Методы измерения размера аудитории для различных ПЛАНИРОВАНИЕ
своими силами
А. Климин
ППТЕР*
Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж
Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара • Новосибирск
Киев• Харьков • Минск
ББК 655-803 УДК 659.1 К49
Климин А. И.
К49 Медиапланирование своими силами. Готовые маркетинговые решения (+ CD). — СПб.: Питер, 2008. — 192 с: ил. — (Серия «Готовые маркетинговые решения»).
ISBN 978-5-91180-342-1
Медиапланирование для многих — это волшебное слово, окутанное туманом загадояных таблиц, показателей, формул и непонятных терминов. Как самостоятельно составить медиаплан и определить его эффективность? Что можно сделать с помощью медиапрограмм? Какую стратегию применить при медиапланирова-нии? Как произвести точный охват целевой аудитории? Книга дает системные ответы на эти вопросы, практические рекомендации, позволяющие вам самостоятельно произвести медиапланирование. Уникальной отличительной чертой книги является то, что в ходе освоения материала вы будете использовать программу по медиапланированию для наглядности результатов расчетов.
Прилагается CD с полнофункциональной версией программы по медиапланированию «Proba-Media», предоставленной исследовательской фирмой «ГОРТИС», а также примерами расчетов и формами для заполнения при планировании рекламы.
Издание предназначено для специалистов по рекламе, связям с общественностью, маркетологов, а также для студентов и преподавателей данных специальностей.
ББК 65.5-803 УДК 659.1
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ии было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 978-5-91180-342-1
© ООО «Питер Пресс», 2008
Содержание
Введение............................................................................................................ 5
1. Планирование рекламных кампаний.............................................. 7
1.1. Классический подход к составу комплекса маркетинговых коммуникаций „7
1.2. Средства коммуникации: ATL- и BTL-реклаш............................... 13
1.3. Медиапланирование в системе рекламного воздействия.......... 17
1.4. Предмет коммуникации в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций 22
1.5. Годовое планирование рекламных кампаний.............................. 30
1.6. Категории и термины, с которыми читатель познакомился
в данном разделе............................................................................................ 43
2. Основные категории медиапланирования................................. 45
2.1. Календарные планы-графики выхода рекламы (медиапланы) ... 45
2.2. Основные множества в медиапланировании.............................. „ 47
2.3. Методы измерения размера аудитории для различных СМИ. 51
2.4. Аффинити-индекс и рейтинг в маркетинге
и медиапланировании.................................................................................. 55
2.5. Категории и термины, с которыми читатель познакомился
в данном разделе........................................................................................... 68
3. Показатели медиапланирования................................................... 69
3.1. Охват. Дублирование аудиторий. Матрица целевых групп... 69
3.2. Максимизация охвата несколькими однородными СМИ......... 84
3.3. Количество рекламных контактов и частотность рекламного воздействия 90
3.4. Эффект и эффективность рекламы.
Показатели эффективности медиапланов................................... ....„„-.. 94
3.5. Стратегии медиапланирования. Типы медиапланов
по распределению силы воздействия..................................................... 98
3.6. Вероятность рекламного'контакта................................................ 103
3.7. Нарастание охвата в ходе рекламной кампании..................... 105
3.8. Охват при заданной частотности воздействия
и теория эффективной частоты......................................................................... 108
3.9. Категории и термины, с которыми читатель познакомился
в данном разделе................................................................................................... 115
4. Определение размера рекламного бюджета на основепоказателей медиапланирования 116
4.1.Телевизионный рейтинг и стоимость одного пункта рейтинга................ 116
4.2. Взаимосвязь TRP, уровня спонтанной известности
и размера рекламного бюджета........................................................................ 120
4.3. TRP на конкурентом рынке, размер рекламного бюджета
и доля рынка........................................................................................................... 125
4.4. Мониторинг объемов размещения рекламы......................................... 129
4.5. Категории и термины, с которыми читатель познакомился
в данном разделе................................................................................................... 129
5. Руководство пользователя программы «Proba-Media»... 131
5.1. Назначение программы.............................................................................. 131
5.2. Функции главного меню программы....................................................... 133
5.3. Определение базы опроса.......................................................................... 134
5.4. Определение генеральной совокупности............................................... 136
5.5. Формирование целевой группы (целевой аудитории)....................... 136
5.6. Работа со справочниками.......................................................................... 143
5.7. Расчет аудитории......................................................................................... 148
5.8. Расчет распределений................................................................................. 152
5 9. Расчет пересечений....................................................................................... 155
5.10.Планирование рекламной кампании в газетах.................................... 158
5.11.Планирование рекламной кампании на радио.................................... 165
5.12.Основные термины и формулы................................................................. 170
5.13.Алгоритмы и методики расчетов............................................................. 173
Глоссарий.............................................................................................................. 176
Библиография...................................................................................................... 182
Интернет-ресурсы............................................................................................... 185
Содержание CD.................................................................................................... 186
Введение
Для многих медиапланирование — это волшебное слово, окутанное туманом загадочных таблиц, формул и непонятных терминов. И это касается не только топ-менеджеров и предпринимателей, но и большинства рекламистов, прямая обязанность которых — составлять медиапланы, доказывать их эффективность руководству или заказчику и объяснять все эти таблицы, формулы и непонятные термины.
Мы решили несколько развеять этот туман. В простой и доступной форме на большом количестве примеров мы познакомим читателей с теорией и практикой медиапланирования. Важно, что, осваивая материал, читатель будет параллельно работать с программой «Proba-Demo» (демонстрационная версия программы «Proba-Media» исследовательской фирмы «ГОРТИС») и сможет реально увидеть результаты расчетов и лично попробовать что-либо спланировать. Предоставленное программное обеспечение ориентировано на рынок Санкт-Петербурга и позволяет планировать рекламу в газетах и на радио. Кроме того, CD содержит презентации исследовательских фирм, примеры расчетов, формы для заполнения при планировании рекламы и программы «Proba-Demo» и «Proba-Media». В рабочей версии программы заложены результаты исследований аудиторий в Петербурге за октябрь 2006 г. Для использования CD-приложений на компьютере должны быть установлены программы MS Excel, MS Power Point, Adobe Acrobat.
Структура книги такова.
В первом разделе рассмотрены основы теории маркетинговых коммуникаций, принципы планирования рекламных кампаний, определено место медиапланирования в системе рекламного воздействия.
Во втором разделе рассматриваются основные категории (множества) медиапланирования. Начинается изучение программы «Proba-Demo».
В третьем разделе рассмотрены показатели медиапланирования, на основе которых принимаются решения о размещении рекламы:
охват, количество рекламных контактов, эффективная частота и т. д.
Четвертый раздел посвящен принятию решений о размере рекламного бюджета. Рассмотрены примеры медиапланирования на телевидении.
Пятый раздел представляет собой руководство пользователя программы «Proba-Media». К ней читатель может обращаться в процессе чтения книга, производя необходимые расчеты.
В конце каждого раздела книги перечислены основные положения, категории, термины, формулы и теории, с которыми познакомился читатель.
Надеемся, что изучение материала книги будет для вас полезным и увлекательным.
1. Планирование рекламных кампаний
1.1. Классический подход к составу комплекса маркетинговых коммуникаций
Рис. 1.1. Место маркетинговых коммуникаций в комплексе маркетинга-микс
| Комплекс маркетинговых коммуникаций (комплекс продвижения) представляет собой совокупность средств и методов маркетинга, обеспечивающих доведение информации о товаре, услуге, фирме до покупателя и направленных в конечном счете на совершение им покупки. В классической теории комплекс маркетинговых коммуникаций состоит из четырех частей: рекламы, личной продажи, стимулирования сбыта и связей с общественностью (рис. 1.1).
Мы будем заниматься одной нз составных частей комплекса маркетинговых коммуникаций — массовой рекламой, вернее, использованием ее средств доставки. Под этим подразумевается использование для доставки рекламного обращения средств массовой информации (СМИ), а также таких массовых средств рекламы, как наружная реклама и реклама на транспорте.
Рассмотрим классические определения составных частей комплекса маркетинговых коммуникаций.
Ремача (advertising) — форма неличного представления товаров, услуг, фирмы от лица известного производителя посредством размещения обращений в различных средствах информации.
Стимулирование сбыта (sales promotion) — специальные мероприятия, направленные на скорейшее осуществление покупки покупателем или интенсификацию продавцом, характеризующиеся наличием стимулирующего бонуса и условиями его получения. Под бонусом понимаются различные скидки, подарки, призы для покупателей, а также премии и другие поощрения для продавцов. Выделяют три направления стимулирования: стимулирование конечных покупателей, стимулирование организаций оптовой и розничной торговли, стимулирование собственного торгового персонала.
Связи с общественностью (public relations) — налаживание отношений между компанией и различными аудиториями с целью создания выгодной для компании репутации, положительного отношения к товарам и услугам компании и устранения нежелательных слухов и мнений. Инструментами служат установление и поддержание постоянных контактов с представителями СМИ и информационных агентств, проведение пресс-конференций, встречи руководства компании с потребителями и общественностью, благотворительность, участие в работе государственных и общественных организаций и т. д.
Личная продажа (personal selling) — представление товара и услуг, осуществляемое в ходе беседы представителя фирмы с одним или несколькими покупателями с целью продажи и установления долгосрочных контактов.
Реклама и личная продажа — две главные составляющие комплекса маркетинговых коммуникаций, стимулирование сбыта и связи
с общественностью — второстепенные. В табл. 1.1 приведены основные достоинства и недостатки рекламы и личной продажи.
Таблица 1.1. Достоинства и недостатки рекламы
и личной продажи
Тип коммуникации
| Достоинства
| Недостатки
| Реклама
| 1. Широкий охват
2. Стандартная, объективная информация, неискаженная субъективной подачей продавца
| 1. Нет обратной связи
2. Небольшой объем информации
3. Незаинтересованность потребителя в контакте
| Личная продажа
| 1. Наличие обратнойсвязи
2. Большой объем передаваемой информации
| 1. Маленький охват
2. Искажение информации засчет личного мнения продавца
| Существуют различные подходы к формированию комплекса маркетинговых коммуникаций. Иногда отдельно рассматривается прямая реклама (прямая почтовая рассылка, торговля по каталогам, участие в выставках, телемаркетинг). Часто в систему дополнительно включаются упаковка, демонстрация товара, дизайн магазина, как отдельные направления рассматриваются прямой маркетинг, спонсоринг, продакт-плейсмент.
В составе комплекса продвижения различают массовые и индивидуальные коммуникации.
Массовые коммуникации обеспечивают широкий охват целевого рынка, используя в качестве способа передачи информации объявления, размещаемые в СМИ, транспорте, на наружных рекламоносителях, в местах продаж и т. п. К массовым коммуникациям относятся реклама, стимулирование конечных покупателей, связи с общественностью.
Индивидуальные коммуникации дают возможность личного взаимодействия с потенциальным покупателем. Информацию до покупателя доводит представитель фирмы, в качестве информационного сообщения служит его выступление. К индивидуальным коммуникациям относится личная продажа. Интегрированные маркетинговые коммуникации — ИМК (integrated marketing communications — IMC) — это -«концепция, согласно
которой компания тщательно продумывает и координирует работу своих многочисленных каналов коммуникации — рекламы в средствах массовой информации, личной продажи, стимулирования сбыта, связи с общественностью, прямого маркетинга, упаковки товара и других, с целью выработки четкого, последовательного и убедительного представления о компании и ее товарах».1
В комплексе интегрированных маркетинговых коммуникаций отдельно выделяют систему интегрированных массовых коммуникаций, в которую входят реклама, стимулирование сбыта и связи с общественностью. В большинстве случаев эти два понятия отождествляются.
Про11Ллюстрируем данную концепцию примером, в котором увязаны связи с общественностью, широкомасштабная реклама и стимулирование конечных покупателей.
Пример 1.12
В Великобритании сеть супермаркетов Tesco в течение 10 лет проводила кампанию маркетинга общественно значимых событий с элементами стимулирования продаж. Программа называлась «Компьютеры для школ». За каждые потраченные в магазине 10 фунтов стерлингов Tesco выдавала своим покупателям ваучер, который они могли отдать любой школе по своему выбору. Школы обменивали полученные ваучеры на новое компьютерное оборудование. Чтобы собрать больше ваучеров, родители школьников порой устраивали складчину. В покупках участвовали не только родители, родительские комитеты и учителя, но и директора школ. Результаты программы в виде стимулирования увеличения объема продаж в супермаркетах были ошеломляющими, однако их нельзя рассматривать отдельно от других целей кампании продвижения. Tesco считает, что «Компьютеры для школ» внесли существенный вклад в создание репутации ее марки как «ответственного корпоративного гражданина».
В последнее время все более популярной становится концепция маркетинга событий (причинно-ориентированный маркетинг общественно значимых событий — the community cause related marke-
1 Котплер Ф., Армстронг Г., СондерсД., Вот В. Основы маркетинга. -2-е европ. издание/ Пер. с англ. М.: Вильяме, 2002. 944 с.
2 Прингл X., Томпсон М. Энергия торговой марки / Пер. с англ. подред. И. В. Крылова. СПб., Питер, 2001. 288 с.
ting) — создание методами продвижения альянсов бренда с общественными явлениями, событиями или с другими брендами, людьми, предметами, важными для потребителя. Универмаги Tesco создавали альянс с общественно значимыми для англичан ценностями — заботой о детях и развитии общества в целом с применением передовых компьютерных технологий. Наиболее распространенные методы маркетинга событий — это спонсорство, благотворительность и патронаж.
Существует и другой подход к ИМ К. Основным понятием в этой концепции является бренд, через который и осуществляется вся коммуникация, а комплекс продвижения является вспомогательным элементом. Интеграция понимается как процесс, осуществляемый на нескольких уровнях и в различных функциональных областях управления. Самой важной является вертикальная интеграция целей и видов деятельности.
Мы также предлагаем свой взгляд на ИМК через концепцию предмета коммуникации.
В маркетинге сейчас важное значение имеет понятие «бренд» (англ. brand — торговая марка). С точки зрения классического подхода, оно больше всего связано с понятием «товар» комплекса маркетинга-микс, но имеет двоякое толкование. С точки зрения продавца, бренд — это имя, термин, дизайн, символ, а также любая характеристика, идентифицирующая товар/услугу на рынке и отличающая его от товара, предлагаемого другим продавцом; товар тоже входит в состав понятия «бренд». С точки зрения потребителя, бренд — совокупность физических и эмоциональных переживаний, сформировавшихся у него на основе потребления товара, восприятия элементов идентификации, особенностей продвижения, распространения и т. п. В свою очередь, брендинг — планомерный процесс создания и развития бренда, обоснования его имиджа, позиционирования, формирования комплекса переживаний потребителя от взаимодействия с брендом и товаром, продвижения бренда на рынке посредством отслеживания отношения к нему потребителей и модификации товара и бренда в соответствии с ожиданиями потребителей.
К элементам идентификации бренда относятся:
• марочное название (имя, термин — часть марки, которую можно произнести);
• марочный знак (непроизносимый символ, дизайн — то, что можно показать и увидеть);
• логотип (оригинальное начертание марочного названия);
• товарный знак (зарегистрированное марочное название и/или знак, объект авторских прав);
• упаковка;
• корпоративный рекламный слоган (например: «Connecting people» для Nokia);
• корпоративный рекламный образ (например, ковбой «Мальборо»);
• фирменный цвет(а);
• определенная композиция и стиль рекламных объявлений;
• стиль оформления мест продаж;
• уровень цены, по сравнению с конкурентами;
• система дистрибуции (используемые типы торговых точек);
• фирменная одежда персонала, его стиль общения и т. д. '
В табл. 1.2 приведена характеристика двойственности понятия «бренд» с точки зрения производителя и потребителя.
Таблица 1.2.Характеристика двойственности бренда
Идентификация формируется ПРОДАВЦОМ
| Соотнесение формируется ПОТРЕБИТЕЛЕМ
| Совокупность элементов идентификации (атрибутов), отличающих товар от других
| Соответствие ожиданиям, желанность
| «Он (бренд) не такой — он другой»
| «Он — это я»
| Товар:
• потребительские свойства
• дизайн, внешний вид
• марочное название
• марочный знак
• упаковкаРеклама (продвижение,коммуникация):
• рекламный девиз
• рекламный образ
• фирменная мелодия
| • имидж товара, реальный иожидаемый
• положительное отношениек товару
• мнения референтных групп (лиц,оказывающих влияние напринятие решения, одобряющихвыбор, являющихся объектомдля подражания)
• ценности потребителя,воплощенные в элементахидентификации
|
Идентификация формируется ПРОДАВЦОМ
| Соотнесение формируется ПОТРЕБИТЕЛЕМ
| • используемые средства рекламы
• стиль рекламыРаспределение:
• каналы распределения
• оформление мест продажи
• общение торгового персоналаЦена:
• уровень цены
• скидки, наценки
| • образ жизни потребления
• ожидаемые атрибуты
• приверженность бренду(лояльность, постоянствопокупок)
• место бренда в социальнойструктуре общества
| 1.2. Средства коммуникации: ATL- и 57Х-реклама
Существует другой, отличный от классического, подход к разделению комплекса маркетинговых коммуникаций на составные части. Согласно ему, комплекс маркетинговых коммуникаций состоит из ЛГ2--рекламы и ЯП-рекламы (рис. 1.2). Л 7Z-реклама (англ. above the line (ATL) — над чертой) — это массовые рекламные средства: телевидение, радио, газеты, журналы, наружная реклама, реклама на транспорте. BTL-реклама (англ. below the line (BTL) — под чертой) включает в себя все мероприятия по стимулированию сбыта, прямой маркетинг, связи с общественностью, участие в выставках, рекламу в Интернете и электронную коммерцию.
По легенде, разделение на ATL- и ВП-рекламу произошло следующим образом. Одна из ведущих компаний на рынке FMCG (fast moving consumer goods — быстро оборачиваемые товары широкого потребления), спланировав общую сумму рекламного бюджета, стала распределять средства — на телевидение, журналы, щиты на улицах и пр. В результате получилась сумма меньшая, чем запланированный объем рекламного бюджета, но вкладывать больше в рекламу в СМИ было нецелесообразно. Маркетологи «провели черту» и под ней написали остаток, который было решено направить на раздачу образцов, проведение лотерей и т. п. Таким образом, часть средств, отведенных на массовую рекламу, оказалась над чертой, а деньги на мероприятия по стимулированию покупателей — под чертой.
ЛП-реклама — это традиционное одностороннее (прямое) воздействие на сознание покупателя без включения его в диалог с продавцом товара, производителем или торговой организацией,
Рис. 1.2. ATL- и BTL-реклама
в то время как В71-реклама предполагает установление более тесных отношений, диалог, обратную связь, заинтересованность, вовлеченность покупателя в коммуникацию с товаром и брендом. В более узкой трактовке BTL — это комплекс услуг, связанный с организацией и проведением мероприятий по стимулированию конечных покупателей. Еще более узкое понимание этого термина — стимулирование покупателей в местах продаж, проведение промоакций.
Российская ассоциация маркетинговых услуг (РАМУ, www.btl.ru) объединяет специализированные BTZ-агентства, оказывающие услуги по организации и проведению мероприятий по стимулированию сбыта. Агентства организуют раздачу бесплатных образцов промоутерами, дегустации, проведение конкурсов, лотерей (используя для коммуникаций средства Л71-рекламы), праздники, народные гулянья, оказывают услуги в области выставочной деятельности.
771-реклама (англ. 1кюиф the line — через линию) сочетает методы ATL и BTL. Этот термин, по сути, является аналогом концепции интегрированных маркетинговых коммуникаций, когда приемы ATL-и 571-рекламы используются совместно для усиления эффекта и преодоления недостатков широкомасштабной рекламы, у которой нетличного контакта, и узкой по охвату личной продажи.
Рассмотрим пример TTL-рекламы как сочетания ATLu BTL. Пример 1.21
Компания TOBLERONE, выпускающая шоколад, проводила кампанию Т7Т-рекламы, в основу которой была положена форма шоколадок — треугольная в сечении. В качестве >4Г/.-рекламы в ряде изданий и в наружной рекламе появились объявления TOBLERONE с изображением различных предметов с треугольными элементами в их составе вместо круглых — велосипед с треугольными колесами, крутой вираж треугольной формы и т. д. Девиз кампании: «Хорошо, что мы не изобрели всех вещей». Одновременно с этим на велосипедных стоянках и в других людных местах города появились промоутеры TOBLERONE с велосипедами на... треугольных колесах! Мало того, что такой велосипед привлекал всеобщее внимание, желающим предлагалось принять участие в конкурсе «Попробуй, прокатись!». Все участники награждались упаковкой шоколадок «TOBLERONE». Сам велосипед, промоутеры, конкурс и подарок — это BTL-реклама. В результате мы получаем интег-рированность, TTL-рекламу: треугольные шоколадки — велосипеды с треугольными колесами в ATL-рекпаме — такие же велосипеды на улицах в STL-мероприятиях.
В системе ATL—BTL маркетинг событий, точнее — событийный маркетинг, имеет следующее толкование. Под событиями (events) понимаются различные методы 5П-рекламы, такие как презентации, выставки, корпоративные праздники, спортивные соревнования, выступления спонсируемых артистов, театральные постановки. Эти мероприятия посещает множество потенциальных покупателей, с которыми устанавливается обратная связь. При этом марка отождествляется с чем-то, что имеет бесспорную ценность для человека, с чем он себя соотносит. Именно поэтому так важен альянс с общественными событиями. Наиболее распространенные методы маркетинга событий — спонсорство и благотворительность. В традиционной интерпретации комплекса продвижения они относятся к PR, поэтому маркетинг событий чаще всего отождествляют именно с этим направлением продвижения. Но различные бренды, люди, предметы, явления тоже имеют общественную значимость. Приведем в пример рекламные кампании «Билайн», которые используют силы
1 Рекламные идеи. 2005. № 3.
других брендов, личностей и событий, имеющих сильную общественную значимость, для усиления таковой значимости бренда «Билайн».
Пример 1.3
В одном из номеров журнала «Esquire» за 2006 г. была опубликована реклама компании «Билайн» под девизом «Сильные должны быть вместе». В объявлении были изображены два кабеля, соединяющихся через USB-connection. На одной части соединения был изображен логотип IBM, на другой — логотип «Билайн». Под иллюстрацией была помещена прямая речь генерального директора «IBM Восточная Европа/Азия»: «IBM уделяет особое внимание развитию отношений с деловыми партнерами. Нам хочется видеть в качестве партнера не просто мобильного оператора, а компанию с большими возможностями для бизнеса. Все это есть у "Билайн", и нам это нравится».
Кромеэтой рекламы в серии объявлений событийного маркетинга весной и летом2006 г. «Билайн» размещал телевизионную рекламу под девизом «Новости кино», в которой рассказывал о новых фильмах талантливых отечественных кинематографистов, анонсировал выступление певицы Мадонны в Москве, спонсором которого являлся.
Разделим еще раз средства рекламы на ATL и BTL и постараемся составить наиболее полный список возможностей.
ATL
1. Газеты.
2. Журналы.
3. Радио.
4. Телевидение.
5. Наружная реклама.
6. Реклама на транспорте.
7. Телефонные справочники (например, «Желтые страницы»).
8. Телефонные службы.
9. Отраслевые издания (журналы, газеты, бюллетени). т
10. Издания для оптовиков (например, «Товары и цены»).
11. Журналы и газеты (например, «Товарный каталог»).
BTL
1. Интернет (электронная почта и интернет-магазины).
2. Прямая реклама (в каждый почтовый ящик, письма по почте, раздача на перекрестках в машины, реклама по телефону, по факсу, по электронной почте и т. д.).
3. Реклама на месте продажи (POS materials), мерчандайзинг.
4. Выставки.
5. Презентации, семинары, публичные испытания и прочие собрания заинтересованных в получении информации лиц.
6. Events (события): фестиваль, конкурс, спортивное соревнование, концерт.
7. Спонсорство.
8. Благотворительность.
9. Патронаж (попечительство).
10. Промоакции (ВП-мероприятия).
11. Магалоги, или катазины (magazine + catalog — журналы фирмы, посвященные ее продукции, рассылаемые специальному списку клиентов или членам клуба «любителей бренда*, например журнал «Keep walking» виски «Johnny Walker»).
1.3. Медиапланирование в системе рекламного воздействия
Коммуникационное (рекламное) воздействие состоит из двух категорий: коммуникационного (рекламного) объявления и используемых средств коммуникации (рекламы).
По концепции ИМ К, в рекламном объявлении могут заключаться и стимулирование, и события связей с общественностью, и другие предметы коммуникации. Поэтому в дальнейшем под рекламой будем понимать весь комплекс ИМК в целом как синоним коммуникации.
Согласно схеме, изображенной на рис 1.3, рекламодатель должен ответить на следующие вопросы:
Ктоявляется потребителем (покупателем) товара и на кого ориентирована реклама (потребитель рекламы; не всегда совпадает с покупателем)?
Рис. 1.3. Система рекламного воздействия
Что необходимо сказать и показать потребителю рекламы?
Где, когда (в каких средствах рекламы) и сколько нужно это говорить и показывать?
Ответ на вопрос «Кто?» необходим как для разработки рекламного обращения, так и для выбора средств рекламы. Рекламное обращение — это ответ на вопрос «Что?», его главная задача — чтобы потребитель обратил внимание на рекламу и пошел за покупками.
С точки зрения воздействия на потребителя по формуле AID A хорошее рекламное объявление должно:
• привлечь внимание (Attention);
• вызвать интерес (Interest);
• сформировать желание (Desire);
• подтолкнуть к действию (Action).
Используемые средства рекламы — это ответ на вопросы: «Где?, Когда? и Сколько?». Они доносят рекламное обращение до людей. От того, насколько удачно мы выберем эти средства, также зависит эффективность воздействия. Сколько человек увидят рекламу, сколько раз в среднем они увидят рекламу, сколько человек увидят рекламу один, два, три, четыре и т. д. раза; если вероятность рекламного контакта с потенциальным потребителем известна, сколько раз надо увидеть рекламу, чтобы совершить покупку, — на эти и другие вопросы отвечает медиапланирование.
В табл. 1.3 показаны различные варианты эффективной и неэффективной систем рекламного воздействия.
Таблица 1.3. Эффективность системы рекламного воздействия
| Эффективные
средства рекламы/
коммуникации
| Неэффективные
средства рекламы/
коммуникации
| Эффективное рекламное объявление / коммуникационное сообщение
| ИДЕАЛ
| Отстройка от конкурентов
| Неэффективное рекламное объявление / коммуникационное сообщение
| Экономия бюджета
| ПОЛНЫЙ ПРОВАЛ
| С полностью эффективной и полностью неэффективной системами все понятно. Возникает дилемма: плохое рекламное обращение и хорошие средства рекламы или, наоборот, — хорошее рекламное обращение и плохие средства рекламы. Если у нас заметное, оригинальное, мотивирующее покупателя рекламное обращение, мы выиграем у конкурентов, если они разместят свою рекламу рядом с нами. Поэтому эта клетка в табл. 1.3 называется •«Отстройка от конкурентов». В то же время до 90% рекламных бюджетов тратится на размещение рекламы, поэтому удачное размещение — это попадание в свой целевой рынок с наименьшими затратами, отсюда «Экономия бюджета».
Медиапланирование в широком смысле слова — это планирование использования средств рекламы (медиа). В узком смысле словамедиапланирование — это выбор конкретных средств рекламы (нескольких газет из группы, телепередач на телеканалах, адресов щитов наружной рекламы и т. д.), времени, места выхода рекламных объявлений, их размера, длительности, количества, составление календарных графиков выхода объявлений на основе анализа размера и структуры аудиторий средств рекламы.
Более всего методы медиапланирования развиты в ЛП-рекламе, точнее в СМИ. Меньшее развитие и распространение эти методы получили в наружной рекламе и рекламе на транспорте. Выделим следующие этапы рекламной кампании и место медиа-планирования в системе управления рекламной деятельностью.
A. Планирование маркетинга.
B. Стратегическое планирование рекламы.
C. Тактическое планирование рекламы.
D. Производство рекламной продукции.
E. Размещение рекламы.
F. Контроль рекламы.
A. Планирование маркетинга
1. Выбор целевых сегментов потребителей. Описание свойств и преимуществ товара. Позиционирование бренда.
2. Постановка целей и задач в области продаж и прибыли.
3. Проведение маркетинговых исследований товара, цены, емкости рынка, продаж конкурентов, поведения потребителей и т. д., необходимых для постановки целей и позиционирования.
B. Стратегическоепланирование рекламы
1.Определение периода планирования.
2. Определение списка и распределение во времени рекламных мероприятий, выбор соответствующих им предметов коммуникации, составление стратегического плана-графика рекламных кампаний/средств рекламы.
3. Определение верхней и нижней границ рекламного бюджета на основе предварительных расчетов различными способами.
4 Стратегический выбор средств рекламы с учетом возможных затрат. Предварительное распределение бюджета по средствам рекламы.
5. Анализ рекламы конкурентов.
6. Творческая концепция: идеология (почему это будет воздействовать на потребителя) и идея (рекламный девиз, рекламный образ) рекламного объявления.
7. Тестирование идей рекламных объявлений.
8. Разработка системы контроля эффективности коммуникации.
С. Тактическое планирование рекламы
1. Медиапланирование: выбор конкретных средств рекламы, адресных программ размещения, размеров рекламных объявлений,
частотности подачи рекламы и т. д. Итоговый документ — календарный план-график выхода рекламных объявлений.
2. Точное определение величины рекламного бюджета с учетом стоимости производства и размещения рекламы. Составление подробной сметы рекламной кампании.
3. Производство макетов рекламных объявлений: фотосъемка, компьютерное макетирование, предпечатная подготовка полиграфической продукции, сценарии аудио- и видеорекламы, эскизы наружной рекламы и т. д.
4. Предварительное тестирование макетов рекламных объявлений.
D. Производство рекламной продукции
1. Киносъемка, аудиозапись, печать плакатов, листовок и пр., изготовление торгового и выставочного оборудования и т. д.
2. Оплата изготовления рекламной продукции.
Е. Размещение рекламы
1.Передача готовых рекламных объявлений и рекламной продукции в средства рекламы.
2. Оплата размещения.
F. Контроль рекламы
1.Контроль производства в процессе изготовления рекламы и контроль качества готовой продукции.
2. Контроль размещения рекламы в ходе реализации плана и после окончания кампании.
3. Контроль эффективности рекламы в процессе и по окончании рекламной кампании.
В рассмотренной системе присутствуют стратегический (пункт В 4) и тактический (пункт С 1) выбор средств рекламы (непосредственно медиапланнрование). Вообще же стратегия и тактика — спорные категории в менеджменте, поэтому договоримся под стратегией понимать то, что не меняется в длительной перспективе. Длительность стратегии определяется заранее.
К стратегии в выборе СМИ относится решение о выборе между рекламой в газетах, по телевидению, на объектах наружной рекламы и т. д. После того как деньги распределены между основными категориями средств рекламы, выбираются конкретные газеты, телепередачи, адреса щитов и т. д. В табл. 1.4 показано соотношение между тактикой и стратегией.
Таблица 1.4.Тактика и стратегия в медиагианировании
|