Классический период античной философии (вт. пол. V – нач. IV вв. до н.э.)
7. Софисты («учителя мудрости»),
V – IV вв. до н. э. (Протагор, Горгий, Гиппий)
Основные идеи:
– «нет ничего раз и навсегда данного» (отрицание старых мнений, основанных на недоказанном знании);
Протагор Пиррон
– критическое отношение к действительности;
– нормы морали – не абсолютная данность, что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности, но завтра оно может стать плохим, все относительно;
– объективного бытия нет, есть лишь субъективное мнение («что для здорового сладко, для больного – горько»), действительность существует только в мыслях;
– оперирование софизмами– логически непротиворечивыми, но ложными, суждениями («То, что ты не потерял, ты имеешь. Рога ты не потерял, значит, ты рогат» (первая посылка ложна, потерять можно лишь то, что имел до начала спора); «Полупустое есть то же, что и полуполное. Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное»).
«Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют»(Протагор).
«О всякой вещи существует два противоположных друг другу рассуждения» (Протагор).
«Все подобно всему в каком-нибудь отношении» (Протагор).
«Ничего не существует, а если и существует, то непознаваемо, а если и познаваемо, то передать свои знания другому невозможно» (Горгий).
«Пергамский алтарь» (фрагмент)
8. Скептики, IY в. до н. э. (Пиррон, Секст Эмпирик).
Важнейшие идеи:
– никогда не может быть рационального основания для того, чтобы предпочесть один порядок действия другому;
– невозможность рационального обоснования нравственных норм, нравственное одновременно и не нравственно, т. к. в одном месте оно признается таким, а в другом нет;
– несомненно лишь существование явлений, только они и обладают достоверностью, однако невозможно вывести причин этих явлений;
– «все лишь кажется», видимое и мыслимое противостоят друг другу; любая мысль (или ощущение) – не более чем просто видимость, она такова «не в себе», а лишь в отношении к чему-то другому;
– различное устройство органов чувств, зависимость восприятия от переживаемого человеком состояния (из различных положений, расстояний и мест, предмет кажется иным);
– сколько философов – столько философий, значит, истинной философии нет и быть не может;
– что приводится для обоснования какого-либо утверждения, само, в свою очередь, всегда нуждается в обосновании и так до бесконечности;
– невозможно принять какой-либо принцип без доказательств, т.е. в качестве аксиомы.
9. Киники («циники», «собаки»), IV в. до н. э. (Антисфен, Диоген Синопский)
Главные идеи:
– абсолютизация простоты и естественности; избавление от условностей и искусственностей, свобода от обладания лишним и бесполезным, жить «подобно собаке», следуя собственной природе;
– отторжение общепринятых взглядов, развитие прямо противоположных («перечеканка монет»); освобождение от догм религии, отстранённость от культуры (делающей знание мёртвым);
– жизненный опыт – главный источник мудрости, философия не нуждается в отвлечённом умозрении; её задача – исследование внутреннего мира человека, истинного блага;
– истинное благо – внутренняя свобода человека от всех обязательств (семьи, государства, имущества), свобода добывается борьбой с самим собой, но не с «социальным злом»;
– аскесис – самоотречение, воздержание от наслаждений, нечувствительность к страданиям, перенесение трудностей, ограничение потребностей; отстранённость от всего, что не является жизненно необходимым; автаркия – внутренняя самодостаточность, безразличие ко всему внешнему.
Антисфен Диоген Синопский
(«истинный пёс») («взбесившийся Сократ»)
Когда Диогена продавали на рынке как раба, он кричал: «Кто хочет купить себе господина».
Однажды на площади он закричал: «Эй, люди!» Когда собрался народ , он сказал: «Я звал людей, а не мерзавцев».
Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».
Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».
Александр Македонский: «Проси у меня чего хочешь». Диоген: «Отойди, ты заслоняешь мне солнце»
Однажды Диоген философствовал на площади. Его никто не слушал. Тогда он заверещал по-птичьи, собралась сотня зевак. – «Вот, афиняне, цена вашего ума. Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня, разинув рот».
«Ищу человека» (Диоген).
«Народу много, а людей нет» (Диоген).
«Смерть – не зло, ибо в ней нет бесчестья» (Диоген).
«Я – гражданин мира» (Диоген).
«Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл» (Диоген).
10. Стоики, IY в. до н. э. – III в. н. э. (Зенон Китийский, Сенека, Марк Аврелий)
Основные идеи:
– философия сравнима с фруктовым садом: логика – ограда, физика – дерево, этика – плоды (а также, с животным: кости – логика, мясо – физика, душа – этика);
– мир – живой организм, управляемый божественным логосом, судьба человека – его проекция, поэтому глупо с ней спорить, главное препятствие для гармонии с судьбой – страсти, идеал – невозмутимый мудрец;
– всё в мире – лишь модификации божественной силы, снова и снова растворяющиеся в ней;
– все люди – граждане космоса как мирового государства (равенство свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин);
– нравственное действие – самосохранение и самоутверждение, и это увеличивает общее благо, все грехи – саморазрушение, утрата собственной человеческой природы;
Сенека Эмпедокл Акрагантский
– есть четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх, их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением;
– люди мечутся между страхом смерти и мучениями жизни; жалкие, они и жить не хотят, и умереть не умеют;
– цель человека – жить «в согласии с природой», достигнув апатии (полного безразличия).
«Живи в общении с богами» (Марк Аврелий).
«Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит» (Сенека).
«Все хорошие люди –друзья друг другу» (Зенон Китийский).
«Обладает добродетелью лишь тот, кто постоянно ею пользуется» (Зенон Китийский).
«Если ты сердишься на кого-нибудь, представь себе этого человека мёртвым, лежащим в гробу, и ты простишь его» (Марк Аврелий) – страх смерти переходит в жалость к людям.
Мирон «Дискобол»
11. Эмпедокл Акрагантский (490 – 430 гг. до н. э.) обладал множеством талантов (врач, государственный деятель, жрец, оратор, поэт, чудотворец (воскресил женщину, находившуюся месяц без дыхания). Считал себя божеством. Предчувствуя смерть, бросился в жерло вулкана Этна, чтобы его чтили как Бога. Однако Боги приняли его не полностью – без сандалий.
Основные идеи:
– существует множественность архэ (плюрализм), «корни» вещей – четыре стихии, образующие всё в мире («как камни стену»);
– источник движения – не «корни» (они неизменны и вечны), а две противоположные силы – Любовь (олицетворяющая единство и добро), и Ненависть (олицетворяющая множество и зло), человечество ныне живёт в фазу перехода от Ненависти к Любви.
12. Сократ (470 – 399 вв. до н. э.) – сын каменотёса и повитухи. Женат на Ксантиппе (её имя стало нарицательным для сварливых жён), родившей от него сыновей. Проводил время в диспутах на центральной площади Афин (не потерпев ни одного поражения). Был настолько знаменит, что при жизни о нём была написана комедия Аристофана «Облака», шедшая во многих греческих театрах (отсюда, мнение, что в Афинах судили не настоящего, а карикатурного, аристофановского Сократа).
Был обвинён в безбожии и разрушении семьи. Когда друзья хотели его похитить из тюрьмы, он не согласился, спросив, знают ли они такое место за пределами Аттики, куда не было бы доступа смерти. Относился к смерти спокойно, считал её выздоровлением, освобождением от земных оков. Приговорённый к смерти, выпил чашу с ядом цикуты. Год его смерти (399 г. до н.э.) считается началом необратимого падения греческой культуры. Представители греческой ветви патристики проводили прямые аналогии между Сократом и Христом.
Произвёл «антропологический поворот» в философии: от рассмотрения природы и мира (натурфилософия, космоцентризм) к рассмотрению человека (антропоцентризм).«Сократовская ирония» – задавание вопросов оппоненту (под «маской незнания»), не для того, чтобы высмеять его, а чтобы показать многогранность обсуждаемой проблемы. «Майевтика» – искусство рождения истины (через наводящие вопросы) из собственной «беременной» души.
Главные идеи:
– «человек есть душа», высшая задача – научить человека взращиванию души;
– «зло – от невежества», от непонимания человеком того, что он творит, неспособности увидеть последствия поступка, неумении почувствовать боль другого (сравните со словами Саваофа: «И понял я, что зло человека – зло от юности его»; и Христа: «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят»);
– «злой человек истину постичь не может», зло искажает взгляд, оно – дисгармонично; гармония дисгармонией не постигается;
Сократ Платон
.
– «познай самого себя, чтобы стать счастливым» (лишь поняв своё предназначение, человек сможет его исполнить, тем самым, проживая свою (а не чужую) жизнь;
– «красота есть польза», то есть то, что лучше адаптировано к условиям и образу жизни;
– «я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого» (чем больше круг познанного, тем шире границы с непознанным; мудрец не знает больше, чем глупец, считая себя глупцом; глупец не знает меньше, чем мудрец, считая себя мудрецом).
«Познай себя, и ты познаешь самое главное».
«Заговори, чтобы я тебя увидел».
«Женишься ты или не женишься, всё равно раскаешься».
«Женись, обязательно женись, попадётся хорошая жена, будешь счастливым, попадётся плохая – будешь философом».
«В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить».
«Высшая мудрость – различать добро и зло».
«Есть только одно благо – знание, и одно зло – невежество».
«Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны».
«Непонятая жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой».
13. Платон (428 – 348 гг. до н. э.) – основоположник объективного идеализма. Родился в аристократической семье. Настоящее имя – Аристокл. Платон – «широкоплечий» – прозвище, данное ему Сократом. После встречи с Сократом сжёг рукопись своей трагедии и занялся философией. Ученик Сократа (сделал его неизменным участником своих диалогов), учитель Аристотеля. Основал в Афинах собственную школу – Академию. С помощью тирана Дионисия I пытался построить в Сиракузах идеальное государство, но был заподозрен в заговоре и продан в рабство, откуда его вызволили друзья, заплатив выкуп.
Наиболее известные произведения: «Пир», «Менон», «Федр», «Апология Сократа», «Государство», «Законы».
Главные идеи
1. Космос – «живое существо, наделённое душой и умом», с материальным телом. Высший вечный совершенный «реальный мир» – «мир идей» (эйдосов), Истины, Добра, Красоты и Бога. Идеи – основа мира, целевые причины всего происходящего. Высшая – идея абсолютного Блага (Бога).
2. Земля – «кажущийся мир» («мир вещей») – копия высшего мира, он временен, изменчив, не самостоятелен; любая вещь –лишь материальное отображение идеи данной вещи (так, люди рождаются и умирают, являясь лишь воплощением идеи человека, вечной и неизменной).
3. «Небытие» – материальный мир, состоящий из частиц стихий, находящихся в состоянии хаоса.
4. Миф о пещере. Наш мир – пещера с выходом наверху, все люди – сидящие в ней узники. Они смотрят на отблески света, падающего сверху, и образуемые ими тени, пытаясь понять причины и следствия. Но тени не имеют почти никакого отношения к действительности.
5. Человек дуалистичен: душа бессмертна, а тело тленно; тело тянет в животный мир, а душа – в божественный. До рождения душа пребывает в царстве идей. Затем она попадает на землю, где вспоминает о мире идей. Задача человека – стремиться к уподоблению богу, не соприкасающемуся ни с чем злым.
6. Модели души: а)«возничий» (разум), «белый крылатый конь» (устремления к возвышенному), «чёрный крылатый конь» (устремления к низменному); б) «пастух» (разум), «пёс» (воля), «стадо» (вожделения и страсти).
7. Душа имеет память, познание – припоминание (анамнесис). Душа помнит свою прошлую жизнь на земле (отсюда, дежавю), общение с эйдосами Добра (отсюда, стремление к справедливости), Истины (отсюда, жажда познания), Красоты (отсюда, искусство), и с Богом (отсюда, религия) до своего рождения на земле. Чтобы человека чему-то научить, надо лишь помочь ему это вспомнить.
«Ника Самофракийская»
8. «Платоническая любовь» – воспоминание родственной души, знакомой ещё до рождения на земле, и влечение к ней.
«Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности».
«Бесстыдство – терпеливость души к бесчестью во имя выгоды».
«Бог в нас самих».
«Время – движущееся подобие вечности».
«Все находятся в войне со всеми, как в общественной, так и в частной жизни, и каждый с самим собой».
«Всё, что вызывает переход из небытия в бытие – творчество».
«Любовь – стремление к бессмертному».
«Никто не становится хорошим человеком случайно».
«Рождение – это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу».
«Самая лучшая победа человека – это покорить себя самого; быть же покорённым собою – постыднее и ниже всего».
«Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное».
«Те, кто достаточно умён, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди, глупее их самих».
«Человек – игрушка бога. Этому-то и надо следовать. Надо жить играя».
«Человек любящий божественней человека любимого».
«Любовь не в том, кого любят, а в том, кто любит».
«Можно простить ребёнка, который боится темноты. Настоящая трагедия, когда мужчина боится света».
14. Аристотель Стагирит (384 – 322 гг. до н. э.) родился в Стагире, в семье лекаря Никомаха. В 15 лет осиротел. Учился в Академии Платона («Платон мне друг, но истина дороже»). Учитель А. Македонского. Открыл в Афинах философскую школу – Лицей, ученики – «перипатетики» («прогуливающиеся во время философствования»). Из-за обвинения в неуважении богов покинул Афины, «чтобы афиняне еще раз не погрешили против философии» (как то было с Сократом). Изысканно одевался, вел свободный образ жизни.
Аристотель Стагирит
Энциклопедист, систематизировал всю сумму имеющегося к тому времени знания: «Логика» («Органон»), «Физика», «Метафизика», «О душе», «Никомахова этика», «Политика», «Поэтика», «История животных», «Экономика», «Риторика».
Основные идеи:
1) дуализм: всё сущее предстаёт в виде формы (активное начало, действительность) и материи (пассивное начало, возможность), движение – переход от возможности к действительности, материя оформляется, осуществляется;
2) учение о четырёх началах:
материя – «то, из чего»;она – объективна, вечна, пассивна, бесформенна, её первая оформленность – четыре стихии и эфир (небесная субстанция);
форма – «то, что», она – сущность, стимул, цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи; создаёт формы Бог (ум-перводвигатель); вещь – слияние материи и формы;
причина – «то, откуда»; начало существования вещи, начало всех начал – Бог;
цель (конечная причина) – «то, ради чего», у каждой вещи – своя цель, высшая цель – Благо (цель человека и Бога – благоустройство мира);
3) Бог – «форма без материи», «последняя форма» (вечная актуальность, чистая деятельность); действительность, совпадающая с возможностью (самодостаточность); неподвижный источник всякого изменения; первая причина (причина самой себя, начало всех начал); «вечное, наилучшее живое существо»;
4) человек – «общественное (политическое)животное»(жизнь его вне общества невозможна), одарённое нравственностью и речью; счастье – добродетельная жизнь;
5) «душа – скульптор, тело – материал», душа – форма тела (потенциально обладающего жизнью); она – целостна, неотделима от него (но сама – нетелесна) как его организующий принцип, сущность, причина, источник, цель поведения; то, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем. У души – три части: растительная, животная (умирающие вместе с телом) и разумная (божественная, бессмертная), живёт она на земле один раз.
«Друг всем – ничей друг».
«Человек вне общества – или бог, или зверь».
«Не любит тот, кто не любит всегда».
«Друг – это одна душа, живущая в двух телах».
«Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд».
«Всякий любит собственное творение больше, чем оно, оживши, полюбило бы его»
Литература
Боннар, А. «Греческая цивилизация» / А. Боннар. – М., 1998.
Фрагменты ранних греческих философом. – М., 1989.
Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М., 1976.
Мамардашвили М. К. Лекции но античной философии /
М. К. Мамардашвили. – М., 1997.
Фрагменты ранних греческих философом. – М., 1989.
Диоген, Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях… / Лаэртский Диоген. – М., 1979.
Богомолов, А. С. Античная философия / А. С. Богомолов.– М., 1985.
Гуссейнов, А. А. Эпикур / А. А. Гуссейнов. Великие моралисты. – М., 1995.
Телебаев, Г. Т. Скептицизм / Г.Т. Телебаев // ВМГУ. – 2003. - №3. – С. 111 – 123.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Заполните таблицу
«Школы античной философии»
(в каждой колонке укажите время существования школы, имена главных её представителей, важнейшие идеи)
Милетская школа
| Элеаты
| Софисты
| Скептики
| Стоики
| Киники
| Атомисты
| | | | | | | | Ответьте на вопросы
1. Что олицетворяют «линия Платона», «линия Демокрита» и «линия Аристотеля»?
2. Какие два противоположных взгляда на мир олицетворяют Парменид и Гераклит?
3. В чём сходство учения Платона с буддизмом и христианством?
4. Какие условия для счастья вы бы добавили к фелицитологии Эпикура?
5. Какая из античных философских школ вам нравится больше и почему?
Выпишите
наиболее интересные мысли из диалога Платона (по выбору) и прокомментируйте их.
Видеофилософия
Посмотрите на You tubeфильм из серии «Великие философы» об одном из античных философови сформулируйте своё мнение.
Икона Владимирской Божией Матери
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Особенности:
– тесная связь с христианством, теологизм, теоцентризм;
– перенесение внимания с внешнего на внутреннее, с тела на душу;
– креационизм(сотворение Богом мира из ничего);
– время – условность, человек живёт в ощущении вечности;
– задача познания –богопознание,путь – вера (Тертуллиан: «верую, потому что абсурдно», Августин: «верую, чтобы понимать»; П. Абеляр: «понимаю, чтобы верить;Ф. Аквинский: вера и разум помогают и поддерживают друг друга;У. Оккам: теория двух истин, вера и разум независимы);
– смысл жизни – спасение души, «стяжание духа святого».
Этапы развития средневековой философии:
патристика (от лат. рater – отец) – период «отцов церкви» (II – YIII вв.), обосновывающих фундаментальные основы христианства;
схоластика (от лат. schole – школа) – период «школьной философии» (IX – XIY вв.), рационального обоснования христианства через синтез богословия и аристотелевской логики.
I. Периоды патристики
1) Апостолический (до сер. II в.) – сочинения «отцов церкви», евангелистов, примыкающих к апостолу Павлу.
2) АпологическийII-III вв. (apologia – защита; попытка доказать совместимость христианского учения и греческой философии на том основании, что это «предуготовительное учение, полагающее и выравнивающее путь по Христу», а Логос, понимаемый как Святой Дух – посредник между Богом и миром) – Юстин, Афинагор (вторая половина II в.), Тертуллиан, Ориген.
Тертуллиан Ориген
1. Ориген (185 – 254 гг.) – греческий теолог, оскопил себя, чтобы избегнуть соблазнов, нарисовал первую христианскую картину мира, сформулировал понятие «Богочеловек».
Картина мира по Оригену
2. Тертуллиан (160 – 222 гг.) – финикийский богослов.
«Верую, ибо абсурдно».
«И Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно».
«Доброму человеку нельзя любоваться казнью злого».
«Если бы на земле было столько веры, сколько ожидается награды на небесах».
«При нескладности жизни складность учения подозрительна».
«Душа от рождения – христианка».
«Христианами не рождаются, а становятся».
3.Св. Юстин Мученик и Философ(100 – 167 гг.)– римский богослов, за отказ от почитания эллинских богов обезглавлен вместе с 6 учениками.
«Душа – дыхание Божие».
«Мудрый побеждает так, что его победу никто не чувствует».
3) Систематическая патристика (IV-V в.в.) – систематизация церковной доктрины, спор о природе Христа, обоснование догмата Святой Троицы по которому Бог, обладая общей сущностью представлен 3 лицами (ипостасями), истолкование мира как системы смыслов – Каппадокийский кружок (собирательное название происходивших из Каппадокии трёх «отцов церкви» – Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова – разработавших догмат св. Троицы), св. Иоанн Златоуст.
1.Св. Григорий Нисский(335 – 394 гг.) – греческий богослов, экзегет (экзегетика – истолкование Священного Писания), один из трёх «великих каппадокийцев».
«У добродетели один предел совершенства – не иметь предела». «Нашей природы превратность не тверда даже и во зле».
2.Св. Василий Великий(330 – 379 гг.) – греческий богослов,мог отмаливать даже самые тяжёлые грехи и давать надежду отчаявшимся.
«Ради кого хочешь жить, ради тех и погибнуть не бойся».
«Целомудрие в старости – не целомудрие, но немощь бессилия: мертвец не венчается».
Иоанн Златоуст Августин Блаженный
3.Св. Григорий Богослов(330 – 390 гг.):
«Невозможно достигнуть мудрости, не живя мудро».
«Смерть установлена в пресечении греха, чтобы зло не стало бессмертным».
«Учение есть пища и для питающего».
«Человек, который с трудом умеет быть под начальством, еще гораздо труднее умеет начальствовать над людьми».
4.Св. Иоанн Златоуст(344 – 407 гг.) – греческий богослов, блестящий оратор, автор проповедей и псалмов, один из трёх «Вселенских святителей» (вместе с В. Великим и Г. Богословом).
«Все злые люди хуже и безумнее диких зверей».
«Надо плакать больше всего о тех, кто творит зло, а не о тех кто его терпит».
«Терпеть зло не есть зло, а причинять зло есть зло».
«Если услышишь, что кто-нибудь на перекрестке или на торгу среди народа хулит Владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его, не отвращайся – ударь его по щеке, сокруши его уста,освяти руку свою ударом».
«Часто многие из отцов делают все, чтобы у сына был хороший конь и великолепный дом, а о том, чтобы у него была хорошая душа, нисколько не заботятся. Это и расстраивает всю вселенную».
«Многие осуждают меня за то, что я нападаю на богачей, но зачем они несправедливы к бедным? Я обвиняю не богача, а хищника».
«Ты богат? Не мешаю тебе. Но ты грабитель? Осуждаю тебя. И богачи, и бедняки – равно мои дети».
«Мы ведем войну, но наша война не живых делает мертвыми, а духовно мертвых, погрязших в ереси, делает живыми. Не еретика преследую, а ересь, не грешника, а грех. Сколько бы кто меня ни бранил, от чистого сердца говорю: «Мир, ибо любовь Отца во мне».
«Тем более буду любить вас, чем менее любим буду вами».
«Ни уклоняться от битвы нельзя, ни самому искать битвы: тогда и победа будет славнее».
«Столько же создать может слово, сколько разрушить страх».
4) Догматическая патристика – стабилизация догм. Августин Блаженный (354 – 430 гг.) –римский богослов, «самый святой из всех грешников, и самый грешный из всех святых». Главные книги: «Исповедь», «О Граде Божием».
Основные идеи
1) Жизнь по Богу, постоянное искание Его – единственно ценная и достойная человека.
2) Есть два вида благ человеческой жизни: а) те, которые следует любить и лелеять (любовь к Богу), б) те, без которых нельзя прожить, ими необходимо пользоваться, но к ним нельзя привязываться, тем более любить (блага и вещи реального мира).
3) В мире существует два Града:Град Божий(основанный на «любви к Богу, доведённой до презрения к себе»)и Град Земной(основанный на «любви к себе, доведённой до презрения к Богу»). Большинство людей живёт в Граде Земном. Град Божий на земле – церковь. Борьба двух Градов –смысл мировой истории. Град Божий, в конечном счёте, восторжествует.
4)Проблема теодицеи–«оправдания Бога» за существующее в мире зло.Человек – единственное творение Бога, способное к духовной эволюции. Духовная эволюция происходит, когда душа трудится. Душа трудится, когда выбирает, как поступить, что сказать, как оценить. Поэтому человеку и дана свобода выбора. Выбирая, душа ошибается, страдает, взрослеет, мудреет… и, нередко «от обратного» (не доверяя сразу Богу, Его заповедям), «попробовав зло на вкус», набравшись собственного отрицательного опыта, разворачивается к Богу.
Бог зла не создаёт, но попускает в мире зло, создаваемое человеком, чтобы тот обрёл свой личный опыт соприкосновения со злом, сам понял его разрушительную, убийственную силу, и принял решение повернуть в обратную сторону, к добру.
Если Бог будет уничтожать зло, создаваемое человеком, то человек будет и дальше создавать зло, так и не поняв его губительную силу.
«Люби – и делай что хочешь».
«Человек стоит по воле Божией, а падает по своей воле»
«Главная тайна в человеке – это тайна соединения души и тела».
«Все человеческие беды происходят оттого, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться».
«Радуясь чужой беде, человек становится подобным дьяволу».
II. Периоды схоластики
1) Ранняя схоластика, IX –XII вв. (Иоанн Скот Эриугена; Иоанн Росцеллин; Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр. Нерасчленённость науки, философии, теологии. Дискутируется проблема универсалий(общих понятий), оформляется метод «Sis et non» (надо выслушать все доводы «за» и «против», и только после этого принять решение).
В. Куш «Свеча»
1.Иоанн Скот Эриугена(810 – 877 гг.)– ирландский сторонник реализма, «первый отец схоластики», тосковавший по эллинской духовности, любящий самоцельную игру ума; идеи его осуждены церковью; умер, заколотый писчими перьями своих учеников.
Главные идеи:
– примат разума перед авторитетом религиозного предания, дистанции между философией и верой не существует;
– пантеизм: объединяет Бога и мир в едином понятии «сущего», или «природы»;
– сущее проходит 4 самодвижения: 1) «природа творящая и не сотворённая» (Бог как предвечная первопричина), 2) «природа сотворённая и творящая» (платоновский мир идей), 3) «природа сотворённая и не творящая» (мир единичных вещей), 4) «природа не сотворённая и не творящая»(Бог как конечная цель всех вещей, вбирающая их обратно в себя на исходе мирового процесса);
– Бог – не личность, а присутствующее во всём и одновременно запредельное бытие, не поддающееся предметному постижению даже для самого себя: «Бог не знает о себе, что Он есть, ибо Он не есть никакое «что».
«Красота есть единство в разнообразии».
2.Иоанн Росцеллин(1050 – 1123 гг.) – французский«отец номинализма»,обвинен в тритеизме, но отверг обвинение и не был осужден.
Главные идеи:
– чувственные впечатления – исходный пункт постижения внешнего мира;
– универсалии – просто слова, сотрясения воздуха, реально существуют только единичные вещи, нет никаких универсальных реальностей, соответствующих нашим общим понятиям;
– если три Лица Троицы суть одна реальность, то Отец и Святой Дух воплотились вместе с Сыном; но, если три Лица являются тремя отдельными реальностями, то в таком случае мы приходим к трехбожию (тритеизму).
3.св. Ансельм Кентерберийский(1033 – 1109 гг.) –итальянский представитель реализма, «отец схоластики».
Главные идеи:
– вера – основа рационального знания («верую, чтобы понимать»);
– бытие Бога выводимо из самого понятия Бога (Бог есть, потому что Он есть, при рождении человека Бог вкладывает в его разум идею о Себе);
– все стремится к Благу – Бог и есть Абсолютное Благо;
– все ограничено и имеет некий верхний предел, это и есть Бог;
– бытие целостно по какой-то причине, это и есть Бог;
– Бог – совершенство, превосходящее все мыслимое; значит, Он существует вне нас и вне этого мира.
Пьер Абеляр св. Бонавентура св. Альберт Великий
4.Пьер Абеляр(1079 – 1142 гг.)–французский представитель концептуализма (промежуточной позиции между реализмом и номинализмом), «трубадур философии», «рыцарь диалектики» (широкую известность получила его тайная любовь к Элоизе, приведшая к рождению сына и оскоплению отца, постригшегося в монахи, учение его неоднократно осуждалось церковью). Книга «История моих бедствий».
Основные идеи:
– «понимаю, чтобы верить» (вера, приобретённая без содействия умственной силы, недостойна свободной личности);
– единственными источниками истины являются диалектика и
Священное писание, даже апостолы могли заблуждаться;
– человек несёт полную моральную ответственность за свои поступки, как добродетельные, так и греховные;
– деятельность человека определяется его намерениями, сам по себе ни один поступок не является ни добрым, ни злым.
2) Средняя (зрелая) схоластика – XIII в. (Бонавентура, Альберт Великий; Фома Аквинский; Роджер Бэкон; Иоанн Дунс Скот. Наука и философия отделяются от религии; особый интерес вызывает учение Аристотеля.
1.Св. Бонавентура(«Счастливый Жребий»)(1221 – 1274 гг.) – итальянский богослов-мистик, «серафический доктор».
Основные идеи:
– мир – книга о бытие, а бытие – Бог, сеятель и причинный
разум, от которого исходят все законы мироздания;
– идеал духовной жизни – путь медитативного восхождения к горнему, проходящий через испытание совести, размышление о страданиях и смерти Христа, приводящий к соединению с Богом через любовь и осознание божественной красоты в созерцании Троицы;
– наличие истин в человеческой мысли – следствие прямого воздействия божественного света на наш разум («при непогрешимости со стороны познающего»).
2.Св. Альберт Великий(1193 – 1280 гг.) – немецкий теолог, схоласт,«Doctor Universalis» («всеобъемлющий доктор»), наставник Ф. Аквинского.
Основные идеи:
– наивысшее бытие есть Бог: в Нем, в отличие от всех сотворенных вещей, сущность и существование совпадают; будучи высшим бытием, истиной и благом, Он является причиной всего сущего, благого и истинного;
– душа дает телу бытие и осуществляет его движения, она – совершенство тела;
|