Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Мировой дух смотрит в сознание человека, как в зеркало, чтобы увидеть в нём самого себя»

5. Тождество Мышления и Бытия. «Всё действительное – разумно, всё разумное – действительно».

6. Три этапа истории человека (на основании развития свободы как осознанной необходимости):

Древний Восток (деспотия – свободен лишь один человек);

Античность (демократия, аристократия – свободны некоторые);

Христианско-германский мир (свободны все).

7. Диалектика:

единство и борьба противоположностей (причина развития – борьба противоположностей),

взаимный переход количественных и качественных изменений

(механизм развития – накопление количественных изменений, приводящее к «скачку» в новое качество),

отрицание отрицания (направление развития – тезис, антитезис, синтез).

«Если человек делает своей целью что-либо суетное, ничтожное, то здесь заложен не интерес к делу, а интерес к себе».

«Из всех вообще безнравственных отношений отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное».

«Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего «я».

«Помощь должна совершаться не против воли того, кому помогают».

«Человек воспитывается для свободы».

«Человек не станет господином природы, пока он не стал господином самого себя».

«Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе».

«Ничто великое в мире не совершается без страсти».

«В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. Нравственность должна выступать в роли красоты».

«История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы».
«Жизнь – это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным значит убить себя».



«Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом <я> и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя и обладать самим собой».

«Если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов».

«Сова Минервы вылетает с наступлением сумерек».

«Только один человек меня понял; да и тот меня, по правде сказать, не понял».

«Все действительно всемирно- исторические события

Происходят дважды: первый раз в виде великой трагедии, во второй – в виде жалкого фарса».

Литература

Любутин, К. Н. История западно-европейской философии /

К. Н. Любутин.– М., 2002.

Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. – Новосибирск, 2000.

Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней /

Дж. Реале. – М., 1999.

Хрестоматия по западной философии. – М., 2008.

Ойзерман, Т.И. Этикотеология Канта / Т. И. Ойзерман // ВФ. –1997. - № 3. – С. 105 – 116.

Гулыга, А.В. Шеллинг / А. В. Гулыга. – М., 1984.

Быховский Б. Э. Фейербах / Б. Э. Быховский.– М., 1987.

Кузнецов, В. Н. Немецкая классическая философия /

В. Н. Кузнецов. – М., 1986.

Ницше, Ф. Воля к власти / Ф. Ницше. – М., 1994.

Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. М., 1990.

Шопенгауэр, А. Сочинения / А. Шопенгауэр. – М., 1993.

 

 

Объясните цитаты и афоризмы

 

«Если бы вынуть Канта из нашего мышления – что-то изменилось бы в наших предсмертных мыслях и в нашем

влюблённом шепоте. Самое сильное – самое тихое» (Д. С. Мережковский «Две тайны русской поэзии»).

 

 

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Особенности:

религиозность, нерациональность (Д. Фонвизин «Недоросль»: «ум, коли он только ум, – сущая безделица»), несистемность (женственность русской души, неоформленность духа);

связь с практикой (стремление усовершенствовать мир); мессианство, стремление спасти человечество (Филофей, XYI в.: «первый Рим пал, второй Рим пал, Москва – третий Рим, а четвёртому Риму не бывати»), направленность в будущее;

– антропоцентризм (размышления о месте и предназначении человека), панморализм (связь истины со справедливостью), истина (божественная) – объективна, её постижение – одновременно и нравственное совершенствование («на верхних ступенях лестницы познания стоят не учёные и философы, а святые»);

стремление к целостному знанию (синтезу религии, науки и философии), единство литературы и философии (синтез мысли с художественным образом для усиления действия на человека).

Возникновение русской философии

(XI в., влияние принятия на Руси христианства в 988 г.).

1. Митрополит Киевский и всея Руси Илларион (умер ок. 1055 г.)«Слово о законе и благодати»:о соотношении Ветхого и Нового заветов Закона и Благодати, следование нормам лишь Ветхого Завета не приводит к спасению; идея равноправности народов, против богоизбранничества лишь одного народа, теория вселенской церкви.

2.Григорий Саввич Сковорода (1722 – 1794 гг.) – «русский Сократ», первый самобытный философ России, родоначальник русской религиозной философии. Книга – «Алфавит, или Букварь мира».

Основные идеи:

– отождествление Бога и «всеобщей мати нашей натуры» (пантеизм);

– мир безначален, символом его может быть назван змей, «в коло свитым, свой хвост своими жь держащим зубами», причём Змей и Бог есть одно;

– язычество – подготовка человеческого рода к принятию христианства;

– мироздание состоит из трех миров макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и некоего «симболичного мира», связующего большой и малый миры, идеально их в себе отражающий (напр., в текстах Библии); каждый из этих миров состоит из «двух естеств» видимой (тварной) и невидимой (божественной) материи и формы.

 

«Бери вершину и будешь иметь середину».

«Мир ловил меня, но не поймал» (автоэпитафия).

 

3.Появление материализма – Михаил Васильевич Ломоносов(1711 – 1765 гг.) энциклопедист, не отрицал веру в Бога – устроителя мира и источника движения, обосновывал атомо-молекулярную гипотезу, принцип сохранения материи и движения.

 

4.Общество любомудров(1823 – 1825 гг.) –изучение трудов западных философов, попытка сформировать собственную философию.

 

Г. С. Сковорода А. С. Хомяков

 

 

Расцвет русской философии

( середина XIX – первая половина XX вв.)

5. 40 – 50 гг. Х1Х в.Славянофилы(А. С. Хомяков,

К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин,) и западники

(А. Н. Герцен, П. Я. Чаадаев, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский).

Славянофилы:

– критика поверхностного подражательства Западу, основа самобытности русской культуры – православие;

– упрекали Запад в отходе от подлинного христианства, в чрезмерном рационализме;

– за укрепление солидарности славянских народов, стремление к целостности, преодолению всех форм разрозненности (учение о соборности, единении в любви и вере(А.С. Хомяков);

высшая истина дается не одному логическому мышлению, но уму, чувству и воле вместе, т.е. духу в его живой целостности;

– за «эволюционный прогресс без хирургического вмешательства».

Храм Покрова на Нерли

Западники:

– русская самобытность – это отсталость,

– реформы Петра начало движения России во всемирную историю,

– Россия идёт одинаковым историческим путем с Европой, нужно заимствовать её опыт, необходимо освобождение личности и государство, обеспечивающее свободу,

– двигатель прогресса – «образованное меньшинство».

 

 


А. И. Герцен Н. Г. Чернышевский

Сходство западников и славянофилов:

– «страстное чувство к русскому народу» (А. И. Герцен);

– вхождение в единый лагерь либерализма;

– выступление против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение политических свобод, ограничение самодержавной власти;

– против революции, за реформистский путь России.

 

Евразийство –исходящее из славянофильства, антиевропоцентричное учение,отводящее России как особому культурно-этнографическому миру «срединное» место между Европой и Азией; появилось в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг. (Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Г. В. Флоровский), приобрело популярность в конце XX – нач. XXI вв. (Л. Н. Гумилёв).

 

6. Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889 гг.)– представитель антропологического материализма, утопизма. Роман «Что делать?».

Основные идеи:

– за «разумный эгоизм» (жить своими интересами, не противореча интересам других, отказ от меньшей выгоды и удовольствия для получения большей, самопожертвование для торжества выбранного идеала);

– нравственное сознание формируют «естественные потребности» и «общественные привычки и обстоятельства», удовлетворение потребностей устранит препятствия расцвету личности и причины нравственных патологий, для чего нужно изменить сами условия жизни через революцию;

– просвещение должно помочь становиться «новыми людьми» с идеалами служения народу, гуманизма, исторического оптимизма.

 

7. «Русский космизм» (К. Э. Циолковский, В. И Вернадский,

А. Л. Чижевский, Н. Ф. Фёдоров) – учение о поиске места человека в Космосе, соотношении микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной), необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности мира.

Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935 гг.) – основоположник отечественной космонавтики. Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945 гг.) – учение о биосфере (совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм), эволюционирующей к ноосфере («сфере разума»), когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Александр Леонидович Чижевский (1897 – 1964 гг.) учение о влиянии циклов активности Солнца на социально-исторические процессы.

 

8. Анархизм (М. А. Бакунин (1814 – 1876 гг.), П. А. Кропоткин (1842 – 1921 гг.) – учение, выступающее за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.

9. Марксизм. Г. В. Плеханов (1856 – 1870 гг.) развивал идеи К. Маркса о том, что развитие капитализма ограничено странами Западной Европы; в России же реализовал себя иной коллективистский, общинный строй. Против курса на социалистическую революцию, в силу незрелости России, необходимо постепенное формирование условий для социализма.
В. И. Ленин (1870 – 1924 гг.) (книги «Материализм и эмпириокритицизм», «Государство и революция») развивал идею классовой борьбы и осуществления диктатуры пролетариата, под руководством «партии нового типа»; вступления России на путь капитализма, необходимости буржуазно-демократической революции и ее перерастания в социалистическую; перехода капитализма в последнюю стадию развития империализм, его созревания для мировой социалистической революции.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.