Направленность истории: прогресс, регресс, перманентизм Теории прогресса (Ж. Кондорсе, Ф. Бекон, Л. Морган, Г. Гегель, К. Маркс, О. Конт, У. Ростоу).
Ж. Кондорсе: в развитии общества (обусловленном безграничными возможностями разума) – девять эпох: первобытное состояние, земледелие, разделение труда, Древняя Греция, Древний Рим, Средневековье, появление наук, книгопечатание.
Г. Гегель делит историю (на основании развития свободы) на 4 этапа: 1) Восточный мир – «детство», свободным чувствует себя только деспот; 2) Греческий мир – «юность», царство демократии, прекрасной свободы, гармонии, мира; 3) Римский мир – «возмужалость», нет произвола, деспотизма, государство выше индивида, аристократия; 4) Германский мир – самоопределение свободы, дух достигает расцвета, прусская монархия.
Л. Морган: дикость, варварство, цивилизация.
У. Ростоу («Некоммунистический манифест») – «теория 5 стадий экономического роста», обусловленныхростом научного знания: «традиционное общество» (аграрное, иерархизированное, власть землевладельцев, примитивная техника и наука); «переходное общество» (домонополистический капитализм); «стадия сдвига» (монополистический капитализм); «стадия зрелости» (индустриальное общество); «эра высокого массового потребления» (сфера услуг и массовой культуры).
Теории регресса (Гесиод, индуизм, христианство, иудаизм, ислам, Ж.-Ж. Руссо, О. Шпенглер).
Гесиод ( VIII – VII вв. до н.э.): «золотой век», «серебряный», «медный» («бронзовый»), «железный» (люди становятся более жестокими, агрессивными, злыми, менее счастливыми).
Не вызывает сомнений лишь научно-технический прогресс, о прогрессе нравственности говорить не приходится (Ж.-Ж. Руссо«Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов»). Современная цивилизация – прямое воплощение зла, надо вернуться в естественное состояние человека, «назад к природе!»
О. Шпенглер: культура превращается в цивилизацию (а это – упадок, агония, старость, космополитизм вместо кровных уз, наука вместо религии, массовые ценности вместо традиционных, секс вместо материнства, деньги вместо подлинных ценностей, насилие вместо согласия).
Перманентизм – ход времени не затрагивает фундаментальных основ человеческого бытия, общество сущностно не меняется, изменяются только его внешние формы. «Они рождались, мучились и умирали», – так резюмируется история в одной из восточных притч. Екклезиаст: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».
Культура и цивилизация
Культура(от лат. cultura – «возделывание») –совокупность материальных и духовных ценностей общества, обеспечивающих его развитие.
«Натуралистическая» модель (XYIII в.): культура – предметно-вещественные формы, предстающие человеческим продолжением природы (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах).
«Классическая» модель (XIX в.): культура – результат освобождения человека от природного и божественного миров, человек – творец культуры.
«Неклассическая» (модернистская) модель (ХХ в.): мир противится воздействию человека, «мстит» попыткам его преобразовать, не умещаясь ни в какие теоретические схемы.
Цивилизация (от лат. civitas – «гражданский», «государственный») – стадия мировой истории, приходящая на смену варварству.
Модель просветителей (XYIII в.): цивилизация – идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.
«Этнографическая модель» (XIX в.): у каждого народа – своя цивилизация (в основании – обнаружение огромного разнообразия культур в «эпоху путешествий» вне Европы).
Модель О. Шпенглера (XX в.): культура (творческое, духовное) противопоставляется цивилизации (утилитарному, технологическому, материальному) как стадии своего упадка.
«Технократическая модель» на основании развития науки и техники выделяет аграрную, промышленную и информационную цивилизации.
Восточная и Западная цивилизации.
Западная цивилизация: рациональность, ускоренное развитие техники, быстрое изменение предметного мира и социальных связей;индивидуализм, установка на автономность личности, её достоинство; идеалы свободы, равенства, терпимости; уважение к частной собственности.
Восточная цивилизация: воплощение спокойствия, непротивления, принимающего женского начала, направленность на внутренний мир, созерцательность, религиозность, традиционализм, патернализм, личностное восприятие государства, познание через слияние с миром.
К. Юон «Новые планеты»
Современное общество
– «постиндустриальное» (Д. Белл), надиндустриальное
(Р. Арон), информационное (Д. Леон), электронное (М. Морисима), цивилизация третьей волны (О. Тоффлер), общество постмодерна (Ж. Лиотар): знания, информатизация – главное общественные богатство; сближение доходов, ликвидация социальной поляризации, рост «среднего класса»; вместо классовой дифференциации – профессиональная, основной социальный конфликт – между некомпетентностью и профессионализмом; доминанта сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, мелкосерийное производство вытесняет массовое.
11. Глобализация
– процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации, формирования единой мировой рыночной экономики, разрушения национального суверенитета государств.
Антиглобализм – движение, направленное против глобализации, доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций.
Глобальные проблемы (вт. пол. XX в.) – совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс, сохранение цивилизации. Они взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни, касаются всех стран, и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества.
Глобальные проблемы:
главная – предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира, «Север-Юг» – разрыв в развитии богатых и бедных стран, экологический кризис, обеспечение человечества ресурсами, глобальное потепление, озоновые дыры; сердечно-сосудистые заболевания, онкология, СПИД; демографический кризис, новейшая – мировой терроризм.
Римский клуб (1968, основатель А. Печчеи, доклад «Пределы роста») – прогноз будущего: если современные тенденции роста численности населения, индустриализации, загрязнения среды, производства продовольствия и истощения ресурсов будут продолжаться, то в течение следующего столетия мир подойдет к пределам роста, произойдет спад численности населения, резко снизится объем производства.
В. Куш «Лес»
Необходима экономическая и экологическая стабильность (состояние глобального равновесия), позволяющая удовлетворить основные материальные нужды, дающая каждому равные возможности для реализации личного потенциала.
12. Что делать? Что делать именно мне?
Философия малых добрых дел. Я не могу спасти весь мир от экологического кризиса, но я могу не бросать мусор в траву… и мир станет немного чище. Я не могу накормить всех бездомных животных, но ту бродячую собаку, что крутится около моего подъезда, я покормлю. Я не могу помочь всем нуждающимся людям, но бабушке, просящей милостыню у магазина, я помогу… И мир станет немноголучше…
Что же мне делать? То, что в моих силах: малые добрые дела. Иоанн Крестьянкин. «Малое доброделание»: «малые добрые дела нужно делать, малых грехов нужно избегать».Тонкость в том, что малого добра не бывает…
Литература
Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман. – М.,2002.
Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. – М.,2000.
Кантор, К. М. Глобализация? – Да! Но какая? / К. М. Кантор // Вопросы философии. – 2006. - №1. – С. 75 – 82.
Крапивенский, Ф. Э. Социальная философия /
Ф. Э. Крапивенский. – Волгоград, 2006.
Силичев, Д. А. Социальные последствия перехода от индустриализма и модерна к постиндустриализму и постмодерну / Д. А. Силичев // Вопросы философии. – 2005. - № 5. – С. 31 – 42.
Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. – М., 2005.
Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. – 1989. - №3. – С. 55 – 68.
Лоренц, К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества / К. Лоренц //Вопросы философии. – 1992. - № 3. – С. 19 – 26.
Сорокин, П. А. Человек, цивилизация, общество /
П. А. Сорокин. – М., 1990.
Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. – М., 1992.
Штеренберг, М. О направлении и цели исторического процесса / М. Штеренберг // ФН. – 2002. - № 5. – С. 89 – 96.
Бузгалин, А. Призрак "антиглобализма" / А. Бузгалин // Свободная мысль. – 2003. - № 1. – С. 36 – 48.
Флиер, А. Я. Страсти по глобализации / А. Я. Флиер // ОНС. – 2003. - № 4. – С. 49 – 59.
Хабермас Ю. Будущее человеческой природы: На пути к либеральной евгенике? / Пер. с нем. М. Л. Хорькова. — М.: Весь Мир, 2002.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Ответьте на вопросы
1. Чем общество отличается от природы?
2. Когда возникло общество?
3. Каковы цель и смысл исторического процесса?
4. Каковы критерии общественного прогресса?
5. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?
6. Насколько правомерно говорить о «конце истории»?
Джим Уоррен «Земля… Люби её или потеряй»
Заполните таблицы
«Общество и природа»
| Общество
| Природа
| Различия
| | | Сходство
| | |
«Культура и цивилизация»
| Культура
| Цивилизация
| Различия
| | | Сходство
| | |
Объясните цитаты и афоризмы
«Человек – общественное животное» (Аристотель).
«Человек вне общества – или бог, или зверь» (Аристотель).
«Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость» (Пифагор).
«Философия не является проблемой для общества, общество является проблемой для философии» (В. Миклушевич).
«Можно умереть или ополоуметь, живя в обществе, в котором все и каждый систематически нас не замечают и ведут себя так, будто нас на свете нету» (У. Эко).
«Мы либо научимся жить вместе, либо погибнем по одиночке» (Жак Фреско).
«Каждый человек старается надеть такую личину, чтобы его приняли за того, кем он хочет казаться; поэтому общество состоит из одних только личин» (Ф. Ларошфуко).
«Как только служение обществу перестает быть главным делом граждан и они предпочитают служить своим кошелькам, государство близко к разрушению» (Ж.-Ж. Руссо).
«Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: «Это мое!» — и нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества» (Ж.-Ж. Руссо).
«Несчастна та страна, которая нуждается в героях» (Б. Брехт).
«Самоубийство – триумф сознания над бессознательной волей к жизни, а что такое цивилизация, если не триумф сознания?» (В. Миклушевич).
«Свободным общество является тогда, когда предоставляет человеку возможность быть свободным от общества» (В. Миклушевич).
Видеофилософия
Посмотрите к/ф А. Пройас «Я, робот» (2004); ток-шоу «Культурная революция». М. Швыдкой. «Цивилизацию спасёт глобализация», или «Цивилизация устала от культуры» (21.09.12), или «Диалог культур невозможен» (17.05.12); лекцию Вяч. Иванова «Новые открытия: человечество и его будущее» (15.09.14) – m24.ru и сформулируйте своё мнение по обсуждаемым проблемам.
Р. Магритт «Воспоминание о путешествии»
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
История философииизучает возникновение и развитие философского знания от древности до современности.
Предфилософия
Все первые человеческие сообщества обладали мифологическим (позже, религиозным) мировосприятием.
Мифология – мировоззрение, основанное не на теоретических выводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием.
Миф– повествование, в котором явление природы или культуры предстает в одухотворенной и олицетворенной форме; особая форма символического творчества, в которой накоплен огромный опыт иррационального знания, универсальный смысл.
Социальная мифология– социальные иллюзии, искаженные картины реальности, сознательно распространяемые в обществе для достижения тех или иных целей.
Религия –особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Философские учения формируются во взаимодействии с мифологическо-религиозными картинами мира (опираясь на них, и от них отталкиваясь)
Р. Магритт «Битва»
ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Восточная философия отличается религиозностью, спиритуальностью, недеянием, интуитивизмом, интровертностью, пессимизмом, стремлением к слиянию с миром (единство субъекта и объекта), убеждением в том, что усовершенствовать действительность можно лишь обретя гармонию в себе.
| | |
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Периоды:
Ведийский (1500-500 гг. до н.э.); классический, или брахмано-буддийский (500 г. до н.э. – 1000 г. н.э. (чарвака, джайнизм, буддизм, ньяя, вайшешика, санкья, йога, миманса, веданта); послеклассический или индуистский (с 1000 г.).
Основные черты:
– непрерывность развития, опирающаяся на древние тексты;
– синтетический подход (любая проблема исследуется с точки зрения метафизики, этики, логики, психологии, теории познания);
– вера в вечный нравственный миропорядок, действие которого распространяется на всё сущее, вселенная – арена для нравственных деяний;
– концепция причинно-следственного закона кармы, которому подчиняется всё;
– единство философии и образа жизни(незнание как причина зависимости и страданий; целью является не любознательность, а практическое руководство праведной жизнью, духовное самосовершенствование и самоконтроль над низшим «Я»).
Школы индийской философии:
– ортодоксальные (признающие авторитет Вед): миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика.
– неортодоксальные (не признающие авторитет Вед): материалистическая (чарвака-локаята), буддизм и джайнизм.
«Золотая статуя Будды»
БУДДИЗМ
Буддизм (с санскрита «будда» – просветлённый, постигший истину) – «атеистическая религия», «океаническое» религиозно-философское учение, в котором отсутствует образ Бога, а миром правят законы. Главная книга – «Трипитака» («Три корзины»).
Личность основателя
Гаутама Сидхартха, Шакья Муни (563 – 483 гг. до н. э) – из царского рода, в юношеском возрасте сбегает из дворца, у которого «слишком высокие стены», прячущие жизнь. «Он уходит в Ночь, чтобы найти День». Во время его путешествия происходят четыре встречи: старика (что такое старость?), больного (что такое болезнь?), похоронной процессии (что такое смерть?), аскета (умерщвляющего тело для постижения истины). Чтобы найти ответы на возникшие вопросы, Гаутама становится аскетом. Через 7 лет (не получив ответы) прекращает аскетизм и начинает заниматься медитацией, во время одной из которых достигает просветления, открывая четыре благородные истины (в этот миг и превращаясь в Будду).
2. Четыре Благородные Истины:
– жизнь есть страдание (преимущественно материальный земной мир (сансара) стремится подчинить нематериальную душу себе, загоняя её в «тюрьму», «могилу»);
– причина страдания есть желание (низменные желания губят душу, а возвышенные трудно осуществимы);
– чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний (стараться низменные желания подавлять, а возвышенные осуществлять);
– для избавления от желаний нужно пройти восьмеричный путь спасения (знание четырёх Благородных Истин, праведное чувство, праведная мысль, праведная речь, праведный поступок, праведная жизнь, умение входить в состояние просветления, умение пребывать в состоянии просветления непрерывно).
Основные понятия буддизма
Санса́ра (с санскр. – «череда перерождений») – круговорот рождения и смерти; душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению, избавлению от результатов своих прошлых действий. Сансара – результат невежества, душа принимает временный, иллюзорный мир за реальность.
Нирва́на (с санскр. – «угасание, прекращение») – совершенный духовный мир, высшая цель всех живых существ. Освобождение от желаний, страданий и привязанностей, от круга рождений, свойственных сансаре, достижение покоя.
Ка́рма (с санскр. – «воздаяние») – вселенский причинно-следственный закон, по которому праведные или греховные действия человека определяют его жизнь в сансаре, испытываемые им страдания или наслаждения. Закон кармы (охватывающий как прошлые, так и будущие жизни человека) делает его ответственным за свою жизнь.
Реинкарна́ция (с лат. – «повторное воплощение») – перевоплощение души из одного тела в другое. В каждой жизни развивается новая личность, но одновременно определённая часть «Я» остаётся неизменной, переходя из тела в тело.
Дхарма (с санскр. – «поддерживать») – далее неделимая частица бытия, элементарный «кирпичик» сознания и мира. Дхармы мгновенны, непрерывно появляются и исчезают, их волнение и образует человека, воспринимающего мир.
Бодхидхарма
Дзен (чань)буддизм
(V – VI вв.)
Дзен (с санскр. – «сосредоточенное созерцание», медитация, отстранённость) – школа буддизма, получившая распространение в Китае (чань), на Дальнем Востоке (японское дзэн, вьетнамское тхиен, корейское сон), в России (Бурятия, Тува, Калмыкия).
1.Основатель дзен
Бодхидхарма (440 – 528 гг. н. э) – 28-й буддийский патриарх, девять лет медитировал в пещере, жил в монастыре Шаолинь (Китай), передал монахам комплекс упражнений (цигун).
2.Особенности дзен:
– нерациональнность (находясь в иррациональной медитации Будда и открыл «благородные истины»),
– акцент на духовную практику,
– направленность на раскрытие индивидуальности человека («убей Будду!») и его творческого потенциала; на антистереотипность мышления и поведения,
– отсутствие текстов с готовыми ответами на мировоззренческие вопросы, к этим ответам (в собственной оригинальной версии) человек должен придти сам.
3. Три ступени медитации:
– «я вижу горы и реки такими, какими их видят все» (конформистское «баранье» сознание»);
– «я не вижу ни гор, ни рек» («пустая чаша» сознания, я уже не вижу, как все, но ещё не вижу по-своему);
– «я вижу горы и реки такими, какими их не видел ещё никто» (неповторимость мировосприятия).
К. Хокусай «Волна»
4. Две модели обучения («учитель-ученик»):
1) ученик копирует учителя, осваивая его знания и умения (ученик не идёт дальше учителя, учитель не развивается) – эта модель не принимается;
2) учитель не даёт готовые знания, а загадывает загадку, рассказывает коан, притчу, а ученик должен сам найти содержащиеся там смыслы (ученик становится учителем, учитель – учеником; исполняется вековая мечта: «Учитель, воспитай себе ученика, чтобы было у кого учиться»; они обмениваются не «яблоками», а «мыслями», у каждого мысли удваиваются) – эта модель динамичная, обновляющаяся, и принимается в дзен.
5.Заданияучителя:
– загадки («Корова пролазила в окно, она почти вся пролезла, а хвост застрял, почему застрял хвост»; «Если у тебя есть посох, я дам его тебе. Если у тебя нет посоха, я возьму его у тебя»);
– коаны (темы для размышления) («Я рыдал у моря, оно не переполнилось»; «Человек стоит в собственной тени, и думает, почему ему темно»);
– мантры (священные песнопения) («О-о-о-м»);
– притчи (рассказы со скрытым смыслом, до которого нужно добраться),
– хокку (нерифмованное трёхстишие)
«Ива склонилась и спит
И кажется мне, соловей на ветке…
Это её душа»
Мацуо Басё
Задания основаны на принципе non-finito (незавершённости, недоговорённости, обусловленном незавершённостью самого мира), достроить, додумать, завершить предлагаемую мысль или образ должен сам ученик (читатель, слушатель, зритель), раскрывая при этом свою индивидуальность и творческий потенциал.
Йога (с санскр. – «единение») – учение, изложенное Патанджали (II в. до н. э.) в книге «Йога-сутра». Необходимость благочестивых упражнений для осуществления контроля над деятельностью ума и достижения единения живого духа с Богом, обретения состояния просветления, нирваны.
Патанджали Шанкара
Адва́йта-веда́нта (с санскр. – «источник знаний о проявленном мире») – учение,одним из авторовкоторого является Шанкара (788 – 820 гг.).
«Брахман реален, мир нереален, индивидуальная душа и Брахман – одно и то же»; в этом ключе трактуется знаменитое изречение Упанишад «тат твам аси» («ты есть то»).
Мир иллюзорен, объекты «реального» мира – это тоже определенные представления и потому несубстанциальны; они преходящи, а преходящее не может быть реальным.
Реален только Брахман – безличный абсолют, «душа мира», первооснова всех вещей и феноменов, наивысшее запредельное истинное «Я» каждого человека.
Мокша – духовное освобождение – заключается в осознании своей тождественности Брахману (через изучение Вед и йогическую практику).
Рамакришна (1836 – 1886 гг.) – реформатор индуизма.Наша вселенная и множество других вселенных – просто пузырьки, возникающие на поверхности высшего океана интеллекта (Брахмана). Осознание Бога является высшей целью человеческой жизни, поскольку только это может принести человеку высшую радость и мир. Бог Един, Он как личен, так и безличен в одно и то же время и известен под разными именами в различных религиях. Бога возможно осознать различными путями, которые можно узнать из мировых религий.
Рамакришна Вивекананда
Все религии истинны настолько, насколько они ведут к осознанию Абсолютной Истины («Знание ведёт к единству, неведение – к различию»). Чистота ума, целомудрие – главное условие для осознания Бога («Пока не станешь простым как ребёнок, не сможешь достичь Божественного просветления»), но Божья милость может спасти даже безнадёжного грешника. Вместе с верой в Бога необходимо позитивное отношение к жизни, вместо того чтобы предаваться самоосуждению или унынию. Бог живёт во всех людях как Самосущий, поэтому ко всем людям нужно относиться с уважением («Бог во всех людях, но не все люди в Боге. Вот почему они страдают»).
Вивекананда (1863-1902) – ученик Рамакришны. Бог один, отличаются лишь его имена. «Джива есть Шива» (каждая личность является божественной сама по себе). Если существует единство Брахмана, лежащее в основе всех явлений, тогда на какой основе мы считаем себя лучше или хуже других? Сострадание к тем «индивидуумам», которые остаются в неведении об этом Единстве и решимость помогать им. Желание личного спасения должно быть оставлено, только неутомимая работа для спасения других может быть истинным признаком просветленного человека. Никто не может быть истинно свободен до тех пор, пока не свободны все.
Философии ненасилия (сатьяграха), создатель– Махатма Ганди (1849-1948), один из лидеров движения за независимость Индии. Основная идея – в стремлении воздействовать на благоразумие и совесть противника через отказ от насилия, готовность переносить боль и страдания. Цель – превращение соперника в союзника и друга. Обращение к совести эффективнее, чем угрозы и насилие. Насилие рано или поздно приводит к увеличению насилия, ненасилие же прерывает спираль зла и делает возможным превратить врага в единомышленника. Это – оружие не слабых, а – сильнейших духом.
Махатма Ганди Шри Ауробиндо Гхош
Махатма Ганди «10 советов об изменении мира»
Измените себя
«Если желаешь, чтобы мир изменился, — сам стань этим изменением»
Если вы измените свои мысли, то изменятся ваши чувства и поступки. И благодаря этому мир вокруг вас изменится. Не только потому, что вы будете смотреть на окружающее через призму новых чувств и мыслей, но и потому что внутренние перемены позволят вам поступать так, как вы бы не стали делать раньше, опираясь на прежний образ мыслей.
Обретите контроль над собой
«Без моего согласия никто не может мне навредить»
То, что вы чувствуете и как на что-то реагируете, всегда зависит только от вас самих. Могут существовать «типовые» шаблоны поведения в различных ситуациях, но в большинстве случаев вы можете сами выбирать, что думать и чувствовать по отношению практически ко всему. Возможно, это произойдет не сразу или так будет происходить не все время, и привычка мыслить по-старому будет давать о себе знать. Но постепенно вы осознаете, что никто извне в действительности не способен управлять вашими чувствами и сможете использовать этот образ мышления в повседневной жизни.
Простите и забудьте
«Слабый никогда не прощает. Прощение — признак сильного»
«Принцип „око за око“ может сделать слепым весь мир»
Невозможно победить зло злом. И как говорится в предыдущем совете, вы всегда сами выбираете, как отнестись к чему-то. Когда вы начнете все больше и больше прибегать именно к такому образу мышления, вы сможете относиться к происходящему так, как это наиболее полезно для вас и других людей.
Если вы не прощаете, то позволяете прошлому и другому человеку держать под контролем свои чувства. Простив, вы освободите себя от этих пут и затем сможете сосредоточиться на чем-нибудь другом.
|