Четыре этапа развития позитивизма. 1. Классический. 1830 – 1850-е гг. (О. Конт, Г. Спенсер):
– философии нужно стать точным и достоверным знанием, избавиться от практической бесполезности, освободиться от ценностного подхода, метафизических проблем, не стремиться стать «царицей наук»;
– три стадии интеллектуальной эволюции (по О. Конту): теологическая (с древности до 1300 г.) – религиозное мировоззрение; метафизическая (1300 – 1800 гг.) – объяснение мира отвлечёнными философскими понятиями («общественный договор», «субстанция», «вещь в себе», «абсолютный дух», «материя»); позитивная (XIX в.) – господство научного познания.
2. Эмпириокритицизм (махизм). 1870 – 1890-е гг. (Э. Мах,
Р. Авенариус):
– принцип «экономии мышления» – удаление из наук объяснительной части, чистое описание, защита опыта от проникновения в него философских категорий (причинности, субстанции, необходимости);
– сама наука должна при этом использовать строгий математический метод.
3. Неопозитивизм (логический позитивизм). 1920-е гг.
(Л. Витгенштейн):
– отделение науки от философии, единственно возможное знание – только специальное знание, метафизика лишена смысла;
– задача философии – логический анализ языка науки, философские проблемы возникают из-за неправильного употребления понятий.
4. Постпозитивизм(аналитическая философия). 1960 – 1970-е гг. (К. Поппер,Т. Кун, П. Фейерабенд):
– переключение усилий с анализа структуры «готового» научного знания на изучение его динамики, развития, противоречий – изучение истории науки;
– проблема демаркации (К. Поппер): критерий отличения научного (можно опровергнуть) и философского знания;
– методологический плюрализм: нет универсальных методов познания, для развития знаний нужен отказ от старых методов и формирование новых;
– нет и не может быть универсального знания, нужно создавать множество теорий, несовместимых с общепризнанной, что будет способствовать их взаимной критике и обогащению.
Ханс Георг Гадамер Эдмунд Гуссерль
10. Герменевтика(XIX – XX вв.) (с греч. – «искусство толкования») – возникшее в Германии учение об истолковании предельных значений культуры (т. к. реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов). Основоположники – Ф. Шлейермахер (1768 – 1834 гг.), книга – «Герменевтика», Х.-Г. Гадамер (1900 – 2002 гг.), книга – «Истина и метод».
Основные идеи:
1) понимание – фундаментальный способ человеческого существования, функционирующий в рамках культурно-исторической традиции;
Джорджо де Кирико «Любовная песнь»
2) отношение между текстом и интерпретатором – диалог, его условие – осознание интерпретатором своих предрассудков, принадлежности к определенной исторической традиции;
3) Ф. Шлейермахер выделяет два метода толкования текста – грамматический («дух языка») и психологический («дух автора»); герменевтика возможна при родстве души автора и читателя, понимание достигается двумя путями: «вчувствование» («вживание») в душу автора и сравнение фактов;
4) не мы говорим языком, язык (как особая объективная реальность) говорит нами; язык – игра, вовлекающая нас в игру, не человек, а язык – субъект речи;
5) трактовок может быть множество, истолкование – бесконечный процесс.
11. Феноменология (кон. XIX – XX вв.) – «учение о феноменах» (с греч. «феномен» – «являющийся», в противоположность «ноумену» – скрытой сущности). Основоположник – немецкий мыслитель Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938 гг.), книги – «Логические исследования», «Идеи к чистой феноменологии».
Альберт Панкорбо «Мысль»
Основные идеи.
1)Феномены – возникающие в сознании смыслообразы предметов (результат «смыслодающей» функции сознания); единицы сознания, доступные вычленению и относительно самостоятельному изучению. Предметы сознания нельзя путать с «вещами» вне сознания.
2) «Феноменологическая редукция» – переход от восприятия предметов физического мира (находящихся вне сознания, в пространстве и времени) к сосредоточению на смыслообразах предметов, переживании сознанием их сущностей. Нужно воздерживаться от любых суждений сначала о внешнем мире и перенести все внимание на «мир сознания». Только после этого откроются «сами вещи» – структуры «чистого сознания», несущие истинное знание.
3)«Назад, к самим вещам!»(вместо популярных в то время призывов «Назад, к Канту!», «Назад, к Гегелю!»). Внешнего мира для нас больше нет, мы ограничены внутренним опытом, полем сознания, оно стало нашей «действительностью». Вещи – часть самого сознания, на которую направлены акты сознания. Необходимо обращение к первичному опыту, опыту познающего сознания, состоящему в «чистом смыслообразовании».
4) «Чистое сознание – поток феноменов»; бесконечный и необратимый поток переживаний истины, надо «плыть вместе» с ним для его исследования. Задача философии – беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт.
«Относительность истины влечет за собой относительность существования мира».
«Когда я представляю себя другим, я воображаю только себя, но не других».
12. Постмодернизм ("постмодернизм" – то, что следует за современной эпохой, за модернизмом, то есть за рациональным, системным мышлением Нового Времени) – учение, сформировавшееся во Франции во втор. пол. XX в., в основе которого – восприятие мира как хаоса. Представители– Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Деррида.
Д. Уоррен «Птицы»
Основные идеи:
1) антисистемность действительности – отказ от рационального подхода к миру, его систематизации и преобразования (мир богаче и разнообразнее любых схем);
2) «смерть субъекта» — он перерастает быть центром системы представлений (деконструкция – критика понятия центра), теряясь в безличных «потоках желания», имперсональных «скоростях», «катастрофе смысла», отсутствии «веры в смысл»; место субъекта занимает актор – абстрактное выражение функции действия;
3) свобода от чего бы то ни было, от любого давления, диктата, ответственности; отрицание любых норм и традиций (религиозных, этических, политических), отказ от любых авторитетов; идеал – спонтанная человеческая деятельность, философия – игра, развлечение;
4) истина – характеристика, относящаяся исключительно к высказываниям, к тексту, а не к миру; тексты не связаны с реальностью, действительность не говорит, говорят люди, причем на языке, созданном ими же; истина рождается из сравнения текстов, она не открывается, а создаётся;относительность любых обретенных истин, любое знание может и должно быть подвергнуто сомнению;
5) мир культуры и сам человек – бесконечный текст, с возможностью бесконечного количества интерпретаций.
|