Философия России советского и постсоветского периода
В 1922 году на так называемом «философском пароходе» из России были высланы многие мыслители немарксистского толка (Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин, С. Е. Трубецкой, Б. П. Вышеславцев…). До 90-х годов философия, выходящая за рамки марксизма-ленинизма, была под запретом.
Алексей Фёдорович Лосев
15. А. Ф. Лосев(1893 – 1988 гг.) – тайный монах Русской православной церкви, репрессирован (впоследствии реабилитирован), ослеп, осуществил своеобразный синтез идей русской религиозной философии и христианского неоплатонизма. Книги – «Диалектика мифа», «История античной эстетики», «Философия имени».
Развивал философию имени (имяславие) как изначальной сущности мира («Бог не есть имя, но Имя – Бог»); исследовал проблемы символа и мифа, особенно, античного мифологического мировосприятия («символизм – наивысший реализм»; миф – «развёрнутое магическое имя»), диалектики художественного творчества.
Эвальд Васильевич Ильенков
16. Э. В. Ильенков (1924 – 1979 гг.) – пытался отойти от советской идеологии через возвращение к «подлинному Марксу»,былодним из авторов методики обучения речи слепоглухих детей, закончил жизнь самоубийством. Книги – «Космология духа», «Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса», «Диалектика идеального».
Развивал идею, чточеловечеству суждено противостоять энтропии во Вселенной и, жертвуя собой, осуществить возвращение умирающих миров к исходному, «огнеобразному» состоянию; что становится творческим актом рождения новой Вселенной и в ней – иных разумных существ.
Определял «идеальное» какотношение между разными вещами, одна из которых представляет сущность другой. Вещь как бы вручает свою «душу» этой другой вещи, чтобы та сделала ее своим символом. Телом идеального является любая созданная человеком вещь, берущая на себя символические функции.
Мераб Константинович Мамардашвили
17. М. К. Мамардашвили (1930 – 1990 гг.) – «грузинский Сократ», прославившийся своими лекциями о Р. Декарте, И. Канте, М. Прусте, при жизни почти не публиковавшийся, утверждавший, что «философия – это сознание вслух». Книги – «Как я понимаю философию», «Картезианские размышления», «Необходимость себя».
Философия начинается с удивления: почему есть Нечто (честь, совесть, порядок…), а не Ничто, ни Хаос... Философия – «машина переживания, объясняющая смысл»; учение о вечных проблемах, позволяющее в условиях колоссального окружающего незнания не сходить с ума, орудие самоконструирования человека. Предметом философии является философия.
Между бытием и мышлением разницы, по существу, нет; поскольку человек – мыслящее существо, а бытие – это то, где находится и действует мыслящее существо, то никакого различия нет, бытие – это и есть существование мыслящего человека. Основная тайна бытия – это совесть, различение добра и зла – ядро философии.
«Человек есть усилие быть человеком».
«Человек начинается с плача об умершем».
«Человек – существо, идущее издалека…».
«Мы живы в той мере, в какой оживляем других».
«Страшно не жить во сне, страшно проснуться в чужом сне».
«Если мой народ будет голосовать против союза с Россией, то я буду голосовать против моего народа».
Григорий Соломонович Померанц
18. Г. С. Померанц (1918 – 2013 гг.) – участник Великой Отечественной войны, за «антисоветские разговоры» исключён из партии, репрессирован (позже реабилитирован), участник диссидентского движения. Книги – «Открытость бездне», «Великие религии мира», «Страстная односторонность и бесстрастие духа».
Религия и глубинная философия – основы человеческого бытия («Глубина любой великой религии ближе к глубине другой великой религии, чем к собственной поверхности»).
Путь выхода из духовных и политических кризисов современности – в отказе от наукообразных и мифологизирующих идеологий, «самостоянье» личности в религии и культуре, путь вглубь себя взамен растворения в массе («Главное предательство человека – предательство своих собственных глубин»).
«Бог – это чувство Бога в самом себе».
«Стиль полемики важнее предмета полемики, важнее победы в споре. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
«Именно инерция заставила людей думать о будущей жизни вместо того, чтобы воскреснуть в этой. Инерция увела людей от Царствия Божия внутри нас к поискам теплого места за гробом».
Илья Глазунов «Христос и Антихрист»
Литература
Русская философия: Энциклопедия. – М., 2007.
Бердяев, Н. А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века / Мыслители русского зарубежья. – СПб., 1992.
Замалеев, А. Ф. Лекции по истории русской философии /
А. Ф. Замалеев. – СПб., 2001.
Зеньковский, В. В. История русской философии /
В. В.. Зеньковский. – Л., 1991.
Левицкий, С.А. Очерки по истории русской философии /
С. А. Левицкий. – М.,1996.
Лосский, Н. О. История русской философии / Н.О. Лосский. – М.,1991.
Русская философия: Малый энциклопедический словарь. – М.,1995.
Сербиненко, В. В. Русская философия / В. В. Сербиненко. – М., 2005.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Видеофилософия
Посмотрите на You tube ток-шоу «Культурная революция». М. Швыдкой. «Особого пути у страны не бывает»; или – ток-шоу «Пресс-клуб XXI» «Кто такие современные русские философы?» (11.02.11) и сформулируйте своё мнение по обсуждаемым проблемам
С. Дали «Три знаменитые загадки Гала»
СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
Особенности:
1) центральная проблема – человек (конкретный, «живущий», чувствующий), его экзистенция, субъективное Я;
2) идея уникальности человека, культур, эпох, событий;
3) распространение идей эволюции, интерес к истории;
4) усиление внимания к «неинтеллектуальному» (воле, чувствам, бессознательному), релятивизм;
5) утверждается плюрализм взглядов, методов, предпочтений;
6) взаимосвязь с науками, все учения можно разделить на сциентистские (позитивизм, структурализм) и антисциентистские (философия жизни, экзистенциализм, философия психоанализа).
1. «Философия жизни» (кон. XIX – нач. XX вв.) – иррациональная теория, выдвигающая в качестве основополагающей основы мира "жизнь" (интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи); в основе – учение А. Шопенгауэра о пронизывающей всё мироздание воле к жизни. Представители: Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Г. Зиммель, X. Ортега-и-Гасет.
Д. Уоррен «Лошади»
Главные идеи.
1. Воля к власти (по Ф. Ницше), жизненный порыв (по
А. Бергсону) пронизывают природу, является стимулом эволюции и социального бытия. Объективацией (результатом) воли к власти являются культурные нормы и ценности.
2. В теории познании (в противовес рационализму) – интуитивизм и альтернативный объяснению принцип понимания (В. Дильтей). Интеллект – лишь инструмент воли к власти, средство приспособления к среде. Интуиция – вчувствование (близко к художественному проникновению), позволяющее проникнуть внутрь предмета, слиться с единственным и невыразимым в нём. Переживание (схватывающее живую спонтанную жизнь) выше знания, так же как искусство выше науки.
3. В социальной философии различаются культура (творческий период развития) и цивилизация с доминантой материального (Г. Зиммель, О. Шпенглер); противопоставляются творческая элита (обладающая монополией на «жизненный порыв», крайнее проявление её – сверхчеловек Ф. Ницше) и инертные массы (Х. Ортега-и-Гассет).
4. Биологическое направление (Ф. Ницше, А. Бергсон). Жизнь по Ф.Ницше – органический процесс, постоянно совершенствующийся, превозмогающий самого себя, расширяющий свое господство, никогда не застывающий в конечных и ограниченных формах. Сознание, дух – только орудия на службе у жизни. Подлинный человек обладает мощной жизненной силой, в нём не угасло дионисийское (страстное, хаотическое, оргиастически-иррациональное) начало. Там, где начинает преобладать интеллект, угасает жизнь, человек становится ручным животным, живущим по законам рабской морали и искусственным законам науки (добро и истина – то, что усиливает первичное жизненное начало, зло и ложь – то, что его ослабляет).
Жизнь по А. Бергсону – космическая сила, «жизненный порыв», ведущий эволюцию, побуждающий к творчеству, никогда не воплощающийся окончательно ни в каких свершениях, чистая длительность. Выражение её в человеке – сознание как поток переживаний – непрерывная мелодия, звучащая от начала до конца существования, никогда не повторяясь, изменяясь от каждого нового впечатления. Поскольку мы живем больше в пространстве, нежели во времени, больше во внешней действительности, чем во внутреннем переживании, то весь мир является для нас разделенным на застывшие объекты и внешние отношения, и мы не замечаем, что они текучи, переходят друг в друга.
Анри Бергсон Освальд Шпенглер
5. Историцистское направление (В. Дильтей,
О. Шпенглер). По Вильгельму Дильтею, все продукты человеческой истории возникли из переживаний души, объективированная психическая жизнь лежит в основе мифа, литературы, искусства, исторических событий. Поскольку мы переживаем страсти, страдания и судьбы людей, постольку мы и понимаем человеческую жизнь, её глубины и противоречия. Объясняем мы интеллектуально, но понимаем через душевное переживание. Человек всегда понимает больше, чем знает, и переживает больше, чем понимает. Внешние данные – только повод для работы воображения историка.
По Освальду Шпенглеру, история – совокупность культур, каждая из которых представляет собой организм и имеет свои стадии: рождение, расцвет, упадок, старость, умирание. Там, где жизненные силы исчерпаны, культура (органическое) превращается в цивилизацию (неживое, механическое, искусственное). Наиболее адекватной формой познания органических и духовных целостностей является художественный символ. Существует "символа прадуши" каждой культуры, произрастающий из прафеномена (первообраза), подобно растению из семени.
6. Х. Ортега-и-Гассет (1883 – 1955 гг.) – испанский представитель «рацио-витализма», противник Франко, «вождь интеллектуальной оппозиции». Книги – «Восстание масс», «Дегуманизация искусства», «Что такое философия».
Хосе Ортега-и-Гассет
Основные идеи.
1) Необходим переход от декартовского «человека познающего» к «человеку живущему». Главная угроза для культуры XX в. – утрата человечности, «ощущения трагизма», пагубная самоуспокоенность. Человек перестает воссоздавать в себе основополагающие начала, становятся возможны «движения назад», потеря человеком себя, возвращение в животное царство.
2) Физико-математический разум успешен в познании вещей, но не способен сказать о человеке ничего определенного. Нужно отказаться от естественнонаучных методов, а рассматривать человека в его спонтанности, таким, каким он выходит нам навстречу. Крах физического разума открывает путь жизненному и историческому разуму.
3) Человек непрерывно находится в процессе самотворения, выбора. Он – усилие явиться собственным проектом, тем, чего еще нет. Жизнь – проект существования, бытие индивида – не данность, а возможность.
4) Определение человека: «Я есть Я и мое окружение», то есть человек не может рассматриваться в отрыве от обстоятельств истории. «Перспективизм» — «жизнь каждого есть точка зрения на универсум», «единственно ложная перспектива – та, которая
Й. Босх «Несение креста»
полагает себя единственной». «Современная философия не начинает более с бытия, но с мысли».
5) Быть человеком означает быть всегда на грани того, чтобы не быть им, быть животрепещущей проблемой, драмой, опасностью, риском. В то время как тигр не может перестать быть тигром, детигрироваться, человек живет в постоянной опасности дегуманизироваться. жить – означает «упражняться в свободе».
6) Иногда (в отличие от животного) человек способен поворачиваться к миру спиной в процессе «самоуглубления», временно освобождаться от порабощения вещами, уходя вовнутренний мир. Человек – это «существо, обреченное перевести необходимость в свободу».
7) Доктрина«массового общества» – внутри него каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной роли, частицей безличного начала, толпы. XX век – век восстания масс, когда она впервые приходит к власти. Человек массы – без каких-либо достоинств и способностей, серый, заурядный, невзрачный, полуобразованный и полувоспитанный, но ничуть этим не опечаленный. Даже гордящийся своей посредственностью, тем, что он такой как все. Массы пришли к власти и стали переустраивать общество по своему убогому образцу.
8) Выход – в создании новой, аристократической элиты – людей, способных на произвольный «выбор», руководствующихся только непосредственным «жизненным порывом». Рационализм – своеобразный интеллектуальный стиль «массового общества». Нужно вернуться к донаучным формам ориентации в мире, к древней, ещё не расчленённой «любви к мудрости».
Литература
Риккерт, Г., Философия жизни / Г. Риккерт. – Спб., 1999.
Ницше, Ф. Воля к власти / Ф. Ницше. – М., 2001.
Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Спб., 2002.
Ортега и Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега и Гассет.– М., 2004.
Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон. – Спб., 2000.
2. Экзистенциализм (к. XIX – XX вв.) – «философия существования», акцентирующая внимание на уникальности иррационального человеческого бытия.Представители: А. Камю, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Л. Шестов.
1.Альбер Камю (1913 – 1960 гг.) –представитель атеистического экзистенциализма, абсурдизма,«Совесть Запада», лауреат Нобелевской премии по литературе. Рано потерял отца, рос в бедности, с 17 лет болел туберкулёзом. Участвовал в Движении сопротивления. Женат, отец двоих детей. Нобелевская речь: «я слишком крепко прикован к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селёдкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс». Погиб в автокатастрофе. Книги – «Эссе об абсурде или миф о Сизифе», «Бунтующий человек», «Чума», «Посторонний», «Калигула».
Р. Магритт «Портрет»
Основные идеи.
1) Мир – абсурден. Самое очевидное выражение этого – смерть, ставящая под сомнение ценность и смысл всех жизненных устремлений; высшим воплощением этого являются попытки насильственного улучшения общества – фашизм, сталинизм и т. п.
2)Жизнь вызывает страх.В отличие от боязни, причина страха отсутствует,человек не способен оказать сопротивление, так как неизвестно, откуда страх наступает, кажется, он подходит со всех сторон, от него не скрыться.
Альбер Камю Жан-Поль Сартр
Страх необходим, чтобы вытянуть человека из размеренного, бездумного проживания жизни;ондаёт возможность отвлечься от всех ежедневных проблем, забот, посмотреть на все происходящее со стороны, и сжигает всё несущественное, временное, отвлекает от всего мирского. Всё незначительное отступает на задний план, только тогда проявляется истинное существование.
Человек поднимается над бездумным проживанием — он понимает, что большинство его ценностей, ориентиров, отношений – ошибочны. Прежде он был ими несом, но теперь отторжен от них, теперь он целиком опирается только на самого себя, и лишь в этом проявляется истинная свобода. Страх –наивысшее достижение человека, только в нем открывается истинное существование
3) Способы отношения к абсурду:
образ Дон-Кихота (уход в собственный внутренний мир),
образ Дон-Жуана (бег от самого себя),
образ Сизифа (нахождение островков счастья в море абсурда, спускающийся с горы Сизиф свободен от ноши, принадлежит себе, и счастлив).
4) Человек – всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса (тревоги, отчаяния, страха, отчуждения от себя, конфликта), но он способен мыслить и осознавать своё бытие, а, следовательно – ответственен за своё существование. Человек должен осознавать себя, быть ответственным за себя, если хочет стать самим собой.
5) Чтобы осознать свою экзистенцию, нужно оказаться в«пограничной ситуации» (на грани жизни и смерти), в результате мир становится для человека «интимно близким»; понять ценность жизни можно, лишь оказавшись на грани её потери.
6) Единственное средство борьбы с абсурдом – признание его данности (борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость).
7) В каждый миг времени в жизни есть ВСЁ!!! Надо суметь увидеть не только смерть, но и рождение; не только уродство, но и красоту; не только ненависть, но и любовь; не только лживость но и искренность. Умение видеть золотые вкрапления совершенства даёт силы выживать в мире абсурда.
8) Атеистический экзистенциализм: «если существует грех против жизни, то он, видимо, не в том, что не питают надежд, а в том, что полагаются на жизнь в мире ином и уклоняются от беспощадного величия жизни посюсторонней».
«Абсурд не в человеке и не в мире, но в их совместном присутствии... Абсурдно, что мы рождаемся, и абсурдно, что мы умираем».
«Беда нашего века: ещё недавно в оправдании нуждались дурные поступки, теперь в нём нуждаются поступки добрые».
«Без греховного начала человек не смог бы жить, а без святого жил бы припеваючи… Быть язычником для себя, христианином для других – к этому инстинктивно склоняется всякий человек».
«Существуют два времени: то, за которым мы следим, и то, которое следит за нами».
«Душа не даётся сотворенной, она творится на земле, в течение всей жизни. Сама жизнь – долгие и мучительные роды. Когда сотворение души завершается, приходит смерть».
«Есть только лишь одна по-настоящему философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии».
Э. Мунк «Крик»
«Каждый человек умирает незнакомцем».
«Красота приводит нас в отчаяние, она – вечность, длящаяся мгновение, а мы хотели бы продлить её навсегда… Оправдание абсурдного мира может быть только эстетическим».
«Самое большое несчастье не в том, что тебя не любят, а в том, что не любишь сам».
«Лучше умереть стоя, чем жить на коленях».
«Может быть, для Господа Бога вообще лучше, чтобы в него не верили и всеми силами боролись против смерти, не обращая взоры к небесам, где царит молчание».
«Мыслить можно только образами. Если хочешь быть философом, пиши романы».
«Не ждите Страшного суда. Он происходит каждый день».
«Нет такой вещи, которую бы мы совершали ради одного человека, не раня при этом другого. А если мы не можем решиться ранить людей, мы остаемся навеки бесплодными. В конечном счете, любить одного человека – значит убивать всех остальных».
«Разнузданная чувственность приводит к убеждению, что мир бессмыслен. Целомудрие, напротив, возвращает миру смысл».
«Всегда наступает момент, когда люди перестают бороться и мучить друг друга, смиряются с тем, что надо любить другого таким, как он есть. Это – царствие небесное».
«Самый удобный способ познакомиться с городом – это попытаться узнать: как здесь работают, как здесь любят и как здесь умирают».
«Святость – тоже бунт: святой отвергает вещи как они есть».
«Смертная казнь. Преступника убивают, потому что преступление истощает в человеке всю способность жить. Он всё прожил, раз он убил. Он может умереть. Убийство исчерпывает».
«Стареть – значит переходить от чувств к сочувствию».
«Стремление всегда быть правым – признак вульгарности».
«Существует на свете нечто, к чему нужно стремиться всегда и что иногда даётся в руки, и это нечто – человеческая нежность».
«У нас не хватает времени быть самими собой. У нас хватает времени только на то, чтобы быть счастливыми».
«Человек – единственное существо, которое отказывается быть тем, что оно есть».
«Человек - животное религиозное».
«Человек не станет свободным, пока не преодолеет страха смерти. Но не с помощью самоубийства. Нельзя преодолеть, сдавшись. Суметь умереть, глядя смерти в глаза, без горечи».
«Новый Адам»
2. Ж.-П. Сартр(1905 – 1980 гг.) – представитель французского атеистического экзистенциализма, нобелевский лауреат по литературе (отказался от премии). Рано потерял отца. Спутницей его жизни стала Симона де Бовуар. Борец за мир, за независимость Алжира (националисты взрывают его квартиру), поддержал кубинскую революцию, участник революции во Франции 1968 г. Из-под ареста освобождён президентом Шарлем де Голлем («Франция Вольтеров не сажает»). В последний путь его провожало 50 000 человек.Книги–«Бытие и ничто», «Экзистенциализм — это гуманизм», «Тошнота».
Основные идеи.
1) Свобода – возможность выбора (принятия решений), которую никто не может отнять у человека, нечто абсолютное, раз и навсегда данное. «Человек осужден быть свободным». Свобода предшествует его сущности.
2) «Существованиепредшествует сущности». Человек брошен без сущности в мир, созданный другими людьми. Он сам создаёт свою сущность в процессе существования, и несёт ответственность за каждое совершённое действие.
3) Современный человек – отчуждённое существо, его индивидуальность стандартизована, подчинена различным социальным институтам, которые «стоят» над человеком, а не происходят от него, он лишён самого важного – способности творить свою историю.
4) Мыслит не мозг, а личность. Мозг у людей работает одинаково, а мыслят они по-разному, потому что работа мозга «переплавляется» через уникальность человеческой личности; иррациональное переживание, «экзистенция» – индивидуальна и неповторима.
5)Теория проекта. Человек не может найти опоры ни в Боге («Бог умер»), ни в природе, ни в традиционных ценностях культуры. Ему ничего не остаётся, как «делать» себя самому, «собирать» себя, быть «проектом бытия для себя» (Ф. Понж: «Человек–это будущее человека»).
6) Мир не имеет смысла, «Я» не имеет заданной цели; через акт сознания и выбора «Я» придает миру значение и ценность. «Смысла жизни не существует, мне придётся создавать его самому!». Это возможно, так как человек – свободен, он формирует свою сущность, определяющую его дальнейшее бытие. Становление личности длится всю жизнь.
«Ад – это другие».
«Свобода – это то, что я сам сделал из того, что сделали из меня».
«Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния».
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может».
«Если человечество вдруг исчезнет, оно убьет своих мертвецов». «Если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю».
«...с каждым днем он все более похож на свой будущий труп». «А ну, познания человеческие, поглядим, кто – кого!».
«Прогресс – это длинный крутой подъем, который ведет ко мне».
«История любой человеческой жизни есть история поражения».
«Человек ответствен не только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей».
«Достаточно, чтобы один человек ненавидел другого, – и ненависть, переходя от соседа к соседу, заражает все человечество».
«Если вы одиноки, когда вы один, значит, вы в дурном обществе».
«Чтобы сочувствовать чужому страданию, достаточно быть человеком, чтобы сочувствовать чужой радости, нужно быть ангелом… ».
«Иногда я ощущаю, как ласку, движение времени, чаще — чувствую, как время стоит на месте. Дрожащие минуты осыпаются, погребая меня».
«Открыв мир в слове, я долго принимал слово за мир».
Мартин Хайдеггер
3. М. Хайдеггер (1889 – 1976 гг.) – самый цитируемый философ XX века. Много лет преподавал философию в различных университетах Германии. В зрелом возрасте уехал в деревню и оставался там до конца жизни. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Зов Бытия можно услышать на путях очищения личностного существования от обезличивающих иллюзий повседневности (ранний период) или на путях постижения сущности языка (поздний период). Книги – «Бытие и время», «Что значит мыслить».
Основные идеи.
1) Современная философия утратила понимание главного вопроса – о сущности и смысле бытия, но решать его можно, только поняв смысл человека.
2) Человеческое существование протекает в сознании начала и конца, т. е. протекает во времени; это – «бытие для смерти», отсюда – тревога, свидетельствующая о потере опоры.
3) Человек становится одиноким, понимая, что отношения в сфере политики, экономики лишены смысла. Смысл жизни – только в сфере свободы, риска и ответственности за свои поступки. И в этом сущность человеческого бытия.
4) Нужны новые понятия — «экзистенциалы». Понятие «человек» заменяется словом «Dasein» (существование, «здесь – бытие», «наличное бытие»). В отличие от вещи, человек сопряжён с бытием, вызывающим обеспокоенность, заботу, вопрошание. Именно в бытии он обретает свой истинный смысл и цельность. Если не существует «Dasein», то нет и мира, это такое «здесь–бытие», через которое говорит и само бытие.
5) Сущность человека – в «стоянии в просвете бытия». Человек есть «вот» Бытия, его просвет.
6) Человек, являясь «пастухом бытия», пытается обнаружить сущее, постоянно ускользающее, отсюда его озабоченность. Отрицательный модус заботы – повседневное «озабочивание» питанием, одеждой, быть друг за – против – без друга, бег за ускользающим временем... Позитивный модус: обеспокоенность миром, самим бытием, именно такая забота делает человека ответственным не только за развитие своей собственной самости, но и за целостность бытия. Человек – то, чем он озаботился.
7) Человек всегда в состоянии определенных возможностей; он неудовлетворен собой, мог бы стать иным. Лишь будучи озабоченным этим (экзистируя) он чувствует обязанность по отношению к себе, ответственность за свои поступки.
8) «Man» – «безличный» человек, ведущий стадное существование, не задумывающийся о смерти. Ты умрёшь, и умрёшь сам, никто за тебя умирать не будет (и ты сейчас должен проникнуться мыслью о своей неизбежной будущей смерти). Но и жить за тебя никто тоже не будет. Ты сам должен прожить свою жизнь, но большинство людей живёт чужой жизнью, бездумной, шаблонной, такой как все. Но это – животное существование, не отвечающее подлинно человеческому назначению, и потому аморальное.
Р. Магритт «Потерянность»
«Человек – не господин сущего, он – пастух бытия».
«Каждый всегда пребывает в диалоге со своими предшественниками; еще больше, и сокровеннее – со своими потомками».
«Подлинная угроза – не от губительного действия техники на человека, а в самом его существе».
«Мы пришли слишком поздно для Богов, но слишком рано – для Бытия. Поэзия Бытия лишь только началась, и это – Человек».
«Усиливающаяся бездумность проистекает из болезни, подтачивающей самую сердцевину современного человека. Сегодняшний человек спасается бегством от мышления».
«Необходимо преодоление бездомности, в которой блуждают не только люди, но само существо человека».
«Ужас приоткрывает Ничто, он уводит землю из-под ног, потому что заставляет ускользать сущее; и мы сами (с общим провалом сущего) тоже ускользаем от себя. Только наше бытие в потрясении этого провала, когда ему не на что опереться, все еще тут».
3. Философская антропология – направление западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии.
Представители: М. Шелер «Положение человека в космосе», Х. Плеснер «Ступени органического и человек», А. Гелен «Человек. Его природа и положение в мире», Э. Кассирер «Философия символических форм».
А. Метаантроплогическое направление (М. Шелер).
1) Кризис общества в XX в., – это кризис человека, кризис понимания человека. Незнание его сущности приводит к кризису в культуре, отказу от самого человека (напр., коммунизм).
2) Причина – в неправильном подходе к познанию: абсолютизации знаний контроля, знаний ради господства, достижений (естественные науки) и недооценка знаний культуры, образовательного знания (в том числе, философии), играющих гораздо большую роль. Но главное значение – у знаний спасения (религии), однако люди ими полностью пренебрегают.
Михай Крист «Адам и Ева»
3)Необходим синтез всех знаний–естественнонаучных, философских, религиозных–о человеке,для создания целостного учения о нём. Человек – единственное существо, подпадающее под все эти учения, но он превосходит любое определение, любую науку.
4) Особенность человека – его направленность к Богу.Бог – высшая ценность, а человек есть существо, живущее в ценностном мире. Направленность человека к Богу и определяет его жизнь среди ценностей.
Четыре класса ценностей: ценности удовольствия, ценности жизни, ценности духа и ценности религии. Большинство людей главными, и единственными, считает ценности удовольствия; меньшее количество восходит к ценностям жизни и духа, и только святые живут в ценностях религии. Святой – совершенный человек, постигший Бога и через Его совершенство сам ставший совершенным.
5) Два начала человека: жизненный порыв и дух, идущий от Бога. По своему жизненному началу человек – животное. Но именно дух (интеллект, свобода, доброта, любовь, раскаяние, почитание) делает человека человеком. Сущность человека – не в мышлении или волении, а в любви (духовном единении, прозрении высшей ценности человека).
Макс Шелер
(1874-1928)
новыйантропологический поворот в философии
.
6) Антропология должна стать метаантропологией, так как человек – микрокосм, вобравший в себя все ступени реальности и, прежде всего, дух. Тайна мира, тайна всего мироздания, тайна Самого Бога сокрыты в человеке.
Философская антропология должна быть не разделом философии, а наоборот, вся философия должна выводиться из человека.
7) Произойдёт постепенное самостановящееся объединение человека, Божества и мира.
Б.Биологическое направление(А. Гелен).
Сущность человека – в жизненном начале (не сводимом к животному). Человек – особое животное, способное творить. Это свое отличие от других животных он ощущает как ущербность, отсюда извечное недовольство своими творениями, будь то культура, наука... Человек вечно недоволен, он отчуждается от этих творений и в прямом смысле воюет с ними.
|