Обратная связь
|
Шесть основных философских школ «золотой век» китайской философии (VI – III вв. до н.э.)
Школа
| Основная проблематика
| Школа Инь-Ян
| философия природы (натурфилософия), проявления в природе Инь и Ян и их взаимодействие
| Конфуцианство
| правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви
| Моизм
| идеи всеобщей любви и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе
| Школа имен
| несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу
| Легизм (школа законников)
| законы, управляющие жизнью общества, и способы управления людьми
| Даосизм
| Вселенная – источник гармонии, всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель – который оставляет людей в покое
| Конфуций и Лао-цзы разрабатывают взаимодополняющие модели познания и поведения. Конфуций опирается на упорядоченность человеческого поведения посредством строгого следования правилам церемониала. Даосизм же отстаивает «следование естественности»; отказ от всякой преднамеренности в поступках, «недеяние», позволяющее приобщиться к «дао» как общемировому естественному ритму событий.
Конфуций (Кун Фу-цзы)
(«Почтенный Учитель»)
К О Н Ф У Ц И А Н С Т В О
«Великая Поднебесная» рассыпалась на множество воюющих друг с другом княжеств. От былого могущества не осталось и следа. Задача, которую ставит перед собой Конфуций: «Восстановить Единую Поднебесную империю».
Главная книга – «Четверокнижие», куда входят «Лунь-юй» («Суждения и беседы Конфуция»), «Мэн-цзы», «Учение о середине», «Великое учение».
Личность основателя
Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.) писал о себе: «В 15 лет я впервые услышал голос неба (дао), в 30 лет я научился понимать голос неба, в 50 лет я научился следовать голосу неба, и лишь в 70 лет я научился подчинять голосу неба всю свою жизнь»
Главные идеи
1. Всё рассыпалось, лишь семья осталась. Государство, чтобы быть прочным, должно стать похожим на семью. Император («сын Неба») должен быть отцом для своего народа. Подданные должны себя чувствовать детьми императора. И тогда воцарится мир и порядок.
2. Причина хаоса – люди забыли своё истинное имя («имя своей души», то есть, своё предназначение). Надо исправить «ложное имя» на «истинное», начать исполнять свой долг, и тогда всё встанет на свои места, хаос исчезнет. «Государь должен быть государем, сановник сановником, отец отцом, а сын сыном»
3. Ориентиром для устремлений должен быть образ «благородного человека» (обладающего не знатным происхождением или богатством, а благородной душой).
Основные качества «благородного мужа»
Жэнь (гуманность)
| «Чего не желаешь себе, того не делай людям», «кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла»
| Сяо (сыновья почтительность)
| «Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям»; государство – «большая семья», где император – «отец», чиновники – «старшие братья»
| Ли (этикет)
| Верность обычаям, соблюдение обрядов, устоев
| И (долг, справедливость)
| Смысл жизни – выполнение долга, даже когда это противоречит собственным интересам. «Благородный человек ищет справедливости, а низкий – выгоды»
| Мин (знание судьбы, Воли Небес)
Синь
Чжи
| В мире действуют силы, нам не подвластные; лучше всего поступать, как должно, не заботясь о том, ждет ли нас успех или неудача
Искренность, «доброе намерение», добросовестность
«Мудрость», рассудительность, умение предвидеть последствия своих действий
|
Благородный муж:следует долгу и закону, требователен к себе, о нем нельзя судить по мелочам, можно доверить великие дела, живет в согласии с другими людьми, но не следует за ними; ему легко услужить, но трудно доставить радость, так как он радуется лишь должному, готов идти на смерть ради других людей, блага народа и государства; боится велений Неба, великих людей, слов мудрецов.
Низкий человек: думает лишь о своей выгоде, требователен к другим, о нём можно судить по мелочам, нельзя доверить великие дела, следует за другими людьми, но не живет в согласии с ними; ему трудно услужить, но легко доставить дешевую радость; кончает жизнь самоубийством в канаве, не знает велений Неба и не боится его, презирает великих людей, не обращает внимания на слова мудрых.
4. Ступени воспитания: 1)поэзия (воспитание благородства души), 2) этикет (воспитание благородства манер), 3) музыка (умение слушать Небо (Дао), разговаривать с Ним, следовать Ему).
Лао-цзы
(«Старик-младенец»)
Д А О С И З М
Даосизм – учение о Дао, или «пути вещей». Дао – путь (нравственное поведение человека и основанный на морали социальный порядок), «путь без пути» (учение, которому каждый человек следует по-своему), «Небо», вселенная как единство духовного и материального. Главная книга – Даодэцзин»(«Книга пути и достоинства»).
Личность основателя
Лао-цзы (YI – Y вв. до н. э.) изображается нередко путешествующим на синем воле (метафора небесной миссии), несущим в мир учение, ищущим учеников(самый известный из них – Чжуан-цзы). На границе Индии и Китая встречает «начальника заставы», уговорившего его надиктовать основные идеи учения (составившие «Даодэцзин»). В Индии следы Лао-цзы теряются.
2. Главные идеи:
– человек рождён Дао,
– в ходе своей истории потерял связи с Ним,
– в результате обрёл болезни, страдания, краткость жизни, смерть (сравните с притчей о «Блудном сыне», историей грехопадения в христианстве);
– человек через страдание приходит к решению о возвращении к Дао (к Богу – в христианстве),
– ориентиром для этого движения является природа («мудрый учитель», в отличие от человека не оторвавшаяся от Дао, сохранившая первозданную гармонию, естественность, красоту);
– чтобы вернуться в Дао, человек должен стать подобным Ему (идеал – «естественный человек»).
Примеры мудрости природы
«Посмотрите на птиц, ведь они поют не ради аплодисментов. Есть чему поучиться у птиц».
«Посмотрите на дерево, оно гнётся, ломается, но никогда не бежит ни от какой опасности. Оно похоже на былинного богатыря, ноги которого вросли в землю: он скорее погибнет, но не отступит. Дерево – символ стойкости, отваги, мужества».
«Когда поднимается ветер, поверхность реки покрывается рябью, и она слепнет. Доказать ей, что есть небо и солнце – невозможно. Когда же ветер стихает, поверхность реки превращается в зеркальную гладь, она прозревает, и объяснять ей, что есть облака, не нужно».
В. Куш «Текущий мир»
«Солнце дарит свет и тепло не только молодым, но и старым, не только здоровым, но и больным, не только добрым, но и злым… В отличие от Сороки-Воровки, которая каждому даёт строго по заслугам».
5. «Без еды (но с водой) человек может прожить дней 20, без воды – 3 дня, без воздуха – 2-3 минуты. Воздух наиболее жизненно важен, но человек его не замечает (ведь он не имеет ни цвета, ни запаха). «Человеку надо быть как воздух: таким же необходимым, и таким же незаметным».
Мо Ди (Мо-цзы) Ван Ян-мин
Школамоистов, основатель Мо Ди(Мо-цзы) (480 – 400 гг. до н. э.) – противник Конфуция (критиковал преувеличенное внимание к ритуалу, традиции, судьбе). Простоту и умеренность (воздержание) трактовал в христианском смысле, как всеобщую любовь ко всем людям без различий, сочетающуюся с взаимной выгодой, подразумевавшей соизмерение своих действий с «пользой для Поднебесной». О «почитании талантов»: «мудрые люди» должны выдвигаться на высокие посты независимо от их происхождения. Идеал личности – «совершенномудрый» правитель древности Юй, не жалевший себя в борьбе с наводнением, поразившим Поднебесную.
|
|