Преимущества и недостатки журналов Как уже отмечалось выше, главным достоинством журнальных изданий является их способность достичь узкосегментированную целевую аудиторию. Помимо этого журналы занимают промежуточное звено с точки зрения соотношения финансовых затрат и производимого визуального эффекта по сравнению с газетами и телерадиовещанием. Если недостатком газет, снижающих степень восприятия полученной информации, считается низкое качество печати, а достоинством их невысокая стоимость, то журналы представляют собой «золотую середину»: высокое качество полиграфии и возможность использовать широкую цветовую палитру создают достаточно сильный визуальный эффект при невысоких финансовых затратах.
Еще одно существенное преимущество журналов перед прочими средствами массовой информации заключается в активном вовлечении «вторичной» аудитории в процесс получения детализированной информации.
К недостаткам журналов можно причислить незначительный охват «первичной аудитории». Размещение рекламного сообщения в изданиях, рассчитанных на широкий круг читателей, ведет к росту «потерянных» тиражей и увеличению издержек в расчете на один контакт. Помимо этого журналы, как и газеты отличаются перегруженностью информации, соотношение объема рекламных сообщений к редакторскому тексту составляет 60—70% к 30—40%. Тем не менее журналы активно используются медиаплэнерами в качестве сопутствующих СМ И для усиления эффекта, достигаемого за счет публикации сообщения в газетах. Процент затрат на рекламу в журнальных изданиях достаточно существенен. Так во Франции затраты на публикацию рекламных сообщений в журналах составляют 23% от общего уровня затрат, в Великобритании — 18%, Германии - 18%, Китае и США - 12%, Японии - 10%.
Он-лайновые издания в медиапланировании
Одной из основных тенденций развития средств массовой информации является резкое увеличение числа он-лайновых изданий на информационном рынке. Появление интернета привело к резкому падению объемов тиражей печатных средств массовой информации, так как основное преимущество интернета состоит в подаче последних новостей и постоянно обновляющейся информации. Для того чтобы сохранить свои позиции на рынке и не потерять значительную часть рекламодателей многие печатные СМИ стали создавать свои он-лайновые версии или издания.
По данным на 2001 года, максимальное количество он-лайновых изданий находится в США (1,149), на втором месте — Бразилия (401), на третьем — Китай (351), на четвертом — Германия (179), на пятом — Австралия (122)26.
Медиаплэнеры используют он-лайновые издания как для размещения сообщений, так и для сбора информации в результате проведения опросов. В настоящее время можно выделить три основных направления проведения он-лайновых опросов, которые так или иначе присутствуют в программах практически всех компаний:
1.Изучение сетевого поведения и отношения пользователей интернета к технологическим аспектам, например, оценка дизайна сайтов, предпочтение, отдаваемое различным сайтам, время, затрачиваемое на их просмотр, регулярность и продолжительность выходов в сеть.
2.Исследование существующих потребительских установок и поведения на различных рынках товаров и услуг. На данном этапе работы медиаплэнеры выявляют потребительские установки общего вида: отношение к брэндам, восприятие сообщений, получаемых из различных средств массовой информации, анализируют полученную информацию. Достаточно большое количество проводимых он-лайновых опросов служит для определения отношения к новым видам товаров и услуг, а также готовности или неготовности аудитории принять тот или иной вид товаров и услуг. Впоследствии на основе полученных данных медиаплэнеры готовят сообщения, которые размещают как на сайте компании, так и в он-лайновых изадниях. При этом сообщение составляется с учетом трабований аудитории.
3. Данное направление направлено на выяснение особенностей существующей политико-правовой среды. Этот вид исследований проводится на начальных этапах медиапланирования. Данные исследования могут проводиться либо непосредственно медиаплэнером, либо предоставляться за определенную ежемесячную плату специальными компаниями, специализирующимися на обработке интернет-данных. Рассмотрим деятельность наиболее крупных из них.
Одной из ведущих компаний, действующих на рынке информационных технологий, считается Nielsen/Net Ratings. Количество абонентов данной компании на территории США составляет 65 000, за пределами США - 45 000. В качестве своей основной задачи компания рассматривает изучение интернета по трем основным направлениям:
• измерение посещаемости веб-сайтов, как на уровне доменов, так и на уровне отдельных сайтов;
• эффективность сетевой рекламы;
• демографический состав посетителей сайтов в целом и их рекламных разделов в частности.
В состав компании входят:
• ACNielsen Corporation (http://www.acnielsen.com), которая осуществляет медиаанализ более чем в 100 странах и имеющая около 9 000 заказчиков;
• NetRatings, Inc. (http://netratings.com), специализирующаяся на проведении маркетинговых исследований в высокотехнологичных отраслях рынка. Компания занимается созданием и распространением рекламы в интернете, планированием онлайновой работы;
• Nielsen Media Research (http://nielsenmedia.com), изучающая изменения, происходящие среди представителей аудиторий различных СМИ.
В 1996 году была создана компания Media Metrix (www.media-metrix.com), также специализирующаяся на изучении интернета. Специально разработанная технология осуществляет наблюдение за 100 000 человек в разных странах мира. Определяется выбор респондентами сайтов, время пребывания на них, отношение к сетевой рекламе. В настоящее время услугами этой компании пользуется около 750 крупных мировых фирм, занимающихся рекламой, маркетингом и медиапланированием. Помимо вышеперечисленных исследований компания предлагает специальную систему изучения покупательской активности в сети, составляет профиль потребителей, определяет наиболее часто используемые веб-маршруты, систему конкурентных сайтов и продуктов.
В конце 2003 года планируется слияние Media Metrix и Jupiter Communications (www.jup.com) компанией, представляющей весь спектр аналитических и консалтинговых услуг в планировании и развитии всех форм бизнеса в интернет-индустрии и имеющей в своем распоряжении одну из сильнейших в мире групп аналитиков, маркетологов и медиаплэнеров.
В 1997 году начала свою работу DiscoverWhy.com (http:// www.discoverwhy.com/home.html), которая занимается разработкой стратегии и тактики на всех стадиях продвижения товара на рынок, проверкой эффективности рекламы с точки зрения соответствия выбранному сегменту рынка и профилю целевой аудитории, созданием моделей, прогнозирующих поведение потребителей. Не так давно компания выпустила на рынок программу, позволяющую проводить интернет-дискуссию, в которой принимает участие от 100 до 1000 человек. Стоимость опроса 500 респондентов составляет 25 000 долларов, для сравнения проведение опроса фокус-группы, включающей 10 человек, стоит порядка 10 000.
Радио и его возможности с точки зрения медиапланирования
В начале XXI столетия радио представляет собой, с одной стороны, одно из старейших средств массовой информации, а с другой, является достаточно изменчивым, находящимся в состоянии постоянной трансформации. Можно выделить два основных направления радиовещания: амплитудное модулирование (AM), вещание на коротких волнах (радиус приема сигнала достигает 2 000 км) и частотное модулирование (FM), вещание на длинных волнах (радиус приема составляет 89—100 км). Частотное модулирование обеспечивает большую четкость сигнала на максимальном растоянии по сравнению с амплитудным модулированием, поэтому значительная часть радиоаудитории складывается из слушателей FM-радиостанций (их количество колеблется в зависимости от страны, где осуществляется вещание, от 60 до 75 % от общего числа радиослушателей), что соответственно привлекает рекламодателей. Соотношение рекламы, транслируемой АМ-станциями и FM-станциями, составляет в США — 30% к 60%, Германии — 40% к 55%, Великобритании — 32,6% к 58,7%, Нигерии - 38% к 50%, Канаде - 42% к 59,5%.
С момента своего появления радио было призвано создавать определенную атмосферу, своего рода эффект присутствия в доме умного, но при этом ненавязчивого собеседника. Данная функция сохранилась и по сей день. В то время как главной задачей является подача информации, целью работы радиостанций остается создание общего фона, на основании которого будет происходить дальнейшее восприятие различных данных. Если базовую функцию газет можно определить как информационную, то радио — как социальную. Радиоаудитория широка и разнообразна, по объему охвата количество радиослушателей сопоставимо с количеством телезрителей. К тому же для сохранения и увеличения своей аудитории многие радиостанции начинают все более и более активно использовать интернет. Так, в начале 2000 года на территории США насчитывалось более 860 он-лайновых радиостанций.
Покупка времени на радио
Всамом начале своего существования, до появления телевещания, большая часть радиоматериалов поступала в эфир «в живую», что создавало определенные достаточно серьезные сложности планирования радиоэфира. В случае появления актуальной, животрепещущей с точки зрения аудитории информации рекламные блоки сдвигались во времени и пространстве, а иногда и вовсе выкидывались из эфирной сетки. В последние десятилетия ситуация изменилась коренным образом. Теперь самыми оперативными средствами массовой информации являются телевидение и интернет, поэтому большая часть радиорепортажей идет в эфир в записи. Исключение составляют некоторые спортивные комментарии и политические репортажи. Результатом такого положения вещей стало снижение рекламных расценок при росте их качества. Более того радиореклама стала хорошо планируемой и предсказуемой.
Стоимость радиорекламы определяется в первую очередь временем ее эфира. Как правило, сетка радиовещания делится на шесть базовых временных интервалов:
1. Время утренней активности — 6:00—10:00
2. Середина дня - 10:00—15:00
3. Время дневной активности — 15:00—17:00
4. Вечер - 17:00-19:00
5. Поздний вечер — 19:00—23:00
6. Ночь - 23:00-6:00.
Помимо этого стоимость радиосообщения может зависеть от следующих факторов:
1. Размещение радиосообшения в то время, когда представители аудитории находятся в пути. При расчете стоимости эфира от «времен поездок» учитываются временные интервалы когда прослушивание радио находится на самом высоком уровне и в течение которых у аудитории нет возможности Получить информацию из других средств массовой информации. «Пиковым» временем считается промежуток с 7:00 до 9:00 утра когда большая часть людей едет на работу и с 17 до 19:00, когда большая часть аудитории возвращается с работы. Сообщение вы пущенное в эфир в указанные промежутки времени, может стоить на 30-65% дороже сообщения, размещенного в другое время.
2. Учет специальных возможностей и повышенного интереса. Сюда относятся сообщения, которые «пристегиваются» к тем блокам информации, которые вызывают наибольший общественный интерес: новостным блокам, информации 0 ситуации на дорогах, прогнозам па годы, аналитическим комментариям на наиболее оживленно обсуждаемые темы. Стоимость подобных сообщений на 15-20 % выше стоимости сообщений идущих в середине рекламного блока.
3.Демографические показатели. Учет демографических показателей при определении стоимости эфирного времени происходит, как правило, либо в малонаселенных районах, либо наоборот, слишком густозаселенных.
4.По решению руководства радиостанции. Многие радиостанции при заключении договора о продаже эфирного времени оговаривают возможное смещение сообщения в эфирной сетке, в этом случае стоимость размещения сообщения достаточно низка.
Еще одним параметром, учитываемым при определении стой мости реадиорекламы, являемся ее объем. Эфир одного сообщения будет на 45-60% дороже зефира, если планируется последовательное размещение пяти или более сообщений. Помимо этого радиостанции оценивают объемы покупок несколькими способами: недельный участок, двухнедельный, четырехнедельный квартальный, полугодовой. Затем рассматриваются пакетные планы, т.е. радиостанция систематизирует информацию о количестве рекламных сообщений, времени их размещения, оптимальном для рекламодателя, и времени, оптимальном для размещения рекламы с точки зрения интересов радиостанции, и планы россыпей, т.е. размещение радиосообщений в разное время.
Как правило, длительность радиосообщений составляет 10, 15, 30 и 60 секунд. Эфирное время закупается либо у радиостанции, либо у радиосети, либо у корпорации, объединяющей несколько радиостанций. По результатам социологических исследований, проходивших в США и Германии, наиболее популярным у рекламодателей является сетевое радио. В настоящее время сетевое радио доступно практически на каждом рынке, достаточно эффективно и относительно недорого. Помимо этого использование возможностей сетевого радио дает медиаплэнерам возможность распространения рекламного радиосообщения на несколько сотен филиалов лишь за одну покупку. Стоимость сообщения в данном случае будет определяться в зависимости от времени эфира, доступного времени в сети, размера аудитории и ее характеристик.
Покупка эфирного времени у радиостанций подразумевает покупку точечных радиороликов (как правило двадцати или тридцатисекундных) на разных станциях. Это дает возможность охватить достаточно большой процент целевой аудитории, и дает особенно заметный результат в качестве поддерживающей рекламной кампании, когда в качестве приоритетных выступают другие виды средств массовой информации.
|