Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОВШЕСТВА И ОСОБЕННОСТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В ГЕРМАНИИ

Торопов А. Д.

Источник: Журнал «Педагогика» 2009/1 с. 101

Над статьёй работала Логачёва Дарья

В Германии в настоящее время реализуются инновационные программы европейского уровня, общегерманского, земельного, а также программы для девушек и женщин.

К первой группе относятся программы, которые исполняются в рамках таких больших европейских образовательных проектов как Socrates, Comenius, Erasmus. Lr r.ardo da Vinci, Grundtwig, Jean Monnet.

1 января 2007 г. стартовала инновационная программа стран Евросоюза Socrates, направленная на совершенствование системы непрерывного образования и рассчитанная на семь лет — до 2013 г. Объем выделяемых на ее реализацию финансовых средств составляет 7 млрд. евро.

Программа Comenius направлена на совершенствование школьного образования за счет:

- развития партнерских отношений между школами и повышения мобильности учащихся:

- повышения квалификации преподавателей за границей:

- развития многосторонних проектов, включающих повышение квалификации преподавателей, совершенствование учебных программ, методических рекомендаций:

- создания сетевых программ;

- еTwinning (расширения интернет- связей между школами стран Европы).

Программа Erasmus направлена на совершенствование системы высшего образования и развитие научной работы в университетах.

Leonardo da Vinci — программа профессионального образования, она предусматривает:

- повышение мобильности граждан Европы (имеются в виду стажировки на зарубежных предприятиях или в учебных заведениях);

- развитие двух- и многосторонних партнерских отношений между учебными заведениями системы профессионального образования;

- разработку и реализацию многосторонних проектов с основным упором на передачу инновационного опыта;



- создание тематических сетей.

Grundtwig — обучение в течение всей жизни, обучение взрослых. Программа предусматривает:

- политическое сотрудничество и инновации, в том числе обмен педагогическими кадрами (развитие бывшей про-граммы ARION);

- совершенствование языковой подготовки;

- развитие и внедрение информационно-коммуникативных технологий;

- популяризацию инновационных достижений за счет сетевого внедрения.

Программа Jean Monnet рассчитана на целевые группы ученых, создание образовательных учреждений европейского уровня, а также европейских научных объединений.

Участниками указанных программ являются:

- школьники, студенты, учащиеся системы профессионального образования, взрослые, повышающие свою квалификацию;

- преподаватели, наставники производственного обучения;

- заинтересованные в итогах подготовки персонала участники рынка труда;

- учебные заведения или организации, которые задействованы в процессе непрерывного образования;

- должностные лица и ведомства на местном, региональном и национальном уровне, в компетенции которых находятся вопросы разработки и реализации политики в сфере образования;

- предприниматели, социальные партнеры и иные организации всех уровней, включая объединения работодателей и торгово-промышленные палаты;

- организации, предоставляющие консалтинговые услуги в сфере непрерывного образования на европейском пространстве.

В Германии исполнение данных программ возложено на Главный комитет Федерального института профессионального образования, который также является основным консультантом федерального правительства Германии по всему спектру вопросов профессионального образования. В качестве членов в состав Главного комитета входят уполномоченные представители союза работодателей, профсоюзов, федеральных земель, а также федерального правительства (каждая из сторон располагает 16 голосами).

В составе Института имеется подразделение Национальное агентство, которое совместно с Главным комитетом занимается реализацией программ, а также контролем за расходованием средств, выделяемых в рамках европейских образовательных программ. По состоянию на 01.06.2008 г. в Германии в рамках реализации европейских программ в 78 проектах было задействовано 71 образовательное учреждение.

Так, например, для участия в программе Comenius (общий объем финансирования — 1,85 млрд, евро) необходимо наличие как минимум трех школ из разных стран, которые будут работать совместно не менее трех лет. Учащиеся, которые принимают участие в проекте, проведут по обмену в одной из школ-партнеров не менее двух недель. Накануне поездки на протяжении не менее шести недель изучаются и обсуждаются особенности обучения в партнерской школе, устанавливаются интернет контакты между конкретными учащимися. По завершении проекта готовится двух- или трехъязычный итоговый документ. В нем отражаются инновационные преимущества проекта, которые могут быть использованы аналогичными образовательными учреждениями в странах Европы. О подробностях участия в европейском проекте руководство школы может получить информацию, как в Федеральном институте профессионального образования (Берлин), так и в своем земельном министерстве образования и науки, где имеется управление, в задачи которого входит поддержка так называемой "биржи по поиску партнеров в Евросоюзе". Промежуточные итоги исполнения европейских программ находят свое отражение в ежегодных отчетах Федерального института профессионального образования [1].

Ведущая роль в организации и исполнении образовательных новшеств общегерманского и земельного уровня, а также программ для девушек и женщин принадлежит Федеральному объединению немецких союзов работодателей (Bunde- svereinigung der Deutschen Arbeitgeber- verbande, BDA). Автомобильная и химическая промышленность, машиностроение и связь — это отрасли, в которых Германия особенно преуспевает и которые ориентированы на экспорт. Они характеризуются неуклонным развитием в основном за счет постоянного внедрения все новых и новых инженерно-технических решений. По мнении руководства BDA, в конкурентной борьбе с другими странами-производителями подобной продукции в будущем большую роль будет играть не уровень ноу-хау в стране, а наличие высококвалифицированных инженерно-технических кадров. Поэтому эти отрасли в дальнейшем будут испытывать значительную потребность в притоке опытных инженеров, естествоиспытателей, техников. Возможности этой категории специалистов в Германии поистине безграничны. В связи с этим BDA заинтересовано в наличии высококлассных преподавателей, которые могут передавать учащимся и студентам быстроменяющиеся специальные компетенции по профессиям этих отраслей экономики [2].

Несмотря на хорошие профессиональные шансы в названных отраслях, имидж естественных и технических наук в стране не самый лучший. В гимназиях, университетах и даже на предприятиях бытует мнение, что они излишне абстрактны, сухи и далеки от реальной жизни. Они воспринимаются как чересчур "твердые" и подходящие преимущественно для лиц мужского пола. Федеральное объединение немецких союзов работодателей, не желая мириться с такой позицией общества, выступает с новыми образовательными инновационными программами, направленными на то, чтобы сделать изучение электротехники, биоинформации, механики и прочих точных наук более привлекательным и показать молодым людям, насколько теоретические знания этих предметов НУЖНЫ В обычной жизни и что они, независимо от пола, в состоянии освоить эти дисциплины.

BDA осуществляет в настоящее время 18 инновационных проектов федерального значения. 26 земельных и 4 проекта для девушек и женщин. Состав участников, тематика и сроки реализации проектов значительно отличаются друг от друга.

В числе федеральных инновационных программ значатся следующие:

- Интернет-портал www.think.ing.de;

- Образовательная инициатива "Химия";

- MINT-Excellence Center (MINT — сокращение от первых букв профессий: машиностроитель, инженер, связист и техник I:

- Навигатор профессий;

- Устремленная молодежь исследует;

- Развивая математику (под проект интернет-портала www.think.ing.de);

- Эксперимент — будущее;

- Remote Controlled Laboratory (под-проект интернет-портала www.think.ing.de);

- Нано технология и школа (под проект интернет-портала www.think.ing.de);

- Science on Stage Deutschland (под проект интернет-портала www.think.ing.de);

- Low Cost — High Tech (Физика в детском саду);

- Интернет-страницы как источник информации о будущей профессии;

- Передвижные информационные стенды о профессиях металлургической и электротехнической промышленности;

- Тео практика (сближение теоретических и практических знаний в области химии);

- Тест на профессиональную пригодность по профессиям металлургической и электротехнической промышленности;

- Журнал "Знания и карьера";

- Молодежь думает о будущем.

Рассмотрим подробнее наиболее значимый проект "Интернет-портал www.think.ing.de". Он реализуется с 1998 г. Цель проекта заключается в предоставлении молодежи наиболее полной информации о возможности освоения профессии инженера в самых различных отраслях промышленности, в ее популяризации, в том числе с указанием числа лиц, вновь поступивших в учебные заведения по профессии "инженер" во всех землях Германии.

Программа рассчитана на учащихся гимназий старших классов, преподавателей гимназий, а также организации, которые оказывают информационно-консультативную помощь выпускникам. Инициатором проекта выступает Федеральное объединение немецких союзов работодателей. Мероприятия в рамках проекта направлены на поддержание и развитие интернет-портала www.think. ing.de (обновление новостного ряда, календаря мероприятий по гимназиям-участницам, поддержание форума в сети, а также предоставление бесплатных материалов для образовательных учреждений об итогах исполнения проекта (их более 30).

Помимо объединения предпринимателей, со координатором проекта является Der Informationsdienst Wissenschaft е. V. (idw-online.de), одна из крупнейших информационных платформ в интернете, информирующая о жизни высшей школы и науки в немецкоязычном интернет-пространстве. Свыше 700 научных заведений сотрудничают в настоящее время с idw- online.de. Принять участие могут все желающие образовательные учреждения после соответствующей регистрации в BDA. Институты и университеты имеют право направлять информацию о своих важных событиях и плановых мероприятиях.

В рамках проекта реализуются четыре под проекта, в ходе которых уже издан первый учебник по нано технологии, который можно через портал заказать и оплатить; четыре раза в год проводятся олимпиады по математике (в сентябре — школьные олимпиады, в ноябре — региональные, в феврале — земельные и в мае — федеральная). В рамках под проекта Remote Controlled Laboratory становится возможным посредством интернета следить за физическими опытами в разных лабораториях страны. При помощи коммуникативного принципа RCL (компьютерный пользователь через интернет связывается с веб-сервером, на который через веб-камеру поступает сигнал с места исследования) учащиеся получают возможность, например, управлять электростанцией, работающей на силе ветра. При помощи веб-камер в течение 7 дней в неделю в круглосуточном режиме можно следить за работой разных узлов и агрегатов в научных лабораториях Германии. В качестве конечной цели участники этого проекта видят создание интернет-сети, в которую будут вовлечены все научные центры и лаборатории страны. Участники подпроекта Science on Stage Deutschland разработали учебник по физике, в котором наглядно и в доступной форме рассказывается обо всех значимых открытиях в области физики за последние десятилетия.

В этих под проектах со координатором DAB являются Технический университет в Кайзерслаутерне, общественный фонд "Молодежь исследует", Фонд Эберхарда фон Кюнхайма, Союз работодателей металлургической промышленности, Физический институт в Дортмунде, Министерство науки и образования земли Северный Рейн—Вестфалия [3].

Из 26 земельных программ мы решили особое внимание обратить на программы самой большой и самой экономически значимой федеральной земли Германии — Северный Рейн—Вестфалия, тем более что на нее из общего числа приходится 9 программ, в том числе:

- ChemBel.de — интернет-платформа для преподавателей химии;

- Повышение квалификации преподавателей химии;

- FaWiS — Facharbeit Wirtschaft Schule (квалифицированная работа, экономика, школа);

- Дети хотят знать;

- Кооперационный проект для усиления преподавания естественных дисциплин в основной школе (имеется в виду преподавание с первого по V—VI классы);

- Естественнонаучные эксперименты в детских садах и основной школе;

- Естественные науки в детских садах;

- Mit MINT zum Beruf (Выбираем профессию машиностроителя, инженера, связиста или техника).

Как видно уже из названия программ, основной упор в них делается на совершенствование преподавания и повышение интереса у учащихся к изучению естественных дисциплин, и в первую очередь химии. Это неудивительно, так как Германия по производству химической продукции занимает третье место в мире, а с долей в 12% во всем экспорте она считается признанным мировым лидером. Только в одной Европе немецкая химическая промышленность обеспечивает занятость каждого третьего рабочего места. Земля же Северный Рейн—Вестфалия (СРВ) является главным химическим регионом страны: из 152 млрд. евро ежегодного оборота химической промышленности всей Германии 55 млрд. евро приходится на эту землю. Более 400 химических предприятий земли предоставляют рабочие места для 107000 чел. Научные изыскания в химической области идут полным ходом: от новшеств для автомобильной промышленности до стоматологии. Доля же услуг, оказываемых в масштабах всей Германии, применительно к СРВ составляет 69,4%.

Эти химические показатели объясняют интерес земельных предприятий к образовательным новшествам. Помимо инновационной деятельности, согласно статистическим исследованиям, свыше 63% общеобразовательных школ земли в 2007 г. поддерживали устойчивые контакты с РАЗЛИЧНЫМИ предприятиями. По сравнению с 2004 г. эта доля выросла на 24%, что иллюстрирует более заинтересованное отношение бизнеса к обеспечения производства квалифицированными кадрами.

Весьма показателен круг участников указанных программ. Так, в создании и поддержании интернет-портала Chem-Bel.de (проект бессрочен) помимо Федерального объединения немецких союзов работодателей участвует Союз работодателей химической промышленности Бергишен Ланд, факультет химии Университета г 5 Вупперталя, многочисленные предприятия - химической промышленности земли.

Портал, созданный в интересах преподавателей, в первую очередь имеет своей целью совершенствовать дидактику и методике преподавания химии в школах таким образом, чтобы полнее интегрировать теоретические знания в практику. Другая цель проекта — усилить кооперацию между школами и предприятиями СРВ. Участие в проекте доступно каждой заинтересованной школе.

Интересной представляется нам программа FaWiS — Facharbeit Wirtschaft Schule (квалифицированная работа, экономика, школа), которая также бессрочна. Программа разработана для учащихся XII классов гимназий и имеет своей целью вызвать у них интерес к той или иной профессии, причем аргументы в пользу выбранной профессии должны быть подготовлены самими учащимися. При этом поощряется выбор наиболее современных профессий в таких областях, как генная технология, нанотехнология, коечник топ менеджеров или хирургия животных. По окончании участия в эксперименте и, соответственно, обучения в гимназии (XII класс — последний гимназический класс) учащийся должен представить в письменном виде аргументы в пользу избранной им профессии.

В 2008 г. участвовать в конкурсе на лучшую работу будут учащиеся гимназий Бохума, Герне, Виттена, Гаттингена и округа Реклингхаузена. Победители от каждой гимназии получают премию в виде 2500 евро и льготное право зачисления в Бохумский институт.

Партнерами Федерального объединения немецких союзов работодателей в этом проекте выступают также Союз работодателей Рура, Институт Бохума, общеобразовательная школа имени Марии-Сибилии-Мериан из Бохума, фирмы Nokia GmbH., Infracor GmbH., Tryp-Hotel Bochum, Бохумское сталелитейное пред-приятие Хайнтцманна, а также Министерство науки и образования земли СРВ.

Последнюю группу инновационных образовательных программ образуют проекты для девушек и женщин. Их —четыре, в том числе:

- Girl’s Day — Будущий день девушки;

- Ada-Lovelace-Mentoring;

- Yolante — Young Ladies1 Network of Technology;
Общественная инициатива FrITZI (Forum zu Fragen der Informationsge- sellschaft, Technologie, Zukunfts- und IT- Berufen).

Проект "Ada-Lovelace-Mentoring" получил свое название в честь дочери Дж.Г.Байрона — Аугусты Ады Лавлейс. Цель проекта — развивать интерес у девушек к изучению естественных наук и техники в высших учебных заведениях и на предприятиях, а также повышать долю девушек, изучающих инженерные профессии и занимающих руководящие посты в компаниях.

Инициатором проекта является, помимо Федерального объединения немецких союзов работодателей, некоммерческий фонд Ады Лавлейс и Союз работодателей металлургической промышленности Германии. Проект реализуется с 1998 г., причем не только в Германии, но и в Швейцарии и Люксембурге. В числе проводимых мероприятий — создание интернет-порталов http://www.adaweb.de и http://www.ada-mentoring.de/, поддержание обновляемой информации по выбранной тематике, календаря мероприятий по проекту, дискуссионного форума, возможности бесплатного получения в бумажном и цифровом виде материалов по промежуточным итогам проекта, а также предусматривающее объединение учебных организаций-участниц в единую информационную сеть, продвижение девушек, наилучшим образом успевающих в точных науках, в высшие учебные заведения.

В числе структур, оказывающих помощь в реализации этого проекта, — опоминавшиеся в рамках проекта THINKING, структуры, а также информационная служба idw-online, технические университеты в Германии, Швейцарии и концерн СИМЕНС. В рамках проекта издается журнал с одноименным названием, который информирует четыре раза в год о ходе проекта, рассказывает о лучших ученицах и студентках, а также менеджерах-женщинах, проявивших себя в промышленности. Чтобы участвовать в данном проекте, достаточно информировать Ada-Lovelace-Mentoring e.V. (при этом необходимо сделать взнос в размере 600 евро — для организаций и 60 евро — для физических лиц).

Программа Yolante — Young Ladies* Network of Technology по своим целям весьма схожа с предыдущей, среди них — развитие и поддержка интереса у девушек и женщин к техническим профессиям во время их обучения в общеобразовательных учреждениях, а также в институтах, университетах и подразделениях концерна СИМЕНС. Особое внимание инициаторов проекта уделяется отличившимся в освоении таких дисциплин, как машиностроение, мехатроника, информатика, статистический анализ, управление предприятием, физика и математика. Инициатор проекта — СИМЕНС; срок исполнения — бессрочно.

В проекте участвуют ежегодно 100 учащихся. Его главными составными частями являются "менторская программа" (индивидуальное сопровождение участниц преподавателем(ями), практика на предприятиях СИМЕНСа, общение участников проекта друг с другом в рамках интернет-платформы, участие в конкретных производственных программах, доступ ко внутрифирменной переписке (в случае стажировки).

Поддержку проекту оказывают участники проектов Ada-Lovelace-Mentoring и MINT-Excellence Center, различные школы, гимназии и вузы. Прием в проект осуществляется в результате отбора кандидатов в период с марта по октябрь ежегодно.

В заключение мы хотим отметить, что помимо Федерального объединения немецких союзов работодателей в разработке и исполнении многих проектов большею роль играет Немецкая служба академического обмена (Deutscher Aka- demischer Austauschdienst, DAAD), самоуправляющаяся организация немецких высших хлебных заведений.

В рамках свыше 200 программ DAAD предлагает индивидуальные гранты студентам и выпускникам вузов, а также профессорам и исследователям. Дополнительное финансирование со стороны DAAD предусматривается для программ сотрудничества между немецкими вузами и вузами других европейских стран. Преподаватель составляет программу обучения в вузе другой страны для конкретной группы студентов; как правило, подобные программы длятся один или два семестра. При этом время, проведенное в вузе другой страны, полностью признается немецким институтом или университетом.

В последнее время большое внимание уделяется программам обмена с вузами стран Центральной, Восточной, Западной и Юго-Восточной Европы, а также стран бывшего Советского Союза. С 2002 г. начала работу инициатива "Иди на Восток", которая предлагает гранты немецким студентам на обучение за границей. За минувшие 5 лет по этой программе гранты получили более 1400 студентов. Большая информация по академическому обмену доступна на сайте http:// eu.daad.de.

Реализация собственных инновационных идей на уровне школы, гимназии или даже института также вполне возможна в Германии. Однако в этом случае вопросы финансирования заставят инициаторов все равно обращаться либо к земельному министерскому руководству, которое будет искать нечто аналогичное в существующих программах, либо к заинтересованным в практических результатах экспериментов предпринимателям.

Как видно из представленных фактов и рассуждений, образовательные новшества в Германии тесно увязаны с практическими аспектами реализации их итогов. За счет этого в хозяйственном обороте ФРГ находится около 50% результатов научно-технической деятельности, в отличие от 1% в России. В значительной мере это связано также с процедурой оформления прав разработчиков на созданный ими интеллектуальный продукт.

На успех того или иного инновационного проекта в сфере образования, как явствует из немецкого опыта, большое влияние оказывает заинтересованное участие в нем: предпринимателей, министерских чиновников, конкретных предприятий, преподавателей, учащихся и их родителей, различных фондов, вузов — при таком многостороннем сотрудничестве гораздо проще добиться желаемого результата, так как этот результат на всех стадиях проекта проходит испытание на прочность теорией и практикой.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Сайт Постоянной конференции министров образования земель ФРГ http://www.kmk.org/

2. BDA (Hrsg.): Bildung schafft Zukunft. Das Bildungsprogramm der Arbeitgeber. Berlin, 2005.

3. Портал "Образование в земле Северный Рейн—-Вестфалия" www.bildungswerk-nrw.de

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.