Зона экономического развития. В качестве механизма, гарантирующего безопасное вхождение и выход из бизнеса, могут выступать международные финансовые организации (например, Международный Банк Реконструкции и Развития, Международный Валютный Фонд и т.п.). Открытие зон экономического развития или свободной торговли, как правило, вызывает большой приток иностранных инвесторов. Эффективный механизм реализации инвестиционной политики должен включать в себя некие стимулирующие рычаги для осуществления ее должного функционирования, в качестве таких механизмов могут выступать доступная всеобъемлющая информационная система для инвесторов, коммуникационная стратегия, консалинговая сеть, а также последовательная цепочка используемых финансовых инструментов, базирующаяся на нормах государственного и международного права.
Особое значение придается формированию «информационного фона» и разработке коммуникационных каналов. Для иностранных инвесторов чрезвычайно важным является получение количественной и качественной информации о перспективах инвестирования, действующем законодательстве, экономическом потенциале страны. Доступность информации такого рода достигается путем опубликования серии информационно-аналитических материалов, рассказывающих о российской экономике в целом, отраслевые обзоры и комментарии, региональные исследования. Помимо этого возможно создание в интернете специального портала, на страницах которого будет размещаться открытая информация о приоритетных инвестиционных проектах, государственной политике и мерах государственного регулирования в данной сфере как на федеральном, так на региональном уровне, вопросах налогообложения.
Основным средством доведения собранной и подготовленной информации до инвестора является коммуникационная деятельность, которая будет, в первую очередь, направлена на создание позитивного имиджа Российской Федерации во внешнем пространстве. Представление РФ в качестве сильного надежного партнера и союзника способствует притоку инвесторов, в качестве инструментов коммуникационной стратегии могут выступать федеральные выставки приоритетных инвестиционных проектов с открытым доступом; проведение информационных семинаров, рассматривающих проблематику стимулирования роста иностранных и отечественных инвестиций в регионах, цель которых будет состоять в информировании потенциальных инвесторов об экономическом и и политическом положении РФ, динамично развивающихся отраслях российской экономики, действующем законодательстве.
В дополнении к информационной системе целесообразно создание консалтинговой сети, которая объеденит внешние консультативные организации: представительства государственных учреждений, инвестиционные агентства, торговые представительства РФ. Главной задачей вышеназванных организаций станет проведение предпроектного и постпроектного консультирования как отчественных, так и иностранных инвесторов.
Одним из вариантов решения проблемы инвестирования может стать усиление коммуникационной стратегии, состоящей в организации промежуточных встреч с российскими представителями для обзора проделанной работы. Привлечение широкого круга участников к обсуждению перспектив развития российской экономики и соответственно целесообразности и эффективности инвестиционного процесса позволит создать общий благоприятный «информационный фон». Так же необходимо предоставить возможность участия в работе западным партнерам (например, Европейскому деловому клубу, и пр.).
Вторым вариантом решения проблемы инвестирования может стать создание независимого коммуникацонного агентства по привлечению иностранных инвестиций, которое будет осуществлять как консалтингову деятельность, так и непосредственно заниматься разработкой механизма реализации инвестиционной политики.
Определяя направление максимально эффективного вложения капитала, инвесторы оценивают такие факторы, как наличие сырьевой базы, соответствующей инфраструктуры и возможности работы на новых сегментах рынка, материально-техническое снабжение, транспорт, а также наличие разветвленной коммуникационной сети, трудовые ресурсы и существующие отношения, правовые аспекты деятельности.
В этой связи у контролирующих процесс структур возникает необходимость использования статистических данных и достоверной информации о достоинствах и недостатках базовых регионов России, что позволяет им определить приоритетные региональные направления привлечения капитала, а иностранным инвесторам принять решение о наиболее эффективном вложении средств.
Реализация основных направлений текущей инвестиционной политики, в частности развития коммуникационной сферы, позволит разработать механизм притока финансовых ресурсов в российскую экономику.
Реклама и брендинг
Фр. Котлер дает следующее определение рекламному воздействию: «Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования»35.
Первым шагом при разработке рекламной программы является определение ее целей и задач, которые логически вытекают из материалов исследований о структуре рынка и его особенностях. При этом под целью и задачами рекламы имеются в виду коммуникативные ориентиры, т.е. то, что должно быть достигнуто в процессе коммуникации. Работа по рекламному продвижению товара на рынке логично представить в виде следующих ступененй рекламного общения. Первая ступень Это неуверенность потребителя в целесообразности своего выбора данного товара, в этот момент потребитель имеет первичную информацию о товаре и его свойствах. Поэтому на этой ступени очень важно создать благоприятное фоновое отношение к товару.
В качестве примера можно привести рекламные кампании банков и компаний по недвижимости, которые начинают свое продвижение на рынке с формирования лояльного отношения к ним. После предварительной работы в печатных СМИ, которая в разных странах занимает по времени от одного до двух месяцев, начинается активное предложение услуг данных сфер.
Вторая ступень коммуникативного общения. Это создание у потребителя уверенности в правильности сделанного выбора. Рекламная компания в этот момент требует серьезных капиталовложений, так как несмотря на наличие благоприятного отношения к продукту, потребитель все еще находится перед выбором и может отдать предпочтение аналогичному товару.
Третья ступень коммуникативного процесса. Знание о товаре предполагает наличие у потребителя к нему предпочтительного отношения. На этом уровне осуществления коммуникативной политики потребитель обладает достаточной информацией о характеристиках товара, его качественных параметрах, фирме-производителе, а также его аналогах. Задачей рекламы на этом этапе становится поддержание уровня информированности и сообщение дополнительных сведений о товаре.
Четвертая ступень. Принятие характеризуется сформированным положительным, предпочтительным отношением потребителя к предлагаемому товару. На этом этапе реклама должна формировать у потребителя чувство коллегиальности с теми, кто также как и он отдает свое предпочтение данному товару. Она носит напоминающий характер.
Вспомним телевизионную рекламу молочных продуктов «Веселый молочник». Первоначально транслировались длинные, 30-секундные ролики, которые подробно и обстоятельно говорили о превосходстве продукции, спустя месяц в эфире пошли «усеченные», 15-секундные ролики, ассоциирующиеся с более длинными и вызывающие сразу же эффект припоминания полученной информации. Таким образом при снижении затрат на размещение телевизионной рекламы количество повторов было увеличено и создана убежденность о качестве данных товаров среди потребителей.
Пятая ступень Убежденность формирует у потребителя четко сформировано признание данного конкретного товара. На этой ступени рекламы потребитель начинает выступать в роли рекламодателя, непроизвольно давая информацию о товаре знакомым и друзьям.
Шестая ступень. Это действие, т.е. здесь задачей специалиста в области коммуникационного менеджмента на этом этапе является подсчет того, сколько времени займет прохождение каждого коммуникативного этапа в среднем, какие СМИ должны быть задействованы для оптимизации данного процесса и какой вид рекламы будет использоваться.
На стратегическом уровне в процессе медиапланирования содержание сообщения будет определять те средства массовой информации, которые будут использованы в ходе рекламной акции. Например, сообщение эффективно, если оно публикуется печатными СМИ. Причем предпочтение в данном случае отдается газетам. Они призваны давать новую информацию и создавать информационный фон, на основе которого будет свтроиться вся дальнейшая акция. Журналы нацелены на более узкую по сравнению с газетами аудиторию, поэтому в них лучше размещать рекламу товаров, изначально направленных на удовлетворение потребностей достаточно узкого сегмента рынка. Товары, которые получают преимущество за счет своего внешнего вида, результативнее рекламировать на телевидении, так как именно телевидение дает своей аудитории «картинку», образ который фиксируется на уровне подсознания.
На тактическом уровне медиапленер определяет конкретно какое издание или программа наиболее соответствуют предлагаемому сообщению. При этом проводится анализ, может ли выбранное средство массовой информации правильно подать сообщение графически, обеспечить необходимое качество печати и т.д.
Рекламное сообщение, помимо яркости и дизайнерских особенностей, должно еще отличаться частотой своего появления перед аудиторией. Если ваше прекрасно выполненное с точки зрения дизайна и яркости сообщение появляется раз в месяц, то не происходит эффекта закрепления, в настоящее время поток информации настолько велик, что человек запоминает лишь 10% от всего объема полученных данных. Если информация повторяется с определенной частотой, то соответственно запоминается и легко опознается.
В середине 80-х годов американские маркетологи провели следующее исследование — было составлено 2 рекламных объявления, одно из которых появлялось постоянно в трех одних и тех же еженедельных изданиях, второе публиковалось раз в две недели в восьми различных изданиях. Основной целью первого сообщения являлось создание образа продукта у аудитории, являющейся постоянными читателями трех специализированных журналов. Задачей второго стал максимальный охват аудитории, в результате эффективность первого сообщения составила 80%, в то время как эффективность второго — 20%.
Вторым ресурсным направлением экономической эффективности медиапланирования можно считать развитие брендинга на современном этапе, в 30-е гг. XX столетия американские маркетологи стали вводить понятие бренда как общей характеристики, продающей товар. Американские и европейские маркетологи все больше склоняются к тому, что потребителей привлекает не только конкретный товар, но его брендовое оформление. Что же такое бренд с точки зрения развития коммуникационных процессов?
К. Пикеринг считает бренд «символом, наполненным важным для пользователя смыслом». Ф.И. Шарков дает бренду следующее определение: «Бренд — это объект сбыта и закрепленный за ним символ, особенностями которого являются повсеместная известность и устойчивая фиксация в массовом сознании. Бренд имеет положительный знак для большой группы населения».
Как правило, в основе хорошо известных брендов лежит товар или услуга, отличающаяся соответствием своих товарных характеристик потребностям и ожиданиям потребителей, их внутренним ожиданиям. Американские маркетологи закладывают следующие компоненты, влияющие на структуру бренда:
• Товар, разработанный в соответствии с требованиями целевой аудитории;
• Характеристика, составляющая уникальное товарное предложение (УТП);
• Ценностный аппарат потребителя;
• Эмоциональный компонент (призыв, цветовое сочетание и т.п.);
• Функциональные достоинства;
• Аттрибуты.
В основании пирамиды находятся аттрибуты будущего бренда, акцентирующие его суть как продукта. Функциональные особенности подчеркивают, что бренд несет в функциональном плане, какую конкретную пользу от потребления продукта или услуги получает среднестатистический потребитель. Эмоциональный компонент затрагивает восприятие предлагаемого товара или услуги. Ценностный аппарат потребителя помогает выявить тот уровень, на котором будет осуществляться весь коммуникативный процесс. Характерной чертой брендов последних лет стало использование мета-коммуникативных понятий (жизнь, смерть, страх, благополучие и пр.). УТП представляет собой одну черту, наиболее ярко характеризующую эксклюзивность нашего предложения.
Яркий пример брендового продвижения на американском рынке можно считать компанию Sarnsonite, производящую чемоданы, дорожные сумки и портфели. Ими первыми был предложен слоган «с нами удобно везде», в качестве базовой стратегии использовалась метакоммуникативная установка, сумки компании приносят благополучие и обозначают стабильность. В качестве УТП выводился малый вес и большая вместительность чемоданов, а также способность сумок складываться и убираться в специальный небольшой пакет. С Sarnsonite действительно удобно.
Брендинг в медиапланировании — это программа создания и управления брендом на рынке. «Брендинг включает в себя создание, усиление, репозиционирование, обновление и изменение стадии развития бренда, его расширение и углубление»39. Стратегия брендинга нацелена, в первую очередь, на создание постоянных преимуществ своих товарных марок в сознании целевой аудитории, в последние годы конкурентные преимущества подкрепляются программой лояльности, которая призвана сохранить у клиентов особую ауру, присущую тому или иному товару или услуге.
Одним из наиболее ярких процессов брендинга можно считать продвижение сети магазинов «Седьмой континент», которое рассчитано на уровень клиентов «выше среднего». Помимо предложения широкого товарного ассортимента и ряда продуктов, предлагаемых под брендом «Седьмого континента», разработана гибкая система скидок, а также схема кобрендингового продвижения совместно с МДМ-банком, согласно которому любой покупатель данной сети может получить карточку Visa непосредственно в магазине.
Джейн Мерримен отмечает: «Брендинг очень важен, так как становится все труднее управлять бизнесом. Ключом к успеху становится дифференциация. Если Вы не хотите, чтобы бренд считался третьесортным, Вы должны создать определенные ценности, которые позволят Вашему бренду выйти на лидирующие позиции»40. Как правило, американские маркетологи выделяют 4 основных компонента брендинга:
§ исследование и анализ рынка (на этом этапе учитывается фаза жизненного цикла товара, будущие каналы распределения, целевая аудитория);
§ определение ДНК бренда (его рациональные и эмоциональные преимущества, конкретное товарное предложение, а также создаваемый имидж);
§ особенности внешней экономической среды (экономические факторы, правовая среда, инвестиционный климат);
§ поддержка бренда (комплекс мер по сохранению имиджа бренда, перспектива брендового расширения).
Глава 8. Использование компьютерных технологий в медиапланировании
Использование современных компьютерных технологий значительно упрощает процесс выполнения задач, стоящих перед медиаплэнерами. В настоящее время существует ряд программ, использование которых позволяет своевременно вносить изменения в базу данных и координировать процесс работы со средствами массовой информации. Однако есть ряд моментов, которые ограничивают применение подобных технологий на практике. Во-первых, пока еще не выявлен способ одновременного сравнения различных средств массовой информации, так как каждое из них отличается по стоимости, охвату аудитории, рейтингу и т.п. Во-вторых, создание оптимального для данной компании медиаплана требует определенной аналитической работы, направленной на объединение таких элементов, как форма сообщения, размещение его во времени, носитель информации.
Один из ведущих медиапланеров США, вице-президент рекламного агентства «Wells Rich Green Advertising» Стив Фарелл отмечает: «Есть несколько отделов, которые рассматривают компьютер как неотъемлемую часть процесса медиапланирования. Мы так не делаем... Мы до сих пор считаем, что обдумывание процесса использования СМИ может осуществляться независимо от машины. Компьютер важен лишь для хранения и обработки данных»41.
Тем не менее разработан ряд программ, которые позволяют использовать современные технологические достижения. В процессе использования компьютерных технологий медиаплэнерами можно выделить четыре основных линии развития:
• модели поиска и оценки;
• оптимизационные модели;
• имитационные модели;
• модели покупки площадей в средствах массовой информации.
Модели поиска и оценки
Современные компьютерные системы дают возможность хранить и структурировать большие объемы информации, а также отыскивать их в нужном формате. Некоторые компьютерные Дж. Бернет, С. Мориарти. Маркетинговые коммуникации, С-Пб, 2001.
программы объединяют данные о характеристиках потребителей, параметрах различных целевых аудиторий, манере поведения представителей различных слоев общества их образе жизни. Если совместить эти данные с материалами о характере и специфике различных средств массовой информации, то можно создавать альтернативные комбинации сочетания СМИ, рассчитывая при этом уровень затрат. Также компьютерные модели могут оценивать потенциальный охват для того или иного СМИ или варианты медиамикса.
Оптимизационные модели
Любой выбор — достаточно сложный и мучительный процесс. Работать ли с одним определенным средством массовой информации или использовать сочетание различных носителей, вопрос неоднозначный. Часть медиаплэнеров считает, что большего результата можно достичь, работая с одним конкретным средством массовой информации, так как это позволяет методично и планомерно воздействовать на целевую аудиторию. Другая часть придерживается мнения, что использование различных СМИ дает возможность охватить большую аудиторию и составить сообщение с учетом всех тонкостей составляющих ее групп. Очевидно одно, что любое решение должно удовлетворять целому ряду параметров от экономических, до психологических. Для поиска наиболее приемлемых решений при выборе СМИ достаточно широко применяются оптимизационные модели.
Процесс оптимизации представляет собой вид деятельности, в ходе которого осуществляется выбор лучшего из всех возможных вариантов. Существует несколько типов так называемых вариантных построений.
Первый тип включает в себя так называемые хронологические варианты. Их отличительной чертой является хронологическая последовательность решений, т.е. на конец рассматриваемого периода устанавливаются два или три уровня решения социально-экономических проблем. При двух уровнях решения рассматриваются минимальршй и максимальный уровень, при трех — еще и средний. Данная схема подразумевает построение нескольких вариантов, сходных с точки зрения содержательного наполнения, но различающихся сроком осуществления.
Второй тип вариантных построений опирается на варианты, различающиеся существенным образом, причем принятие одного из вариантов исключает принятие всех остальных.Третий тип вариантных построений включает варианты, не имеющие взаимоисключающего характера и не расположенные в хронологическом порядке. В таких вариантах могут содержаться повторяющиеся или взаимодополняющие элементы, а различие может не иметь принципиальной основы.
Имитационные модели
Между имитационными и оптимизационными моделями нет четких разграничений: все они ставят перед собой одну и ту же цель — выбор наилучшего, оптимального из всех возможных варианта. Различие состоит лишь в методах их построения. Если оптимизационные модели предполагают использование аналитических методов, то имитационные модели предусматривают воспроизведение течения процесса.
Имитационые модели в медиапланировании представляют собой програмы сравнения различных медиапланов по ряду выделенных параметров при помощи моделирования их воздействия на типичное потребительское поведение. Они дают меди-аплэнерам возможность сравнить планы до реализации утвержденного плана. Зачастую модели приспособлены для конкретных рыночных сегментов и проводят сравнения по каждому из них.
|