Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Главный критерий истины – ясность и отчётливость суждений.

6. Проблема психо-физиологического параллелизма (дуализм). Человек состоит из двух автономно существующих субстанций: души и тела. Душа — «мыслящая субстанция», тело — «протяжённая субстанция». Тело не способно мыслить, а душа не имеет протяжённости. Есть лишь одна точка их соединения – шишковидная железа (гипофиз) головного мозга.

Резюме: если душа и тело автономны, то «грязное» тело не пачкает душу. Аргументы «за»: образ Сони Мармеладовой (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»); хиппи (Люси Фор «Славные ребята»); Мария (Пауло Коэльо «Одиннадцать минут»). Аргументы «против»: по крайней мере, с Аристотеля («О душе») душа понимается как начало, оживляющее, оформляющее, направляющее тело (душа – «скульптор», тело –
«материал»); отсюда, есть уровни души (вегетативный, животный), связанные с телом (и умирающие вместе с ним), а есть – и относительно независимый от него разумный уровень (божественный, бессмертный).

 

«Дайте мне материю и движение и я построю из этого вселенную».

«Первопричина движения – Бог».

 

5. Блез Паскаль(1623 – 1662 гг.) – французский религиозный философ, в 1654 г. (испытав «огненное крещение») прекращает заниматься наукой, погрузившись в богословские размышления, плодом которых стала книга «Мысли». Имел хрупкое здоровье, много болел, но на посмертной маске – улыбается.

 


 


Блез Паскаль Бенедикт Спиноза

Основные идеи:

человек «мыслящий тростник», поразительное сочетание хрупкости – и величия ума и любви («мысль свёртывает космическую бесконечность, любовь свёртывает саму мысль и страх мысли перед бесконечностью, усмиряя внутреннюю борьбу и воцаряя тишину, в которой слышен голос Спасителя»);



человек – «середина между Всё и Ничто» («Ничто в сравнении с бесконечностью, Всё вы сравнении с Ничем»),ангелом и зверем («чем больше человек стремится к ангелу, тем ближе он оказывается к зверю»), бесконечностью во вне и бесконечностью во внутрь («человек ничтожен, но он знает о своём ничтожестве, и это рождает его величие»);

разнородность человека: расстояние между телом и духом – огромно, но ещё больше расстояние между духом и любовью («все тела, все умы вместе не стоят и малейшего проявления любви»);

«что такое человек – ответить может только сама бесконечность»;

что делать: созерцать бесконечность, пропитываться ею («наш удел – середина, удалённая от крайностей»);

«человек страдает оттого, что смертен, значит, он помнит, что когда-то был бессмертен»;

память о рае: «человек страдает оттого, что несчастен, значит, он помнит, что когда-то был счастлив»;

«четыре обмана», мешающие постигать мир: воображение («делание из вечности ничто, а из ничто – вечности»), привычка (неспособность воспринимать новое по новому), самолюбие («ненависть к тем, кто говорит нам правду и любовь к тем, кто нам лжёт»), тщеславие (смакование своих достоинств, уводящее от осознания недостатков; знания обретаются для возвышения над другими);

спор с Р. Декартом: «важно не только правильно мыслить, но и хорошо»;

«пари» на веру в Бога (принятие Бога даёт человеку бесценный «выигрыш»: веру в бессмертие, высшую справедливость, вечную любовь… «выигрыш» так велик, что не выбрать веру в Бога, значит проявить безумие);

«портом в морали» (единственной надёжной точкой отсчёта) может быть только Бог;

«таинство Иисуса» Утешься, ты не искал бы Меня, если бы уже не нашёл. Я думал о тебе в предсмертном борении, за тебя Я пролил кровь. Неужели ты хочешь, чтобы Я всегда проливал Свою кровь, а ты не пролил и слёз… Твои друзья не вытерпели бы того, что Я вытерпел от тебя, и не умерли бы за тебя во время твоей неверности и жестокости, как Я это сделал, готов делать и делаю…»);

«Человек слава и хлам вселенной».

«Атеизм признак ума, но лишь до какой-то степени».

«Бог создал нас без нас, но не спасёт нас без нас».

«Бесконечная жажда счастья человеком может быть удовлетвореналишь бесконечным существом – Богом».

 

 

Стасис Красаускас «К Солнцу!»

 

 

«Мы часто утешаемся пустяками, ибо пустяки нас и огорчают».

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает ума и добра в людях».

«Люди безумны, и это столь общее правило, что не быть безумцем было бы тоже своего рода безумием».

«Молчание – величайшее из страданий; святые не молчали».

«О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни».

Модель мира по Б. Спинозе

6. Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 гг.) – нидерландский философ-пантеист, рационалист, за вольномыслие отлучён от церкви. Спасаясь от преследования, уехал в деревню, занимаясь шлифовкой линз. Отказался от места философа в университете для сохранения творческой свободы. Книги «Этика», «Трактат об усовершенствовании разума», «Трактат о Боге, человеке и его счастье».

 

Основные идеи:

главный недостаток декартовой теории – дуализм, существует одна единая субстанция, Природа и Бог едины (пантеизм), пространство и мышление – два атрибута единой субстанции;

субстанция Природа-Бог бесконечна, вечна, неподвижна, независима; имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя; обладает множеством свойств (атрибутов), основные из них — мышление и протяжение;

этика: человек стремится к свободе, но находится в «тисках» необходимости (мирясь с ней, он превращается в «духовный автомат»); путь к свободе – нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю («свобода это познанная необходимость»);чтобы достичь большей степени свободы, человеку необходимомаксимально познать необходимость Природы-Бога и освободиться от аффектов

 

«Смотри на всё с точки зрения вечности».

«Если иметь в виду, что все вещи зависимы от Бога, то в природе нет ничего случайного. Случайной какая-либо вещь называется единственно по несовершенству нашего знания».

«Каждое мгновение Бог своим содействием продолжает порождение всего. Все вещи существуют не своей, а Его силой».

«Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать. Невежество не есть аргумент».

 

 

7.Готфрид Лейбниц (1646 – 1716 гг.) – немецкий просветитель-энциклопедист, философ-идеалист, в 20 лет закончил университет, но из-за юного возраста не получил степень доктора (вскоре защитил диссертацию). Книги – «Монадология»,«Теодицея», «Рассуждение о метафизике», «Новые опыты о человеческом разуме».

Основные идеи:

– существует мир умопостигаемый (истинно сущего, метафизическая реальность) и мир чувственный (являющийся, феноменальный, физический), предстающий несовершенным выражением первого;

субстанциальный плюрализм: умопостигаемый мир состоит из бесчисленных деятельных психических субстанций, неделимых первоэлементов бытия – монад (от греч monados «единица»), находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии, изначально данной «Монадой монад», Богом;

– все монады просты, не содержат частей, самостоятельны, самодеятельны, приводят все материальные вещи в движение, развёртывая заложенную в них индивидуальную программу, отличны друг от друга, отсюда – бесконечное разнообразие мира феноменов;

– монады не меняются от действия каких-либо внешних причин («не имеют окон и дверей»), кроме Бога; не зависимы друг от друга, однако развитие каждой их них находится в полном соответствии с развитием других и всего мира в целом, в каждой монаде в потенциале свёрнута Вселенная;

 



Готфрид Лейбниц Джордж Беркли

– все монады способны к перцепции (восприятию своей внутренней жизни), некоторые достигают уровня осознанного восприятия (апперцепции), сопровождающегося памятью(души людей); души – «живые зеркала Вселенной», разумные души – отображение самого Божества;

– не существует совершенно неодушевлённой природы, монады атомов, минералов, растений находятся в состоянии глубокого сна (с бессознательным стремлением и восприятием), жизнь появляется тогда, когда атомы пробуждаются.

«Поскольку Бог – благ, то как творец и промыслитель Он действует всегда наилучшим образом».

«Наличный сотворённый порядок – лучший из всех возможных миров».

 

 

8. Джордж Беркли (1685 – 1753 гг.) – ирландский представитель субъективного идеализма, в 19 лет получил степень бакалавра искусств, в 22 года написал главный философский труд (столь раннего взросления мировая философия не знала), в 24 стал деканом философского факультета. Получил сан священника и с миссионерской деятельностью отправился в Америку (его именем назван город и университет в штате Калифорния). По возвращении продолжил религиозную службу, получив сан епископа. В конце жизни увлёкся алхимией, пытаясь создать лекарство от неизлечимых болезней, и лишь на этом поприще потерпел поражение. Книги «Опыт новой теории зрения», «Трактат о началах человеческого знания».

Основные идеи:

правомерно говорить лишь о том, что я непосредственно воспринимаю в данный момент времени («быть – значит быть в восприятии или воспринимать»), обо всём остальном, с достоверностью, я судить не могу;

восприятие имеет «точечный» характер (из бесконечного множества происходящего человек всегда воспринимает лишь

 

 

М. Шагал «Поцелуй»

 

 

крупицу), для меня существует только то, что я сейчас воспринимаю, только моё восприятие;

нет бытия материи, существует только духовное бытие, которое делится на «идеи» (пассивные, непроизвольные, не зависящие от нас, восприятия) и «души» (активные, деятельные, зависящие от нас, восприятия);

«идеи» не могут быть копиями внешних вещей: «идея» может быть сходна только с «идеей» (агностицизм);

восприятия человека – «мигающие», дискретные, непостоянные, «вспыхивающие» и «гаснущие»; мир сохраняет определённость и постоянство лишь потому, что он весь непрерывно воспринимается Богом;

разрыв между человеком и не воспринимаемой частью мира восполняется верой.

«Ничто не может быть более очевидным, чем существование Бога».

«Не воспринимается ничего, кроме идей. Под идеей я понимаю любую ощущаемую или воображаемую вещь».

«Существуют врождённые идеи, то есть идеи, сотворённые вместе с нами».

«Все познаваемые нами вещи есть, во-первых, мысли, во-вторых, способности воспринимать мысли, в-третьих, способности вызывать мысли».

«Не может быть никакого рассуждения о вещах, о которых у нас нет идей».

«Все вещи не имеют существования вне духа».

 

 

9. Дэвид Юм (1711 – 1776 гг.) – шотландский представитель субъективного идеализма, эмпиризма, агностицизма. Книги – «Трактат о человеческой природе», «Исследование о человеческом познании».

 

 

Дэвид Юм

Основные идеи:

– «мир – это комплекс моих ощущений», познание начинается с опыта, однако возможно и априорное знание (математика);

опыт состоит из восприятий, делящихся на впечатления

(ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и образы воображения), все идеи восходят к впечатлениям;

вопрос о том, каков источник ощущения – принципиально не разрешим, мы никогда не сможем это проверить, никаких доказательств существования мира нет;

человекпучок восприятий», мы знаем мир, который является в нашем сознании(феноменализм), но мы никогда не узнаем сущности мира.

«Просто думать о какой-нибудь вещи и думать о ней как о существующей совершенно одно и то же».

«В жалости всегда есть примесь любви или нежности, а в злорадстве – примесь ненависти или гнева».

«Любовь есть не что иное, как желание счастья другому человеку».

«Утверждая, что Бог существует, мы просто образуем идею Божества соответственно своему представлению о Нём».

 

Эпоха Просвещения (кон. XYII – нач. XIX вв.) – одна из ключевых эпох в европейской истории, основанная на убеждении, что распространение философских и научных идей способно изменить мир. В основе – рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии (Дж. Локк), распространилось на Францию, Германию, Россию. «Властителями дум» стали французские просветители (Вольтер, Ш. Монтескье, Ш. Ламетри, Д. Дидро, Кондильяк, Ж. Ж. Руссо, П. Гольбах). Главные идеи: материалистическое понимание природы и места человека в ней, преодоление механицизма, противостояние теологии, представление об изменении природы во времени. Они оказали влияние на французскую революцию кон. XYIII в. и принятие Декларации прав человека и гражданина.



10. Жан-Жак Руссо (1712 – 1778 гг.) – французский философ-просветитель, получил премию Академии за «Рассуждение на тему: способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?» (где аргументировал отрицательный ответ), после чего приобрел славу философа. Продал часы, сказав, что ему больше не нужно знать времени. Его произведение «Эмиль, или О воспитании» за религиозное вольнодумство было приговорено к сожжению. Участвовал в создании Энциклопедии. Книги – «Об общественном договоре», «Исповедь», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми».


Жан-Жак Руссо Дени Дидро

 

Основные идеи:

– главная причина перехода от равенства (естественного состояния) к неравенству – частная собственность («Истинным основателем гражданского общества был тот, кто первым, отгородив участок земли, сказал «это моё», и кто нашёл людей достаточно простодушных, чтобы они этим словам поверили»), все люди должны быть наделены относительно равной собственностью;

– государство возникло в результате добровольного соглашения людей («теория общественного договора»), у народа есть право на революционное ниспровержение антинародной власти;

«назад к природе!», чтобы уничтожить зло, необходимо отвергнуть цивилизацию, так как человек по природе – «добрый дикарь» (когда он сыт и находится в мире со своей природой); дети – свободны от пороков, их лучшие задатки подавляются обществом, где царит несправедливость, отнимающая ум и совесть; детей нужно воспитывать на лоне природы.

«Человек по своей природе добр, общество – причина развращённости и порока».

«В естественном состоянии индивидууму свойственно здоровое себялюбие, сопровождающееся естественным состраданием».

«В обществе индивидуум теряет связь со своей истинной природой, что ведёт к утрате свободы».

 

 

 

Э. Делакруа «Свобода на баррикадах» (фрагмент)

«В справедливом обществе естественная свобода воли индивидуума заменяется общей волей; такое общество основано на общественном договоре. Индивидуум не утрачивает свободы, но заново обретает её в общей воле; общая воля действует на благо всего общества».

 

 

11.Дени Дидро (1713 – 1784 гг.) – французский материалист-просветитель, родился в семье ножовщика, жил впроголодь, перебиваясь случайными заработками. Тайно обвенчался с купеческой дочерью. Арестовывался за литературную деятельность. По приглашению Екатерины II посещал Россию. Книги – «Мысли об объяснении природы»,«Философские принципы материи и движения».

Основные идеи:

– мир – материален; единая, вечная, несотворённая материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания, все явления – конкретные формы её бытия; материя – единственная субстанция, причина её существования заключена в ней самой;

– материя едина с движением, абсолютного покоя нет; причина движения – внутренняя противоречивость; «если материя способна к самодвижению, то Бога нет»;

«чувствительность – общее и существенное свойство материи… и камень чувствует»;

– сознание – свойство, возникающее по мере усложнения органической материи; мир познаваем.

 

«Вопрос, почему нечто существует, – самый трудный из всех, предлагаемых философией; на него отвечает только откровение».

«Все существа превращаются одно в другое. Животное есть более или менее человек; минерал есть более или менее растение; растение есть более или менее животное».

«Умный человек есть сочетание безумнейших молекул».

«Человек – клавишный инструмент, звуки из которого способна извлекать лишь природа».

 

 

12.Поль Анри Гольбах (1723 – 1789 гг.) – французский материалист, атеист. Книги – «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного»,«Естественная политика», «Естественная мораль».

Основные идеи:

– материи свойственны вечность и несотворённость, в процессе своего постепенного развития она и порождает всё многообразие реального мира;

– вселенная – движущаяся материя, движение – способ существования материи;

– относительно материи сознание вторично, разум способен познавать мир, но ему не дано добраться до первоначал;

– на формирование личности важное влияние оказывает среда.


Поль Анри Гольбах Вольтер

 

«Человек несчастен лишь потому, что отрёкся от природы».

«Всё, не являющееся материей, не существует».

«Так как человек, материальное существо, фактически мыслит, то и материя обладает способностью мыслить».

«Мысль о бессмертии души является иллюзией».

«Человека следует рассматривать как машину».

 

Энциклопедисты – составители и авторы (Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П. Гольбах и др.) французской «Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» (1751 – 1780 гг.), давшей систематический свод научных знаний своего времени (35 томов), пытавшейся объяснить всё происходящее без апеллирования к образу Бога.

 

 

13. Вольтер(псевдоним, настоящее имя – Франсуа-Мари Аруэ) (1694 – 1778 гг.) – «вождь французского Просвещения», энциклопедист, деист. Книги – «Философские письма», «Карманный философский словарь», «Бог и люди».

Основные идеи:

«я умею только сомневаться», критика идеализма, антиклерикализм (о церкви: «раздавите гадину»), сенсуализм;

– у каждого человека – неотчуждаемые естественные права: свобода (она в том, «чтобы зависеть только от законов»), собственность, безопасность, равенство; право на счастье, коренящееся в разумном эгоизме;

позитивные законы необходимы («люди злы»), они призваны гарантировать естественные права человека;

– веротерпимость, толерантность («я не согласен с вами, но готов отдать жизнь за ваше право высказать собственную точку зрения»);

– против атеизма, Бог сотворил вселенную, в дела которой не вмешивается (деизм);

– вера в Бога полезна, так как Он выступает в качестве нравственного регулирующего принципа; лишь вера способна удержать человека от саморазрушения, взаимного истребления («Верить в Бога невозможно, не верить в него – абсурдно», «Если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать»);

– за социальное неравенство: общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать», их «забавлять»; им незачем давать образование Когдачернь берется рассуждать – всё пропало»);

– против абсолютизма, сторонник просвещённой монархии, опирающейся на «образованную часть» общества (интеллигенцию, «философов»), ставящего своей задачей смягчить нравы, цивилизовать дикую страну.

«Сердце не стареет, но как мучительно селить божество в развалинах!»

«Чудеса прекрасны, а утешить брата, помочь другу подняться

из глубины страданий, простить врагу его заблуждения – это величайшие на свете чудеса».

«Не бедность невыносима, презрение. Я могу обходиться без всего, но я хочу, чтобы об этом не знали».

«Торжество разума заключается в том, чтобы жить в мире с теми, кто разума не имеет».

«Доброта требует доказательств, красота же их не требует».

«Всегда наслаждаться – значит вовсе не наслаждаться».

"В раю климат лучше, но в аду компания приятнее!".

«Люди – насекомые, поедающие друг друга на маленьком комке грязи».

«Язык – чтобы прятать наши мысли».

«Что сделалось смешным, то уже не может быть опасным».

«Он был великим патриотом, гуманным человеком, истинным другом, если, конечно, это правда, что он умер».

«Боюсь, что земной шар – желтый дом Вселенной».

«Девочки быстрее учатся чувствовать, чем мальчики – мыслить».

«Все жанры искусства хороши, кроме скучного».

«Если Бог сотворил человека по своему образу и подобию, то человек отплатил ему тем же».

«Рай там, где я».

14.Жульен Ламетри (1709 – 1751 гг.)французский представитель механистического материализма, сенсуалист.На основе наблюдений за своей болезнью пришёл к выводу, что духовная деятельность определяется телесной организацией.

 

«Человек-машина»

 

Главные книги (опубликованные анонимно), по приговору суда были запрещены и сожжены. Чтобы разрешить возникшие конфликты, выставлял себя чудаком, придворным шутом. Умер от отравления. Книги – «Естественная история души», «Человек-машина», «Человек-растение».

Основные идеи:

– существует лишь единая материальная субстанция со способностями ощущать и мыслить;

– состояние тела всецело обусловливает состояние души;

– животные – не простые автоматы; они, как и люди, созданы из одной «глины»; отличие – в уме и большем количестве человеческих потребностей (потребности тела – «мерило ума»);

– человеческий организм – самостоятельно заводящаяся машина, подобная часовому механизму; внешний мир отражается на «мозговом экране».

Литература

Бэкон, Ф. Сочинения / Ф. Бэкон. – М., 1978.

Локк, Дж. Сочинения / Дж. Локк. – М., 1985.

Беркли, Дж. Сочинения / Дж. Беркли. – М., 1978.

Кузнецов, В. Н. Западноевропейская философия ХУШ в. /

В. Н. Кузнецов. – М., 1986.

Нарский, И. О. Западноевропейская философия ХУШ в. /

И. О. Нарский. – М., 1973.

Хесле, В. Гении Нового времени / В. Хесле. – М., 1992.

Юм, Д. Избранные сочинения / Д. Юм. – М., 1995.

Лейбниц, Г.-В. Монадология / Г.-В. Лейбниц. – М., 2003.

Соколов, В. В. Спиноза / В. В. Соколов. – М., 1973.

Гоббс, Т. Левиафан / Т. Гоббс. – М., 1964.

 

Джим Уоррен «Заглянуть за горизонт»






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.