг. — 150 тыс., в 1962—1963 гг. — 280 тыс., в 1968—1969 гг. — 605 тыс. За тридцать лет — рост более чем в десять раз! В этот период во Франции насчитывалось студентов больше, чем в Англии, ФРГ и Бельгии вместе взятых [1]. Увеличению числа студентов способствовали, помимо демографического скачка, два фактора: относительная доступность государственного высшего образования и отсутствие экзаменов при поступлении в университет.

С ростом числа студентов было связано множество технических проблем. Старые вузы не могли вместить всех желающих, а новых было недостаточно. Преподаватели читали лекции в переполненных залах. Индивидуальная работа со студентами сводилась до минимума. Качество обучения в университетах, по общепризнанному мнению, оставляло желать лучшего.

Основное назначение открывшегося в 1964 г. университета в Нантере было "разгрузить" переполненную Сорбонну. К тому же немаловажным явилось то обстоятельство, что в Нантер были переведены литературный, юридический факультеты, отделение иностранных языков и социологическое отделение, на которых обучались наиболее активные в общественной жизни студенты. Им пришлось учиться в одном из самых бедных парижских пригородов, по соседству с бидонвилями, населяемых преимущественно эмигрантами из арабских стран, и это обстоятельство вызывало недовольство многих студентов, особенно из состоятельных семей.

Свое воздействие на молодые умы оказывала и особая атмосфера, царившая в университете, особенно на факультете социологии. Именно здесь оказались многие парижские преподаватели и ученые, которым, в силу своих убеждений, трудно было ужиться в консервативной столичной среде. Среди них — известный французский социолог и общественный деятель Анри Лефевр, философ, представитель философской герменевтики Поль Рикер. Присутствие этих и других преподавателей, преимущественно ультралевых убеждений, вносило свою лепту и в без того политизированную обстановку.

Известный французский писатель Робер Мерль, преподававший в это время английскую литературу в университете Нантера, написал роман "За стеклом", посвященный событиям, предшествовавшим майской революции. С первых страниц романа читателя поражает обилие и пестрота политических группировок. Кого там только нет: маоисты (тогда еще преступления времен Культурной революции не стали достоянием гласности), троцкисты, марксисты, анархисты. За отсутствием ясных целей и перспектив им трудно договориться, их политические дискуссии нередко заканчиваются рукопашной.

Создается впечатление, что главное для них — вызов, протест. Тотальность протеста заменяет студентам четкие требования и программу действий. Лозунги, карикатуры, куплеты, заполнившие в майские дни улицы Парижа, как ничто другое характеризуют максималистское, эфемерное начало студенческого движения и явную его бесперспективность и обреченность.

"Неудавшаяся революция" — так иногда с иронией называют майские события. В этом есть доля правды. Как ни пытались демонстранты имитировать ту настоящую, Великую французскую революцию — строили баррикады, развешивали повсюду алые знамена, ни одной сколько-нибудь серьезной попытки взять власть в свои руки сделано не было, хотя возможность, как отмечали впоследствии некоторые исследователи [2], для этого была.

Митингующих студентов вначале никто не принимал всерьез: ни правительство, ни профсоюзы, ни политические партии, ни университетское начальство. И даже в первые дни выступлений лидеры ВКТ (Всеобщая Конфедерация Труда), левые и левоцентристские партии (в том числе французская компартия) отказались поддержать студентов, не желая, по словам руководителя ВКТ Жоржа Сеги, ввязывать пролетариат в "студенческие авантюры".

Непосредственным толчком к майским событиям послужила акция членов Национального комитета в защиту Вьетнама, которые 20 марта, протестуя против Вьетнамской войны, разбили витрину парижского представительства "Америкэн Экспресс" и были за это арестованы. 22 марта в Нантере студенты захватили административное здание, требуя освобождения своих товарищей. Тогда и родилась студенческая организация "Движение 22 Марта", лидером которой стал учившийся во Франции немецкий студент Даниэль Кон-Бендит.

Несмотря на то, что задержанных вскоре отпустили, студенты Нантера продолжали митинговать весь апрель, что вынудило руководство закрыть университет "на неопределенное время". Зачинщикам беспорядков предстояло предстать перед дисциплинарным судом, впоследствии так и не состоявшимся.

Акции протеста проходили не только в Нантере. В целом с февраля по апрель 1968 г. во Франции произошло 49 крупных студенческих выступлений, а 14 марта был даже проведен Национальный день действий студентов. В сфере образования студенты требовали отмены реформы Фуше, выделения дополнительных финансовых средств, введения студенческого самоуправления, упразднения устаревших, как им казалось, предметов, методик и форм обучения. Наиболее радикальная часть студенчества выдвигала требования политического характера, выступая за смену политического курса в стране, отставку министра образования и т.д.

Открытые столкновения с полицией произошли 3 мая 1968 г. перед зданием Сорбонны. В этот день должен был состояться митинг в знак солидарности со студентами Нантера. Более того, ожидалась очередная провокация со стороны ультраправой группировки Оксидан (Occident), члены которой накануне попытались поджечь бюро Всеобщей федерации студентов-филологов. Участники Оксидан не явились, по одной версии — их просто не пустили, по другой — слух об их нападении был пущен преднамеренно. Зато явилась полиция, которая при разгоне демонстрантов пустила в ход дубинки и слезоточивый газ. Студентам ничего не оставалось, как взяться за булыжники. В итоге: несколько человек было ранено, более пятисот — задержаны.

6 мая по Парижу шествовала демонстрация, насчитывавшая более 20 тыс. человек, неся, среди прочих, транспарант со словами "Мы — маленькая кучка экстремистов" (так официальные средства массовой информации называли протестующих студентов). 7 мая бастовали все высшие учебные заведения и многие лицеи Парижа, требуя освобождения товарищей и вывода спецподразделений полиции из Латинского квартала. Митинги солидарности прошли по всей стране, в защиту студентов выступили профсоюзы преподавателей высшей школы, учителей и научных работников. Профсоюз работников телевидения подал протест против необъективного освещения студенческих выступлений в средствах массовой информации. На стороне студентов симпатии многих видных людей Франции: писателей, режиссеров, артистов. К ним присоединяются руководители ВКТ, представители компартии и социалисты.

Ночь с 10 на 11 мая вошла в историю студенческого движения под названием "ночь баррикад". По одним источникам, в эту ночь было сооружено около 40 баррикад, по другим — около 60. Так или иначе, многие бульвары и улицы в Латинском квартале остались без брусчатки.

Прибывшая поздно ночью полиция принялась разбирать баррикады. Завязались уличные бои. Против студентов были применены слезоточивый газ, дымовые шашки и даже нервно-паралитический газ. Митингующие тоже не оставались в долгу. В ход были пущены бутылки с зажигательной смесью, которые, по слухам, изготавливались студентами прямо в здании Высшего Педагогического института.

На место столкновения не допускались даже кареты Красного Креста для оказания медицинской помощи. Позже медики потребуют судебного разбирательства действий полиции и привлечения виновных к ответственности. Отсутствие медиков с лихвой восполняли журналисты, большинство из которых были уже на стороне студентов. Впоследствии их (особенно журналистов с радиостанций Европа 1 и Радио Люксембург) обвинят в однобоком освещении событий и в разжигании антагонизма между обществом и официальной властью.

К счастью, в ночь баррикад обошлось без убитых, но ранено, в том числе и тяжело, было 367 человек. 460 человек было арестовано и, как потом выяснилось, их жестоко избивали в полиции.

На следующий день оппозиционные партии потребовали экстренного созыва 4 Педагогика № 8 Национального собрания, а 13 мая по стране прошла 24-часовая предупредительная забастовка, в которой приняло участие, по разным данным, от 8 до 10 млн. человек. Так во Франции начался новый этап национального кризиса, объединивший почти все трудоспособное население страны. Бастовали почти все крупные предприятия: Рено, Сюд-Авиасьон, Пежо, бастовали судоверфи, больницы, театры, бастовали таксисты, официанты. Забастовка 68-го года стала самой крупной за всю историю Франции. Требования бастующих сводились к увеличению заработной платы, особенно минимальной (до 1000 франков в месяц), сокращению продолжительности рабочей недели, введению органов самоуправления на предприятиях.

Игнорировать далее кризис власти уже не могли. Президент де Голль, презрительно отнесшийся к студенческим беспорядкам, назвав происходящее "маскарадом" (смягченный перевод слова chienlit), обратился к нации с речью, в которой он призвал к восстановлению порядка и проведению реформ, но в более спокойной обстановке. Речь, произнесенная им 24 мая, когда забастовочное движение достигло своего апогея, не возымела действия. В этот же день, уже после выступления президента по радио, по Парижу вновь прошла демонстрация студентов, скандировавших как по команде "Адье, де Голль!".

С 25 по 27 мая состоялись переговоры между премьером Попмиду и представителями профсоюзов, в ходе которых было решено повысить минимальную заработную плату на 30% и оплатить бастующим рабочим дни забастовки из расчета 50% от их зарплаты. Однако эти достижения кажутся смехотворными, и забастовка продолжается.

Тем временем экономический кризис незаметно переходит в стадию политической неразберихи. В этот драматичный момент председатель Объединенной социалистической партии, Франсуа Миттеран, выступает с предложением сформировать временное правительство во главе с видным общественным деятелем П. Мендес-Франсом. В свою очередь, Французская компартия выдвигает не совсем ясный проект "правительства национального доверия".

В самый разгар событий и борьбы за власть Шарль де Голль неожиданно для всех отправляется в Баден-Баден, где находился тогда штаб французской группы войск в Германии. Вернувшись 30 мая, он вновь выступает с радиообращением. Он объявляет о своем решении не уходить с поста президента, оставить премьера Помпиду и распустить Национальное собрание. Почти одновременно с его выступлением, на площади Согласия, собирается внушительная манифестация, по разным оценкам — от 400 тыс. до 1 млн. человек, в поддержку президента.

Впоследствии многие расценят исчезновение де Голля как маневр, призванный создать напряжение у граждан и спровоцировать противников на необдуманные действия. Так или иначе, день 30 мая принято называть началом конца всеобщей забастовки, и это несмотря на то, что локально она продолжалась еще примерно месяц. Студенческое движение захлебнулось еще раньше. На созванную "Движением 22 Марта" демонстрацию в конце июня явилось несколько десятков человек.

Состоявшиеся 23—30 июня 1968 г. выборы принесли голлистам 73,8% мест в Национальном собрании. Таким образом, французы в очередной раз выразили доверие президенту. Бесспорно, эта была победа де Голля по преодолению майского кризиса, но всего лишь через год она сменилась поражением на референдуме по реорганизации Сената и органов региональной власти. Верный своему слову сложить полномочия в случае провала референдума, генерал в апреле 1969 г. подает в отставку.

Политический кризис миновал, но общественные перемены, которые произошли вслед за ним, были столь значительны и масштабны, что теперь в контексте майской революции 68-го года принято говорить больше о "кризисе цивилизаций" (выражение де Голля), чем просто о студенческих беспорядках.

Сразу после восстановления порядка был назначен новый министр образования — опытный политик и общественный деятель Эдгар Фор. Под его руководством был подготовлен новый проект реформы, получивший название "Закон об ориентации высшего образования" (Loi d’orientation de l’enseignement superieur du 12 novemre 1968). Уже в октябре 1968 г. законопроект был заслушан и одобрен депутатами Национального собрания, а 12 ноября утвержден правительством. Какие же перемены ждали студентов в сфере образования?

Новый закон сохранил традиционную форму поступления в университет, т.е. без вступительных экзаменов и при наличии диплома бакалавра. В результате структурных изменений были упразднены факультеты. На их основе в крупных университетах создавались новые плюридисциплинарные университеты, получавшие цифровое наименование. Так, в 1971 г. пять факультетов Сорбонны были преобразованы в 13 университетов, получив соответствующую нумерацию. Восемь университетов остались в стенах alma-mater (Paris I, Paris II, Paris III, Paris IV, Paris V, Paris VI, Paris VII, Paris IX). Остальные обосновались в учебных округах недалеко от Парижа (Paris X, Paris XI в Версале и Paris VIII, Paris XII, Paris XIII в Кретей).

Основной организационной единицей университета стало "учебно-научное объединение" УНО (UER — Unite d’enseignement et de recherche), представляющее собой центр профессиональной подготовки и научных исследований. В 1984 г. оно было заменено на учебно-научное подразделение (UFR — Unite de formation et de recherche). Например, в Лионский университет II было включено 14 УНО, среди них УНО политических наук (бывший институт политических наук), юридических наук (бывший юридический факультет), экономических наук, французского языка, итальянского, румынского, славянских и восточных языков и др. В состав УНО вошли, в качестве структурных единиц, отделения (например, отделение прикладной математики в составе УНО математики).

В компетенции УНО: составление программ, методик, научные исследования. В каждом УНО избираются советы, которые руководят учебной, научно-исследовательской работой, занимаются подбором педагогических кадров, распределяют бюджет, выделяемый университетом для каждого учебно-научного объединения. Руководит Советом директор, избранный сроком на пять лет. В совет УНО (численностью не более 40 человек) вошли представители студенчества, преподаватели, научные работники, административно-технические работники, уполномоченные предприятий и местных органов власти.

В соответствии с принципом автономии, заложенным в новом законе, новые университеты являются самоуправляющимися учебными заведениями с выборными советами и президентом во главе. Так же, как в советы учебно-научных объединений, в университетские советы избираются преподаватели, студенты, исследователи, технические работники, назначаются представители предприятий и органов власти. Президент избирается советом университета сроком на пять лет. Совет утверждает бюджет университета, который складывается из государственных ассигнований, финансовой поддержки извне (муниципальной, частной и т.д.) и собственных средств (как правило, очень скромных). В компетенции совета также внутренний распорядок университета, быт студентов, деятельность технического персонала.

В соответствии с законом, университеты получили некоторую административно-финансовую и учебную самостоятельность. Так, им предоставили право свободно распоряжаться своими бюджетными и внебюджетными средствами и определять профиль необходимых специальностей.

Управление, строящееся на основе выборных советов с привлечением представителей разных социально-профессиональных групп, воплощает принцип участия или партиципации и является несомненным достижением новой реформы, равно как и "рациональное распределение студентов" [3] между гуманитарным и техническим образованием, отразившееся в принципе плюридисциплинарности.

Случайно или нет, но принцип участия, заложенный в новом законе, стал отголоском другой идеи, генерированной де Голлем еще в конце 1940-х и также носившей название политика участия. Отвергая либерализм и коммунизм как пути развития общества, де Голль в 1948 г. выдвинул идею ассоциации труда и капитала, которая привела бы к более справедливому распределению результатов труда. Эта идея предполагала даже участие так называемых рабочих коллективов в управлении предприятиями.

Структурная перестройка, однако, не повлекла существенных изменений в форме обучения. Как и до реформы, процесс обучения делится на три цикла. Первый цикл длительностью в два года (УНО филологических и гуманитарных, естественных, юридических и экономических наук) дает студенту базовую общеобразовательную подготовку с присуждением Диплома об общем университетском образовании (DEUG — Diplome d’etudes universitaires generates) с указанием соответствующей области знаний. Продолжительность обучения на УНО фармакологических и медицинских наук может составлять два года и более. Двухгодичная подготовка в университетских технологических институтах, относящихся к первому циклу, основана на изучении специальных дисциплин с вручением диплома об университетском технологическом образовании (DUT — Diplome universitaire de technologie).

Второй цикл дает более углубленные знания. Студенты УНО естественных, филологических и гуманитарных наук после первого года обучения и при успешной сдаче экзаменов получают диплом лиценциата, а после второго года и соответствующих экзаменов — диплом мэтриз, который дает право на участие в конкурсе на звание преподавателя средней школы. В УНО юридических и экономических наук диплом лиценциата выдается после двух лет обучения на втором цикле. Продолжительность второго цикла УНО медицинских и фармакологических наук разная, но не более четырех лет.

Третий цикл соответствует углубленной специализации с элементами научных исследований в УНО филологических, естественных, юридических и экономических наук. После первого года вручается диплом об углубленном образовании (DEA — Diplome d’etudes approfondies), а после второго — доктора третьего цикла. В УНО медицинских и фармакологических наук в этом цикле полностью завершается профессиональная подготовка специалистов с получением государственного диплома доктора медицины или фармакологии. На третьем цикле, как и до реформы, единых программ нет. Их составляет каждое УНО, а утверждает министерство. Программы носят теоретический и научно-исследовательский характер и служат базой для написания диссертации. Необходимо отметить, что эта традиционная организация учебного процесса во французских университетах отживает и вытесняется новой моделью образовательных циклов, которая соответствует требованиям Болонского процесса. На практике это отразилось в реформе LMD (Licence-Master-Doctorat) .

Переход от одного образовательного цикла к другому затруднен, помимо сложной учебной программы, многочисленными экзаменами и сложностью получения рекомендации так называемого совета по ориентации, без которого студент, даже успешно сдавший экзамены, не может быть принят на следующий цикл. Таким образом, селекция в университетах существует. Более того, она начинается даже не с университета, а со школьной скамьи, приумножаемая обилием частных школ и постоянным контролем знаний в виде экзаменов, конкурсов, получения рекомендаций, т.е. всего того, что способствует социальному отбору.

Французские социологи П.Бордье и Ж.Пассрон в 1964 г. опубликовали исследование "Наследники", в котором, опираясь на огромный фактический материал, сделали выводы о том, что сын крестьянина имеет меньше одного шанса из ста, сын промышленника — примерно 70 шансов и дети лиц свободных профессий — около 80 шансов получить высшее образование. Селекция бьет по наименее обеспеченным слоям.

Новая реформа была воспринята во Франции неоднозначно. Противники Фора, в частности, говорили, что торжественность провозглашенных принципов заслонила и не решила многие острые проблемы, в немалой степени спровоцировавшие майский кризис. Подвергалась сомнению целесообразность упразднения факультетов. Ведь исторически первые университеты во Франции были созданы путем объединения двух или нескольких факультетов, находящихся в одном городе. Стоило ли вводить новое название — учебно-научное объединение, если и по сей день по привычке, иногда даже в официальных документах, УНО называют факультетами, а их директоров — деканами?

Но наибольшую критику вызывал факт увеличения власти ректора при формальных уступках в области студенческого самоуправления. Вот что по этому поводу сказал французский писатель и философ Жан Поль Сартр, одним из первых поддержавший студентов во время майских событий: «Итак, студентов загнали в западню: над ними совершается насилие, им приказывают, ограничивают их права — и все это именем "программного закона". Кому сегодня известно, что закон Фора дает ректорам неограниченные права, начиная от возможности без консультации с кем бы то ни было сдавать студентов в армию и кончая использованием курсантов полицейских училищ в качестве факультетских сторожей? Для широкой публики закон Фора — это попытка реформы, стремление правительства принять во внимание протесты и пойти навстречу студентам; для них же, напротив, это замаскированный, но действенный способ постоянно вводить в университет "силы порядка".

С точки зрения общественного мнения, студенты должны были поймать правительство на слове, загнать его в угол своим "участием" и радикализировать его реформы. С точки зрения преподавателей — по крайней мере, наиболее разумных, — "программный закон" предоставляет ректорам диктаторские полномочия, которыми те не замедлят воспользоваться, чтобы править железной рукой. На возобновление — замаскированное или вызывающе неприкрытое — насилия в университете возможен лишь один ответ: контрнасилие» [4].

Несмотря на общественный резонанс и протесты со стороны студентов, которые, впрочем, уже не могли достичь майского масштаба, новый закон позволил вернуть учащихся к нормальному учебному процессу.

В 1984 г. был принят новый закон о высшем образовании (действующий по сей день), а последовавшая вслед за ним реформа сохранила основные принципы управления высшими учебными заведениями, обозначенные в законе 1968 г.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Un autre mai 68 www.mai68net

2. Rotman P. Mai 68 raconte a ceux qui ne I'ont pas vecu // Le Nouvel Observateur. 2008. Fevr.

3. Loi n° 68-978 du 12 novembre 1968 Article 6. TITRE П. Les institutions universitaires.

Цит. по: Над Сеной и Уазой. М., 1985.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.