Марксизм-ленинизм был господствующим мировоззрением в СССР до начала 90-х гг. XX в. 10. «Философия всеединства» (В. С. Соловьёв, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, Л. П. Карсавин,
С. Л. Франк).
Главные идеи:
– органическое единство мирового бытия (обусловленное единым Творцом), взаимопроникновение составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности;
– в онтологическом аспекте – нерасторжимое единение Творца и твари;
– в гносеологическом – «цельное знание», взаимосвязь эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (религиозно-созерцательного), достигаемая не столько в результате дискурса, сколько верой и интуицией;
– в аксиологии – абсолютная ценность Истины, Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы.
11. В. С. Соловьёв (1853 – 1900 гг.) – крупный религиозный мыслитель, представитель объективного идеализма («философия Всеединства», «философия Вечной Женственности»), поэт, стоявший у истоков русского «духовного возрождения» нач. XX в. Отец – историк С. М. Соловьев, автор 29-томной «Истории России с древнейших времен», дед – священник. Окончил Московский университет, защитил магистерскую диссертацию («Кризис западной философии»). Преподавал в Санкт-Петербургском университете. В 1881 г. его преподавательская деятельность навсегда прекратилась, когда во время лекции он обратился с призывом, в соответствии с христианскими заповедями, помиловать
убийц Александра II. Прошёл три этапа эволюции взглядов: теософия, теократия, теургия. Книги – «Оправдание добра», «Чтения о Богочеловечестве», статья – «Смысл любви».
Основные идеи.
1. Мир – целостен. Вселенная – не «хаос разрозненных атомов», а единое, связное целое, так как рождено из единого истока Божественным Творцом.
Владимир Сергеевич Соловьёв
2. Высший духовный мир – синтез Истины, Добра и Красоты, открывающийся человеку через образ Божественной Премудрости – Софии («Вечной Женственности», посредника между мудростью Божественной и человеческой).
3. Целостный мир постигается целостным знанием (познанием «всего во всём»), «великим синтезом» трёх основных способов познания мира: науки (знание о реальном мире), философии (знание об идеальном мире) и теологии (вера в Абсолют), создающим «свободную теософию».
4. Целостное знание обретается только целостным человеком, вкоторый осуществлён синтез веры, знания и чувства. Собирают человека в цельность церковь, соборность, общинность и любовь.
5. Исцеление частичности человека целостностью – через любовь к Богу и любовь к человеку.
Три этапа истории отношений человека и Бога:
этап Бога-Отца (описан в «Ветхом Завете»), от сотворения мира до Рождения Христа;
этап Бога-Сына (описан в «Новом Завете»), от Рождения Христа до Его Распятия и Воскресения;
этап Богочеловечества (восхождение человечества к Богу через Богосотворчество – смотри на то, что делает Бог, и помогай Ему делать то же: творить мир, а не войну, добро, а не зло, истину, а не ложь, красоту, а не уродство, любовь, а не ненависть).
А. Иванов «Явление Христа народу»
6. Любовь, будучи (в противоположность эгоизму) единением человека с Богом, Родиной, другим человеком и самим собой, предстаёт первой ячейкой соборности. «Смысл любви – спасение и сохранение индивидуальности через жертву эгоизма».
7. В человеке заключена идея человека идеального, который не хочет и не может удовлетвориться никаким ограниченным содержанием, насильственно подчиняться общему, растворяться в нем.
8. Задача человека не ограничивается собственным спасением, но состоит в преодолении всех проявлений зла и несовершенства мира, совпадающей с божественным предопределением. Идеал общества – в свободной теократии,где нравственная власть принадлежит Церкви, сила – царю, а право живого совета с Богом – пророкам, «обладателям ключей будущего». Моральный миропорядок основан на трех началах: на чувстве стыда, сострадания (жалости) и благоговения (благочестия).
«У нас честные люди встречаются реже, чем святые».
«Я стыжусь, следовательно, я существую. Человек – животное стыдящееся».
«Два близких между собою желания, как два невидимых крыла, подымают душу человеческую над остальною природою: желание бессмертия и желание правды».
«Спасающий спасется».
«Главное дело веры относительно Бога есть молитва, относительно ближнего милостыня, относительно собственной своей природы – воздержание, или пост».
12.Д. С. Мережковский (1866 – 1941 гг.) – религиозный философ, представитель «богоискательства» (ищущего не «нового Бога», а «новых путей к Богу»), один из основателей русского символизма. Книги – «Христос и Антихрист», «Царство Зверя», «Рождение богов».
Основные идеи.
1) Символ – иносказательное откровение о сущем, тогда как «мысль изречённая есть ложь». То, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами.
Дмитрий Сергеевич Мережковский
2) Концепция «нового религиозного сознания» (опирается на идеи итальянского богослова XII века Иоахима Флорского). На смену двум первым заветам (Ветхий завет Бога-Отца и Новый Завет Бога-Сына), должен прийти «Третий Завет» – Святого Духа; «завет Свободы вослед заветам Закона и Благодати». В первом Завете «открылась власть Божья как истина»; во втором – «истина как любовь»; в третьем и последнем – «любовь как свобода» (христианство – религия любви, а, следовательно, свободы). Третий Завет – синтез «правды о земле» (язычества) и «правды о небе» (христианства). Таким образом, исторический процесс замкнёт начало с концом и настанут «новое небо и новая земля».
3) Язычество «утверждало плоть в ущерб духу», а церковное христианство – идеал «духа в ущерб плоти». Духовная история человечества – противостояние двух «бездн»: «бездны плоти» (воплощённой в язычестве) и «бездны духа» (христианский бесплотный аскетизм), двух несовершенных начал, стремящихся к синтезу через «духовную революцию» – в будущей «Церкви Третьего Завета». Идеал – «не бестелесная святость, но святая плоть, мистическое единство тела и духа». Цель истории – в соединении плоти и духа, религии и культуры; осуществлении «царства Божиего не в потустороннем мире, а на земле».
4) Дух (на одном из древних языков Библии, арамейском, слово «дух» («Rucha») – женского рода) в православной Троице отождествляется с Божьей Матерью. Святая Троица – это Отец, Сын и Мать-Дух. Третий завет будет царством Духа-Матери, «пламенной заступницы холодного мира».
5) Идеал Бога как единство мужской и женской природы переносится и на понимание человека. Разделение на два пола является симптомом распада личности; идеал личности (так считали также В. С. Соловьев и Н. А. Бердяев) – это некое двуполое существо, мужчина-женщина.
| 6) Христианство – религия Богочеловечества; в основе государственности – религия Человекобожества. Новая, вечная, истинная вселенская Церковь также противоположна государству, как абсолютная истина противоположна абсолютной лжи...
| | «Люди думают, что страдают от голода, от жажды, от бедности, от боли; на самом деле, страдают они только от мысли, что, может быть, Его нет. Это единственная скорбь мира»
«Мифы ловят богов как сети – рыбу. Люди плохие рыбаки: боги уходят от них. Но и пустой миф пахнет Богом, как пустая сеть – рыбой».
«Полчеловека нельзя спасти, можно – только всего; и полчеловечества – нельзя, можно только всё».
«Христос таится в язычестве, в христианстве открывается. Слепые солнца не видят, но теплоту его чувствуют.Христос язычников – солнце слепых».
«Эти смутные времена, когда старые боги умерли, а новые ещё не родились».
«При смене двух исторических эпох рождаются характеры, принадлежащие той и другой, нецельные, раздвоенные… Отжившее торжествует над живым».
А. Рублёв «Троица»
«Познавать – всё-равно что молиться. Познавая мир, мы учимся любить Бога. Кто мало знает, тот мало любит. Любовь есть дочь познания».
«Хочу, чтоб жизнь моя была Тебе немолчная хвала. Тебя за полночь и зарю, за жизнь и смерть благодарю».
13. Н. Ф. Фёдоров (1829 – 1903 гг.) – православный философ, представитель «русского космизма».Незаконнорожденный сын князя П. Гагарина (всю жизнь мучился «стыдом рождения»), работал учителем, библиотекарем. Обладал необыкновенной эрудицией («московский Сократ»). Аскет, старался не владеть имуществом, питался чаем и хлебом. Значительную часть жалованья раздавал «стипендиатам», от прибавок к жалованью отказывался. При жизни почти не публиковался (любая собственность, в том числе, интеллектуальная – грех, разобщающий людей, нужно оставаться в «анонимной массе народа»). Нет ни одной его фотографии, лишь – тайком сделанный рисунок. Умер от воспаления лёгких. Книга – «Философия общего дела».
Николай Фёдорович Фёдоров
Основные идеи.
1. «Жизнь, то есть жизнь бессмертная, есть истинное добро, а смерть –истинное зло».
2. Смерть должна быть побеждена:
а)она исчерпала себя как механизм эволюции (в природе смерть – способ отбора физически сильной особи, но с появлением человека важнейшее значение имеют сверхфизические факторы (дух, творчество, разум), для духовной эволюции смерть не нужна;
б) она–безнравственна,представаяпричиной человеческих пороков (эгоизма, безответственности, вседозволенности, произвола, презрения, скупости);
М.И. Игнатьев «А жизнь так хороша»
в) преодоление смерти –долг детей перед родителями, даровавшими им жизнь, в заботе о родителях (чего нет у животных) – «нравственный сверхживотный зов»;
г) преодоление смерти – единственное дело, способное объединить всех людей (старых и молодых, богатых и бедных, больных и здоровых), «общее дело всего человечества».
3. Смерть может быть побеждена, так как
а) Бог смерти не создавал, Адам и Ева – бессмертны, пока не выпали из рая;
б) «дело дел» Христа – воскрешение мёртвых (напр., Лазаря);
в) Христос воскрес после распятия, «смертию смерть поправ»;
г) не один атом (из которых построены тела людей) не погиб;
д) бессмертие (на уровне простейших форм жизни) уже есть;
е) человек наделён способностью познавать и действовать;
ж) воскрешение осуществит Бог руками человека, с помощью науки, которая от Бога.
4. Идея соборности. Христианство не может быть религией личного спасения и совершенствования. Следовать нужно не эгоизму (жизнь только для себя) и не альтруизму (жизнь только для других), но всемирной любви, всеобщему спасению и бессмертию (не индивидуальному, не только для ныне живущих поколений, и не для одних только праведников ), только оно – единственно морально. «Спастись можно лишь всем вместе со всеми». Необходимо «всеобщее воскрешение» всехкогда-либо живших людей («вплоть до Адама и Евы»), для чего потребуется заселение других планет.
Николай Александрович Бердяев
14. Н. А. Бердяев (1874 – 1948 гг.) – представитель христианского экзистенциализма, персонализма. Увлекался марксизмом, после 1917 г. вступил в идейный конфликт с властью (отстаивал свои убеждения перед главой ВЧК Ф.Э. Дзержинским), выслан за границу в 1922 г. на «философском пароходе». Умер в пригороде Парижа за письменным столом. Книги – «Философия свободы» «Смысл творчества», «Судьба России».
Основные идеи.
1. Человек принадлежит сразу двум мирам: Царству Кесаря
(мир призрачный, разрозненность, вражда) и Царству Духа (мир подлинный, любовь, свобода).
2. Тело и дух человека находятся в плену у призрачного бытия, что есть следствие грехопадения. Задача человека – освободить свой дух из плена, выйти из мира рабства-вражды — в космическую свободу-любовь.
3. Путь к этому – творчество, которым человек наделён Богом-творцом (неотделимость творчества от свободы) и любовь (мужчина + женщина = образ Бога); воссоединение в любви есть творчество, образование целостной личности, подобной личности Бога, боголичности. Смысл истории – обретение людьми свойств «мира свободного духа».
4. Этика творчества выше этики закона. Запугивая, закон не преображает человеческую природу, а через страх держит грех в известных границах, превращая человека в «автомат добродетели». Человек подчиняется моральным нормам не потому что он добр, а потому, что боится наказания. А если закон отменён, он готов на любое преступление. Ценность человека – не в его подчинении моральным требованиям, а в силе его внутреннего влечения к добру. Творение самого себя – главный моральный долг человека.
5. Особая миссия России: её призвание – соединение Запада и Востока, её проблемы – антиномичность, потенциальность («она всегда беременна и никогда не может разродиться»), беспредельность души, неразвитость мужественного духа, недостаток внутренней дисциплины.
«Творчество – переход небытия в бытие через акт свободы. Человек – раб потому, что свобода трудна, рабство же легко. Античная трагедия есть трагедия рока, христианская трагедия есть трагедия свободы».
«Чудо должно быть от веры, а не вера от чуда».
«Почитание святых заслонило богообщение.Святой – больше, чем человек, поклоняющийся же святому – меньше, чем человек. Где же человек?»
«Свобода есть право на неравенство».
«Психоанализ есть психология без души».
«Знание – принудительно, вера – свободна».
«Христос был не основателем религии, а религией».
«Ничего нельзя любить, кроме вечности, и нельзя любить никакой любовью, кроме вечной любви. Если нет вечности, то ничего нет. Мгновение полноценно, лишь, если оно приобщено к вечности...»
И. Глазунов «Вечная Россия»
|