НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Особенности:
– понимание философии как критической рефлексии культуры, её совести, «конфронтирующего сознания», «усмехающегося над действительностью», «души» культуры (Г. Гегель: «философия –современная ей эпоха, постигнутая в мышлении»);
– исследование не только человеческой истории, но и человеческой сущности (по И. Канту человек – нравственное существо, по И. Г. Фихте – самосознающее, по Ф. В. Шеллингу – единство объективного и субъективного, по Г. Гегелю – единство индивидуального и общественного сознания);
– отношение к философии как к системе философских дисциплин, категорий, идей;
– разработка целостной концепции диалектики;
– концентрация внимания на гуманистических ценностях – свободе и достоинстве личности.
Принципиальная новизна:
– идея познавательной активности субъекта (И. Кант);
– обоснование моральной и правовой автономии личности (И. Кант);
– идея единства мира, тождества субъекта и объекта
(Ф. В. Шеллинг);
– принцип единства противоположностей (Ф. В. Шеллинг,
Г. Гегель);
– систематика принципов и категорий диалектики (Г. Гегель);
– идея исторической закономерности (Г. Гегель);
– принцип историзма в приложении ко всем областям человеческого знания и действия (Г. Гегель).
Иммануил Кант
1. И. Кант (1724 – 1804 гг.) – родоначальник немецкой классической философии, основатель «критицизма» («критическая философия» – название, которое И.Кант дал своей философии, считая её целью критику познавательной способности человека, неспособного постичь объективный мир). Родился болезненным, прожил 80 лет. Считал, что человека держит дух. Если у тебя есть большое и достойное дело, ты не умрёшь, пока его не исполнишь. Начал писать философские произведения после 50 лет. «Человек без биографии»: почти полное отсутствие внешних событий. Одинокая, размеренная жизнь, работа в одном и том же Кенигсбергском университете.
Два периода в эволюции взглядов:
– докритический, естественно-научный («Всеобщая естественная история и теория неба», гипотеза Канта-Лапласа: а) Солнечная система возникла из большого облака частиц материи, в результате их притяжения, отталкивания, столкновения; б) природа имеет свою историю во времени (начало и конец), находится в постоянном развитии; всё живое, и человек – результат естественной биологической эволюции;
3) законы природы заложены в материю Богом);
– критический,философский(с 70-х годов XYIII в.).
«Критика чистого разума»(о границах человеческого знания, «чистый разум» – часть сознания человека, осуществляющая мыслительную деятельность).
1. Главный вопрос философии «Что я могу знать?». Есть три способности познания: чувственность, рассудок и разум. Чувственное и рассудочное познание основаны на априорных (доопытных) формах познания. К таковым относятся пространствои время, их чувствование дано от рождения, благодаря чему и возможно познание окружающего мира.
2. Познавательные способности разума ограничены антиномиями(противоречиями между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми):
– мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве – мир не имеет начала во времени и безграничен;
– существуют только простые элементы и то, что состоит из простых – в мире нет ничего простого;
– существует не только причинность по законам природы, но и свобода – свободы не существует, всё в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы;
– есть Бог, причина всего сущего – Бога нет.
3. Классифицикация знаний:
априорное знание – существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства: «все тела протяженные», «человеческая жизнь протекает во времени», только априорное знание является истинным;
апостериорное знание – обретается человеком в результате опыта, может быть только предположительным, но не всегда истинным, каждое его утверждение необходимо проверять на практике (так, человек из опыта знает, что «все лебеди белые», но иногда в природе могут встретиться и чёрные).
4.«Вещь в себе» (ноумен)– внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом («Бог», «смысл жизни»).
«Вещь для нас» (феномен)– «является» человеку и доступна для восприятия.
Таким образом, разум наталкивается на две непроницаемые границы: собственные (антиномии), и внешние – «вещи в себе».
«Критика практического разума» («практика» – учение о поведении, "практический разум" – нравственность). Какое поведение нравственно?
1. Все поступки делятся на моральные и законные. Спасти богатого, чтобы получить за это вознаграждение – законно, но не морально. Спасти того, кого сможешь спасти, не думая о вознаграждении – морально.
Моральный поступок совершается вопреки естественным склонностям человека, то есть, направлен им против самого себя (не хочется, трудно, неприятно, но надо). Пусть будет мне плохо, но я не могу не помочь другому, я ведь человек, и не могу опуститься ниже своего достоинства, думать о выгоде или о последствиях.
2.Моральный закон (категорический императив).
«Если ты не знаешь, как поступить, поступай так, как хочешь, чтобы и другие люди поступали в подобной ситуации.Относись к другому человеку только как к цели, высшей ценности, а не как к средству».Действуй так, чтобы твои поступки были образцом для
Ж.-Л. Давид «Клятва Горациев»
всех. Поступай максимально по-человечески, не делай никаких уступок себе, и никак не оправдывай своих слабостей, и тогда твой поступок будет законом для всех, в том числе и для тебя. Нравственно выполнение долга, а не стремление к наслаждению. Выполняя внутренний моральный закон, человек становится выше законов Вселенной.
3. Гарантом борьбы за человеческое достоинство, торжество совести, является Бог. Если даже Бога нет, то надо жить так, как будто Он есть.
«Больше всего меня поражают две вещи: звёздное небо надо мной и моральный закон внутри меня».
«Если... наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды».
«Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?».
«Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность».
«Только радостное сердце способно находить удовольствие в добре».
«Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это всё не есть всё».
«Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений».
«Из такого кривого полена, как человек, ничего прямого не выстругаешь».
«Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья».
2. И. Фихте (1762 – 1814 гг.) – представитель субъективного идеализма. Обладал феноменальной памятью. Долго боролся с нуждой, давая частные уроки. Прославился, опубликовав анонимное сочинение, принятое за сочинение И. Канта. Отличался цельностью, честностью, независимостью, самообладанием. Умер, заразившись горячкой от жены, самоотверженно посвятившей себя уходу за ранеными в военном лазарете. Книга – «Наукоучение».
Иоганн Готлиб Фихте
Основные идеи:
– «тезис» – «Я есмь», то есть, «Я есмь Я»;
– «антитезис» – «Я не есть не-Я»;
– «синтез» – «Я» и «не-Я» отграничивают и сочетают друг
друга;
–«не-Я» есть порождение «Я», его проекция;
– есть только «Я» и процесс познания «Я» самого себя;
– существует множество «Я».
1. «Я есть» – первый очевидный факт самоосозания, от которого нельзя отвлечься, и с которого начинается познание. «Я», безусловно, полагает своё собственное бытие. Если бы меня (и моего самоосознания) не было, моё познание было бы невозможно. Существование «Я» есть существование познания. Моё познание есть проявление активности моего «Я». «Я» – непрестанная духовная деятельность, моральная и логическая, необходимость мыслить и действовать (мышление есть уже деятельность). Все содержание познания извлекаются активностью духа из его собственной сущности.
2. Что значит «Я есмь?». Это значит: «Я» есмь «Я» – то есть, моё «Я» тождественно с самим собой.
Я могу сомневаться в реальности чего угодно, только в реальности «Я» сомневаться нельзя, ибо оно и есть основа реальности.
3. Но полагание моего «Я» возможно лишь тогда, когда ему противостоит «не-Я» (сказать, что есть Я возможно, лишь отличив себя от другого). «Я» не есть «не-Я».
4. «Я» и «не-Я» взаимно ограничивают друг друга и сочетают в своём взаимоотношении свои противоположные свойства. Всё, что мы осознаём, принадлежит нашему «Я». Творческий дух порождает «не-Я», проектирует его перед нами, является причиной его кажущейся независимости от нашего сознания (объективности).
Моё эмпирическое сознание есть как бы арена этой вечной борьбы титана «Я» с его собственным продуктом – чувственным миром. «Я» –как быСатурн, вечно пожирающий своё же детище «не-Я» и никогда не удовлетворяющий своего голода.
Р. Магритт «Декалькомания»
5. Существует Я «эмпирическое» (совокупность всех внутренних представлений, чувств и восприятий, образующих для меня внешний мир) и Я «абсолютное» (сверхиндивидуальное, связанное с бессознательной основой мирового бытия), осуществляющего его рефлексию.
6. Неудовлетворённая моральная потребность вынуждает нас постулировать множественность однородных по организации сознаний, с которыми мы могли бы через посредство «не-я» взаимодействовать; в этом смысле «мир есть система многих индивидуальных воль».
Эмпирические «я» бесконечно разнообразны, нет двух личностей с одинаковой индивидуальностью. Абсолютное «я» распадается на множественность индивидуумов, как белый луч, преломленный призмой, распадается на цвета спектра.
«Философия учит нас все отыскивать в Я».
«В понятии человека заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а его путь к ней –бесконечным».
«В том, что мы называем познанием и рассмотрением вещей, мы познаем и рассматриваем всегда только самих себя».
«Женщина не видит дальше любви, и ее природа не идет дальше любви».
«Мое существование не тщетно и не бесцельно, я –необходимое звено великой цепи, которая тянется от развития у первого человека сознания его бытия–в вечность».
«Пусть покинет меня все остальное, только б не покинуло мужество».
«Пусть ученый забудет, что он сделал, как только это уже сделано, и пусть думает о том, что он еще должен сделать».
«Все индивиды заключаются в Едином великом Единстве чистого Духа».
«Человек может то, что он должен».
Фридрих Ницше
3. Ф. Ницше (1844 – 1900 гг.) – гениальный мыслитель, представитель «философии жизни», иррационалист. Дружил с Р. Вагнером, был поклонником философии
А. Шопенгауэра. В 24 года, будучи студентом, был приглашён на должность профессора университета. Санитар во время Франко-Прусской войны. Гражданин мира (отказавшись от прусского гражданства, не принял никакое другое). Испытывал сильные, до потери сознания, головные боли, приступы тошноты и рвоты, к 30 годам почти ослеп. Вопреки болезни писал свои произведения. С конца 1880-х годов – душевнобольной. Книги – «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихрист».
Основные идеи.
1. В культуре борятся два начала: Аполлона (символизирует порядок и гармонию) и Диониса (символизирует тьму, хаос и избыток силы). Эти начала не равнозначны. Тёмный бог древнее. Сила вызывает порядок, Дионис порождает Аполлона. Дионисийская воля всегда воля к власти — это онтологическая основа сущего.
2. Вся история – проявление воли к власти. Больные и слабые должны погибнуть, а сильнейшие – победить. «Падающего подтолкни!» (дай ближнему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы возродиться или погибнуть).
3. Человек – «недоношенное животное», главный недостаток – близость к обезьяне, главное достоинство – способность развиваться. Биологическая слабость становится источником его социальной силы.Развитие социального компенсирует недоразвитие биологического.
4. Человек – «мост между обезьяной и сверхчеловеком» Ступени движения к сверхчеловеку: «верблюд, лев, ребёнок».
5. Образ сверхчеловека («поэты, философы, святые») – это разрушитель старых нравственных ценностей и творец новых. «сверхнравственных» («по ту сторону добра и зла»). Все моральные положения – относительны. Здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти.
6. Мораль должна идти не из внешних источников (религия, законы, этика), не путём принуждения, а должна быть рождена внутри человека, его собственным сознанием. Тогда она – истинна.
7. В человеке соединены тварь («материал, грязь, бессмыслица, хаос») и творец («ваятель, твёрдость молота, божественный зритель»). Христианское сострадание относится к «твари в человеке», к тому, что должно быть сломано, разорвано, обожжено, выковано, закалено, очищено, – к тому, что страдает по необходимости и должно страдать. Христианство – религия слабых – утешая, оно оставляет их слабыми. Поэтому для сверхчеловека «Бог умер – человек свободен».
С. Дали «Колосс»
8. Должен прийти новый сверхчеловек – Антихрист. Он не разрушает старые ценности (они исчерпали себя сами), а создаёт новые. Смиренной и завистливой морали рабов он противопоставит мораль господ. Потом придет новый сверхчеловек, и так будет до бесконечности («вечное возвращение»).
«Страдания – самый короткий путь к истине».
«То, что не убивает меня, делает меня сильнее».
«Если долго вглядываться в бездну, бездна начнёт вглядываться в тебя».
«Если есть, ЗАЧЕМ жить, можно вынести почти любое КАК».
«Земная оболочка поражена болезнями, одна из них называется «человек».
«Из всего написанного люблю я только то, что пишется своей кровью,ибо кровь есть дух».
«Я не даю милостыни. Для этого я недостаточно беден".
«Каждый поступок продолжает созидать нас самих».
«Женщина лучше мужчины понимает детей, но мужчина – больше ребенок. В нём скрыто дитя, которое хочет играть».
«Актеры гибнут от недохваленности, настоящие люди – от недолюбленности».
«Культура – тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом».
«Начинаешь с того, что отучиваешься любить других, и кончаешь тем, что не находишь больше в себе ничего достойного любви».
«Учись танцевать не только ногами, но и головой».
«Счастье мужчины – Я хочу, Счастье Женщины – Он хочет».
«Если дрессировать свою совесть, то и кусая, она будет целовать нас».
«Жить – это сжигать себя и все-таки не согреться».
«Кто хочет оправдать существование, тому надобно еще и уметь быть адвокатом Бога перед дьяволом».
«Человек предпочтет хотеть Ничто, чем ничего не хотеть».
4. Л. Фейербах (1804 – 1872 гг.)– представитель антропологического материализма, атеист.Книга «Сущность христианства».
Основные идеи:
– не Бог создал человека, а человек создал Бога, Бог порождён сознанием человека («сперва человек бессознательно создает по своему образу бога, а затем уже этот бог сознательно создает по своему образу человека»);
– всё лучшее в себе человек собрал и вложил в образ Бога, Бог – то, чем человек хотел бы себя видеть, то есть, идеальный человек;
Людвиг ФейербахАртур Шопенгауэр
– мысль о Боге утешает человека, притупляет его страх и аффекты, компенсируя его бессилие;
– нужно то лучшее, что человек вынес из себя, вложив в образ Бога, вернуть обратно в человека (ведь это – «его», «из него»), и получится, что «человек человеку – бог»;
– вместо религии Бога нужно создать религию человека, направленную на достижение счастья, а счастье – в любви; вместо традиционной религии нужна религия любви людей друг к другу («надо на место любви к Богу поставить любовь к человеку, как единственную истинную религию, на место веры в Бога – веру человека в самого себя, в свою собственную силу»).
«Всякий есть, что он ест».
«Первая твоя обязанность заключается в том, чтобы сделать счастливым самого себя. Если ты сам счастлив, то ты сделаешь счастливыми и других».
«Лишь тот что-то значит, кто что-то любит. Не быть ничем и ничего не любить – одно и то же».
«Самые простые истины человек постигает позже всего».
«Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого».
«Чтобы познать человека, нужно его полюбить».
«В быстро вянущих лепестках цветка больше жизни, чем в грузных тысячелетних глыбах гранита».
«Только муж и жена вместе образуют действительность человека; их союз есть источник других людей».
«Человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии».
«Каждая эпоха вычитывает из Библии лишь себя самое, каждая эпоха имеет свою, самодельную Библию».
«Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он
потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить бога».
«Имеется не только индивидуальный эгоизм, но также и эгоизм семейный, корпоративный, общинный, патриотический».
| | |
5. А. Шопенгауэр(1788 – 1860 гг.) – «философ пессимизма», иррационалист.Мизантроп, холостяк, славился внутренней свободой, пренебрегал элементарными благами, здоровье ставил на первое место, отличался резкостью суждений, недоверием к людям и крайней подозрительностью, временами его охватывал страх (в противоположность Г. Лейбницу, называл сей мир «наихудшим из возможных миров»); был крайне честолюбив и мнителен. Увлекался мистикой, в его кабинете стояли бюст И. Канта и бронзовая статуэтка Будды. В библиотеке было 1375 книг (любимая – «Упанишады»), без которых «давно пришёл бы в отчаяние». Книга – «Мир как воля и представление».
Основные идеи.
1. Мир – Хаос, подчиняющийся не Разуму, а Слепой Мировой Воле к Жизни.
2. Мировая Воля не может быть познана. Мир – наши представления, сущность явлений для нас – загадка.
3. Мировой Воле невозможно противостоять, она делает людей рабами. Жизнь каждого человека – трагедия, так как она – бессмысленна и бесцельна. Мировая Воля заставляет человека познавать мир, чтобы лучше к нему приспособиться, цепляться за жизнь, даже если она тяжела, невыносима. Человек под её влиянием всё время чего-то желает: богатства, денег, комфорта, здоровья, продления жизни. Счастлив человек бывает лишь по видимости и в редкие минуты. Счастье всегда находится в будущем или в прошлом, в настоящем человек никогда счастлив не бывает. Пока у человека есть три высших блага жизни – здоровье, молодость, свобода – он их не осознаёт, не понимает их ценности. Счастье замечается лишь тогда, когда наступает несчастье.
4. Как бы ни была жалка жизнь, человек цепляется за неё из последних сил, воля к жизни сильнее разума, сам разум – продукт воли. Но какое значение имеет короткая отсрочка смерти, временное облегчение страданий, минутное удовлетворение желания – если всё это уходит у нас из рук, а победа смерти несомненна.
5. Жизнь человека – постоянное метание между страданием (от неисполненных желаний) и скукой (когда желания осуществлены) . А так как скука тоже является страданием, то это – метание между одним страданием и другим.
6. Выход подсказывает буддизм. Нужно выйти из-под власти воли, подавить в себе всякие желания. Страдания – неизбежная часть нашей жизни, и если мы избавимся от одного, то неизбежно придёт другое. Если на время прекращаются страдания, то наступает скука – тоже страдание. Если мы поймём это, нам удастся воспитать в себе равнодушие к страданиям. Ведь страдания, как и счастье, приходят не из вне, а возникают изнутри человека. Нужно «погасить» свою «волю к жизни», не быть её рабом, уменьшить тягостную заботу о собственном благополучии (перестать быть «машиной желаний»), поняв, что все блага ничтожны. Преодоление господства воли – единственно возможный путь мыслящего человека.
«Люди похожи на дикобразов, идущих по ледяной снежной
пустыне: они жмутся друг к другу от холода и страха, и колют друг друга своими иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так – все ночи напролет».
«Сострадание – основа всей морали».
В. Куш «Хаос»
«Совесть на девять десятых – просто страх перед общественным порицанием».
«Читать – значит думать чужой головой, вместо своей собственной».
«То, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть учеловека».
«Жизнь есть ночь, проводимая в глубоком сне, часто переходящем в кошмар».
«Лицо человека высказывает более интересные вещи, нежели его уста».
«Государство – намордник для придания человеку отчасти травоядного характера».
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
6. Г. Гегель (1770 – 1831 гг.) – крупнейший представитель объективного идеализма, создавший развёрнутую философскую систему на принципах диалектики, системности и историзма. Считал свою философию завершением всей западной истории философии. Преподавал в Берлинском университете. Враждовал с реакционерами, положительно оценивая французскую буржуазную революцию. Умер от холеры. Книги – «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории».
Основные идеи.
1. Философия может быть только идеализмом. Предмет философии – только сознание. Реальность становится предметом философии лишь в той степени, в какой она отражается в сознании.
2. Три формы сознания (духа): субъективный дух (индивидуальное сознание), объективный дух (коллективное сознание), Абсолютный дух (искусство, религия, философия, дающие человеку ответ на вопрос, что он есть, в чем его сущность).
3. Весь мир – грандиозный исторический процесс развёртывания и реализации возможностей Мирового духа (Абсолютной идеи) – объективного, безличного, идеального начала, выступающего субъектом развития, творцом всего мира.
4. Три этапа саморазвития (самопознания) Абсолютной идеи:
«тезис» – Мировой дух в собственном лоне,
«антитезис» – Природа – инобытие Мирового Духа,
«синтез» – Человек (единство духовного и природного).
«Дух Неба»
|