Использование региональных дилеров для продвижения товара
Интенсивное продвижение заключается в том, что товар доступен любому, кто хочет заняться его продажей. При этом достигается максимальное насыщение рынка данным товаром. Так, например, магазины различных уровней имеют в своем ассортименте средства по уходу за волосами: их можно найти и в продуктовом магазине, и в аптеке, и в магазине одежды.
Выборочное продвижение состоит в тщательном выборе торговых представителей. Как правило, это компании или люди, имеющие имя на рынке. Если мы решим поставить в Москву коллекцию дизайнерских платьев, то скорее всего обратимся в хорошо известные магазины, а не в универсамы средней руки.
Эксклюзивное продвижение отличается от двух предыдущих видов тем, что производитель товара заранее имеет устные или письменные договоренности с очень узким кругом распространителей. Например, продажа дорогих иномарок в регионах осуществляется через одного, а не нескольких дилеров.
Выбор того или иного вида продвижения товара на рынок может существенно повлиять на результативность осуществления медиаплана. Любой медиаплан изначально призван оптимизировать торговлю, усилить эффект проводимой маркетинговой программы.
Интенсивное продвижение товара на рынке требует составления развернутого медиаплана, включающего в себя порядка 4—5 альтернативных планов. На этом этапе основной целью медиапланирования становится выделение продукта из ряда его аналогов привлечение к нему внимания, постепенный перевод товара на НОВЫЙ качественный уровень.
Выборочное продвижение товара на рынке позволяет разработать медиаплан, сконцентрированный в первую очередь на работе С региональными СМИ, а именно со СМИ того района, где непосредственно осуществляется продвижение.
Эксклюзивное продвижение задействует прежде всего средства Массовой информации, направленные на ограниченный круг потребителей и отвечающие интересам узкосегментированного рынка. В этом случае количественные и качественные показатели публикуемых сообщений будут достаточно высоки. При этом роль СМИ при эксклюзивном продвижении товара можно сравнить с точечными ударами, так как основной задачей станет работа со специанализированными аудиториями.
Последним каналом распределения товара на рынке, значительно влияющим на медиапланирование, является канал распространения устаревающих товаров или товаров более низкого качества по существенно заниженной цене. Впервые подобный канал помнился в середине 60-х годов в городе Ричмонд, а его основательницей стала портниха Лесли Хаббард. До этого момента устаревшие коллекции известных производителей, а также их продукция, не отвечавшая высоким стандартам качества отправлялась в утиль. Лесли Хаббард скупила партию бракованной продукции нескольких дизайнерских фирм и предложила ее своим покупателям по очень низкой цене. Стоимость всей первой партии продукции составила 75 американских долларов, притом что состояла она из 18 грузовиков, полностью заполненных одеждой. С бракованных товаров торговая марка компаний была снята, устаревшие коллекции сохранили брэнд производителя. Успех продажи превзошел все ожидания, а 60-е годы стали началом создания сети 14 магазинов, предлагающих уцененные товары от известных производителей.
Реклама подобной продукции отличается тонкостью подхода. С одной стороны, качество и цена не соответствуют эксклюзивности товара, с другой стороны, производителем является известная фирма, отличающаяся первоклассностью своих вещей. Поэтому рекламные сообщения помещаются в изданиях, нацеленных на аудиторию выше среднего уровня, но тем не менее не в изданиях класса «люкс». С точки зрения охвата СМИ в данном случае преобладают региональные издания и издания, выпускающиеся из расчета на небольшую, четко очерченную аудиторию.
Ценообразование и его влияние на медиапланирование
Ценообразование может влиять на медиапланирование тремя способами.
Цена влияет на прибыль, от размера которой будет зависеть объем средств, выделяемых на рекламу. Соответственно в зависимости от того, какое количество средств отводится на рекламу, будет зависеть ее количественное и качественное выражение.
Цена может строиться с учетом количества дилеров в цепочке по продвижению товара. Если продвижение товара осуществляется напрямую, то тогда производителю товара приходится разрабатывать расширенный медиаплан, который будет отвечать за работу со СМИ на всех уровнях. Если число дилеров достаточно, то это влечет за собой уменьшение средств, выделяемых на медиапланирование, так как дилеры проводят в жизнь свои собственные медиапланы в зависимости от особенностей того региона, где они занимаются продвижением товара.
Цена (ср.Издержки- прибыль) Расходы на работы со СМИ
| | Схема 1
Цена (цена производителя -25%)
| |
Цена может влиять на медиапланирование как следствие симбиоза ценовой стратегии и характеристик продукта. Зачастую цена является для потребителя своеобразным индикатором качественных показателей товара. «Я не так богат, чтобы покупать дешевые вещи», - говорил Марк Твен. Высокое качество товара предполагает установление определенной цены. В этом случае повышаются расходы на реализацию медиаплана, так как престижность продукта требует расширенной работы со средствами массовой информации. Причем особое внимание уделяется качественным и дорогим СМИ.
Продвижение товара на рынке и построение медиаплана в зависимости от его особенностей
Реклама, деятельность торговых агентов, продвижение товара ПО определенным каналам составляют особую часть любого плана маркетинговых мероприятий. Само по себе понятие «товар» предполагает ряд действий по его рекламе. Каждый из трех вышеперечисленных элементов оказывает существенное влияние на структуру медиапланирования. Однако наиболее важной для рассмотри имя представляется общая стратегия по продвижению товара на рынок.
В маркетинге существуют два базовых понятия: продвижение товара па рынок и распространение товара на рынке. Несмотря на похожее звучание, между ними существует ряд серьезных, принципиальных отличий.
Продвижение товара на рынок начинается фактически с момента его создания и предполагает сотрудничество между производителем пишем и дилером по продаже, в то время как распространение начинается тогда, когда товар уже знаком потребителю. С точки продвижения товара существуют две основных стратегических -• i их n 111 ии, получивших название наступательная стратегия (push strutegy) и стратегия привлечения внимания (pull strategy). Обе линии предполагают использование рекламных акций, вовлечение в маркетинговый план дилеров, использование определенных каналов распределения, разница заключается в соотношении этих цементов.
Нacтупательная стратегия заключается в использовании определенных каналов распределения товара на рынке с помощью достаточно большого количества дилеров. Производитель «выталкивает» дилеру товар по заранее определенному, просчитанному
каналу. При этом реклама ведется среди дилеров и отличается узкой направленностью и высокой стоимостью. Этот вид стратегии предполагает работу в первую очередь с дилерами и торговыми I игами, а также означает рост затрат на промышленную рекламу и снижен и с затрат на рекламу среди потребителей (рис. 4).
Стратегия привлечения внимания начинается на последнем тип создания товара, так что к моменту его поступления на рынок потребителя создано то или иное отношение к нему. Здесь
главный акцент делается на рекламу среди потребителей. Затраты на промышленную рекламу и работу с дилерами достаточно низки. Стратегия привлечения внимания предполагает расширенную работу со СМИ на всех уровнях, а также проведение специальных мероприятий, таких как пресс-конференции, выступление представителей фирмы-производителя перед общественностью и журналистами (рис. 5).
Стратегия привлечения
А- Промышленная реклама
Б- Потребительская реклама
В- Прямой маркетинг
А – Промышленная реклама
Б- Потребительская реклама
В- Прямой маркетинг
| | Наступательная стратегия
Например, фирма производитель выделяет 40млн долларов на продвижение товара на рынок. Соотношение затрат при использовании данных стратегий будет выглядеть следующим образом:
| Наступательная стратегия
| Стратегия привлечения внимания
| Реклама в СМИ, направленная на потребителей
| 2 400 000
| 27 400 000
| Промышленная реклама
| 3 200 000
| 400 000
| Работа торговых агентов
| 18 000 000
| 8 000 000
| Продвижение товара среди потребителей
| 400 000
| 4 000 000
| Работа с дилерами
| 16 000 000
| 200 000
| Итого
| 40 000 000
| 40 000 000
| Очевидно, что наступательная стратегия предполагает работу на уровне производителей и продавцов, в то время как стратегия привлечения внимания направлена непосредственно на работу с потребителями. Тип выбранной стратегии определяет структуру медиаплана. При этом необходимо отметить, что сумма 3 млн 200 тыс долларов позволяет приобрести гораздо большее количество рекламной площади в промышленной рекламе по сравнению с потребительской рекламой.
На уровне определения тактических действий медиапланирования данные стратегии будут представлены следующим образом:
Наступательная стратегия
| Стратегия привлечения внимания
| Коммерческая недвижимость
| Космополитен
| СТРОН
| Домашний очаг
| Строительство и недвижимость
| Караван историй
| Инвест- вестник
| Профиль
| Гид-инвест
| Итоги
|
Основными тактическими составляющими медиаплана наступательной стратегии станут специализированные издания, характеризующиеся небольшим тиражом и рассчитанные на узкопрофессиональную аудиторию, в то время как СМИ, задействованные и реализации стратегии привлечения внимания, будут отличаться уровнем охвата аудитории (национальный) и рассчитаны на различные целевые группы.
Реклама
Одним из первых шагов в процессе разработки рекламной программы является определение ее целей и задач, которые логически вытекают из проделанных исследований о структуре рынка и его особенностях. При этом под целями и задачами рекламы имеются в виду коммуникативные цели, т.е. те цели, которые должны быть достигнуты в процессе коммуникации. Их можно представить следующим образом:
Неуверенность
| Уверенность
| Знание о предмете
| Его принятие
| Убежденность
| Действие
| Работа по продвижению товара на рынке всегда начинается с нуля. Фирма постепенно создает определенный имидж производимой продукции. Первой ступенью коммуникативного общения, с которой начинается активная рекламная деятельность является неуверенность потребителя в правильности и целесообразности своего выбора в пользу данного товара. В этот момент потребитель имеет первичную информацию о товаре и его свойствах. Поэтому на этом этапе очень важно создать благоприятное фоновое отношение к товару.
Следующим коммуникативным уровнем является создание у потребителя уверенности в правильности сделанного выбора. Рекламная кампания в этот момент требует серьезных капиталовложений, так как, несмотря на наличие благоприятного отношения к продукту, потребитель все еще находится перед выбором и может отдать предпочтение аналогичному товару.
Знание о товаре предполагает наличие у потребителя к нему предпочтительного отношения. На этом уровне осуществления коммуникативной политики потребитель обладает достаточной информацией о характеристиках товара, его качественных параметрах, фирме-производителе, а также его аналогах. Задачей рекламы на этом этапе становится поддержание уровня информированности и сообщение дополнительных сведений о товаре.
Принятие характеризуется сформированным положительным, предпочтительным отношением потребителя к предлагаемому товару. На этом этапе реклама должна формировать у потребителя чувство коллегиальности с теми, кто так же, как и он, отдает свое предпочтение данному товару. Она носит напоминающий характер.
Убежденность заключается в том, что у потребителя четко сформировано предпочтение к потреблению данного конкретного товара. На этом этапе коммуникативной политики сам потребитель начинает выступать в роли рекламодателя, непроизвольно давая информацию о товаре знакомым и друзьям.
Действие заключается в постоянной покупке товара. Задачей специалиста в области медиапланирования на этом этапе является подсчет того, сколько времени займет прохождение каждого коммуникативного этапа в среднем, какие СМИ должны быть задействованы для оптимизации данного процесса и какой вид рекламы будет использоваться. Американские маркетологи выделяют три основных вида рекламы: информативная, убеждающая и напоминающая.Каждому из видов соответствует определенный этап жизненного цикла товара.
Информативная реклама,как правило, используется во время первой фазы ЖЦТ — фазы внедрения товара на рынок. Ее основной задачей является создание благоприятного фона у аудитории, для которой предназначен товар, информирование о его качествах, объяснение принципов действия, создание образа фирмы. Таким образом, информативная реклама формирует первичный спрос.
Убеждающая рекламаособенно эффективна и востребована во второй фазе ЖЦТ — фазе роста. Она призвана формировать предпочтительное отношение к предлагаемому товару, поощрять уже имеющихся потребителей и привлекать новых, изменять уже сложившееся восприятие товара, делая акцент на его особых качествах. Роль убеждающей рекламы довольно значительна. Любой товар, находящийся в фазе роста, имеет аналоги. Конкурентная борьба возрастает, рынок расширяется, поэтому убеждающая реклама должна способствовать созданию нового имиджа товара на рынке.
Напоминающая рекламаиспользуется в фазе зрелости и в меньшей степени в фазе спада. Ее цель состоит в том, чтобы сохранить у потребителя сведения о том или ином товаре, напомнить о его свойствах, поддержать осведомленность о нем на высшем уровне. Напоминающая реклама как бы еще раз убеждает потребителя в правильности сделанного выбора.
Коммуникативные цели влияют на использование того или иного вида рекламы, что
в свою очередь влияет на структуру бюджета, выделяемого для работы со средствами массовой информации. Например, мы четко определили, за какой отрезок времени у аудитории должно сложиться ощущение уверенности в товаре. Помимо определенных временных рамок нашей задачей является охват максимально большой аудитории. В этом случае в качестве базового СМИ эффективнее использовать информирующую рекламу на телевидении, так как оно не просто информирует, но и дает картинку, т.е. создает и закрепляет образ товара. В этом случае большая часть медиабюджета уйдет на оплату телеэфира. Оставшаяся часть средств будет израсходована на рекламу в печатных СМИ и лидеров мнения, задачей которых станет закрепление эффекта, достигнутого телевидением.
В общем и целом процесс принятия решений, которые должны быть достигнуты в результате рекламной кампании, будет выглядеть следующим образом.
Особое внимание в сфере медиапланирования уделяется содержанию рекламного материала. На первом этапе подготовки медиаплана, т.е. на уровне постановки целей, большое внимание уделяется двум основным моментам: содержательной части и исполнению сообщения. К исполнению будут относиться как лексико-грамматические характеристики, так и дизайнерские особенности.
Основной задачей специалиста в области медиапланирования на данном этапе является определение того, какие эмоции и ассоциации возникнут у потребителя рекламируемого продукта, а также частота возникновения и проявления этих эмоций.
Например, разрабатывая медиаплан по продвижению своих новых духов Ardenbeauty, компания Элизабет Арден выделила следующие психоэмоциональные аспекты воздействия на свою аудиторию: элитность, утонченность, страстность. Соответствующим образом было выполнено рекламное сообщение: «образом» духов стала американская актриса Кэтрин Зета-Джонс, запомнившаяся деятелям по фильму «Маска Зорро». На красном фоне помещалась фотография актрисы в белом платье, подчеркивающем достоинства ее фигуры. Рядом располагался флакон предлагаемых духов, выполненный в красно-белых тонах.
Сочетание цветов было выбрано не случайно: красный цвет гридиционно символизирует страстность и безудержность, белый «и чистоту и утонченность. Сверху помещался слоган: РЕАЛЬНОСТЬ. ИЛЛЮЗИЯ. ЖЕНЩИНА. Образ Кэтрин Зета-Джонс сам по себе ассоциируется с элегантной, утонченной, страстной женщиной, женщиной-загадкой, сочетающей в себе, с одной стороны, иллюзорность и призрачность мечты, а с другой ее реальное воплощение.
Впоследствии был проведен ряд социологических исследовании в которых сравнивались образы духов, созданных различными ведущими торговыми домами, но ни одно не оказалось столь успешными, как реклама Ardenbeauty.
На стратегическом уровне медиапланирования содержание сообщений будет определять те средства массовой информации, которые будут использованы в ходе рекламной акции. Сообщение, рассказывающее о принципиально новом товаре или услуге, более эффективно, если оно публикуется печатными СМИ, причем предпочтений в данном случае отдается газетам, так как именно они призваны давать новую информацию и создавать информационный фон, на основе которого будет строиться вся дальнейшая акция. Журналы нацелены на более узкую по сравнению с газетами аудиторию, поэтому в них лучше размещать рекламу товаров изначально направленных на удовлетворение потребностей достаточно узкого сегмента рынка. Товары, которые получают преимущество за счет своего внешнего вида, результативнее рекламировать на телевидении, так как именно телевидение дает своей аудитории «картинку», образ который мы запоминаем на уровне подсознания. Приводя конкретные примеры, хотелось бы отметить, что реклама духов Ardenbeauty размещалась в наиболее популярных женских журналах, рассчитанных на женщин, имеющих доход выше среднего, успешных, уверенных в себе.
На тактическом уровне специалист в сфере медиапланирования определяет конкретно, какое издание или программа наиболее соответствуют предлагаемому сообщению. При этом проводится анализ, может ли выбранное средство массовой информации правильно подать сообщение графически, обеспечить необходимое качество печати и т.д. В качестве базовых журнальных СМИ, рекламирующих Ardenbeauty, были выбраны «Космо-политен», «Караван историй», «Домашний очаг». Эти журналы отличаются превосходной полиграфией, могут точно передать все цвета и оттенки, а также имеют хорошую графическую программу, позволяющую исполнять технически сложные вещи. Размещение подобного рекламного сообщения в газете, например, «Комсомольской правде» выступило бы скорее в качестве антирекламы, вследствие ряда существующих технических особенностей (бумага более низкого качества, слабое цветовое решение).
Однако при этом необходимо помнить, что рекламное сообщение, помимо яркости и дизайнерских особенностей, должно еще отличаться частотой своего появления перед аудиторией. Если ваше прекрасно выполненное с точки зрения дизайна и яркости сообщение появляется раз в месяц, то не происходит эффекта закрепления. Доказано, что в настоящее время поток информации настолько велик, что человек запоминает лишь 10% от всего объема полученных данных. Если информация повторяется с определенной частотой, то соответственно запоминается и легко опознается. В середине 80-х годов американские маркетологи провели следующее исследование — было составлено два рекламных объявления, одно из которых появлялось постоянно в трех одних и тех же еженедельных изданиях, второе публиковалось раз в две недели в восьми различных изданиях. Основной целью первого сообщения являлось создание образа продукта у аудитории, являющейся постоянными читателями трех специализированных журналов, Задачей второго стал максимальный охват аудитории. В результате эффективность первого сообщения составила 80%, в то время как эффективность второго — 20%.
Стимулирование сбыта
Стимулирование сбыта является одним из важнейших методов воздействия в ходе реализации маркетинговых мероприятий любой компании. К стимулированию сбыта относится целая система поощрения потребителя. Сюда входят купоны, конкурсы, премии, распродажи, приуроченные к каким-либо событиям. Несмотря на различие в способах воздействия, стимулирование сбыта характеризуется тремя основными чертами:
• привлекательность и информативность, которые заключаются в том, что привлекают внимание потребителя и содержат информацию, которая может вывести его на товар;
• побуждение к совершению покупки, предполагающую определенную уступку, представляющую ценность для потребителя;
• непосредственно приглашение к совершению покупки, содержи нее четко сформулированное предложение, вызывающее у потребителя стремление купить товар.
Как правило, стимулирование сбыта используется для достижения максимально сильной ответной реакции со стороны потребителя. Обычно средствами стимулирования пользуются в том случае , если необходимо наиболее ярко и эффективно представить товар на рынке или же для оптимизации падающего сбыта. При этом необходимо учитывать тот факт, что стимулирование сбыта носит краткосрочный характер и не годится для формирования предпочтительного отношения к предлагаемому товару.
Стимулирование сбыта влияет на структуру медиапланирования сразу в нескольких плоскостях. Во-первых, некоторые формы стимулирования сбыта могут быть представлены только в средствах информации или с их помощью.
Например, одной из наиболее популярных в США форм стимулирования сбыта являются купоны, предоставляющие определенную скидку при покупке того или иного наименования товара, которая имеет конкретное денежное выражение. Как правило, купоны публикуются в вечерних выпусках газет, выходящих по пятницам. Причем одна торговая фирма может дать для публикации купоны сразу на несколько наименований своей продукции.
Во вторых, одна из форм стимулирования сбыта заключается в предоставлении образцов предлагаемой продукции, а в качестве сопроводительного материала к этим образцам прикладываются опубликованные материалы о деятельности компании и о товарах которые она выпускает.
Еще одним способом привлечения внимания потребителей по праву считается розыгрыш призов при участии в конкурсах. Конкурсы могут быть разными, но все они так или иначе будут связаны с рекламой предлагаемого продукта. Например, покупатель получает товар бесплатно, если может красочно (не менее 6—8 предложений) описать этот товар. Как правило, о подобных акциях потребители извещаются заранее либо путем газетной публикации, либо методом прямой рассылки.
Подобная работа со СМИ представляет собой поверхностный уровень медиапланирования в сфере стимулирования сбыта. На более глубинном уровне перед медиапланированием встают две основных задачи, позволяющие определить какие СМИ будут задействованы в процессе:
• комплексный подход к стимулированию сбыта, который структурирует работу по всем направлениям, выявляет приоритетные направления стимулирования и СМИ, с помощью которых они будут реализованы;
• цели, которые необходимо достичь в процессе стимулирования сбыта.
Любой вид стимулирования предполагает активное вовлечение широкого круга людей в процесс покупки товара, увеличение к нему интереса, кооперацию между производителем и потребителем, представление брэнда новым сегментам рынка. Все эти цели могут быть рассмотрены в тех' или иных средствах массовой информации, для того чтобы привлечь внимание аудитории к этим проблемам.
Прямые продажи
На некоторых этапах процесса приобретения товара, особенно в тот момент, когда формируется предпочтительное отношение потребителя к той или иной марке, а также непосредственно в момент покупки, очень результативным средством стимулирования сбыта становится персональная продажа. Это связано в первую очередь с тем, что персональная продажа обладает следующими тремя характеристиками:
• Персональную продажу отличает личностный характер, предполагающий тесное взаимодействие между двумя или более личностями. В зависимости от настроя противоположной стороны, агент по прямым продажам вычленяет факторы, способствующие побудить потребителя к покупке, делает на них акцент, нивелируя при этом недостатки товара. Личный контакт всегда дает возможность убедить собеседника.
• Персональная продажа способствует установлению отношений разного уровня (доверие, предпочтение, дружба) между потребителем продукции и агентом, ее распространяющим.
• Персональная продажа во всех случаях предполагает наличие обратной связи. Потребитель может высказать свое мнение, получить более полную информацию о продукте. Составляя медиаплан, необходимо учитывать, какой уровень персональных продаж предполагается в ходе реализации маркетинговой программы. Чем выше уровень затрат на персональные продажи, тем меньше бюджет, выделяемый на работу со СМИ. Если компания делает ставку на персональные продажи как на основную форму стимулирования сбыта, то роль СМИ резко сокращается. В этом случае средства массовой информации обеспечивают лишь поддерживающую функцию. При этом выбираются те СМИ, где уровень затрат максимально низкий.
Структура медиаплана и ее изменение в связи с возникновением незапланированной или кризисной ситуации
Как уже отмечалось выше, специалист в сфере медиапланирования всегда должен предполагать и прогнозировать возможные нения ситуации, именно поэтому помимо основного (базового) медиаплана составляется несколько дополнительных, которые позволяют я ют наиболее успешно реализовывать медиапрограмму в кризисный момент. При прогнозировании возможности возникновения непредвиденных обстоятельств работа ведется по двум основным направлениям: внутреннему и внешнему. Остановимся на рассмотрении этих двух уровней более подробно.
Внутренний уровень
На данном уровне необходимо выделить две основные составляющие, которые могут существенным образом повлиять как на структуру медиаплана, так и на процесс реализации медиарешений. Это-стратегия управления, осуществляемая компанией, и корпоративный имидж, т.е. тот образ, который уже сложился у потребителя и которому должны соответствовать все разрабатываемые маркетинговые мероприятия.
Hа уровне стратегии управления компании разрабатываются базовые элементы, влияющие на все прочие сферы ее деятельности. Так, если компания изначально заявляет о своей элитности, то она будет требовать от специалиста по медиапланированию работы с более престижными средствами массовой информации. При этом данная работа может быть более дорогостоящей по затратам целей. В этом случает специалист по медиапланированию должен иметь несколько медиапланов, в которых доля «престижных» и непрестижных СМИ будет варьироваться. В зависимости от текущей ситуации будет реализовываться тот или иной план. Такое использование медиапланов позволит, с одной стороны, более результативно использовать средства массовой информации, с другой стороны, не будет изменена стратегия управления компании. Корпоративный имидж будет требовать как задействования определенных СМИ в процессе выполнения медиаплана, так и определять содержательный уровень. Например, корпоративный имидж может требовать привлечения к созданию материала узкого специалиста по заданной проблематике, при этом не учитывается тот факт, что составленное им сообщение может быть мало понятно той аудитории, на которую оно направлено. В этом случае затраты на подготовку материала достаточно велики, а эффект — незначителен. Поэтому главной задачей специалиста в области медиапланирования на данном этапе становится подбор специалистов и редактирование материалов таким образом, чтобы конечное сообщение соответствовало корпоративному имиджу.
Внешний уровень
На внешнем уровне можно выделить пять основных элементов, влияющих на структуру медиаплана: наличие компаний-конкурентов, экономическая среда, культурная среда, природная среда, система функционирующих СМИ.
Конкуренты
Как правило, наиболее активно работа со средствами массовой информации проходит на фазе зрелости товара на рынке. В это время на рынке имеется довольно большое количество компаний, производящих аналогичную продукцию и соответственно активно рекламирующих ее. Именно поэтому любое сообщение должно быть конкурентоспособным по отношению к другим сообщениям. Помимо этого, выбирая то или иное средство массовой информации, в котором будет размещено сообщение, специалист в области медиапланирования должен учитывать частоту сообщений-конкурентов, публикуемых этим СМИ.
Например, разрабатывая медиаплан компании, производящей крупнолистовой чай, специалист в области медиапланирования отбирает три журнала, наиболее полно соответствующих требованиям компании (частота появления сообщений, аудитория, авторитет издания на рынке). Все три журнала предлагают примерно одинаковую стоимость рекламной площади, однако журнал А помещает на своих страницах рекламные сообщения трех компаний, снимающихся производством и реализацией крупнолистового чая. Журнал Б печатает сообщения двух компаний-конкурентов, в то время как журнал В еще не размещал на своих страницах подобных рекламных объявлений. В этом случае предпочтения будут отданы журналу В, так как сами журналы не выступают в качестве конкурентов, а следовательно, сообщение, помещенное в журнале В, не будет конкурировать с сообщением, опубликовании в журнале А. Наименее эффективными будут сообщения, напечатанные в журнале А, так как им придется конкурировать между собой. Притом, что затраты на публикацию сообщения в журнале А и в журнале В будут одинаковыми, результативность в первом случае будет существенно ниже, чем во втором.
Однако некоторая рекламируемая продукция требует сопоставления с аналогами, соответственно сообщение о ней должно проходить там, где есть информация о схожих товарах. Например, если мы рекламируем автомобиль, более целесообразно помещать наше сообщение там, где уже есть аналогичные сообщения. При этом наше сообщение должно отличаться подачей информации (можно выделить характеристики выгодно отличающие рекламируемый нами автомобиль от прочих, поместить иллюстрацию, которая подчеркнет поданую информацию). Так как приобретение автомобиля является крупной покупкой, требующей взвешенного решения, покупатель так или иначе будет выискивать сообщения
Об аналогичной продукции. Для нас главной задачей становится и создание образа, который выделит рекламируемый нами автомобиль из общей массы и подчеркнет его уникальность.
Так же наличие компаний-конкурентов и товаров-аналогов может диктовать выбор специальных медиарешений. Например, таких как размещение логотипа компании на щитах во время футбольного или хоккейного матча или же спонсирование какого-либо спортивного или культурного мероприятия, которое будет впоследствии транслироваться на телевидении.
Помимо этого от количества конкурентов в конечном итоге зависит бюджет медиапланирования и те СМИ, с которыми будет итди работа. К тому же, изучив рекламные сообщения компаний-конкурентов, можно определить наиболее оптимальные направления работы. Ведь то, что хорошо при рекламе товара-аналога, будет также результативно при рекламе вашего товара.
Экономическая среда
Помимо интересов потребителей при продвижении товара на рынок, необходимо учитывать его покупательскую способность. Уровень покупательной способности зависит от многих факторов, к которым относятся уровень экономической активности, уровень занятости населения и т.д.
На структуру медиаплана экономическая среда влияет в первую очередь с точки зрения распределения финансов. В зависимости от того, является ли экономическая среда благоприятной или нет, определяется стоимость рекламных площадей. В начале 80-х годов XX столетия в странах Европы и США наблюдалась тенденция снижения процента печатных изданий в общей структуре СМИ, деревообрабатывающая промышленность при этом находилась на подъеме, что обеспечило переизбыток бумаги на рынке. Эти два явления: уменьшение популярности газет и журналов, а также достаточное количество дешевой бумаги для их создания привело к снижению стоимости рекламных площадей. В последние годы спрос на печатные издания возрос, цены на бумагу увеличились незначительно, следствием стало повышение рекламных расценок.
Не менее существенное влияние на структуру медиаплана оказывает такой показатель, как региональные экономические условия. Например, необходимо провести широкую рекламную кампанию, которая охватит как центральную часть Российской Федерации, так и ее окраины. Уровень экономического развития центра и регионов будет существенно различаться. В настоящее время экономическая ситуация в регионах отличается нестабильностью, высоким уровнем безработицы, низкой заработной платой. Следовательно потребители в регионах будут покупать рекламируемый товар в гораздо меньшем объеме по сравнению с жителями центра. В этом случае объем рекламы, помещаемый в региональных СМИ, должен быть в несколько раз ниже, чем объем в центральных.
|