Сравнение постмодернизма и модернизма Модернизм
| Постмодернизм
| Форма
| Антиформа
| Цель, намерение
| Игра
| План
| Случай
| Иерархия
| Анархия
| Завершённость
| Процесс
| Созидание, синтез
| Деструкция, антисинтез
| Присутствие
| Отсутствие
| Центрирование
| Рассеивание
| Корни/глубина
| Ризома/поверхность
| Интерпретация/прочитывание
| Контринтерпретация/
неверное прочтение
| Оценочность
| Безоценочность
| Нарратив/большая история
| Антинарратив/малая история
| Генитальность/фалличность
| Полиморфизм/андрогенность
| Метафизика
| Ирония
| Определённость
| Неопределённость
| Трансцендентность
| Имманентность
| «Мы – новое»
| «Мы – всё»
| Фактическая культурная преемственность
| Отказ от предыдущей культурной парадигмы
| | | Жан-Франсуа Лиотар (1924 – 1998 гг.) – автор концепции нарратологии, определивший постмодерн как кризис метасценариев (великих проектов). Книги – «Состояние постмодерна», «Феноменология», «Anima minima».
Главные идеи:
– основной формой «употребления» знания являются «нарративы» – повествовательные структуры, характеризующие определенный тип дискурса;
– «легитимирующие» макронарративы – обосновывающие господство существующего политического строя, законов, моральных норм, образа мышления;
– постмодерн – кризис метасценариев (метанарративов, великих проектов), крупномасштабных доктрин и философий мира (типа исторического прогресса, познаваемости всего наукой, возможности абсолютной свободы), «не способным вместить нас всех»;
– макронарративы утратили свою легитимирующую силу после катастроф XX века (Хиросима, Холокост); постсовременность характеризуется большим количеством микронарративов, разнообразием, несовместимостью стремлений и верований;
– атомизация (разобщенность)людей, подразумеваемая микронарративами и языковыми играми (возможностью нахождения множества значений, интерпретаций), ведет к краху этики (справедливость и несправедливость – лишь термины языковых игр);
– отсюда, сосуществование множества различных языков, «языковых игр», полное тождество которых невозможно ввиду различия их целейи стратегий; задачей политики становится не их насильственная унификация, не поиск универсального языка, но сохранение именно этой разнородности, поддержка практики различных «языковых игр».
Г. Аполиннер «Каллиграмма»
«Знание и власть есть две стороны одного вопроса: кто решает, что есть знание, и кто знает, что нужно решать?»
«Так же, как раньше государства боролись за территории, сырьевые ресурсы, они будут бороться в будущем за освоение информации».
Ж. Делёз (1926 – 1984 гг.) – создатель «философии становления».Преподавал в Сорбонне, защитил докторскую диссертацию. Вследствие невозможности работать (рак лёгких, «посажен к кислородному аппарату, как пёс на цепь») покончил с собой, выбросившись из окна. М. Фуко: «Нынешний век будет известен как век Делёза». Книги – «Капитализм и шизофрения» (в соавторстве с Ф. Гваттари) (т. 1 «Анти-Эдип»; т.2 «Тысяча плато»).
Жиль Делёз Мишель Фуко
Основные идеи:
– «семья – первая ячейка фашизма» (здесь дети учатся любить того, кто бьёт и подавляет их, затем они перенесут эту любовь на подавляющие фигуры в своей взрослой жизни);
– место неизменных линейных структур, типичных для европейской культуры, должна занять ризома (от фр. rhizome – «корневище»), несистемная гетерогенность дискурса, у которой нельзя выделить ни начала, ни конца, ни центра, ни единого кода;
– социальная вселенная состоит из «машин желаний» (производящих поток желания изнутри), «любовь – это когда двое становятся не одним, а сотнями тысяч»;
– «тело без органов» – жидкообразный субстрат, неоформленное, нестабильное, разноскоростное множество потоков желаний во всех направлениях («тысяча плато»); нужно экспериментировать с собой, выводить, активировать виртуальные возможности посредством связи с другими телами без органов;
Э. Уорхолл «Мэрилин Монро»
«Что же это за мышление, не причиняющее вреда ни мыслящему, ни остальным?»
«Есть ценности, которые рождаются устаревшими».
«Каждое событие подобно смерти».
«Мудрец подобен стрельбе из лука, когда стрелок – это и тот, кто стреляет, и то, во что выпущена стрела».
«Мы ничему не учимся у того, кто говорит: делай, как я. Единственными нашими учителями являются те, кто говорят «делай со мной».
М. Фуко (1925 – 1995 гг.) – представитель структурализма, создавший «археологию знания», один из лидеров движения антипсихиатрии. Поддержал студенческие выступления 1968 г. Побрил голову, чтобы скрыть седину. Носил белый свитер с воротником-поло и вельветовый костюм, «чтобы не надо было гладить». Умер от СПИДа. Книги – «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук», «Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности», «История сексуальности», «История безумия в классическую эпоху».
Основные идеи:
– может ли человек в процессе познания доверять самому себе, то есть быть самостоятельным мыслящим субъектом, или самотождественность – иллюзия;
– человеческие знания и мышление – всегда в рамках исторически длящихся размышлений (дискурсов); самотождественность субъекта – фикция, на самом деле, это лишь тождественность определённым дискурсам; она может быть нейтрализована только в «точках безумия» («опытах-пределах»), когда сознание забывает о дискурсах, тогда и возможна настоящая философия;
– дискурс – совокупность знаков (высказываний), подчиняющихся одной и той же системе формирования; любой объект может быть исследован на основе материалов дискурсивных («речевых») практик – совокупности анонимных правил высказывания в данную эпоху; вне, независимо или до появления самих практик объект не существует;
– основа власти – власть дискурсов, воля к знанию – лишь маскировка воли к власти;
– каждая цивилизация создаёт свои «познавательные поля» – эпистемы (знания, структуры мышления, выражающие образ мыслей определённой эпохи), переплетающиеся друг с другом («эпистемологические поля»), влияющие на человеческую жизнь;
– археология – метод, раскрывающий структуру мышления эпохи через изучение её документов; анализ дискурса как практик, образующих объекты, о которых они говорят;
Д. Уоррен «Власть текста»
– человек потерял автономность мышления, возможность быть самим собой, он жёстко детерминирован социальными, идеологическими, культурными, научными дискурсами, попадая в «дискурсивную тюрьму», где происходит «смерть субъекта» (Ролан Барт); автор (актор) – лишь функциональный принцип, его имя позволяет только отделить один текст от другого;
– выход – в концепции антроподицеи:человек обладает свойством резистентности (сопротивляемости) власти дискурсов; символ резистентного человека–«безумный художник», маргинал, не боящийся нарушать культурные табу.
.
«Анонимный текст, который читают на улице, на стене, имеет своего составителя, но у него нет автора».
«Вместо того, чтобы брать слово, я хотел бы, чтобы оно само окутало меня и унесло как можно дальше, за любое возможное начало».
«Что же такое философия сегодня, если не критическая работа мысли над самой собой?»
«Мир покрыт знаками, нуждающимися в расшифровке».
Жак Деррида (1930 – 2004 гг.) – основатель деконструктивизма. Книги –«О грамматологии», «Письмо и различие».
Основные идеи:
1) мир есть текст;
2) критика европейского логоцентризма (Логос-Разум-Бог – источник всех знаний), ресурсы разума исчерпаны;
М. Уоррал «Читатели газет»
3) философия – имперская идеология западного этноса (с амбициями частного дискурса на статус абсолютного, универсального); поиск еще более универсальной философии, расширенного и исторически перспективного рационализма нужно отвергнуть, так как он основан на вере в абсолютное знание;
4) выход: говорить так, чтобы ничего не сказать (иначе мы оправдываем разум), однозначность философского языка нужно отторгнуть, вопрошание должно быть бесконечным;
5) необходима деконструкция (с лат. – «обратно строю») – «переосмысление», разрушение стереотипа или включение его в новый контекст; выявление в текстах опорных понятий и слоя метафор, указывающих на его несамотождественность, следы его перекличек с другими текстами, выяснения, что текст – случайный набор цитат-архиследов;
6) философский язык–многослоен, его претензия на строгость и однозначность необоснованна; смысл конструируется в процессе прочтения, а привычное представление либо лишено глубины (тривиально), либо навязано репрессивной инстанцией автора; необходима провокация, инициирующая мысль и освобождающая скрытые смыслы текста, не контролируемые автором;
7) шаги деконструкции: а) различение – нахождение бинарной оппозиции из главного понятия и его антипода, б) инверсия – переворот, замена главного понятия на антипод, в) испытание текста– нахождение следов «прививок», знаков «включенности» других текстов, слов-меток, указывающим на места разрывов; в игре этих значений ткётся ткань текста (философские тексты – отзвук других текстов).
Литература
Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. – М., 1990.
Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. – М, 1989.
Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю. – М., 1997.
Юнг К. Проблемы души нашего времени. – М.,1994.
Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 2000.
Делёз, Ж. «Анти-Эдип» / Ж. Делёз, Ф. Гваттари. – М., 2002.
Интернет-ресурсы
http://www.existradi.ru/ – Экзистенциальная традиция: Философия.
http://i-text.narod.ru – библиотека философии психоанализа.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Видеофилософия
Посмотрите на You tube Ток-шоу «Культурная революция». М. Швыдкой. «В России не может быть сексуальной революции», или «Коллективного бессознательного не существует» (26.04.12) и сформулируйте своё мнение по обсуждаемым проблемам.
Объясните цитаты и афоризмы
«Я жив только потому, что был счастлив» (Б. Брехт «Мамаша Кураж»).
Уточните и дополните
|