Средневековый период китайской философии (200 г. до н.э. – 1000 г. н.э.)
Полемика между привнесённым в Китай в I в. н. э. буддизмом, с одной стороны, и, с другой – даосизмом и конфуцианством, которые, в свою очередь, также полемизировали друг с другом; конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика. Конфуцианство впервые становится государственным учением (II в. до н.э.).
В VI в. – расцветает буддизм, в VII в. – начинается его преследование. В X в. – важное место заняло неоконфуцианство, создавшее ту форму учения, которая и по сей день играет значительную роль.
Новое время китайской философии (с 1000 г.)
Догматизация конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания (1503 г. – причисление Конфуция к лику святых, сооружение ему храмов). Гонение на даосистов (запрещение даосизма – 1183 г.). Христианство, проникнув к тому времени в Китай, смогло оказать влияние на китайскую философию.
Ван Ян-мин (1472 – 1528 гг.) – субъективный идеалист, посредник между даосизмом и конфуцианством, утверждавший, что вне сознания нет ни неба, ни земли. Путь к самоусовершенствованию идёт не через теоретическое познание и «исследование вещей», а через понимание важнейших нравственных истин, которое даётся человеку интуитивно, ибо природа, данная человеку, чиста и совершенна, и задача в том, чтобы дойти до неё путём самоуглубления и отказа от эгоистических желаний, являющихся наносными. Любой человек может стать мудрецом, если научится следовать голосу своей природы и объединит познание с действием. «Познание – начало действия, действие – завершение познания».
Современное неоконфуцианство.
Лян Шумин (1893 – 1988 гг.), книги«Культуры Востока и Запада и их философии», «Сознание и жизнь».
Главные идеи
1. История как смена трёх культур: 1) Запад – интеллектуальное постижение «вещей и событий», покорение природы; 2) XX в. – Запад исчерпал себя, необходимость преодоления внутриличностного и социального хаоса, важность коэволюции; влияние нравственной интуиции китайской культуры, природно – социальная гармония; 3) господство индийской культуры, постижение изначальной основы бытия; история завершится уходом человечества в нирвану.
Лян Шумин «Китайский дракон»
2. Внешний мир и само «я» – вторичное порождение сознания. В основе мироздания – воля, субъективное сознание, находящееся в непрерывном движении. Жизнь – безличная смена образов событий.
3. Эволюция человека – в русле эволюции всего живого. Сейчас он – вершина эволюции. Инстинкт – вчерашний день, препятствующий новому проявлению жизни – нравственной интуиции. Жизнь постепенно и постоянно идет к превосхождению материи. Чем выше порядок живого существа, тем сильнее в нём жизнь, тем дальше оно от материи. Высшим проявлением человеческой жизни является нравственность.
4. Человеческая жизнь единотелесна с космосом, её не ограничивают ни пространство, ни время. Вычленение себя во времени и пространстве – ошибка. В человеке жизнь стремится к крайней одухотворенности и свободе. Суть человеческого сознания – это сама суть вселенной, сама жизнь. У сознания нет границ. Жизнь постоянно преодолевает телесное, но пока не может обходиться без тела.
Литература
Древнекитайская философия. Собрание текстов. – М., 1992;
Мудрецы Древнего Китая. – М., 2002.
Китайская философия. Энциклопедический словарь. – М., 2004.
Григорьева, Т. П. Дао и логос / Т. П. Григорьева. – М., 1992.
Малявин, В. Конфуций / В. Малявин. – М. 1992.
Симкин, Т. Экология духа. Даосизм / Т. Симкин // Человек. – 1992. - № 6. – С. 55 – 68.
Духовная культура Китая. Энциклопедия. – М., 2002.
Казаков, Е. Ф. Искусство как путь к философии / Е.Ф. Казаков. – Кемерово, 1999.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Выпишите из книг
«Лунь-юй», «Даодецзин», «Чжуан-цзы» несколько наиболее привлекших ваше внимание афоризмов и прокомментируйте их.
Приведите свои примеры
какой мудрости человек может научиться у природы?
Ответьте на вопросы
1) Почему Конфуций ставит на первую ступень воспитания поэзию, на второе – этикет? Какая ошибка была бы допущена, если бы поменять их местами?
2) Есть ли сходство между конфуцианским и российским представлением о патриархальности власти («царь-батюшка», «Сталин – отец всех народов»)?
3) Какое сходство между устройством семьи и корпорации, мафии, масонской ложи?
4) В чём сходство между даосским и христианским представлением о ходе и смысле мировой истории?
5) Соотнесите понятия «Дао» и «Бог».
Объясните афоризмы
«Умереть с голоду – событие маленькое, а утратить мораль – большое» (Конфуций).
«Глупец жалуется, что люди плохо знают его, а мудрец – наоборот, что он не знает людей» (Конфуций).
«Не надо искать чёрную кошку в тёмной комнате, тем более, если там её нет» (Конфуций).
«Один юноша всю жизнь учился убивать дракона, но дракона так и не встретил» (Конфуций).
«Если тебе плюют в спину, значит ты – впереди» (Конфуций).
«Верные слова не изящны, изящные слова не верны» (Лао-цзы).
«Чтобы вести людей за собой, иди за ними» (Лао-цзы).
«Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное, как вода побеждает камень» (Лао-цзы).
«Кто понимает, тот немногое знает, кто много знает, тот не понимает» (Лао-цзы).
«Все знают, как полезно быть полезным, но никто е знает как полезно быть бесполезным» (Лао-цзы).
«Говорящий – не знает, знающий – не говорит»(Лао-цзы).
Видеофилософия
Посмотрите кинофильм «Конфуций», и сформулируйте своё мнение по развёртываемым там сюжетным линиям.
Тадж – Махал
ИСЛАМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Исламская философия – философские учения Востока, разрабатывающиеся в эпоху Средневековья и опирающиеся на Коран.
Этапы:
1) классический, или средневековый (VIII – XV вв.);
2) позднее Средневековье (XVI – XIX вв.);
3) современность (вторая половина XIX – XXI вв.).
Направления
1. Калам – рациональная теология (YIII в.), дающая догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам.
Основные вопросы:о единстве Аллаха, его сущности и атрибутах; о сотворённости или несотворённости Корана; о свободе воли и предопределении; о том, какой человек считается истинно верующим, какой неверующим, какой совершившим тяжкий грех.
2. Восточный аристотелизм – средневековая мусульманская философия (IX – XII вв.), опирающаяся на авторитет Аристотеля.
Основные черты: рациональный, логический стиль изложения; различие потенциального и актуального существования; теоцентризм, восприятие Бога как вечного двигателя и генератора форм; утверждение вечности материи.
Аль-Кинди Аль-Фараби
Аль-Кинди (801 – 873 гг.) – «философ арабов» (первый в исламском мире обратился к трудам Аристотеля), дал «неоплатоническое» определение Аллаха как абсолютного и трансцендентного сущего.
Концепция пяти прасубстанций (материи, формы, движения, места и времени) и концепция четырёх видов разума: деятельного (всегда находящегося в актуальном состоянии); потенциального; перешедшего в актуальное состояние; проявляющегося.
«Извечное – то, что вообще никогда не могло быть несуществующим». Не имеющее ни субстрата, ни атрибута, ни причины, ни рода, неизменное вневременное начало не постигается человеческим умом
Аль-Фараби (872 – 950 гг.) – «Второй учитель» (после «Первого учителя» – Аристотеля), основоположник восточного перипатетизма (Книга – «Об общности взглядов Божественного Платона и Аристотеля»). Начала мира разделены на два типа: возможно сущие и необходимо сущие. Возможно сущее для своего бытия нуждается в определённой причине. Такой причиной является необходимо сущее или единосущее божество, которое производит в вечности мир. Космический разум заботится о космосе как «разумном животном» и стремится довести его до совершенства.
«Трактат о взглядах жителей добродетельного города» – учение об идеальном государстве (с религией, «подражающей» истинной философии, стремлением к достижению истинного счастья, господством добра и справедливости) и о порочных государствах (где нет представления об истинном счастье, а внимание уделяется только телесному здоровью, наслаждениям и богатству).
Ибн Сина(Авиценна) (980 – 1037 гг.) – «Книга исцеления», «Книга спасения», «Книга знания». Для людей необходим закон, и тот, кто будет обязывать его соблюдать – пророк, оповещающий, что есть некий всемогущий творец, «единый, истинный и бесподобный».
Ибн Рушд (Аверроэс) Ибн Сина (Авиценна)
Подлинным бытием обладает лишь Бог, единственная Высшая Реальность, объемлющая всё – от Божественного мира до праха земного. Мир совечен Творцу. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека.
Ибн Рушд (Аверроэс) (1126 – 1198 гг.) – перевёл и прокомментировал ряд сочинений Аристотеля (книга «Комментатор»). В книге «Опровержение опровержения» отстаивает права разума в познании; разграничивает рациональную религию (доступную немногим образованным) и образно-аллегорическую (доступную всем), что явилось одним из истоков теории «двойственной истины» (обосновывавшей независимость истин разума от истин религии).
Мир вечен и первоматерия безначальна. Бог, «совечный» миру, превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Мировой разум (нус) – единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая на отдельные души извне. Бессмертия индивидуальной души нет. На основании его идей возникло учение аверроизм, осуждённое церковью.
3.Исламский либерализм (евроислам) – ислам, проникнутый европейской культурой («просвещённый ислам»), отделяющий ритуальную составляющую веры (совершение намаза, ношение хиджаба) от морально-мистической и не придающий первой существенного значения; допускающий философский секуляризм внутри мусульманской культуры.
4.Суфизм (суфийский ислам)(YII – XXI вв.) – мистическое течение в исламе, путь очищения души от скверных качеств и привития похвальных качеств духу (упор на искренность, борьба со своим животным (страстным) началом, искоренение таких болезней души, как зависть, высокомерие, скупость).
Отличительные особенности: проповедь бедности, утверждение призрачности окружающего мира, аскетизм, безмолвная молитва, полагание на волю Аллаха. Ступени пути суфия: неукоснительное исполнение законов мусульманской религии, послушничество, познание Бога не умом, а сердцем, полное постижение истины.
Аль-Газали (1058 – 1111 гг.) – автор работ, легализовавших суфизм в исламе. Книга – «Воскрешение наук о Вере». Рационально сконструированная вера – нежизненна, нравственные устои должны основываться на непосредственном общении с Аллахом, а также на личном опыте переживаний. При этом важно обретение просветления или божественной благодати, для которой надо освободиться от всего искусственного.
Существует три уровня бытия: высший – занимает Аллах, который самодостаточен; низший – составляет материальный мир; между ними находится мир людей, души которых обладают свободой воли. От Аллаха им даются идеи и наклонности, однако дела определяются только волей людей. Джихад – не борьба на поле боя, а преодоление своего низшего "я". Основные суфийские ценности и идеалы – терпение, любовь, бедность, аскетизм. Разум необходим для познания, включающего в себя логику, практику, сомнения и объективность. Но также необходимы проблески интуиции и экстаз (по мере приближения к Аллаху), и коллективные суфийские ритуалы.
аль-Газали Ибн Араби
Ибн Араби (1165 – 1240 гг.) –«величайший учитель», разработал учение о единстве бытия, отрицающее различия Бога и мира. Книга – «Мекканские откровения». Бытие едино, но его следует воспринимать двояко – как Истину и как Творение, как абсолютное единство и как множественность.
Мир есть развертывание во времени и пространстве Бога, который непрерывно является в неповторимых и бесчисленных образах материального бытия, позволяющих Ему посмотреть на себя со стороны. Атрибуты и качества Бога, рассеянные в предметах и сущностях вселенной, собраны воедино лишь в Совершенном Человеке – земной ипостаси и «зеркале Бога». Богоявление – переход Бога из состояния «в-себе-бытия» в состояние «бытия-для-другого». Желая познать себя, Бог воплощает свои атрибуты в мире своих «творений». «Совершенный человек» есть микрокосм, отражающий все уровни бытия и постигающий не отдельные аспекты истины, а саму Истину.
Три вида познания: а) интеллектуальное, основанное на рассуждениях; б) непосредственное переживание в состоянии экстатического транса; в) боговдохновенное познание «таинств», имеющее сверхразумную природу, присущее пророкам и «святым» (внутреннее озарение). Свое учение «О единстве бытия» он рассматривает как высший синтез человеческого знания, а себя – как воплощение Совершенного Человека.
Мулла Садра Ислам
Мулла Садра (1571 – 1636 гг.) – синтезировал идеи неоплатоников, перипатетиков, суфиев и мусульманских теологов. Книга – «Престольная мудрость». Познание – не просто накопление сведений, а преображающий процесс. Цель философии – подражание Богу, приближение к Нему, и потому ее нельзя ограничивать рамками того или иного вероисповедания.
Бог – источник всего сущего. Всё, что мы видим и ощущаем, – лишь сосуды, вмещающие конечную частичку Божественного Света. В то же время Бог – выше повседневной действительности. Сущность Бога («Слепота») отличается от Его разнообразных проявлений. Весь космос исходит от «Слепоты» и образует «единый самоцвет» с множеством граней, которые соответствуют ступеням самооткровения Бога в Его атрибутах, или «знамениях». Эти ступени воспроизводят этапы возвращения человека к Источнику Бытия.
Единение с Богом возможно не только в мире ином, его можно достичь уже в этой жизни благодаря познанию (через рациональные знания, мир видений и творческого воображения). Всё, что может обрести человек и что составит воздаяние ему в мире ином, не имеет иного источника, кроме сокровенного «я» самого человека, сотканного таким, какое оно есть, силой намерений и замыслов, глубоких убеждений и поступков. Небеса и Божественный мир следует искать не в ином мире, а в собственной душе; и потому у каждого человека – свои, особые Небеса и свой Бог.
Инайят Хан (1882 – 1927 гг.) – суфийский учитель, принесший суфизм на Запад в начале XX века, носитель «Суфийского Послания» о свободе Духа. С 1910 года путешествовал, покинув Индию, с лекциями и концертами по Америке, Европе, посещал Россию.
Литература
Смирнов, А. В. Логика смысла: Теория и её приложение к анализу классической арабской философии и культуры / А. В. Смирнов. – М., 2001.
Универсалии восточных культур. – М., 2001.
Фролова, Е. А. История арабо-мусульманской философии. Средние века и современность / Е. А. Фролова. – М., 2006.
Введение в классическую исламскую философию. Пер. с анг. / Лимэн Оливер. – М., 2007.
Корбен, Анри. История исламской философии. / Анри Корбен. – М., 2010.
Хайям, Омар «Рубаи» / Омар Хайям. – М., 2002.
Р. Магритт «Сувенир путешествия»
ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Периоды:
античность (YII в. до н. э. – IY в. н. э.), Средние века(II – XIII вв.), Возрождение (XIV – XVI вв.), Новое время(XVII – XIX вв.), современность (XX – XXI вв.).
Особенности:
вераврациональноепознание,наукуипрогресс;
вера в человека, его неограниченные возможности;
убеждение, что в человеке и человеком всё может быть познано.
|
Поликлет «Дорифор»
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
философия Древней Греции и Рима (YII в. до н. э. – IY в. н. э.)
Основные черты:
– космоцентризм (начиная с Сократа – антропоцентризм),
– созерцательность,
– поиск первоначала мира (архэ),
– рациональность и интуитивность,
– гуманность.
Культурный расцвет – Афины («столица философии»), Y век до н. э. («Золотой век» Перикла). Наивысшее развитие искусства, философии, науки. Культ человеческого тела, его совершенной красоты, все пропорции которого были измерены, описаны («Канон» Поликлета) и воплощены («Дорифор», храмы соответствовали линиям и пропорциям тела). Греки доказали, что и они, как боги, способны быть бессмертными (создали бессмертную культуру) и совершенными (статуя Афродиты не менее совершенна, чем роза).
Первые греческие философы – досократиаки
|