По «Божественной комедии» Данте
2. Николо Макиавелли (1469 – 1527 гг.) – итальянский философ и политический деятель. Книга «Государь».
Главные идеи:
– в истории нет места для божественного вмешательства, вереница событий объясняется лишь изменением нравов;
– история не есть безличный «ход времени», успех деяний человека зависит не только от необходимости, но и от его приспособления и противостояния ей;
– нужно использовать нормы морали в целях укрепления государства; благим является всё, что содействует этому;
– закон политической морали – «цель оправдывает средства», но цель – не личный интерес, а общее благо.
Макиавелли́зм – удержание власти любыми средствами, в том числе, грубой силой и циничным пренебрежением нормами морали (лесть, обман, подкуп, подлог, шантаж, убийство).
3. Николай Кузанский (1401 – 1464 гг.) – немецкий философ-теолог.
Метод учёного незнания. Ученое незнание есть осознание диспропорции между конечным человеческим разумом и бесконечностью (Богом), в которую он включен и к которой стремится. Каждая вещь (в том числе, человек) выступает как содержащая в свернутом виде весь мир, как микрокосм.
4. Николай Коперник (1473 – 1543 гг.) – польский астроном, служил священником, достаточно скептически относясь к догматам и правилам Церкви. Книга «О вращениях небесных тел».
Основные идеи:
– «коперникановская революция»: переход от геоцентризма (многовековая традиция Аристотеля–Птолемея (2 в. н. э.), принятая христианской церковью) к гелиоцентризму (об этом говорил ещё Аристарх Самосский в 3 в. до н.э.);
– смена научной парадигмы: до сих пор видимое отождествлялось с действительным, у Н. Коперника впервые видимое есть «перевёрнутое» отражение действительности, скрытой за явлениями;
– человеческие существа – относительно незначительные создания на пятнышке пыли, вращающемся вокруг небольшого светила в огромной, потенциально бесконечной Вселенной.
Мишель МонтеньНиколай Коперник
5. Мишель Монтень (1533 – 1592 гг.) – французский философ-скептик. Книга «Опыты».
Важнейшие идеи:
– человек – не центр вселенной, не венец творения, не любимец Бога, он – природное существо, его величие – в осознании себя не господином, а частью природы;
– человек свободен тогда, когда следует законам природы;
– эгоизм – главная причина человеческих действий;
– пёстрое многообразие философских взглядов – свидетельство не богатства мысли, а интеллектуального бессилия, обусловленного природой человека;
– истинная философия учит достойно жить, а значит и умирать;
– в центре философии должна стоять наука о добре и зле – мораль;
– надо стремиться к любви, счастью, покою души и комфорту тела, здесь и сейчас (бессмертие души – проблематично);
– нравственный долг и добродетель ценны настолько, насколько они не противоречат счастью; всякое насилие над своей природой во
П. Брейгель Старший «Слепцы»
имя долга – бесплодно, самые важные обязанности человека – по отношению к самому себе;
– каждому человеку нужно воздавать по заслугам, ибо так, в конечном счете, проявляют справедливость и к самому себе.
«Я живу со дня на день и, говоря по совести, живу только для самого себя».
«В человеке есть искра разума (искра Божия), но это – не костёр».
«Что я знаю? Знание – всегда процесс, а не догма. Там, где есть догмы, нет науки, но возможно откровение и вера. Сомнение должно пронизывать человека».
«Если хочешь излечиться от невежества, надо в нём признаться. В начале всякой философии лежит удивление, её развитием является исследование, её концом – незнание».
«Души императоров и сапожников скроены на один и тот же манер».
«Ничто в природе не бесполезно, даже сама бесполезность».
«Самая великая вещь на свете – умение принадлежать себе».
Джордано Бруно Томас Мор
6. Джордано Бруно (1548 – 1600 гг.) – монах-доминиканец, философ-пантеист, сторонник учения Н. Коперника. Обвинён инквизицией в свободомыслии, признан «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Лишён священнического сана, отлучён от церкви, и приговорён к «самому милосердному наказанию без пролития крови», сожжению живым («Вероятно, вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю», «Сжечь – не значит опровергнуть!». Старушке, бросившей в костёр вязанку хвороста, сказал: «О, святая простота». Последние слова: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесётся в рай»). Книги – «О бесконечности, вселенной и мирах», «О причине, начале и едином».
Главные идеи:
– о едином начале и мировой душе как движущем принципе вселенной (неоплатонизм);
– цель философии – познание не Бога (так как его положительное определение невозможно), а природы, являющейся «богом в вещах»;
– развитие гелиоцентрическую теории Н. Коперника, идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной;
– основная единица бытия – монада, в деятельности которой сливаются материальное и духовное, объект и субъект; высшая субстанция – «монада монад», Бог; как целое она проявляется во всём единичном – «всё во всём» (пантеизм).
«Дух находится во всех вещах и нет ни малейшего тельца, которое не заключало бы в себе возможности стать одушевлённым. Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится не вне и не над, а везде и повсюду».
«Природа есть сам Бог. Ни одна вещь не может быть обособлена от божественного присутствия».
«Вселенная есть целиком центр. Центр вселенной повсюду и во всём».
«Существуют бесконечные земли, бесконечные солнца и бесконечный эфир. Другие миры так же обитаемы, как и этот».
«Ни одна вещь не является всем тем, чем может быть».
7. Томас Мор (1478 – 1535 гг.) – английский гуманист, один из основоположников утопического социализма, католический святой. Выступил против Реформации, спорил с Лютером относительно роли Церкви и папства. Отправлен в отставку, заключен в тюрьму Англии, казнён королём Генрихом YIII. Книга «Утопия» (с греч. – «место, которого нет»).
Главные идеи:
– в идеальном государстве нет частной собственности, разобщающей людей, социального неравенства (все трудятся по 6 часов); разрешаются любые религиозные культы, но запрещён атеизм, «ведущий к безнравственности»;
– цель Утопии – счастье, заключающееся в свободном развитии способностей, радости творчества, познании, удовольствиях здорового тела (пьянство, разврат, леность отвергаются как пороки; рабы – преступники, поставленные обществом на тяжёлые работы – необходимы как отрицательный пример для подрастающего поколения).
С. Боттичелли «Рождение Венеры» (фрагмент)
«Нет добродетели, более присущей человеку, и ему особенно свойственной, чем служение на благо и утешение другого».
«Счастье заключается не во всяком удовольствии, а только в честном и добропорядочном. Ибо к нему, как к высшему благу, влечет нашу природу сама добродетель».
«Если хотите иметь успех, вы должны выглядеть так, как будто Вы его имеете».
«Мы все едем на казнь в одной и той же телеге: как я могу кого-либо ненавидеть или кому-то желать зла?».
8. Томмазо Кампанелла (1568 – 1639 гг.) – итальянский философ-гуманист, создатель коммунистической утопии. Сын сапожника, монах-доминиканец, неоднократно подвергался церковному суду по обвинению в ереси. Возглавил заговор против испанского владычества. Приговорен инквизиционным трибуналом к пожизненному заключению. 27 лет провёл в тюрьме (написав там ряд своих произведений), оправдан, освобождён, сохранил ясность ума. Книги «Город Солнца», «Философия, доказанная ощущениями».
Томмазо Кампанелла «Город Солнца»
Главные идеи:
– о необходимости опытного познания;
– о двойном откровении (природы и «Священного писания»);
– вселенная – не бесконечна, однако существует множество миров;
– «Город Солнца» – идеальная коммунистическая община, где упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством, труд (4 часа в день) обязателен для всех, огромное внимание – развитию науки, просвещению и трудовому воспитанию, руководство – в руках учёно-жреческой касты;
– осуществить духовное единство человечества должны европейские государи и римский папа.
А. Дюрер «Меланхолия»
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Особенности:
– обоснование экспериментального метода (Ф. Бэкон);
– формирование механистической картины мира (Д. Дидро, Ж. Ламетри, П. Гольбах);
– рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза);
– сенсуализм как материалистического (Д. Локк,
Э. Кондильяк), так и идеалистического (Д. Беркли, Д. Юм) толка;
– теория «общественного договора» (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо);
– субъективный идеализм (Д. Беркли, Д. Юм);
– критика религии и церкви, скептицизм, вольнодумство,атеизм (Вольтер, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри).
Френсис Бекон Томас Гоббс
1. ФренсисБекон (1561 – 1626 гг.) – английский философ-материалист, основоположник эмпиризма. До сих пор бытует легенда, что Ф. Бекон и У. Шекспир – одно лицо. Книги «Новый Органон», Новая Атлантида».
Важнейшие идеи:
– «знание – сила», наука приносит человеку пользу, наделяя его властью над событиями;
– этапы познания: накопление данных ощущений (но чувства могут обманывать); проведение опытов, экспериментов (эмпиризм), суждение разума о них, установление причин;
– недостатки разума: он отрывается от данных, опыта, привнося в познание многое от себя («человеческому разуму нужны не крылья, а гири, чтобы сдерживать свой полёт»);
– четыре препятствия («идола», «призрака») в познании:
призрак рода (сама природа человека, его ум и чувства отражают вещи в искривлённом виде); призрак пещеры (восприятие не самого предмета, а его искажённых проявлений); призрак рынка (давление принятых мнений); призрак театра (вера в авторитеты, суеверие, вера без доказательств).
– необходима новая индукция (строгая фиксация данных опыта, выстраивание причин и следствий);
– впервые использованы понятия «субъект» («ум сам по себе») и «объект» («вещь сама по себе»);
– учёные делятся на три группы: «муравьи» (эмпирики, собирающие «гору» фактов, но не способные выстроить из них теорию); «пауки» («кабинетные учёные», «плетущие» красивые паутины теорий «без оглядки» на факты); «пчёлы» (способные собрать «нектар» фактов и превратить его в «мёд» теории).
«Поверхностная философия склоняет ум человеческий к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии».
«Истина – дочь Времени, а не Авторитета».
«Природу побеждают, только повинуясь её законам».
Й. Босх «Операция глупости»
2. Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.) – английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора.Книги «Левиафан», «О теле».
Основные идеи:
– главная цель философии – познание причин и действий (с помощью математики) для последующих рациональных действий;
– процесс познания: объект действует на органы чувств, возникает разнообразие представлений (нет ни одного понятия в уме, которое не имело бы своим источником чувства);
– все цвета и звуки – не свойства самих объектов, а впечатления (субъективные знаки, имена), обусловленные строением органов чувств и вызванные воздействием объектов на человека (объект есть одно, а воображаемый образ – нечто другое);
–изначально люди находятся в естественном состоянии«войны всех против всех»(отсутствующей у «социальных животных»), ими руководят страсти, а в обществе нет власти, способной защитить жизнь отдельного человека; причины войны – в природе человека (соперничество, самоуслаждение, стремление к выгоде, недоверие, жажда славы);
– именем библейского чудовищаЛевиафана называется государство (созданное в результате добровольного «общественного договора») – особый механизм, машина, искусственное тело, созданное человеком для защиты и сохранения своей жизни, через насаждение страха и под угрозой наказания, принуждающей соблюдать общественные законы.
«Из бесконечного разнообразия образов своей фантазии люди сотворили бесконечное количество видов богов».
«Сострадание есть представление нашей собственной беды, вызываемое созерцанием чужой беды».
«Досуг – отец философии».
«Цель оправдывает средства».
«Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались».
«Красота – это обещание счастья».
«Я отправляюсь в свое последнее путешествие. Я совершаю огромный прыжок в темноту».
|
Джон Локк Рене Декарт
3. Джон Локк (1632 – 1704 гг.) – английский мыслитель, «интеллектуальный вождь XYIII в.», «первый философ эпохи Просвещения», разработал эмпирическую теорию познания, сенсуалист.Книга «Опыт о человеческом разумении».
Основные идеи:
– созданный Богом мир есть величайшая постепенность от самых несовершенных существ к наисовершеннейшему; назначение человека – познание и прославление Бога;
– в основе познания – опыт («нет ничего в мыслях, что перед этим не было бы в чувствах»), состоящий из ощущений и рефлексии;
– сознание – tabula rasa («пустое помещение», «чистая доска»), в течение жизни заполняющаяся опытом;
– «человеку свойственно искать счастья и избегать страданий», добродетель – воля Бога, состоящая в делании добра себе и другим.
«Здоровый дух в здоровом теле – вот счастье».
«Великое искусство научиться многому – это браться сразу за немногое».
«В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; ученость становится в нем педантизмом; остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью».
«Нравственные правила нуждаются в доказательствах, следовательно, они не врожденны»
«Память – это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновляет их резцом».
4. Рене Декарт (1596 – 1650 гг.) – французский философ, «отец западного рационализма» (от латинизированной формы его имени – Картезий – понятие «картезианство», «картезианской» называют западную рациональную философию). Работал 4 часа в сутки, спал по 12 часов, носил шпагу, изящно одевался, не имел семьи.
Получив наследство, положил его в банк и жил на проценты. Обвинённый в ереси, уехал в Нидерланды (где прожил 20 лет), и записался в армию. Однажды его замёрзший отряд заночевал в деревне, и чтобы согреться, он залез в печь. Когда наутро он вылез из печи, его философия была завершена. Шведская королева Христина попросила читать ей лекции по философии в 5 часов утра. Идя промозглым холодным утром на лекции, он подхватил воспаление лёгких, и вскоре умер.
Книги– «Метафизические размышления», «Начала философии», «О страстях души».
Основные идеи
Скептицизм.Чтобы освободиться от давления всех авторитетов и сформировать собственную концепцию, нужно осмелиться представить, что до тебя ещё не существовал ни один философ, что ты – первый философ на земле, «философский Адам».
1. «Я сомневаюсь во всём» – кажется, что после этого нужно отложить перо в сторону, всеобщее отрицание не может быть фундаментом для размышлений, но… вот она, декартовская улыбка в мушкетёрские усы…
2. «Я не могу сомневаться в том, что я сомневаюсь»– от всеобщего отрицания, через невероятный кульбит, совершается переход к утверждению.
«Рождение человека»
3. А что же такое сомнение, если не деятельность ума. «Я сомневаюсь, значит, я мыслю».
4. «Cogito, ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую»).
Контртезисы:
«Я чувствую, следовательно я существую» (Дж, Локк);
«Я стыжусь, следовательно я существую» (В. Соловьёв);
«Я творю, следовательно я существую» (Н. Бердяев);
«Меня тошнит, следовательно я существую» (Ж.-П. Сартр).
Резюме: Человек и мысль – синонимы. Мышление – сущность человека, главная, неотделимая от него, характеристика. Быть человеком – значит, мыслить. Если ты на минуту перестал мыслить, доказать, что ты в эту минуту остался человеком, невозможно. Значит, мыслить необходимо непрерывно. Отсюда, доминирующее до сих пор определение человека как существа мыслящего, разумного (homo sapiens). Отсюда, неспособность мыслить (атрофия мозга) – медицинский критерий констатации человеческой смерти.
5. Главная задача человека – совершенствование разума.Познание – важнейшая способность и предназначение человека. Если Бог наделил этой способностью, то она не может быть ложной. Человек способен познать мир, мир – познаваем. Нужно следовать 4 правилам мышления:
1) начинать мышление – с аксиом;
2) рассуждать последовательно (одно звено потеряно, вся цепочка рвётся);
3) мыслить дедуктивно (от общего к частному), что позволяет понять место и роль части внутри целого;
4) разлагать сложные проблемы на предельно простые
|